Автор: Базыкина Анна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №23 СП "Детский сад №70"
Населённый пункт: город Сызрань Самарская облость
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как способ развития физических качеств"
Раздел: дошкольное образование
Публикация на тему:
«
Игра как способ развития физических качеств
».
План:
1.
Возрастные особенности развития физических качеств.
2.
Роль подвижных игр в развитии двигательных качеств.
3.
Классификация подвижных игр. Варьирование и усложнение подвижных игр.
4.
Спортивные игры, специфика их использования в Д0У.
1. Возрастные особенности развития физических качеств.
Главная задача физического воспитания в детском саду – обеспечить всестороннюю
физическую подготовленность каждого ребенка , помочь приобрести запас простых умений, и
двигательных навыков , необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и
активного отдыха.
Обогащение двигательного опыта ребенка осуществляется последовательно – от одного
возрастного этапа к другому. При этом особое значение имеет своевременное усвоение тех видов
двигательных действий , формирование которых обуславливается возрастным и индивидуальным
развитием.
На третьем году жизни характерный для первых двух лет интенсивный темп физического
развития несколько замедляется, но весь организм крепнет, развивается нервная система,
совершенствуется моторика.
Ребенок в этом возрасте чрезвычайно активен, старается действовать самостоятельно.
Движения ребенка еще не сформированы как произвольные. Они часто непреднамеренны,
направления их случайны.
Хотя в этом возрасте у малыша появляется способность устанавливать некоторое сходство с
образцом, действуя по подражанию, он не поддерживается точно заданной формы движений. К
концу года движения выполняются с большей свободой и легкостью, приобретают
размеренный ,ритмичный характер.
На четвертом году жизни у ребенка возрастает стремление действовать самостоятельно. В
это же время его внимание неустойчиво , он отвлекается , часто переходит от одного вида
деятельности к другому .В этом возрасте ребенок овладевает уже сравнительно большим запасом
двигательных умений и навыков, но он еще не заботиться о результатах своих действий, поглощен
самим процессом движений , их эмоциональной стороной. Вместе с тем движения детей
постепенно приобретают все более преднамеренный характер. Ребенок уже в состоянии
повторять движения по своему усмотрению или по предложению воспитателя , различать
некоторые его способы, соблюдать нужное направление .Детям этого возраста свойственно
желание включаться в новые и разнообразные виды движений .Сочетая различные действия,
ребенок может соблюдать определенную их последовательность. Формирование двигательных
навыков и умений продолжается на основе подражания. Ребенок более внимательно следит за
воспитателем, когда он дает образец движений, выслушивает пояснения.
Концу четвертого года у ребенка имеется довольно большой и прочный запас
разнообразных движений и их сочетаний. Это позволяет перейти к работе над качественной
стороной движений, а также заботиться о развитии ловкости.
Ребенок пятого года жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений.
Он стремиться к новым сочетаниям движений, может использовать свои силы в сложных видах
движений и физкультурных упражнений. У детей возникает потребность в двигательных
импровизациях. Они берутся за выполнение любой двигательной задачи, но еще не умеют
соразмерять свои силы ,учитывать свои реальные возможности
Растущее двигательное воображение становиться в этом возрасте одним из стимулов
обогащения моторики детей разнообразными способами действий.
Внимание ребенка среднего возраста приобретает все более устойчивый характер,
совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети хорошо различают виды
движений, частично овладевают умением выделять некоторые их элементы. Развивается
способность воспринимать, представлять, анализировать и оценивать последовательность и
качество своих действий. Возникает интерес к результатам движения ,правильности его
выполнения ,соответствия образцу.
Дальнейшее совершенствование двигательных умений и навыков обусловлено уровнем
развития тех физических, без которых они не могут проявляться достаточно правильно и
эффективно.
Ведущие элементы техники разных способов бега, прыжков, метания ,действий с мячом,
передвижения на лыжах, коньках, не могут быть освоены ребенком и применяться продуктивно,
если у него недостаточно развиты ловкость, координация ,точность движений ,быстрота ,сила
,выносливость , гибкость , а также способность сохранять устойчивое положение тела в самых
различных условиях .
Развитие физических качеств происходит под влиянием постоянных упражнений. В
результате расширяются и обогащаются двигательные возможности детей, возрастают их
физические силы.
Наряду с игрой побудительным мотивом двигательной деятельности выступает мотив
усвоения новых умений , навыков; в результате закладываются прочные основы школы
движений , повышение работоспособности и физической подготовленности.
На шестом году жизни ребенка его движения становятся осознанными и носят
преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную
воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога.
Дети обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются
объяснить, почему следует проделывать их так ,а не иначе. Во время объяснений у ребенка
возникает мысленное представление о движении, его направлении , последовательности
основных частей.
Дети начинают упражняться в движениях по своей инициативе, многократно повторять
их , при этом настойчиво преодолевая трудности . Создаются предпосылки для
целенаправленного воспитания у детей разнообразных физических качеств ,в первую очередь
ловкости и общей выносливости . Вместе с ними у ребенка развивается способность
поддерживать равновесие тела в условиях изменяющейся обстановки. Однако нередко поведение
детей такого возраста обуславливают возникающие мотивы соперничества, соревнования.
На седьмом году у ребенка возрастает способность к различению пространственного
расположения движущихся предметов, они различают скорость , направление движения, смену
темпа , ритма . Все это способствует образованию ясных представлений о движениях , ведет к
овладению детьми техникой сложных по координации движений. Ребенок осваивает прыжки с
разбега в длину и высоту. Дети все чаще руководствуются мотивами достижения хорошего
качества движений. У ребенка постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным,
ловким и грациозным движениям. Многих детей привлекает результат движений, возможность
помериться силой и ловкостью со сверстниками, дети понимают значение упражнений для
совершенствования движений.
Начинают проявляться личные вкусы детей в выборе движений. Нередко для ребенка
привлекателен тот вид упражнений, который лучше получается. В совместной двигательной
деятельности. особенно в подвижных играх соревновательного характера , дети делают попытки
оценивать свои и чужие поступки и находить линию поведения , отвечающую интересам
коллектива.
Отбор содержания для развития двигательных качеств должен осуществляться на основе
общих принципов физического воспитания:
1.
Принцип развивающего обучения.
2.
Принцип воспитывающего обучения.
3.
Принцип всесторонности.
4.
Принцип систематичности.
5.
Принцип сознательности и активности детей.
6.
Принцип индивидуального подхода.
Двигательные качества – это быстрота , ловкость , выносливость ,сила.
Быстротой называется способность человека совершать действия в минимальный для
данных условий отрезок времени. Детям характерно стремление к быстрым движениям. Для
детей 3 -4 лет используются разнообразные общеразвивающие упражнения без предметов и с
мелкими пособиями. Возможность развития быстроты движений расширяется у детей 5 – 6 лет в
связи с тем, что они лучше владеют бегом , прыжками, бросками и ловлей мяча. Ребята пробуют
свои силы в спортивных упражнениях, играх с элементами спортивных игр.
Ловкостью называется способность быстро овладевать новыми движениями и их
сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно , быстро ,
находчиво. К 3 –м годам дети свободно выполняют некоторые движения. Большинству движений
им только предстоит овладеть – прыжками, лазаньем , ловлей мяча. Поэтому для развития
ловкости знакомые движения усложняются, добавляются новые варианты, возрастают требования
к точности двигательных умений.
В 5 – 6 летнем возрасте расширяется круг движений, которые можно использовать с целью
развития ловкости. Широко используются упражнения с разнообразными предметами , более
сложные их сочетания ,больше движений , выполняемых мелкими группами мышц , в
особенности кистью.
Сила определяется, как способность преодолевать внешнее сопротивление или
противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Равномерное развитие мускулатуры
важно для формирования хорошей осанки. С этой целью используются упражнения лежа
,лазание ,ползание ,лазание , наклоны и повороты , упражнения в равновесии , контролирующие
правильное положение головы и туловища .
Выносливостью называют способность к длительному выполнению какой – либо
деятельности без снижения ее интенсивности. Наряду с бегом широкое применение для развития
выносливости занимают подскоки, прыжки через скакалку , прыжки с продвижением вперед.
Эффективным средством является сочетание 2 – 3 подвижных игр с разным содержанием,
позволяющим чередовать большую нагрузку с меньшей ,работу одних мышц с некоторым
расслаблением других.
Широкое использование упражнений, игр , спортивных упражнений окажет влияние как на
уровень овладения двигательными умениями , так и повысит степень развития двигательных
качеств – быстроты , ловкости , силы , выносливости , позволит добиться гармоничного
физического развития ребенка.
2.
Роль подвижных, спортивных игр в развитии двигательных качеств
.
Подвижная игра - это сознательная активная деятельность детей. Подвижная игра, по
определению П.Ф.Лесгафта, является упражнением, готовящим ребенка к жизни. Увлекательное
содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным
умственным и физическим усилиям. В игре дети упражняются в самых разнообразных движениях :
беге, прыжках, лазанье , бросками , ловле , увертывании. Большое количество движений
активирует дыхание, кровообращение, обменные процессы. Это в свою очередь оказывает
благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр
усиливается при проведении их на свежем воздухе. Чрезвычайно важно учитывать роль
растущего напряжения , радости ,сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам
игры , которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только усиливает
физиологическое состояние, но и улучшает результативность движения. Игра является
незаменимым средством совершенствования движений, развития их координации,
формирования быстроты, силы , выносливости.
Велика роль игр в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии
с правилами, овладевают пространственной терминологией ,учатся осознанно действовать в
изменившейся игровой ситуации. В процессе игры активируется память, развивается мышление,
воображение.
Большое значение имеют игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в
коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон,
сознательное выполнение их формирует волю , выдержку , умение контролировать их поступки ,
свое поведение . В игре формируется честность , дисциплинированность , справедливость . В играх
совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их
образность , у них развивается чувство ритма. Таким образом, подвижная игра – незаменимое
средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития
мышления , смекалки, ловкости ,сноровки ,ценных морально – волевых качеств.
Всестороннее физическое развитие предполагает развитие физических качеств. Играя ,
двигаясь, ребенок становится более крепким , ловким , выносливым.
Достигнутый уровень развития физических качеств, психологическая готовность к большей
концентрации волевых усилий обуславливает новый виток физического развития дальнейший
рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий ,
овладение их техникой.
Так постепенно достигается уровень физического совершенства, необходимый для
определенного возрастного этапа .Спортивные упражнения способствуют развитию
двигательных , психических качеств ребенка , оздоровлению , укреплению организма ,
подготавливают к овладению сложными действиями , укреплению организма , подготавливают к
овладению сложными действиями , развивают силу мышц , быстроту мышечных сокращений ,
развивают подвижность суставов , гибкость тела , умение сочетать движения различных частей
тела.
Спортивные и подвижные игры могут применяться в разных вариантах и комбинациях. Это
обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные звенья двигательного аппарата,
отдельные группы мышц, отдельные системы организма – в зависимости от конкретных
педагогических задач.
Разнообразие вариантов спортивных игр и упражнений способствует быстрому овладению
новыми комбинациями движений. В результате создается своеобразный фонд двигательного
опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых в жизненной практике, а также для
формирования сложных гимнастических навыков.
Значительное место занимают спортивные и подвижные игры в системе физического
воспитания и прежде всего,необходимы как средство оздоровления , укрепления ,
своевременного развития организма. Систематически воздействуя на крупные группы мышц,
активизирует обменные процессы , создают благоприятные условия для питания всех клеток и
тканей организма , таким образом , развивается выносливость .
Большую роль оказывает игра в формировании осанки : укрепляются мышцы ,
способствующие правильному положению позвоночника и стопы. Значительную нагрузку
получают мышцы брюшного пресса. Это развивает силу.
Натяду с влиянием на формирование опорно – двигательного аппарата игры являются
прекрасным средством для развития органов дыхания . Спортивные игры способствуют
ритмичности дыхания , тренируют диафрагму , межреберные мышцы . В результате улучшается
экскурсия грудной клетки , увеличивается емкость легких , дыхание становится реже и глубже .
3. Классификация подвижных игр. Варьирование и усложнение
подвижных игр.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В. А.
Сухомлинский.
«Маленькие дети... играют, как птица поет. В жизни дошкольников игры занимают самое
большое место, – отмечала Н. К. Крупская. Игра есть потребность растущего детского организма. В
игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, вернее глаз, развиваются
сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для
них – серьезная форма воспитания».
На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали Горький и Макаренко.
Игру детей они рассматривали как основной вид физической и двигательной деятельности.
Все игры детей принято делить на две большие группы:
●
Игры с готовыми «жесткими» правилами (спортивные, подвижные,
интеллектуальные);
●
Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых
действий.
М. Лацерус предлагает классификацию игр:
●
Игры, связанные с физической деятельностью;
●
Влечения к различным видам зрелищ;
●
Игры интеллектуальные;
●
Игры азартные.
Д. Б. Эльконин делит подвижные игры на четыре группы:
●
Имитационно-процессуальные, в которых действия детей сводятся
к простому подражанию известным действиям по образцу;
●
Драматические игры по определенному сюжету;
●
Игры с несложными по сюжету правилами;
●
Игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры.
Заслуживает внимания классификация игр как отражение разнообразных типов
человеческой деятельности:
●
Физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные,
подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и
забавы; лечебные игры (игротерапия).
●
Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-
интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные,
строительные, трудовые); технические, конструкторские; электронные, компьютерные, игры-
автоматы; игровые методы обучения.
●
Социальные игры: творческие, сюжетно-ролевые (подражательные,
режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-
деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые,
имитационные).
●
Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).
В целях наиболее эффективного выявления и использования ресурсов игры принято
различать подвижные, спортивные и специальные оздоровительные (коррекционно-
оздоровителъные) игры.
К подвижным относятся игры, направленные преимущественно на общую физическую
подготовку и не требующие специальной подготовки играющих; они построены на свободных,
разнообразных и простых движениях, связанных с вовлечением в работу главным образом
больших мышечных групп, и просты по своему содержанию и правилам.
К спортивным относятся игры, имеющие все характерные признаки спорта; они требуют
подготовки и спортивного совершенствования играющих. Спортивные игры характеризуются
наличием борьбы играющих за победу своей команды или за личное первенство. Они отличаются
от подвижных сложностью правил и техники, а также устойчивостью условий и правил.
Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц,
тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают
утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, и создают у игроков
состояние психофизиологического комфорта.
В методике физического воспитания и развития детей принято делить игры на:
1. Элементарные игры с правилами:
а) сюжетного характера («Лохматый пес», «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса»);
б) бессюжетные, где в основе лежат правила (догонялки, прятки, ловишки, игры-эстафеты);
в) аттракционы со специально создающимися условиями (прыжки в мешках, пронести
воздушный шарик в ложке, приклей нос Буратино);
г) игры-забавы на развитие мелкой моторики пальцев (пальчик-мальчик, сорока, колечко).
2. Сложные игры с правилами:
а) спортивные (футбол, элементы баскетбола на 7-ом году жизни);
б) игры с элементами спорта (городки, кегли, кольцебросы).
Также все подвижные игры по программе детского сада делятся по двигательному составу.
1.
Игры большой подвижности, с бегом и прыжками («Мы веселые ребята»,
«Ловишки», «У медведя во бору», «Волк во рву»);
2.
Игры средней подвижности, с лазаньем, хороводы с ходьбой и с бегом
(«Мышеловка», «Ровным кругом», «Карусели», «Пузырь», «Обезьянки», «Медведь и пчелы»);
3.
Игры малой подвижности с ходьбой в средне-медленном темпе, с упражнениями
для определенных частей тела, с метанием («Летает – не летает», «Найди, где спрятано», «Море
волнуется»).
Варьирование и усложнение подвижных игр. Подвижные игры - школа движений. Поэтому по
мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение
делает интересными для детей хорошо знакомые игры.
Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
– увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);
– усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают);
– изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);
– сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный);
– провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки,
можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);
– усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать; увеличить число ловишек и
т.д.)
4. Спортивные игры. Специфика их использования в ДОУ.
Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей.
Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость,
четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное
физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического
воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений.
Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а
также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное
значение для разносторонней физической подготовленности детей.
Дети старшего дошкольного возраста с большим желанием и интересом принимают
участие в спортивных играх, таких, как баскетбол, футбол, ручной мяч, бадминтон, городки,
хоккей.
Освоение элементов спортивных игр составляет основу для дальнейших занятий спортом.
Однако методика проведения спортивной игры имеет свою специфику: требует обязательного
учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности.
Заниматься спортом в прямом смысле этого слова детям дошкольного возраста не рекомендуется,
но некоторые элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.
Игра в баскетбол – командная игра. Она включает в себя бег, прыжки, бросание мяча,
которые выполняются при противодействии партнера. В состав команд входит определенное
количество участников, продолжительность игры ограничена во времени.
Элементарные действия игры в баскетбол могут широко использоваться в старших и
подготовительных к школе группах детского сада. В занятия при этом могут включаться и игры с
мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей
основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижение
благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а
также ознакомление детей с баскетболом в доступной форме. Баскетбол – спортивная игра,
требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что
достигается при помощи специальных и постоянных тренировок. Основное внимание должно
быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного
обучения спортивным играм в школе.
Со старшими дошкольниками проводится упрощенный вариант игры в футбол. Основными
приемами техники игры в футбол являются перемещения внутренней и внешней частью подъема,
внутренним боком стопы, носком ноги. Приемы мяча осуществляются подошвой, бедром, носком
ноги, грудью или головой. Вести мяч по площадке дети учатся носком ноги, внутренним боком
подъема ноги. Вратарь ловит мяч, отбивает его, защищает ворота, бросает пойманный мяч на
поле.
Бадминтон – спортивная игра, требующая от игроков ловкости и быстроты. Для игры
необходимы ракетки и волан. Сначала детей необходимо познакомить с особенностями полета
волана: неравномерность, зависимость от силы удара. Для этого дети подбрасывают волан вверх и
ловят его, а потом перебрасывают друг другу (на месте, во время ходьбы, беге). Эти упражнения
развивают глазомер, ловкость. Когда ребята освоят эти упражнения, их учат действовать с воланом
т ракеткой.
Хоккей – командная спортивная игра. Она проводится на ледяной площадке. Игроки
скользят по льду на коньках и пытаются клюшками забить шайбу в ворота противника. Техника
хоккея включает в себя: перемещения на коньках, держание клюшки, ведение, бросание и
остановку шайбы. Дети должны уметь бегать на коньках в разном темпе, быстро останавливаться,
менять направление бега.
Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и
упражнениям являются организованные занятия на прогулках. Основной их целью является
ознакомление со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники.
Отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями – их эмоциональность.
Положительный эмоциональный тонус является предпосылкой здоровья, предупреждает
различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.
Игровая форма проведения занятий является основой методики обучения детей
спортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра и в
соответствии с общедидактическими принципами. Особенно важно обеспечить доступность
учебного материала и индивидуальный подход, так как спортивные игры являются довольно
сложными для дошкольников. При подборе физических упражнений необходимо учесть
возрастные особенности, возможности ребенка и на их основе определить посильные для него
задания. Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее
научить ребенка избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя
движения, сходные по структуре с элементами техники того действия, которым предстоит
овладеть. Например, при обучении броскам мяча в корзину в баскетболе первым упражнением
является обычная передача мяча, затем – выполнение передач с высокой траекторией, далее –
передача через различные высокорасположенные препятствия (сетка, веревка, планка) с
попаданием в горизонтальную цель (щит баскетбольной корзины), и, наконец, броски
непосредственно в саму корзину.
Более сложные действия спортивных игр можно разучивать в специально созданных
условиях (вне игры). При этом внимание ребенка целесообразно направлять на качество
выполнения движения. В дальнейшем можно усложнять условия выполнения действий,
подводить детей к более трудным заданиям. Например, упражнения с элементами соревнования
можно проводить в следующей последовательности усложнения: в начале обучения
соревнования проводятся на точность выполнения действий, затем – на скорость выполнения
движений сначала между отдельными детьми, а в дальнейшем между группами детей. После
этого можно проводить упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только
качества, но и скорости выполнения движения.
Не менее важна индивидуализация процесса обучения спортивным играм.
Индивидуальный подход осуществляется при подборе методов обучения и воспитания в
зависимости от степени усвоения учебного материала каждым ребенком, при учете реакции его
организма на физическую нагрузку. Содержание занятий строится с учетом физической
подготовленности, индивидуальной одаренности детей к определенному виду движений и их
желаний.
В процессе обучения спортивным упражнениям и играм чрезвычайно важно обеспечить
сознательное освоение действий. Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс
формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной деятельности их
применять.
Занятия спортивными играми и упражнениями отличаются многообразием форм
проведения. На начальном этапе обучения иногда целесообразно применять свободные действия
и любимые игры детей (с мячом, с клюшкой, с велосипедом и другим инвентарем), пользуясь
имеющимся разнообразным оборудованием на площадке. При этом можно предложить детям
выполнить те действия, которыми они слабо владеют или, выполняя их, допускают много ошибок.
А в конце зимнего и летнего сезона целесообразно проводить контрольные занятия с целью учета
двигательных навыков, умений детей и анализ усвоения учебного материала по развитию
спортивных действий.