Напоминание

"Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с буквами".


Авторы: Сердюкова Татьяна Кимовна, Мусинская Светлана Зосимовна
Должность: воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №98 компенсирующего вида
Населённый пункт: Республика Коми, г Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с буквами".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Перспективный план занятий, направленных на ознакомление

дошкольников среднего возраста с буквами.

Занятия проводятся с детьми средней группы с нарушением зрения 1 раз в неделю.

Цель: Познакомить со всеми буквами алфавита.

Задачи:

1.Познакомить детей с гласными и согласными звуками.

2. Научить узнавать буквы визуально, обследовать их тактильно, изображать графически.

3.Учить дифференцировать и определять место звука в слове.

4.Способствовать развитию логического мышления детей.

5.Способствовать развитию мелкой моторики пальцев детей .

6. Способствовать развитию коммуникативных способностей у детей на основе общения.

Перспективный план занятий по ознакомлению дошкольников с буквами

.

Дата

Тема

Задачи

Приемы

зкр

Словарная работа

Работа с

родителями

октябрь,

1 неделя

Звук А

1.Учить выделять звук А в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

Подбор слов с заданным

звуком

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек

Игра «Найди букву»

Учим произносить

гласные звуки

плавно,

протяжно. Воздух,

выходящий изо

рта, не встречает

преград, их

можно петь

.

Фонетическая

зарядка. Что

просит сказать

врач, когда

осматривает

горло? (А-а-а..)

Ф.З . Как охают

больные?(Ох-

ох!)

Ф,З, Как воет

волк? (У-у-у…)

«Широко расставив ноги ,А

гуляет по дороге»

Написание

буквы

2 неделя

Звук О

1.Учить выделять звук О в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

Подбор слов с заданным

звуком

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

ниток

Игра «Найди букву»

«Покажи букву пальцами»

Облако, Облако. Шерстка

колечками, очень ты облако

схоже с овечками.

Написание

буквы по

точкам

3 неделя

ЗВУК У

1.Учить выделять звукУ в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

Подбор слов с заданным

звуком

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек

Игра «Найди букву»

игра «Сложи буквы»

(слоги)

Почему ужом назвали

старожила здешних луж?

Никого ведь не ужалил

безобидный черный уж.

Нахождение

буквы среди

других

Изготовление

игры

«Картинки-

перевертыши

»

4 неделя

Звук М

1.Учить выделять звук М в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги

Подбор слов с заданным

звуком, определение

места звука в слове

Выкладывание буквы из

палочек

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек

Ф.З. Как мычит

корова? (МУ-у-

у..)

Учить

произносить

согласные звуки,

Мама! Так тебя люблю, что не

знаю прямо!

Я большому кораблю дам

название «МАМА»,

Игры с

кубиками

_буквами

Ф.З. Как воздух

выходит из

шарика? (С-с-с…)

способствовать

развитию

фонематическог

о восприятия.

Ф.З.Как мы

смеемся? (Ха-ха-

ха!)

Показ

логопедом

правильной

артикуляции

звуков.

Ф.З.Как рычит

собака? (Р-р-р)

ноябрь,

1 неделя

Звук С

1.Учить выделять звук С в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги

Подбор слов с заданным

звуком

Подбор слов с заданным

звуком

определение места звука в

слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

ниток

Слоненок удивил ребят,

слоненок встал на самокат,

немножко покатался- и

самокат сломался.

Игра

«Отгадай,

какая буква

спряталась?»

( по

картинкам)

2 неделя

Звук Х

1.Учить выделять звук Х в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги

Подбор слов с заданным

звуком

определение места звука в

слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек

Игра «картинки-

перевертыши»

Хомяку сказал хорек:»Хост

твой узок, мой широк!»

Нахождение

буквы среди

других

Изготовление

игры

«Картинки-

перевертыши

»

4неделя

Звук Р

1.Учить выделять звук Р в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги

Подбор слов с заданным

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

ниток

«Отгадай, какая буква

спряталась»

Взял Валерка тарелку, взял

Валерка поднос. Мне Валерка

тарелку на подносе принес.

Отгадывание

загадок

(Отгадки с

заданным

звуком)

декабрь

1 неделя

Звук Ш

1.Учить выделять звук Ш в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги

Подбор слов с заданным

звуком

определение места звука в

слове

показ артикуляции

Шел я лесом и боялся..

чей-то шарфик потерялся.

Сразу лес нестрашным стал.

-ЭЙ, кто шарфик потерял?

Написание

своего имени

Выкладывание буквы из

палочек

игра «найди лишнюю

букву»

.З. Как шипит

змея?(Ш-Ш-ш)

Ф.З.Как пыхтит

тесто? (Пых-

пых..)

Ф..З.Как поют

песенку без

слов?(Ля-ля-ля)

Ф.З.Как

погоняют

лошадь? (Но-но-

но)

2 неделя

Звук Ы

1.Учить выделять звук Ы в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги .

Подбор слов с заданным

звуком

определение места звука в

слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек и ниток

Игра «Живое слово»

Мыло душистое, белое,

мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с

ухмылкою.

Если б грязнуля вспомнил про

мыло,

Мыло его наконец бы

отмыло.

Игра «Найди

лишнее

слово» (С

другим

звуком)

3 неделя

Звук Л

1.Учить выделять звук Л в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги

Подбор слов с заданным

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек.

Игра С кубиками(буквы)

Ливень, ливень льет везде.

Рады птенчики в гнезде:

-Мама дома посидит,

Никуда не улетит!

Подбор слов с

заданным

звуком

4 неделя

Звук Н

1.Учить выделять звук Н в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий неделя

зрительный образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги

Подбор слов с заданным

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек

игра»Дорисуй букву»

Нос не в свои дела суют,

Носами перед сном клюют,

зато один веселый нос

Папаша Карло нам принес.

Придумать

рассказ со

словом « нос»

Январь,

2 неделя

Звук К

1.Учить выделять звук К в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги со знакомыми

Подбор слов с заданным

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

В лесу одна смешная птица

Весь день поет: «КУ-КУ!КУ-

КУ!»

никак не может научиться

Петь, как петух: «КУ-ка-ре-ку!»

Заучивание

Стихотворения

звуками

палочек

отгадывание загадок

Ф.З.Как квакают

лягушки?

3неделя

Звук Т

1.Учить выделять звук Т в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги со знакомыми

звуками

Подбор слов с заданным

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек

игра «Составь слово из

слогов»

Ф.З.Как тикают

часы? (тик-так)

Только Таня утром встанет,

танцевать Танюшу тянет.

Что тут долго объяснять !-Таня

любит танцевать.

учить

придумывать

слоги с

заданными

звуками

4неделя

Звук И

1.Учить выделять звук И в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги со знакомыми

звуками

Подбор слов с заданным

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек

Игра «Путаница»

Ф.З. Как кричит

осел? (Иа-иа)

Индюк из города идет,

игрушку новую несет.

Игрушка не простая-

Индюшка расписная.

Февраль

,

1неделя

Звук П

1.Учить выделять звук П в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги со знакомыми

звуками

Подбор слов с заданным

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек

Игра «Угадай букву на

ощупь»

Ф.З.Как пищат

птенцы? (пи-пи-

пи!)

Как пыхтит

каша? (П-п-п)

Петуха спросили дети:

-Почему зовут вас Петей?

Так ответил Петя детям:

-Хорошо умею петь я.

Вспомнить

животных в

названиях

которых есть

данный звук

2неделя

Звук З

1.Учить выделять звук З в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги со знакомыми

звуками

Подбор слов с заданным

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

пластилина

Ф.З. Как поют

комарики? (З-з-

з)

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет»

Подобрать

имена . в

которых

встречается

этот звукс

Игра «Живое слово»

3неделя

Звук Й

1.Учить выделять звук Й в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги со знакомыми

звуками

3 Подбор слов с заданным

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек

Делим слова на слоги

Ф.З.Как

вскрикивают от

испуга? (ой!)

Йод хороший, Йод не злой.

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»-

чуть завидев с йодом банку.

Йод порой , конечно, жжет,

Но быстрее заживет

Йодом смазанная ранка.

Упражнять в

чтении слогов

и слов .

4неделя

Звук Г

1.Учить выделять звук Г в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги со знакомыми

звуками

Подбор слов с заданным

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек

Делим слова на слоги

Ф.З.Как гогочет

гусь?

Галка села на забор грач завел

с ней разговор.

Консультации

для

родителей.

Март,

1неделя

Звук В

1.Учить выделять звук В в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги со знакомыми

звуками

Подбор слов с заданным

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек, ниток

Игра «Живое слово»

Ф.З.Как воет

зубоврачебная

машина? (В-в-

в…)

Воробей взлетел повыше:

Видно все с высокой крыши.

2неделя

Звук Д

1.Учить выделять звук Д в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги со знакомыми

звуками

Подбор слов с заданным

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек

Игра «Угадай букву на

ощупь»

Ф.З.Как дудят в

дудочку? (ду-ду-

ду..)

-Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Консультации

для

родителей.

3неделя

Звук Б

1.Учить выделять звук Б в словах,

правильно произносить.

Подбор слов с заданным

Ф.З. Как блеет

баран? ( бе-е)

Был у бабушки баран,

бил он бойко в барабан.

Открытое

занятие

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги со знакомыми

звуками

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек

Игра «Живое слово»

И плясали бабочки

под окном у бабушки.

4неделя

Звук Ж

1.Учить выделять звук Ж в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги со знакомыми

звуками

Подбор слов с заданным

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек

Игра «Путаница»

Ф.З. Как жужжит

шмель? (Ж-ж-ж)

Жук упал и встать не может.

ждет он , кто ему поможет.

Пишем букву

по точкам

Апрель,

1неделя

Звук Е

1.Учить выделять звук Е в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги со знакомыми

звуками

Подбор слов с заданным

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек

Игра «Угадай букву на

ощупь»

Ф.З. Что говорит

мама , когда

тебя кормит?

(Ешь!)

Егорушка-Егор

полез через забор,

За гвоздь зацепился,

Висит-голосит:

-Снимите с забора

бедного Егора.

Консультации

для

родителей.

2неделя

Звук Я

1.Учить выделять звук Я в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги со знакомыми

звуками

Подбор слов с заданным

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек, ниток

Игра «Живое слово»

Ф.З. Что говорит

бабушка, когда

видит у внучки

грязные ручки?

(Ай-я- яй…)

Яблонька ветвистая,

только яблок мало.

Может быть , их ящерка утром

оборвала.

Дорисуй букву

3неделя

Звук Ю

1.Учить выделять звук Ю в словах,

правильно произносить.

Подбор слов с заданным

Ф.З.Куда улетают

птицы осенью?

Юла возле Юльки

Крутится, поет,

Учимся писать

свое имя

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги со знакомыми

звуками

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек и ниток

Игра «Путаница»

(На юг)

Юле и Юре

Спать не дает.

4неделя

Звук Ё

1.Учить выделять звук Ё в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги со знакомыми

звуками

Подбор слов с заданным

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек

Игра «Угадай букву на

ощупь»

Ф.З. Что больше

всего любит

медведь? (Мед)

Еж морской на дне морском

Пел о ежике лесном:

-Ах ты, еж, братец еж, как без

моря ты живешь?

Консультации

для

родителей.

май, 1

неделя

Звук Ч

1.Учить выделять звук Ч в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги со знакомыми

звуками

Подбор слов с заданным

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек

Игра «Живое слово»

Ф.З. Как чикают

ножницы?

Говорят: часы стоят, Говорят:

часы спешат, Говорят: часы

идут,

но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой

вместе,

А часы стоят на месте.

Учимся писать

свое имя

2 неделя

Звук Э

1.Учить выделять звук Э в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги со знакомыми

звуками

Подбор слов с заданным

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек

игра «Составь слово из

слогов»

Ф.З.Что говорят,

когда рыба

срывается с

крючка? (ЭХ!)

Взял я лук и крикнул :-ЭХ!

Удивлю сейчас я всех!

Натянул потуже лук,

да стрела застряла вдруг!

И вокруг сказали все:

-Э-э-э!

Учимся писать

свое имя

3 неделя

Звук Ц

1.Учить выделять звук Ц в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги со знакомыми

звуками

Подбор слов с заданным

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек

Игра «Угадай букву на

ощупь»

Ф.З.Как

подзывают

цыплят? (ЦЫП-

ЦЫП..)

Цветет у птичника цветок-

Цветет на паре тонких ног.

Цветок пушист и звонок…

-Цветок, ты кто?

-Цыпленок!

Консультации

для

родителей.

4 неделя

Звук Ф

1.Учить выделять звук Ф в словах,

правильно произносить.

2.Формировать четкий зрительный

образ.

3.Учить читать открытые и

закрытые слоги со знакомыми

звуками

Подбор слов с заданным

звуком определение места

звука в слове

показ артикуляции

Выкладывание буквы из

палочек

Игра «Путаница»

Ф.З. Как фыркает

кот? (ф-ф-ф..)

Федя полез за конфетой

в буфет-

Факт, что в буфете не будет

конфет.

Учимся писать

свое имя

Диагност

ика

1.Знает все буквы и называет звуки, которые они обозначают

2.Различает гласные и согласные звуки.

3.Умеет читать слоги

4.Читает простые слова

5. Умеет графически изображать букву.

6.умеет делить слова на слоги

7.Умеет Дифференцировать и определять место звука в слове.

Список литературы.

Н.С. Жукова «Букварь»

В. Волина «Праздник букваря»

Ф,Бобылев «Веселая азбука»

А.Т. Арсирий «Занимательная грамматика»

А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

,С. Маршак «Веселая азбука» А.И. Максаков , Г. А. Тумакова «Учите, играя».



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!