Автор: Свинобоева Мария Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кюсюрская СОШ"
Населённый пункт: РЯ (Якутия) Булунский район село Кюсюр
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Давайте жить дружно!"
Раздел: начальное образование
Открытый классный час «Давайте жить дружно!»
Цели: способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу;
формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, жить в мире с другими людьми;
развивать стремление быть терпимым в обществе людей;
воспитывать уважение к одноклассникам.
Оборудование: рисунок сердца, вырезанные из бумаги ладошки ребят, пословицы о дружбе,
фонограммы песен о дружбе, карточки с именами героев мультфильмов и со словом "дружба",
предметы для сценок, ручки.
Ход классного часа
1. Организация внимания учащихся.
2. Вступление.
Учитель: Ребята, как называются отношения людей которые помогают друг другу, выручают в
беде, радуются успехам друг друга? Чаще всего такие отношения называют крепкой, верной и
долгой:дружбой. Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы поговорить о том, что такое
дружба, узнать, какими качествами должен обладать настоящий друг. Наш классный час
называется "Давайте жить дружно!"
Ученик 1. Все мы дружны - секретом дружбы
С вами мы решили поделиться!
Ученик 2. Мы наш секрет откроем вам не сразу,
Вы только слушайте с открытою душой!
Ученик 3. Мы верим, скоро вы поймёте сами,
И навсегда возьмёте наш секрет с собой.
Ученик 4. Случается, бываем одиноки,
И не хватает нам душевной теплоты,
Ученик 5. Бываем мы задумчивы и строги
И никому как будто не нужны.
Учение 6. И светит солнышко неярко.
И нет желанья рисовать.
Учение 7. Читать, играть, неинтересно:
Ну, как скажите не скучать?
Ученик 8. Мир сразу красками наполнится
Изменится вдруг всё вокруг!
Ученик 9.Когда с тобою рядом будет
Твой настоящий, верный друг!
(Звучит песня "Настоящий друг")
Учитель: Какое прекрасное слово "дружба". Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с
которым тебе интересно играть в "снежки", читать новую книгу или посекретничать о своих
тайнах. Произносишь слово "дружба" - и с разу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов. Мир
кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, который дарит нам прекрасное общение с
друзьями. Друг - это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней, друг - это мама,
которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг - это школьный учитель, который
поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг - это старый плюшевый медвежонок с оторванным
ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
3. Работа с пословицами.
Учитель. Русский народ - мудрый народ. Много пословиц о дружбе сложили русские люди. При
подготовке нашего классного часа вы, ребята, занимались поисковой деятельностью: подбирали
пословицы о дружбе.
- Какие вы нашли пословицы?
- Объясните смысл понравившейся пословицы.
4. Игра "Кто с кем дружит?
Учитель: Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит? Кто кому
нужен? (имена героев на доске)
Забавные бурундучки Чип и :(Дейл).
Добрая Белоснежка и :(семь гномов).
Прекрасная Русалочка и : (Най Себастьян).
Забавный Вини Пух и :(Пятачок).
Добрый Малыш и :(Карлсон).
Доверчивый Буратино и :(Мальвина, Пьеро).
Зелёный крокодил Гена и :(Чебурашка).
Учитель. Если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия, если
они добры и отзывчивы, то и дружба бывает настоящей, крепкой и долгой.
(Звучит песня "Ты да я да мы с тобой")
5. Обсуждений ситуаций.
Учитель. Сейчас вашему вниманию я предлагаю несколько ситуаций. Выскажите своё мнение об
увиденном.
1."Друзья".Однажды Саша принёс в школу электронную игру. К нему тут же подбежал Максим
и закричал: "Мы же с тобой друзья, давайте играть!"- Давай! - согласился Саша.Подошли и
другие ребята, но Максим заслонил от них игру.- Я - Сашин друг! - гордо сказал он. - Я буду с ним
играть.На другой день Денис принёс в класс трансформеров. И опять первым возле него
оказался Максим. Но тут подошёл Саша.- Я - твой друг! - опять произнёс он. - Будем вместе
играть.Но тут подошёл Саша. - И меня примите.- Нет, не примем, - сказал Максим.- Почему? -
удивился Саша. - Ты же мой друг, сам вчера говорил.- То вчера, - объяснил Максим. - Вчера у тебя
игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
- Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
Вывод: отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что - то
заполучить: игрушки, сладости и т.п. Это ребята живут по правилу: "Ты мне - я тебе".Дружить
нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что - то сделал, не потому. Что это выгодно. А потому что
этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды.
2. "До первого дождя".Таня и Ира были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Ира
заходила за Таней, то Таня - за Ирой. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный
дождь. Ира была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.- Сними свой плащ, мы
накроемся вместе, - сказала ей Таня. - Я не могу, я промокну! - нагнув голову с капюшоном,
ответила ей Ира.В школе учительница сказала:- Как странно, у Иры платье сухое, а у тебя
Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?- У Иры был плащ, а я
шла в одном платье, - сказала Таня.- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала
учительница, взглянув на Иру, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!Обе
девочки густо покраснели: Ира - за себя, а Таня - за Иру.
- Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?- Почему обе девочки густо покраснели?
(Звучит песня "Когда мои друзья со мной")
6. Дружба в семье.
Учитель: Какое надёжное и ёмкое слово "дружба". Дружить можно со всеми и с кем-то одним,
дружить можно и в классе, во дворе, но всё - таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь
семья - это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём и взрослеем. Недаром одна из
пословиц гласит:
(составление пословицы "Нет лучше дружка, чем родная матушка")- Прочитайте её хором.
- Ребята, а для кого из вас мама является другом и почему?
7. Викторина.
Учитель. Ребята, вы давно научились читать и на страницах книг встречались с описанием дружбы
и друзьями. Сейчас я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь на них ответить.
1. Девочек Жене был подарен необычный цветок, на котором было семь лепестков "исполнения
желаний". На что только не потратила Женя лепестки! Захотела подружиться с Витей, побегать, да
не получилось. Почему? Что потом произошло?
2. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе
разбойников прогнали, вместе жили - не тужили:Назовите этих друзей - музыкантов? (Бременские
музыканты: петух, кот, пёс и осёл).
3. Григорий Остер написал немало рассказов о попугае, удаве, мартышке и их дружной жизни в
Африке. Кто был четвёртым в компании друзей? (слонёнок)
4. Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение
поступок девочки? (Герда)
5. "Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнёс: "Я самый больной в мире
человек". Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: "Друг спас жизнь
друга". Какое лекарство дал Малыш? (Малиновое варенье)
6. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом. Кто он? (Пудель
Артемон)
Учитель. Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая эти книги, вы приобретаете себе друзей в
лице литературных героев.
Ученик 15. Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо.
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
8. Пожелания.
Учитель: Посмотрите, какое большое сердце на доске. Это наше сердце, готовое любить и
помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В этот кармашек вы опустите сейчас "Ладошку"
со своими пожеланиями. Напишите на "Ладошках" пожелания себе, друзьям, классу. Мы достанем
ваши ладошки через 9 лет, когда вы будете в 11 классе.
Учитель: Ребята, о каких правилах дружбы говорили?- Каким вы должны быть другом?
- Каких друзей вам бы хотелось иметь?
1. Дружите, не обижайте друзей и всех кто вас окружает.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не
нарушайте своих обещаний.
5. Берегите своих друзей, ведь друга потерять легко.
6. Если ты за что-то обиделся на своего друга постарайся поскорее забыть об этом и
простить ему свою обиду. Не злись!
(Звучит песня "Если с другом вышел путь")
Учитель: Вот подходит к концу наш классный час. Давайте помогать друг другу в трудную минуту,
давайте выбирать хороших верных друзей. А сейчас мы встанем с вами в круг. Давайте никогда не
будем ссориться. И скажем друг другу слова известного героя - терпеливого и добрейшего кота
Леопольда "Ребята, давайте жить дружно!". Классный час окончен. Надеюсь, что он не прошёл для
вас даром. Будьте добры друг другу. Берегите друзей. Всем спасибо.
Использованные источники:
"Внеклассные мероприятия" 2 класс Авторы - составители: Л.Н.Яровая, О.Е.Жиренко,
Л.П.Барылкина, Л.А.Обухова. Москва "Вако" 2007 г.
"Праздники в начальной школе - 2" Составитель: Н.Г.Кувашова Издательство "Учитель"