Автор: Леончикова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №8 "Чоппууска"
Населённый пункт: г.Мирный Республика Саха Якутия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Изучение условно плоскостного и объёмного изображения предметов".
Раздел: дошкольное образование
Последовательность линейного изображения, композиции рисунка.
Линейный
рисунок
–
основа
любого
изобразительного
искусства.
Не
имеет
значения, будем мы писать маслом, работать гуашью или акварелью, мы должны
уметь
изобразить
любой
объект
или
предмет
с
помощью
линий.
Будь-то
карандаш, или перо, мы можем линиями делать наброски или начинать работу,
которую желаем полностью закончить и повесить в рамке на стену у себя в
комнате. На самом деле в природе линий нет.
Линии изображает художник. Так вот, если мы
уже заговорили о художнике, то он, художник,
должен
уметь
увидеть
линии.
Контуры
изображаемых
объектов
являются
линиями.
Формы
состоят
из
линий.
Кстати,
художник
должен видеть формы. И рисовать формы, а
не
руки,
ноги,
ветви
деревьев,
лапы,
тучи,
фужеры, яблоки и т.д. Все вокруг состоит из
форм.
Это
очень
увлекательное
занятие,
-
искать формы и изображать их линиями.
Так, вот, в ближайшее время, когда сядете рисовать, -
постарайтесь
изучить
тот
объект,
который
желаете
изобразить. Из каких форм он состоит? Если рисуете человека, то какой формы его руки,
ноги,
одежда,
складки
одежды.
А
если
человек
не
просто
прямо
стоит,
а
сидит,
-
развалился
на
стуле,
руку
закинул
за
голову.
О,
здесь
уже
побольше
форм.
Или,
представьте, что вы рисуете траву с близкого расстояния.
Вы можете видеть не только различные формы, которые принимают травинки, но и формы,
которые
образуются
в
пространствах
между
травинками.
Эти
формы
можем
назвать
–
связанные. Поэтому нужно учиться видеть эти формы. Начинайте рисунок с больших форм, а
дальше обращайте внимание на меньшие формы и на детали.
Не
делайте
наоборот.
Не
начинайте
рисовать
животное
с
ушей
или
глаз,
-
сначала
наметьте общие очертания, а потом уточняя, переходите к деталям. Не бойтесь делать
ошибки, - не хватайтесь сразу за ластик, чтобы делать исправления. Исправляя ошибки, -
просто проводите линию рядом, может быть и не нужно будет стирать старую линию.
Начиная рисовать карандашом, легко надавливайте на карандаш, чтобы линии не были
жирными и черными, так легче исправлять. И таким образом вы увидите насколько точно
вы провели линии. Побольше практикуйтесь, делайте это регулярно, и вы увидите, что
линии нарисованные вами будут отображать те объекты точно и рисование принесет вам
больше радости.
Случайно
наткнулась
на
работы
Джеоффа
Слэтера.
Вы
что-нибудь
слышали
о
его
творчестве?
На
первый
взгляд
в
его
картинах
нет
ничего
необычного.
Ну
нарисована
она
линиями
Каждый
имеет
право
рисовать
так,
как
хочет.
А
оказывается,
она
не
просто
нарисована
линиями,
линия-то
там
одна
да
к
тому
же
непрерывная.
Канадец
Джеофф
Слэтер
много
лет
тому
назад
изобрел свой собственный стиль или вернее будет
сказать
способ
рисования.
У
него
даже
есть
собственное
название
Amaze
Art,
что
означает
линейное рисование.
На протяжении всей картины проходит одна
непрерывная
линия,
также
на
картине
абсолютно отсутствуют точки пересечения и
соприкосновения.
Цветовая
гамма
тоже
используется определенная: в основном это
три цвета красный, желтый и синий, а если
рисунок
акриловый,
то
тогда
Джеофф
добавляет
еще
белый
цвет.
Благодаря
т е х н о л о г и и
с м е ш и в а н и я
х уд о ж н и к
добивается нужных оттенков.
Метод визирования- метод определения основных пропорций предмета.
Когда мы смотрим вперед, уровень наших глаз
определяет место воображаемой линии,
которая называется линия горизонта. Линия
горизонта всегда находится на уровне глаз. Без
определения линии горизонта вы не сможете
правильно построить перспективу изображения.
Эту воображаемую линию обозначают прямой
линией
в
рисунке.
На
природе,
например,
на
берегу
моря
или
в
степи,
горизонтом
является граница между небом и видимой частью земли или воды. Но бывает когда
различные сооружения, дома, деревья загораживают линию горизонта, его положение
легко определить: можно взять лист бумаги и расположить его горизонтально, а затем
начать поднимать вверх или вниз, и когда лист станет видим, как линия, это и будет ваша
линия горизонта. Так как линия горизонта всегда находится на уровне глаз рисующего, то,
когда вы поднимаетесь на возвышенность, линия горизонта повышается, при спуске же
линия горизонта опускается.
Определяем размеры изображаемых объектов.
При рисовании натуры важно не только анализировать ее общую форму, но и правильно
вычислять соотношение размеров ее частей, используя при этом метод обобщения, или
упрощения.
Другими
словами,
модель
представляется
в
виде
набора
стандартных
геометрических форм. Если предварительно не определить размер и пропорции модели,
воспроизвести ее достоверно будет невозможно.
Как определить размеры.
Вычислить
размеры
любого
объекта
и
проверить
их
можно,
используя
метод
визирования.
Величина
предмета
вычисляется
расстоянием
от
верхнего
кончика
инструмента до кончика большого пальца вытянутой руки, держащей инструмент.
Все, что видят наши глаза, на самом деле
предстает
перед
ними
в
искаженной
форме (да-да, это так), ведь иначе им
было бы сложно увидеть и заметить все,
согласитесь.
Но
это
еще
не
значит,
что
вещи,
пейзажи,
люди
и
все
остальное
(котики,
собачки,
мышки
и
даже
муравьи),
н а
с а м о м
д е л е
т е р п я т
изменения
–
они
не
меняются.
Но
мы
в и д и м
п е р е м е н ы .
Э т и
п е р е м е н ы
отображаются и на рисунках.
Позиция художника при измерении.
Для того, чтобы анализируемые расстояния и пропорции были правильными, художнику
следует
занять
определенную
позицию.
Нужно
всегда
находиться
на
одинаковом
расстоянии
от
изображаемого
объекта.
Каждый
раз
при
необходимости
провести
измерения
следует
занимать
то
же
самое
положение.
Если
рисунок
создается
на
мольберте, желательно отметить на полу положение обеих ног. Если художник работает
сидя, на полу указывают положение ножек стула.
Переносим размеры на основу
Полученное таким образом расстояние можно перенести на изобразительную основу,
воспроизведя его приблизительно, на глаз. На глаз можно вычислить и второй отрезок, в
два раза короче первого. Но иногда важно просто перенести размер точно. Это
достигается разными способами, далее объяснены самые простые.
1. Расстояние переносится на глаз.
2. Если длина отрезка незначительна, можно измерить его, раздвинув указательный и
большой пальцы и сохранив их в таком положении.
3. Затем нужно опустить раздвинутые на длину отрезка пальцы на поверхность бумаги и
сразу указать границы отрезка.
4. Также всегда можно использовать обычный шнур. Зажмите шнур в пальцах на нужном
расстоянии, после чего, удерживая шнур, приложите его к поверхности бумаги и укажите
начало и конец отрезка.
Вытянутая рука.
Для того чтобы измерить параметры изображаемого объекта, руку с карандашом или
иным инструментом следует держать вытянутой. Если измерять невытянутой рукой, это
приведет к серьезным ошибкам.
Длина.
Длина
предмета
–
наиболее
важный
его
параметр.
Инструмент,
благодаря
которому
проводится
измерение,
следует
расположить
горизонтально.
При
каждом
измерении
нужно
вытянуть
руку
и
расположить
инструмент
для
измерения
в
горизонтальном
положении.
Каждый
раз,
осуществляя
замер
той
или
иной
величины,
руку
следует
держать вытянутой.
Рекомендуется манипулировать расположением карандаша для того, чтобы правильно
определить горизонтальное положение. Это требуется для измерения длины предмета.
Высота.
Высота предмета относится к одному из наиболее важных его параметров. Требуется
постепенно обретать навыки ориентации в пространстве. Вытянув руку, следует каждый
очередной раз при замере расстояния держать карандаш или другой инструмент строго
вертикально.
Соотношение между размерами.
При изображении предмета следует наиболее точно определить его высоту и длину.
Пропорциональные отношения между этими величинами диктуют выбор конкретного
формата
бумаги
или
иной
основы.
В
этой
связи
крайне
важна
особая
точность
в
использовании пропорциональных отношений всех параметров между собой.
Сетка.
Более
легкий
набросок
можно
выполнить
с
помощью
сетки,
состоящей
из
равных
квадратов. Сетка нужно разметить на помещенной в рамке прозрачной бумаге, формат
которой равен композиционному формату натуры. Сетка будет очень полезной, если
рисунок создается по фотографии, а также в том случае, когда нужно создать детальный
предварительный набросок с тщательной проработкой всех форм. Для того чтобы создать
сетку,
требуется
прозрачную
бумагу,
расположенную
в
рамке,
разделить
на
равные
квадраты.
Знаете, с чем это связано? Ни за что не поверите – все с той же перспективой, а вернее
перспективным
соотношением
форм.
Ну
вот,
к
примеру,
мы
ни
за
что
не
сможем
перенести на бумагу, скажем, закатный горизонт посреди цветущего поля во всем его
объеме
и
размерах.
Зато
мы
можем
уменьшить
его,
и
за
счет
искажения
все
же
изобразить.
То есть, по сути, линейная перспектива – это способ создать пространство на плоскости
листа. Но мало просто знать законы и принципы этой перспективы. Это как раз тот самый
случай, когда нужно понимать и уметь этим пользоваться.
В
правильном
обучении
рисованию
учат
общим
принципам
(формулам),
благодаря
которым
начинающий
Художник
может
нарисовать
с
натуры
и
по
воображению
все
подобные предметы.
Например?
Как делать объемными предметы размещая правильно светлые и темные пятна: блик,
свет вокруг блика, полутона (полутени) вокруг света и тень (самые темные места)? Это
общая формула для придания объема любой
форме, от шара до лица человека.
И даже не важно умеете вы штриховать или нет! Главное правильно найти место темных и
светлых пятен.