Автор: Калина Елена Георгиевна
Должность: учитель биологии,экологии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 42
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: учебная программа
Тема: Элективный курс " Основы экологии.Экологические факторы и их влияние на процессы жизнедеятельности растений и животных" -
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение города
Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа № 42»
«
Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы
/__________/Посметная О.В.. /___________/ Костенко Р.А.
/__________/Черепанова С.В.
Протокол №___ Приказ «___» от «___» августа
2016 г. от «__» августа 2016 г от«___» августа 2016 г.
.
Рабочая программа
Предмет: Элективный курс " Экология"
Уровень образования: основное общее образование
Классы:6-А, 6-Б
Количество часов в неделю: 0,5
Количество часов за учебный год: 16
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Составитель:
Калина Елена Георгиевна
учитель первой квалификационной категории
2016-2017 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
II.Планируемые
результаты
освоения
курса
внеурочной
деятельности
III.Содержание курса внеурочной деятельности
IV. Тематическое планирование
I.
Пояснительная записка
Экологическое
образование
выступает
как
сложный
педагогический
процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической
культуры, развиваемый у обучающихся.
Сложившаяся
в
настоящее
время
система
школьного
образования
и
воспитания
включает
большой
объем
экологических
знаний,
умений
и
навыков,
реализующих
требования
экологической
культуры.
В
условиях
современной
экологической
ситуации
важна
экологизация
всей
системы
образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших
принципов экологического образования считается принцип непрерывности –
взаимосвязанный
процесс
обучения,
воспитания
и
развития
человека
на
протяжении всей его жизни.
Основная цель
курса
(основного
общего
образования) -
формирование
у
учащихся
представления
о
мире,
основанного
на
приобретенных
знаниях,
умениях,
навыках
и
способах
деятельности;
обогащение
опыта
разнообразной деятельности
(индивидуальной
и
коллективной),
опыта
познания
и
самопознания; подготовка к
осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной
траектории.
Задачи курса « Экология»:
создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с
основными закономерностями общей экологии;
овладение умениями применять экологические знания для объяснения
процессов
и
явлений
живой
природы,
использовать
информацию
о
современных
достижениях
в области
биологии
и
экологии,
работать
с
биологическими приборами, справочниками;
развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих
способностей
в процессе проведения наблюдений за живыми организмами,
биологических
экспериментов,
работы
с
различными
источниками
информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Рабочая программа по экологии составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта по
естественно - научным дисциплинам;
программы авторского коллектива А.И.Никишова, В.Н.Кузнецова,
Д.Л.Теплова (для 5 -6 класса);
авторской программы И. М. Швец (Природоведение. Биология.
Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 176 с.)
Программа
курса
«Экология»
для
6
классов
построена
с
учетом
возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного
формирования и развития биологических и экологических понятий, усвоения
ведущих экологических идей и научных фактов.
Авторская программа подразумевает преподавание в 6 классе
экологии растений, что было бы целесообразно при обучении биологии
по ФГОСу второго поколения. Однако в ГБОУ СОШ № 42 с 2014 года
внедряются
образовательные
стандарты
3
поколения,
включающие
изучение
в
5
-
6
классе
общебиологические
особенности
жизнедеятельности организмов различных царств живой природы, поэтому
в данную авторскую программу включены как темы экологии растений, так
и темы экологии животных. Кроме того, так как данные классы не изучали
экологию в 5 классе, с самого начала были включены некоторые темы о
общеэкологических
закономерностях -
факторах
окружающей среды,
особенностях
влияния
тех или иных факторов на организмы.
Так
же
рассматриваются особенности влияния различных экологических факторов
на общебиологические процессы – рост, развитие, размножение и т д.
В программу включен большой блок практических работ,
включающих отработку различных методов экологических исследований –
экомониторинг, микроскопия и т д. Темы распределены таким образом, что
они параллельны темам школьного предмета « Биология», что позволяет
расширять и закреплять биологические знания, формировать единую
естественно - научную картину органического мира, отразить практическую
направленность
биологии
и
экологии,
что
позволяет
укреплять
познавательный интерес к изучению дисциплин естественно - научного
цикла.
Рабочая
программа
ориентирована
на
использование
учебного
комплекта:
А.И.Никишов, В.Н.Кузнецов, Д.Л.Теплов. Экология: Учебник для 5 (6)
классов. – М.: Устойчивый мир, 2010 – 272 с.: илл.;
Э кол о г и я
р а с т е н и й :
6
к л а с с :
П о со б и е
д л я
у ч а щ и х с я
общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред.
Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. - М. Вентана - Граф, 2012, - 192 с.: илл.
Согласно действующему учебному плану и с учетом естественнонаучной
направленности
календарно-тематическое
планирование
предусматривает
обучение экологии в 6 классе в объеме 0.5 часа в неделю, 17 часов в год.
С учетом уровня специфики классов выстроена система учебных
занятий
(уроков), спроектированы
ожидаемые
результаты
обучения
(планируемые результаты), включающие в себя три уровня: воспроизведение и
описание
учебной
информации, интеллектуальный
уровень,
творческий
уровень.
При изучении курса учитываются различные стратегии включения
учащихся в учебно-познавательную деятельность на уроке (пошаговая при
изучении
конкретной информации; диалоговая при
изучении
проблемных
вопросов в курсе экологии; стратегия отстранения при изучении материала,
требующего
размышления
и
проявления
к
нему ценностно-смыслового
отношения).
II.Планируемые
результаты
освоения
курса
внеурочной
деятельности
Предметные результаты:
называют
и
расшифровывают
понятия
экологические
факторы,
абиотические, биотические и антропогенные факторы, термопериодизм,
фотодифференциация, биоразнообразие;
приводят примеры
антропргенных
факторов,
биотических
и
абиотических. сравнивают фотопериодизм и фототропизм, анаэробов с
аэробами;
приводят примеры влияния человека на растительный и животный мир,
характеризуют экологические проблемы человечества, раскрывают
пути
их разрешения;
называют
и
расшифровывают
понятия
вегетативное
и
половое
размножение;
определяют влияние экологических факторов на размножение растений
и животных;
называют основные среды обитания, их влияние на живые организмы.
сравнивают низшие и высшее организмы.
Метапредметными результатами являются:
способность
познавать
окружающий
мир,
ориентироваться
в
нём,
ценностное
осмысление
природы,
бережное
отношение
к
культурно-
историческому
и
природному
наследию
России,
осмысление
духовно-
нравственных основ жизни человека и человечества, освоение научной
картины мира;
формирование
функциональной
грамотности
учащихся
в
области
организации
самостоятельной
познавательной
д е я т е л ь н о с т и ,
планирования,
анализа,
рефлексии,
адекватной
самооценки
и
целеполагания, способности переносить знания из одной области знаний в
другую, умело применять их на практике;
умение работать с различными источниками информации, анализировать,
систематизировать знания, формулировать выводы, обобщать, сохранять и
передавать
информацию,
полученную
из
различных
информационных
источников (аудио-, видео-, электронная почта, СМИ, Интернет и др.;
практические
умения
по
экологическому
мониторингу,
овладение
навыками изучения и содействия решению экологических проблем своего
города,
способность
принимать
решения,
ответственность
за
результат
собственной деятельности;
умение слышать и слушать друг друга, способность принять иную точку
зрения
или
убедить
собеседника
в
правильности
собственной,
быть
контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для
достижения общего результата.
Личностные результаты
совершенствование
личностных
качеств,
развитие
экологический
грамотности,
способов
физического,
духовного
и
интеллектуального
саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки;
забота о здоровье, здоровый образ жизни;
формирование
внутренней
экологической
культуры,
а
также
комплекса
качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности;
осознание
своей
роли
и
предназначения,
умение
выбирать
целевые
и
смысловые установки для своих действий и поступков, определяющих
программу жизнедеятельности в целом;
(способность школьниками системно применять экологические знания и
метапредметные
умения
для
самостоятельной
и
коллективной
деятельности при решении личностных и социально-значимых задач в
соответствии с идеями устойчивого развития).
III.Содержание курса внеурочной деятельности
Основное содержание темы
Характеристика
основных
видов
учебной деятельности
Тема 1. Введение. Элементарные
биологические
системы.
Среды
обитания (1 ч.)
Введение.
Экология
как
предмет.
Формирование экологической науки.
Понятие
о
биологической
системе.
Среды обитания живых организмов и
и х
о с о бе н н о с т и
–
н а зе мн о
–
воздушная,
водная,
почвенная
среды и другие организмы
Называют
и
расшифровывают
понятия
экология,
биологическая
система,
среда обитания
Приводят
примеры
биологических
систем
Называют основные среды жизни и
их экологические характеристики
Сравнивают условия обитании в
разных экологических средах
Тема 2. Экологические факторы.
О с о б е н н о с т и
в л и я н и я
экологических факторов на живые
организмы (7 ч.)
Понятие о экологических факторах.
Аб и о т и ч е с к и е ,
б и о т и ч е с к и е ,
а н т р о п о ге н н ы е
ф а к т о р ы .
Химический
состав
почвы
как
экологический фактор.
Температура
как
экологический
фактор. Термопериодизм.
Свет как
э к о л о г и ч е с к и й
ф а к т о р .
Ф ото п е р и од и зм ,
ф о т о т р о п и з м
Э к о л о г и я
ф о т о с и н т е з а .
Фотодифференциация растительного
покрова
Воздух
как
экологический
фактор. Аэробы и анаэробы.
Вода как экологический фактор. Роль
воды
в
минеральном
п и т а н и и
растений.
.
Б и от и ч е с к и е
э ко л о г и ч е с к и е
факторы . Фитогенные и зоогенные
факторы.
Формы
взаимоотношений
между
организмами
Ант ропогенные
факторы. Человеческая деятельность
и
ее
влияние
на
растительный
и
животный мир. Влияние человека на
биоразнообразие
животного
и
растительного
мира.
Проблемы
биоразнообразия
животного
и
Называют
и
расшифровывают
понятия
экологические
факторы,
абиотические ,
биотические
и
а н т р о п о г е н н ы е
ф а к т о р ы ,
термопериодизм,
фотодифферен-
циация, биоразнобразие
Приводят примеры антропргенных
факторов,
биотиче ских
и
а б и о т и ч е с к и х .
С р а в н и в а ю т
фотопериодизм
и
фототропизм,
анаэробов с аэробами
Раскрывают роль воды в
минеральном питании растений
Применяют приемы экомониторинга
п р и
п о д г о т о в к е
т е к у щ е й
и
внеурочной деятельности
Приводят примеры влияния человека
на
растительный и животный мир,
ха р а кт е р и зу ют
э ко л о г и ч е с к и е
проблемы человечества, раскрывают
пути их разрешения.
На
практике
применяют
и
растительного мира Севастополя.
Пр. р. № 1. Оценка плодородия
почвы .
Пр. р. № 2. Экомониторинг состава
почвы пришкольного участка.
Урок – семинар «Экологические
проблемы человечества»
отрабатывают
способы
оценки
плодородия
почвы,
мониторинг
почвы пришкольного участка
Применяют навыки самостоятельной
работы при подготовке семинарского
занятия.
Тема 3.
Влияние экологических
факторов
на
рост,
развитие,
размножение
у
растений
и
животных (
3 ч.)
Антропогенные
составляющие
вегетативного
размножения
растений.
Влияние
экологических
факторов на размножение растений.
Влияние экологических факторов на
размножение животных. Влияние
экологических факторов на рост и
развитие организмов.
Называют
и
расшифровывают
понятия
вегетативное
и
половое
размножение.
Определяют влияние экологических
факторов
на размножение растений
и животных.
Учатся
получать
информацию
пользуясь учебником.
Т е м а
4 .
Приемы
исследования
б и о л о г и ч е с к и х
с и с т е м .
М о н и т о р и н г
о с н ов н ы х
с р е д
родного края (5 ч.)
Основные
среды
жизни
живых
организмов .
Роль среды
в жизни
организма.
Метод
мониторинга
за
средами жизни.
Биомониторинг воздуха. Пр. р №3.
Лехиноиндикация.
Экскурсия
№
1.
Биомониторинг
воды
одной
из
бухт
акватории
Севастополя
Пр.
р
№
4
Микроскопирование
клеток грибов на примере дрожжей
Пр.
р
№
5.
Микроскопироване
низших
(элодея,
цистозира)
и
семенных растений
Пр.
р
№
6
Микроскопирование
простейших
животных
на
примере
Называют основные среды обитания,
их влияние на живые организмы.
П о л ь з у ю т с я
п р и е м а м и
микроскопирования,
л е х и н о и н д и к а ц и е й
у ч а т с я
осуществлять
длительный
контроль
за природными явлениями
Сравнивать
низшие
и
высшее
организмы
инфузорий.
.
IV. Тематическое планирование
№
Наименование
разделов (или
тем)
Общее
кол-во
часов на
изучение
раздела
(тем)
Формируемые УУД
Количество
Количество
и формы контроля
(устный, письменный
опрос)
практических
работ
лабораторных
работ
экскурсий
1
Тема1.
Введение.
Элементарные
биологические
системы. Среды
обитания.
1 ч.
Предметные
Формировать представление о
основных средах
жизни и их
экологических
характеристиках,
сравнивать условия обитании в
разных экологических средах
Метапредметные
Познавательные:
выделять
объекты
и
процессы с точки зрения целого и частей,
выделять и осознавать то, что уже усвоено
и что еще подлежит усвоению, осознавать
к а ч е с т в о
и
у р о в е н ь
у с в о е н и я .
устанавливать
причинно- следственные
связи..
Регулятивные:
с а м о с т о я т е л ь н о
формулировать
познавательную
цель
и
строить
действия
в
соответствии
с
ней,
в ы д е л я т ь
о б о б щ е н н ы й
с м ы с л
и
формальную структуру задачи, выделять и
осознавать то, что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению.
Коммуникативные: вступать
в
диалог,
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем.
Личностные
Формирование целостного мировоззрения,
повышение
интере с а
к
п р е д м е т у,
проявление эмоционального отношения в
учебно-познавательной
деятельности.
Формировать
познавательный
мотив
на
основе интереса к изучению новых для
учащихся
объектов,
готовно сть
к
самообразованию, самовоспитанию
2
Т е м а
2 .
Экологические
факторы.
Особенности
влияния
экологических
факторов
н а
живые
организмы.
7ч.
Предметные
Формировать
понятия
экологические
факторы, абиотические , биотические и
а н т р о п о г е н н ы е
ф а к т о р ы ,
термопериодизм, фотодиф-ференциация,
биоразнобразие,
приводить
примеры
антропргенных факторов, биотических
и абиотических
Сравнивают
фотопериодизм
и
фототропизм, анаэробов с аэробами
Метапредметные
Познавательные:
выделять
объекты
и
2
процессы с точки зрения целого и частей,
уметь
выбирать
смысловые
единицы
текста и устанавливать отношения между
ними, выделять и осознавать то, что уже
усвоено и что еще подлежит усвоению,
осознавать качество и уровень усвоения.
устанавливать
причинно- следственные
связи..
Регулятивные:
с а м о с т о я т е л ь н о
формулировать
познавательную
цель
и
строить действия в соответствии с ней,
выд е ля т ь
об об ще нный
с мыс л
и
формальную структуру задачи, выделять и
осознавать то, что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению.
Коммуникативные: вступать
в
диалог,
участвовать
в
коллективном
обсуждении
п р о бл е м ,
ра зв иват ь
у м е н и е
интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками.
Личностные
Формирование
способности
учащихся
самостоятельно
учиться,
общаться,
принимать решения, осуществлять выбор,
нести
ответственность
за
собственные
действия
и
поступки,
выработка
основ
экологически
грамотного
поведения,
личностный рост и развитие в условиях
социально-значимой
деятельности
по
улучшению
состоянии
окружающей
среды.
3
Т е м а
3 .
Влияние
экологических
факторов
на
рост,
разви-
тие,
размно-
ж е н и е
у
р а с т е н и й
и
животных
.
3 ч.
Предметные
Формирование умения
определять т
влияние
экологических
факторов
на
размножение, рост, развитие, растений и
животных
Метапредметные
Познавательные:
выделять
объекты
и
процессы с точки зрения целого и частей,
уметь
выбирать
смысловые
единицы
текста и устанавливать отношения между
ними, выделять и осознавать то, что уже
усвоено и что еще подлежит усвоению,
осознавать качество и уровень усвоения.
устанавливать
причинно- следственные
связи..
Регулятивные:
с а м о с т о я т е л ь н о
формулировать
познавательную
цель
и
строить действия в соответствии с ней,
выд е ля т ь
об об ще нный
с мыс л
и
формальную структуру задачи, выделять и
осознавать то, что уже усвоено и что ещё
1
Защита проектных
работ.
подлежит усвоению.
Коммуникативные: вступать
в
диалог,
участвовать
в
коллективном
обсуждении
п р о бл е м ,
ра зв иват ь
у м е н и е
интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками.
Личностные
Формирование целостного мировоззрения,
повышение
интере с а
к
п р е д м е т у,
проявление эмоционального отношения в
учебно-познавательной
деятельности.
Формировать
познавательный
мотив
на
основе интереса к изучению новых для
учащихся
объектов,
готовно сть
к
самообразованию, самовоспитанию
Т е м а
4 .
Приемы
исследования
биологических
систем.
Мониторинг
основных
сред
родного края
.
Предметные
Формирование
системы
знаний
об
устойчивом
развитии
цивилизации,
о с н о в н ы х
з а к о н а х
э к о л о г и и ,
био с феро совме стимых
п р и н ц и п а х
деятельности
человечества,
осознание
объективно существующих экологических
в о з м о ж н о с т е й
и
о г р а н и ч е н и й
экономического развития и необходимости
адаптации
к
ним
применительно
к
учебным предметам, входящим в состав
4
1
обязательных
предметных
областей,
а
также
формирование
исследовательских
умений
для
мониторинга
окружающей
среды.
Метапредметные
Познавательные:
выделять
объекты
и
процессы с точки зрения целого и частей,
уметь
выбирать
смысловые
единицы
текста и устанавливать отношения между
ними, выделять и осознавать то, что уже
усвоено и что еще подлежит усвоению,
осознавать качество и уровень усвоения.
устанавливать
причинно- следственные
связи..
Регулятивные:
с а м о с т о я т е л ь н о
формулировать
познавательную
цель
и
строить действия в соответствии с ней,
выд е ля т ь
об об ще нный
с мыс л
и
формальную структуру задачи, выделять и
осознавать то, что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению.
Коммуникативные: вступать
в
диалог,
участвовать
в
коллективном
обсуждении
п р о бл е м ,
ра зв иват ь
у м е н и е
интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками.
Личностные
совершенствование
личностных
качеств,
развитие
психологической
грамотности,
способов
физического,
духовного
и
интеллектуа льного
с а м о р а з в и т и я ,
э м о ц и о н а л ь н о й
с а м о р е г ул я ц и и
и
самоподдержки,
забота
о
здоровье,
здоровый
образ
жизни,
формирование
внутренней
экологической
культуры,
способности
школьниками
системно
применять
экологические
знания
и
м е т а п р е д м е т н ы е
у м е н и я
д л я
с а мо с тоя т е льно й
и
ко л л е к т и в н о й
деятельности при решении личностных и
социально-значимых задач в соответствии
с идеями устойчивого развития
Всего:
34 ч.
6
1