Автор: Юю Оксана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Мильковская средняя школа №2
Населённый пункт: село Мильково Мильковский район Камчатский край
Наименование материала: программа
Тема: Программа интеллектуального кружка "Марафон знаний"
Раздел: начальное образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мильковская средняя школа № 2»
Рассмотрено
на МО учителей начальных
классов
«___» ___________ 20 ____ г.
«
Согласовано
»
Зам. директора по ВР
__________ Ю. В.
Галочкина
«____» ________ 20____г.
«
Утверждаю
»
Директор МКОУ МСШ
№2
_________ Г.А.Лесина
«_____»
_________20___г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
для обучающихся 2 классов
Интеллектуальный клуб
«Марафон знаний»
1 год
(срок реализации программы)
8-9лет
(возраст обучающихся)
Составил, учитель начальных
классов Ю О.В.
2017 – 2018 учебный год
МКОУ МСШ №2
с Мильково
Пояснительная записка.
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной
1
установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к
воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях
открытого общества. Это ответственность, инициативность,
самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом,
приоритетной целью становится развитие личности, готовой к
самообразованию и саморазвитию. Для начальной школы на данном этапе
развития общества приоритетным является формирование мотивации учения,
развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном
звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают
характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в
самообразовании. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание
любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и
необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи
осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по предметам.
Организация курса «Марафон знаний» – это средство, содействующее
удовлетворению детской любознательности. Вся работа по данной программе
направлена на формирование личностных познавательных, регулятивных,
коммуникативных универсальных учебных действий:
- позитивной мотивации к учению;
- умений определять цели и составлять планы выполнения заданий;
- умений слушать и понимать речь друг друга и т.д.
Реализация программы приведёт к решению самых актуальных
проблем образования: вовлечение обучаемых в серьёзную самостоятельную
деятельность,
которая
будет
способствовать
формированию
навыка
саморазвития, самовоспитания личности.
Нормативно-правовая база.
Рабочая
программа
составлена
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования,
Концепции
духовно-нравственного
развития
и
воспитания личности гражданина РФ.
Цель
программы:
способствовать
созданию
условий
для
поддержки
и
развития
творче ской
индивидуально сти,
интеллектуальной
и
исследовательской
активности
ребёнка,
преобразование
ее
в
особую
познавательную
модель
отношения
к
миру
знаний,
проявляющуюся
в
стойких личностных интересах к учебным предметам.
Задачи программы:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к учебным
предметам;
- расширение кругозора учащихся в различных областях;
- обучение приемам логического мышления;
- развитие внимания, мышления, воображения, памяти;
2
- воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать
индивидуальную работу с коллективной.
Общая характеристика программы
Программа кружка «Марафон знаний» реализует общеинтеллектуальное
направление во внеурочной деятельности в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального
общего
образования.
Программа
направлена
на
развитие
познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся
начальной
школы.
Кружок
«Марафон
знаний»
представляет
систему
интеллектуально-развивающих занятий для детей 2 класса.
Отличительные особенности программы :
В содержании курса интегрированы задания из различных областей
знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое
внимание
обращено
на
развитие
логического
мышления
младших
школьников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра,
преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя,
дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа
построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно
запоминают,
а
фактически
сами
же
и
открывают:
разгадывают,
расшифровывают,
составляют...
При
этом
идёт
развитие
основных
интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать,
конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды
памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.
Участники образовательной программы: 2 класс школы.
Сроки реализации образовательной программы : один учебный год.
Программа рассчитана на 68 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю
по субботам, отдельные темы выносятся на каникулы.
Основными логическими приемами формирования понятий являются
анализ,
синтез,
сравнение,
абстрагирование,
обобщение,
конкретизация,
классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе
решения
математических,
грамматических,
физических
и
многих
других
видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то,
что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи,
точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с
задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд
каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено
зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в
мыслительной
деятельности
—
умение
управлять
собой
в
проблемных
3
ситуациях.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение
сочетать
мысли
по
определенным
правилам,
складываются
благодаря
обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти
качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-
то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий,
включение
детей
в
постоянную
поисковую
деятельность
существенно
гуманизирует начальное образование. Такой
курс как «Марафон знаний»
создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует
стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство
уверенности
в
своих
силах,
в
возможностях
своего
интеллекта.
Решить
многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая
существенно
отличается
от
многообразия
частных
задач.
При
решении
частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь
при
длительной
тренировке
дети
усваивают
некоторый
общий
подход.
Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения
мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи
ученики
первоначально
овладевают
содержательным
общим
способом,
а
затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче.
Появление курса связано с тем, что, в современном мире уже недостаточно
обучать только получению информации.
Формы занятий:
● по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
по
особенностям
коммуникативного
взаимодействия:
практикум,
тренинг, интеллектуальная и деловая игра;
по
дидактической
цели:
вводные
занятия,
занятия
по
углублению
знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная
работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает
младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение
детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются
общеучебные
умения:
самостоятельно
действовать,
принимать
решения,
управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится
коллективная
проверка
решения
задач. Главное
здесь
не
в
том,
чтобы
выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы
указать на детей, допустивших ошибки, а
в том, чтобы дети узнали, как
задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего
ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не
следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно
пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой
4
работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а
именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но
учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических
процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей
же
чьи
учебные
успехи
продиктованы,
в
основном,
прилежанием
и
старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется
другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и
менее
утомительной
благодаря
частым
переключениям
с
одного
вида
мыслительной деятельности на другой.
Формы проведения занятий:
интеллектуальные игры, занятие -
соревнование,
беседа-
диалог,
практические
работы,
словотворчество,
тренинг, решение логически-поисковых заданий.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части
культуры
человечества,
разума,
понимания
сущности
бытия,
мироздания.
Ценность
человека
как
разумного
существа,
стремящегося
к
познанию мира и совершенствованию.
Ценность
труда
и
творчества
как
естественного
условия
человеческой деятельности и жизни.
Ценность
свободы
как
свободы
выбора
и
предъявления
человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно
ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность
гражданственности
–
осознание
себя
как
члена
общества, народа, представителя страны и государства.
Требования к результатам освоения программы «Марафон знаний»
Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития
ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в
зону актуального развития.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую
мотивацию
учебной
деятельности
и
личностного
смысла
учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и
способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную
самооценку,
умение
анализировать
свои
действия
и
управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, к работе на результат.
5
Метапредметные результаты
Способность
принимать
и
сохранять
цели
и
задачи
учебной
деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового
характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условиями
её
выполнения,
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность
использовать
знаково-символические
средства
представления информации для создания моделей изучаемых объектов
и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических
задач.
Использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных
технологий
для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках
и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора,
обработки,
анализа,
организации
и
передачи
информации
в
соответствии
с
коммуникативными
и
познавательными
задачами
и
технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с
помощью
клавиатуры
компьютера,
фиксировать
(записывать)
результаты поиска и анализировать изображения, звуки, готовить своё
выступление
и
выступать
с
аудио-,
видео-
и
графическим
сопровождением.
Овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать
возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь
свою;
излагать
своё
мнение
и
аргументировать
свою
точку
зрения.
Определение
общей
цели
и
путей
её
достижения:
умение
договариваться
о
распределении
функций
и
ролей
в
совместной
деятельности,
осуществлять
взаимный
контроль
в
совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Овладение
начальными
сведениями
о
сущности
и
особенностях
объектов
и
процессов
в
соответствии
с
содержанием
учебных
предметов.
Овладение
базовыми
предметными
и
межпредметными
понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты
6
Использование
приобретённых
знаний
для
описания
и
объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их
количественных, качественных и пространственных отношений.
Приобретение
начального
опыта
знаний
окружающего
мира
для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Приобретение
первоначальных
навыков
работы
на
компьютере
(набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию
по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные: сформированность у детей любознательности, интереса к
учению.
Регулятивные:
определение
цели
учебной
деятельности
с
помощью
учителя, поиск средств и пути их осуществления.
Познавательные: умение определять, какая нужна информация; отбор
необходимых
источников:
книги,
словари,
справочная
литература,
электронные носители; отбор, классификация полученной информации.
Коммуникативные:
организация
взаимодействия
в
группе,
умение
договариваться друг с другом; распределять роли.
Планируемые результаты изучения курса.
Результатом
работы
по
программе
данного
курса
можно
считать
итоговые занятия, которые могут быть проведены в форме интеллектуальных
игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, в форме
экскурсий и праздников.
В начале и в конце каждого года обучения по программе проводится
тестирование учащихся на выявление уровня познавательных процессов.
Ожидаемые результаты.
Расширение возможностей для творческого развития личности учаще-
гося, реализация его интересов.
Рост личностных достижений.
Создание атмосферы успеха.
Установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества.
Накопление опыта творческой деятельности.
Участие в турах олимпиад по русскому языку, математике, окружающе-
му миру.
Формы проверки результативности занятий :
выпуск книг-самоделок собственных логических заданий
подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в
своём классе
участие в интеллектуальных играх.
7
Форма
подведения
итогов
реализации
программы:
открытый
интеллектуальный марафон.
Календарно – тематическое планирование занятий
34 часа (1 час «Развивающая суббота»)
№
п/п
Тема
Кол –
во
часов
Дата
Содержание
1
Диагностика уровня раз-
вития познавательных
процессов
у второклассников.
Провести первичную диагности-
ку
2
Логические задачи на
развитие способности
рассуждать.
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы.
Запомни и нарисуй.
Составь новые слова Логические
задачи.
3
Тренировка внимания.
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы.
Игры на внимание.
4-5
Карусель загадок
Обучение разгадыванию и со-
ставлению загадок
6-7
Развиваем ассоциатив-
ную память. В мире сло-
варных слов.
Развивать у учащихся ассоциа-
тивную память, познакомить с
приёмом запоминания по ассо-
циации.
7-8
Что скрывает сорока?
Обучение решению и составле-
нию рисуночных ребусов
9-
10
« Шапка для размышле-
ний».
Знакомство с разными геометри-
ческими фигурами.
Игра «Внимание».
Игра «Найди фигуру».
11
Поиск закономерностей.
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы.
Игра «Так же, как…..»
Найди буквенную закономер-
ность (числовую)
Логические задачи.
12-
14
Работа со спичками.
Игра «Художник», знакомство с
изографами, вычерчивание фи-
гур, развитие пространственного
воображения работа со спичка-
8
ми (строим дом, поверните его в
другую сторону, выкладывание
фигур из спичек по желанию)
15-
16
«Это интересно!»
Повторение алфавита, игра
«Шифровальщик», составляем
новые слова, решение логиче-
ских задач.
17
Игра «Умники и умни-
цы».
Кто быстро и правильно отве-
тить на вопросы.
18
Что такое «логика»?
Понятие «логика».
Игры на развитие логического
мышления
19-
Логические задачи.
Мозговая гимнастика.
Ответь быстро на вопросы.
Тренировка внимания.
Составляем новые слова.
20
Акция «Птичья столо-
вая»
Викторина «Знаешь ли ты птиц
своего края».
21
«Закодированное слово».
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы.
Произнеси слово задом наперёд.
Отгадайте слово по первым бук-
вам слов.
22
Экологическая сказка
Окончание года «Экологии»
23
Ира «Найди фигуру».
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы.
Тренировка зрительной памяти.
Игра «Угадай число».
Ответь на вопросы, по словам на
доске.
24-
25
Поиск закономерностей.
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы.
Игра «Внимание»
Как получилось слово?
25
Литературное путеше-
ствие
Путешествие по книгам Ш. Пер-
ро 390 лет со д/р
26
Игра «Фантазёр».
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы
Игра «На что похоже?»
27-
28
Добрый «волшебник» -
Ударение
Знакомство с ребусами, разгады-
вание ребусов.
29
«Весёлые вопросы».
Мозговая гимнастика
9
Ответь быстро на вопросы.
Кто больше составит вопросов.
Нарисуй вид сверху.
Логические задачи.
30
Игра «Умники и умни-
цы».
Уровень кругозора
31-
34
Земля – наш «космиче-
ский дом»
Собирать материал на основа-
нии бесед о нашем «космиче-
ском доме» - Земле. Проводить
групповые наблюдениядвижени-
ем Земли, изображением её на
карте и глобусе. Обсуждать кол-
лективно необходимость изуче-
ния планеты Земля.
34 часа (1час в каникулярное время)
1
Игра «Самый смека-
листый»
2
Игра «Внимание».
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы.
Тренировка слуховой памяти.
Игра в слова.
3
Измени свойство.
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы Тре-
нировка зрительной памяти.
Найди 10 отличий. Игра «Изме-
ни свойство».
4
Игра «Так же, как…»
Уровень кругозора
5- 10
Будем беречь нашу
планету
Находить сведения об экологи-
ческом состоянии планеты в
справочной и дополнительной
литературе. Обсуждать коллек-
тивно как сберечь нашу планету,
как быть ей другом. Сколько
воды на Земле?
11-
12
Работа с изографами
Повторить что такое изограф.
Разгадывание изографов.
13-
14
Математический мара-
фон.
Решение логических задач, ре-
шение числовых выражений, от-
гадывание чисел.
15
Вопросы – загадки
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы.
10
16
Игра «Выполни прось-
бы букв».
Знакомство с разными геометри-
ческими фигурами.
Игра «Внимание».
Игра «Найди фигуру». Составь
слова из одного большого слова.
17
Крылатые слова
Знакомство с фразеологизмами,
их значением и происхождени-
ем.
18
Поиск закономерно-
стей.
Мозговая гимнастика
Ответь быстро на вопросы.
Игра «Внимание»
Как получилось слово
19
История книги.
Викторина «Книга наш лучший
друг»
20
Игра «Умники и умни-
цы».
Уровень кругозора
21
Логические задачи.
Мозговая гимнастика.
Ответь быстро на вопросы.
Тренировка внимания.
Составляем новые слова.
22
Посмотри и дополни
Мозговая гимнастика.
Разгадывание ребусов.
23
Что? Где? КОГДА?
Интеллектуальная игра.
24-
25
Работа со спичками.
Игра «Художник», знакомство с
изографами, вычерчивание фи-
гур, развитие пространственного
воображения работа со спичка-
ми (строим дом, поверните его в
другую сторону, выкладывание
фигур из спичек по желанию)
26
Литературная виктори-
на.
Угадай героев сказок, рассказов,
повестей.
27
Игра «Лабиринт».
Тренировка слуховой памяти.
Определи на слух общий звук в
словах.
28
Игра «Самый умный».
Уровень кругозора
29
Магазин головоломок
Решение задач - шуток
30-
31
Волшебный квадрат
Обучение решению и составле-
нию «магических» квадратов
32
Конкурс загадок о при-
Уровень кругозора
11
роде
33-
34
Диагностика уровня
развития познаватель-
ных процессов в конце
года.
Мозговая гимнастика.
Уровень кругозора
Литература
1. Г.Александрова «Занимательный русский язык» ( серия « Нескучный
учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
2. Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках
русского языка» М, Владос, 1999
3. В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
4. В.Волина « Праздник букваря»,М, 1995
5. В.Волина « Праздник числа» М, 1995
6. Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл,
2000
7. Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М,
1989
8. Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
9. Л.Мищенкова « 25 развивающих занятий со второклассниками»
Ярославль, 2006
10.
«Речевые секреты» под. Редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
11.
«Старинные вятские загадки» Киров, 1990
12.
И.Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр»,
1995
Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993
Приложение
у второклассников.
1. Определение типа памяти
Цель: определение преобладающего типа памяти.
Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секун-
домер.
Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес,
дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима,
свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
12
Диагностика уровня развития познавательных процессов
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линей-
ка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь,
осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд
слов, которые он должен постараться запомнить и по команде эксперимента-
тора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чте-
нии - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва
после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.
Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспо-
нируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запо-
мнить. Отдых 10 минут.
Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепо-
том повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на
листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему.
Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем
записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуе-
мого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = ,
где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов.
Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроиз-
ведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше
развит у испытуемого данный тип памяти.
2. Изучение логической и механической памяти
Цель: исследование логической и механической памяти методом запомина-
ния двух рядов слов.
Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует
смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.
Первый ряд:
кукла – играть
курица – яйцо
ножницы – резать
лошадь – сани
13
книга – учитель
бабочка – муха
снег – зима
лампа – вечер
щетка – зубы
корова – молоко
жук – кресло
Второй ряд:
компас – клей
колокольчик – стрела
синица – сестра
лейка – трамвай
ботинки – самовар
спичка – графин
шляпа – пчела
рыба – пожар
пила – яичница
Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов,
которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять
пар слов первого ряда (интервал между парой - пять секунд).
После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом
десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой поло-
вины ряда.
Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в
следующую таблицу.
Таблица 2
Объем смысловой и
механической памя-
ти
Объем смысловой
памяти
Объем механической
памяти
Количество слов
первого ряда (А)
Количество слов
второго ряда (А)
Количество запо-
мнившихся слов
(В)
14
Количество запо-
мнившихся слов
(В)
Коэффициент
смысловой памяти
C=B/A
Коэффициент ме-
ханической памяти
C=B/A
15