Автор: Азанова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12 п.Буланаш
Населённый пункт: Свердловская область, Артемовский район
Наименование материала: Статья
Тема: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ХАРАКТЕРИСТИКИ
Раздел: дошкольное образование
Азанова С. Г.
ㅤㅤㅤ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ:
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ХАРАКТЕРИСТИКИ
На
сегодняшний
день
мы
можем
с
уверенностью
сказать,
что
«информационно-коммуникационные технологии становятся первостепенным
инструментом,
который
человек
будет
использовать
не
только
лишь
в
профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни» [3, c.93].
Информационно-коммуникационные
технологии
(ИКТ)
–
процессы
и
методы
взаимодействия
с
информацией,
которые
осуществляются
с
применением вычислительной техники, а также средств коммуникации [1].
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это технологии
доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным,
инструментальным,
людским)
и
инструментам
совместной
деятельности,
направленная на получение конкретного результата [2].
Информация есть отражение реального мира. Информация - отраженное
разнообразие, то есть нарушение однообразия. Информация является одним из
основных универсальных свойств материи [8].
Информация – совокупность каких-либо данных, знаний [12].
Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение
информации одним лицом другому или ряду лиц.
Технология – совокупность и последовательность методов и процессов
преобразования, позволяющих получить желаемый результат [11].
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и
коммуникационными.
Информационная технология – комплекс методов, способов и средств,
обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и
ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.
На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с
компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства
взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В
этих
коммуникациях
компьютер
занимает
свое
место.
Он
обеспечивает,
комфортное,
индивидуальное,
многообразное,
высокоинтеллектуальное
взаимодействие объектов коммуникации. Главной задачей, которая стоит перед
внедрением информационных и коммуникационных технологий, проецируя их
на
образовательную
практику,
является
адаптация
человека
к
жизни
в
информационном обществе.
«Внедрение
информационных
технологий
в
образование
позволяет
педагогам
открыть
новые
возможности
для
широкого
введения
в
педагогическую практику новых методических разработок, направленных на
реализацию
инновационных
идей
воспитательного,
образовательного
и
коррекционного
процессов.
В
последнее
время
информационно-
коммуникационные технологии – хороший помощник педагогам в организации
воспитательно-образовательной и коррекционной работы» [9, c.19].
Первостепенной
задачей
в
настоящее
время
становится
повышение
компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными
образовательными
комплексами,
ресурсами
глобальной
компьютерной
сети
Интернет
с
целью
того,
чтобы
в
будущем
каждый
из
них
мог
применить
современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с
детьми на качественно новом уровне. Совместная организованная деятельность
педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть экспансивной,
красочной,
с
привлечением
немалого
иллюстративного
материала,
с
применением звуковых эффектов и видеозаписей. Всё это может обеспечить
нам
компьютерная
техника
с
её
мультимедийными
возможностями.
«Использование
информационных
технологий
позволит
сделать
процесс
обучения
и
развития
довольно
действенным,
откроет
новые
возможности
образования не только для самого ребёнка, но и для педагога» [5, c.95].
К
ИКТ
относят
компьютеры,
программное
обеспечение
и
средства
электронной связи. Образовательные средства ИКТ содержат в себе различные
программно-технические
средства,
предназначенные
для
решения
обусловленных
педагогических
задач,
имеющие
предметное
содержание
и
ориентированные на взаимодействие с обучающимися [6].
Можно выделить цели использования ИКТ в ДОУ:
- повышение результативности образования (применение ИКТ в ДОУ
должно
способствовать
более
действенному
выполнению
социального
образовательного заказа);
- увеличение гибкости и доступности образования (применение ИКТ в
ДОУ
должно
способствовать
своевременному
реагированию
на
изменения
социального образовательного заказа);
-
развитие
информационной
культуры
(развитие
общих
навыков
использования
информационных
технологий
воспитателями
для
повышения
результативности их деятельности) [10, с.23].
В настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ – процесс
объективный
и
неизбежный,
предполагающий
активное
использование
современных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении,
методической работе, воспитании и обучении, взаимодействии с родителями
воспитанников.
Направления
и
применение
использования
информационно-
коммуникационных технологий в образовательной деятельности ДОО являются
результативным
техническим
средством,
при
помощи
которого
можно
существенно разнообразить методическую работу в ДОУ:
Использование
компьютера
с
целью
приобщения
детей
к
современным техническим средствам передачи и хранения информации.
ИКТ
как
средство
интерактивного
обучения,
которое
позволяет
стимулировать познавательную активность детей в освоении новых знаний.
Применение компьютерной техники позволяет сделать непосредственно-
образовательную
деятельность
привлекательной
и
истинно
современной,
решать творческие и познавательные задачи с опорой на наглядность.
Информационно-коммуникационные технологии можно использовать на
любом этапе совместной организованной деятельности:
•
в
начале
для
обозначения
темы
с
помощью
вопросов
по
осваиваемой теме, создавая проблемную ситуацию;
•
как
сопровождение
объяснения
педагога
(видеофрагменты,
презентации, схемы, рисунки и т.д.);
•
как информационно-обучающее пособие;
•
для проверки овладения материала детьми.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей,
необходимо
помнить
заповедь
«НЕ
НАВРЕДИ!».
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
в
дошкольных
учреждениях
требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом
в
соответствии
с
возрастом
детей
и
требованиями
Санитарных
правил.
Требования СанПиН 2.4.1.2660-10.
На сегодня ИКТ позволяет:
- «Представить информацию на экране в игровой форме, так как это
отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре, что вызывает у
детей большой интерес.
-
В
доступной
форме,
ярко,
образно,
преподнести
материал,
что
соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
- Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не
перегружать материал ими.
-
Оказывать
содействие
развитию
у
дошкольников
исследовательских
способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
-
Поощрять
детей
при
решении
проблемных
задач
и
преодолении
трудностей» [7, c.28].
ИКТ
для
родителей
воспитанников.
Сотрудничество
с
семьей
ребенка
в
вопросах
использования
ИКТ
дома,
особенно
компьютера
и
компьютерных игр.
Средства
информационно-коммуникационных
технологий
помогают
воспитателю
разнообразить
формы
поддержки
образовательного
процесса,
приумножить
качество
работы
с
родителями
воспитанников,
а
также
объединить
деятельность
воспитателя
группы
и
детского
сада
в
целом.
Преимущества их использования во взаимодействии с семьями воспитанников
несомненны и содержатся в следующем:
- наименьшая затрата времени доступа родителей к информации;
- индивидуальный подход к родителям воспитанников;
- возможность педагога продемонстрировать документы, фотоматериалы;
- увеличение объема информации;
- оперативное получение информации родителями;
- обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;
- оптимизация взаимодействия педагога с семьей [4].
ИКТ
как
метод
осуществления
идеи
сетевого
управления,
организации
педагогического
процесса,
методической
службы.
Данная
технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию
работы
педагогов
и
специалистов.
В
этом
случае
использование
ИКТ
способствует оптимизации деятельности ДОУ.
Н е з а м е н и м ы й
в
р а б о т е
к о м п ь ю т е р
с е г о д н я
д о л ж е н
активно использоваться педагогами
и
специалистами
для
организации
образовательной деятельности с детьми, интересных форм взаимодействия с
семьями
воспитанников,
презентации
собственного
педагогического
опыта
широкой аудитории [6].
С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования» [13].
В данном документе определены также и требования к педагогам. Вот
некоторые из них:
•
владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для
планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего
и дошкольного возраста;
•
выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными
представителями)
детей
раннего
и
дошкольного
возраста
для
решения
образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-
педагогического просвещения [13].
Среди
необходимых
умений
для
осуществления
педагогической
деятельности
по
реализации
программ
дошкольного
образования
согласно
профессиональному
стандарту,
также
отмечается
владение
педагогом
ИКТ-
компетентностями,
необходимыми
для
планирования,
реализации
и
оценки
образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
В настоящее
время
использование
ИКТ
в
практике
ДОУ
в
основном
заключается в следующем:
подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления
стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
подбор
дополнительного
материала
из
различных
источников
к
занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;
создание
презентаций
в
программе
Pоwеr
Pоint
для
повышения
действенности образовательных занятий с детьми;
использование
цифровой
фотоаппаратуры
и
программ
редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же
просто,
как
фотографировать,
легко
находить
нужные,
редактировать
и
демонстрировать их;
использование видеокамеры и соответствующих программ;
использование Интернета в педагогической деятельности, с целью
информационного
и
научно-методического
сопровождения
образовательного
процесса
в
ДОУ,
как
поиск
дополнительной
информации
для
занятий,
расширения кругозора детей;
оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов
по различным направлениям деятельности;
создание медиатек, которые представляют интерес не только для
педагогов, но и для родителей.
использование
компьютера
в
делопроизводстве
ДОУ,
создании
различных баз данных.
создание электронной почты, ведение сайта ДОУ [10].
Таким
образом,
можно
обозначить
преимущества
информационно-
коммуникационных технологий перед традиционными средствами обучения:
1)
ИКТ
даёт
возможность
расширения
использования
электронных
средств обучения потому, что они передают информацию быстрее;
2)
использование
информационных
технологий
побуждает
детей
к
поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет
самостоятельно или вместе с родителями;
3)
мультипликация,
движение,
звук
надолго
приковывает
внимание
детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.
Высокая
динамика
непосредственно-образовательной
деятельности
способствует
результативному
усвоению
материала,
воображения,
развитию
памяти, творчества детей;
4)
видеофрагменты и слайд-шоу позволяют показать те моменты из
окружающего
мира,
наблюдение
которых
вызывает
затруднения:
например,
рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн;
5)
обеспечивает
наглядность,
которая
способствует
восприятию
и
наилучшему запоминанию материала, что немаловажно, учитывая наглядно-
образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три
вида памяти: слуховая зрительная, моторная;
6)
моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно
показать и увидеть в обыденной жизни (в частности, воспроизведение звуков
природы; работу транспорта и т.д.);
7)
ИКТ
–
это
дополнительные
возможности
работы
с
детьми,
имеющими ограниченные возможности.
Список использованной литературы
1.
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий.
М.: Изд-во ИКАР. 2009. – 448с.
2.
Босова
Л.Л.
Толковый
словарь
терминов
понятийного
аппарата
информатизации образования. М., 2011.
3.
Горвиц
Ю.М.
Новые
информационные
технологии
в
дошкольном
образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. М., 1998.
4.
Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольные
учреждения и семья – единое пространство детского развития. Методическое
руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. М.:
ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.
5.
Ерофеева Т.И., Мусиенко С.И. Создание коллектива единомышленников в
инновационной
педагогической
деятельности.
//Инновации
в
российском
образовании: Дошкольное образование 1999.- М.: Изд-во МГУП, 1999.
6.
Журавлев
А.А.
Что
такое
педагогические
технологии
и
как
ими
пользоваться? М., 2007.
7.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании, учебное пособие
для высш. учеб. Заведений, М, «Академия», 2008.
8.
Информатика.
Энциклопедический
словарь
для
начинающих.
Под
ред.
Д.А.Поспелова. Москва.: Педагогика-Пресс, 1994]
9.
Колин К.К. Россия и мир на пути к информационному обществу /Открытое
образование. 2006. – № 4.
10.
Комарова
Т.С.
Информационно-коммуникационные
технологии
в
дошкольном образовании. М., 2011.
11.
Краткий
словарь
современной
педагогики
/
под
ред.
Юмсуновой
Л.Н.,
Санжиева Т.Б. Улан-Удэ, 2010. – 104с.
12.Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д. Н. Ушакова. Том 1.:
М.,1935.
13.Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
/
Приказ
министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва.