Напоминание

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ХАРАКТЕРИСТИКИ


Автор: Азанова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12 п.Буланаш
Населённый пункт: Свердловская область, Артемовский район
Наименование материала: Статья
Тема: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ХАРАКТЕРИСТИКИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Азанова С. Г.

ㅤㅤㅤ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ:

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ХАРАКТЕРИСТИКИ

На

сегодняшний

день

мы

можем

с

уверенностью

сказать,

что

«информационно-коммуникационные технологии становятся первостепенным

инструментом,

который

человек

будет

использовать

не

только

лишь

в

профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни» [3, c.93].

Информационно-коммуникационные

технологии

(ИКТ)

процессы

и

методы

взаимодействия

с

информацией,

которые

осуществляются

с

применением вычислительной техники, а также средств коммуникации [1].

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это технологии

доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным,

инструментальным,

людским)

и

инструментам

совместной

деятельности,

направленная на получение конкретного результата [2].

Информация есть отражение реального мира. Информация - отраженное

разнообразие, то есть нарушение однообразия. Информация является одним из

основных универсальных свойств материи [8].

Информация – совокупность каких-либо данных, знаний [12].

Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение

информации одним лицом другому или ряду лиц.

Технология – совокупность и последовательность методов и процессов

преобразования, позволяющих получить желаемый результат [11].

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и

коммуникационными.

Информационная технология – комплекс методов, способов и средств,

обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и

ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.

На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с

компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства

взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В

этих

коммуникациях

компьютер

занимает

свое

место.

Он

обеспечивает,

комфортное,

индивидуальное,

многообразное,

высокоинтеллектуальное

взаимодействие объектов коммуникации. Главной задачей, которая стоит перед

внедрением информационных и коммуникационных технологий, проецируя их

на

образовательную

практику,

является

адаптация

человека

к

жизни

в

информационном обществе.

«Внедрение

информационных

технологий

в

образование

позволяет

педагогам

открыть

новые

возможности

для

широкого

введения

в

педагогическую практику новых методических разработок, направленных на

реализацию

инновационных

идей

воспитательного,

образовательного

и

коррекционного

процессов.

В

последнее

время

информационно-

коммуникационные технологии – хороший помощник педагогам в организации

воспитательно-образовательной и коррекционной работы» [9, c.19].

Первостепенной

задачей

в

настоящее

время

становится

повышение

компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными

образовательными

комплексами,

ресурсами

глобальной

компьютерной

сети

Интернет

с

целью

того,

чтобы

в

будущем

каждый

из

них

мог

применить

современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с

детьми на качественно новом уровне. Совместная организованная деятельность

педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть экспансивной,

красочной,

с

привлечением

немалого

иллюстративного

материала,

с

применением звуковых эффектов и видеозаписей. Всё это может обеспечить

нам

компьютерная

техника

с

её

мультимедийными

возможностями.

«Использование

информационных

технологий

позволит

сделать

процесс

обучения

и

развития

довольно

действенным,

откроет

новые

возможности

образования не только для самого ребёнка, но и для педагога» [5, c.95].

К

ИКТ

относят

компьютеры,

программное

обеспечение

и

средства

электронной связи. Образовательные средства ИКТ содержат в себе различные

программно-технические

средства,

предназначенные

для

решения

обусловленных

педагогических

задач,

имеющие

предметное

содержание

и

ориентированные на взаимодействие с обучающимися [6].

Можно выделить цели использования ИКТ в ДОУ:

- повышение результативности образования (применение ИКТ в ДОУ

должно

способствовать

более

действенному

выполнению

социального

образовательного заказа);

- увеличение гибкости и доступности образования (применение ИКТ в

ДОУ

должно

способствовать

своевременному

реагированию

на

изменения

социального образовательного заказа);

-

развитие

информационной

культуры

(развитие

общих

навыков

использования

информационных

технологий

воспитателями

для

повышения

результативности их деятельности) [10, с.23].

В настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ – процесс

объективный

и

неизбежный,

предполагающий

активное

использование

современных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении,

методической работе, воспитании и обучении, взаимодействии с родителями

воспитанников.

Направления

и

применение

использования

информационно-

коммуникационных технологий в образовательной деятельности ДОО являются

результативным

техническим

средством,

при

помощи

которого

можно

существенно разнообразить методическую работу в ДОУ:

Использование

компьютера

с

целью

приобщения

детей

к

современным техническим средствам передачи и хранения информации.

ИКТ

как

средство

интерактивного

обучения,

которое

позволяет

стимулировать познавательную активность детей в освоении новых знаний.

Применение компьютерной техники позволяет сделать непосредственно-

образовательную

деятельность

привлекательной

и

истинно

современной,

решать творческие и познавательные задачи с опорой на наглядность.

Информационно-коммуникационные технологии можно использовать на

любом этапе совместной организованной деятельности:

в

начале

для

обозначения

темы

с

помощью

вопросов

по

осваиваемой теме, создавая проблемную ситуацию;

как

сопровождение

объяснения

педагога

(видеофрагменты,

презентации, схемы, рисунки и т.д.);

как информационно-обучающее пособие;

для проверки овладения материала детьми.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей,

необходимо

помнить

заповедь

«НЕ

НАВРЕДИ!».

Использование

информационно-коммуникационных

технологий

в

дошкольных

учреждениях

требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом

в

соответствии

с

возрастом

детей

и

требованиями

Санитарных

правил.

Требования СанПиН 2.4.1.2660-10.

На сегодня ИКТ позволяет:

- «Представить информацию на экране в игровой форме, так как это

отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре, что вызывает у

детей большой интерес.

-

В

доступной

форме,

ярко,

образно,

преподнести

материал,

что

соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

- Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не

перегружать материал ими.

-

Оказывать

содействие

развитию

у

дошкольников

исследовательских

способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

-

Поощрять

детей

при

решении

проблемных

задач

и

преодолении

трудностей» [7, c.28].

ИКТ

для

родителей

воспитанников.

Сотрудничество

с

семьей

ребенка

в

вопросах

использования

ИКТ

дома,

особенно

компьютера

и

компьютерных игр.

Средства

информационно-коммуникационных

технологий

помогают

воспитателю

разнообразить

формы

поддержки

образовательного

процесса,

приумножить

качество

работы

с

родителями

воспитанников,

а

также

объединить

деятельность

воспитателя

группы

и

детского

сада

в

целом.

Преимущества их использования во взаимодействии с семьями воспитанников

несомненны и содержатся в следующем:

- наименьшая затрата времени доступа родителей к информации;

- индивидуальный подход к родителям воспитанников;

- возможность педагога продемонстрировать документы, фотоматериалы;

- увеличение объема информации;

- оперативное получение информации родителями;

- обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;

- оптимизация взаимодействия педагога с семьей [4].

ИКТ

как

метод

осуществления

идеи

сетевого

управления,

организации

педагогического

процесса,

методической

службы.

Данная

технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию

работы

педагогов

и

специалистов.

В

этом

случае

использование

ИКТ

способствует оптимизации деятельности ДОУ.

Н е з а м е н и м ы й

в

р а б о т е

к о м п ь ю т е р

с е г о д н я

д о л ж е н

активно использоваться педагогами

и

специалистами

для

организации

образовательной деятельности с детьми, интересных форм взаимодействия с

семьями

воспитанников,

презентации

собственного

педагогического

опыта

широкой аудитории [6].

С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования» [13].

В данном документе определены также и требования к педагогам. Вот

некоторые из них:

владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для

планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего

и дошкольного возраста;

выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными

представителями)

детей

раннего

и

дошкольного

возраста

для

решения

образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-

педагогического просвещения [13].

Среди

необходимых

умений

для

осуществления

педагогической

деятельности

по

реализации

программ

дошкольного

образования

согласно

профессиональному

стандарту,

также

отмечается

владение

педагогом

ИКТ-

компетентностями,

необходимыми

для

планирования,

реализации

и

оценки

образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В настоящее

время

использование

ИКТ

в

практике

ДОУ

в

основном

заключается в следующем:

подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления

стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

подбор

дополнительного

материала

из

различных

источников

к

занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;

создание

презентаций

в

программе

Pоwеr

Pоint

для

повышения

действенности образовательных занятий с детьми;

использование

цифровой

фотоаппаратуры

и

программ

редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же

просто,

как

фотографировать,

легко

находить

нужные,

редактировать

и

демонстрировать их;

использование видеокамеры и соответствующих программ;

использование Интернета в педагогической деятельности, с целью

информационного

и

научно-методического

сопровождения

образовательного

процесса

в

ДОУ,

как

поиск

дополнительной

информации

для

занятий,

расширения кругозора детей;

оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов

по различным направлениям деятельности;

создание медиатек, которые представляют интерес не только для

педагогов, но и для родителей.

использование

компьютера

в

делопроизводстве

ДОУ,

создании

различных баз данных.

создание электронной почты, ведение сайта ДОУ [10].

Таким

образом,

можно

обозначить

преимущества

информационно-

коммуникационных технологий перед традиционными средствами обучения:

1)

ИКТ

даёт

возможность

расширения

использования

электронных

средств обучения потому, что они передают информацию быстрее;

2)

использование

информационных

технологий

побуждает

детей

к

поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет

самостоятельно или вместе с родителями;

3)

мультипликация,

движение,

звук

надолго

приковывает

внимание

детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.

Высокая

динамика

непосредственно-образовательной

деятельности

способствует

результативному

усвоению

материала,

воображения,

развитию

памяти, творчества детей;

4)

видеофрагменты и слайд-шоу позволяют показать те моменты из

окружающего

мира,

наблюдение

которых

вызывает

затруднения:

например,

рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн;

5)

обеспечивает

наглядность,

которая

способствует

восприятию

и

наилучшему запоминанию материала, что немаловажно, учитывая наглядно-

образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три

вида памяти: слуховая зрительная, моторная;

6)

моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно

показать и увидеть в обыденной жизни (в частности, воспроизведение звуков

природы; работу транспорта и т.д.);

7)

ИКТ

это

дополнительные

возможности

работы

с

детьми,

имеющими ограниченные возможности.

Список использованной литературы

1.

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий.

М.: Изд-во ИКАР. 2009. – 448с.

2.

Босова

Л.Л.

Толковый

словарь

терминов

понятийного

аппарата

информатизации образования. М., 2011.

3.

Горвиц

Ю.М.

Новые

информационные

технологии

в

дошкольном

образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. М., 1998.

4.

Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольные

учреждения и семья – единое пространство детского развития. Методическое

руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. М.:

ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.

5.

Ерофеева Т.И., Мусиенко С.И. Создание коллектива единомышленников в

инновационной

педагогической

деятельности.

//Инновации

в

российском

образовании: Дошкольное образование 1999.- М.: Изд-во МГУП, 1999.

6.

Журавлев

А.А.

Что

такое

педагогические

технологии

и

как

ими

пользоваться? М., 2007.

7.

Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании, учебное пособие

для высш. учеб. Заведений, М, «Академия», 2008.

8.

Информатика.

Энциклопедический

словарь

для

начинающих.

Под

ред.

Д.А.Поспелова. Москва.: Педагогика-Пресс, 1994]

9.

Колин К.К. Россия и мир на пути к информационному обществу /Открытое

образование. 2006. – № 4.

10.

Комарова

Т.С.

Информационно-коммуникационные

технологии

в

дошкольном образовании. М., 2011.

11.

Краткий

словарь

современной

педагогики

/

под

ред.

Юмсуновой

Л.Н.,

Санжиева Т.Б. Улан-Удэ, 2010. – 104с.

12.Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д. Н. Ушакова. Том 1.:

М.,1935.

13.Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

/

Приказ

министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!