Автор: Хадимухаметова Алсу Рустямовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №64
Населённый пункт: город Нижнекамск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи детей в раннем возрасте
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи детей раннем возрасте в игровой
деятельности.
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является
стимулирование
его
активной
речи.
Это
достигается
за
счет
обогащения
словарного
запаса,
интенсивной
работы
по
усовершенствованию
артикуляционного
аппарата,
а также
расширения зоны общения со
взрослыми. Поэтому дети должны быть
окружены
такой
атмосферой,
в
которой
они
могут
рассматривать,
сравнивать,
изучать,
играть,
трудиться
и
результаты
своей
деятельности отражать в слове.
Цель моей работы: Развитие познавательно – речевой активности
детей младшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-игровой
деятельности.
Задачи развития речи как видите на экране
Одной из задач ФГОС является - охрана и укрепление
физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия.
Поэтому, одним из условий развития речевой активности детей
раннего возраста это - внимательное и бережливое отношение
взрослого к ребёнку, обеспечивающее развитие ответных
положительных эмоций, без которых невозможно установить тесный
контакт с ребенком и развивать его речь.
Для создания в группе мирной, доброжелательной обстановке мы
используем совместные с детьми игры, рассматриваем вместе с ними
книги, ежедневное чтение сказок и потешек.
Для полноценного развития ребенка является, конечно же игра. Игра
занимает центральное, место в жизни детей младшего дошкольного
возраста. Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени
способствует формированию новообразований ребенка, его
психических процессов, в том числе воображения и речи. Отдельные
виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем
мире, расширяют словарный запас, способствуют развитию речевого
диалога.
Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры,
сопровождаемые потешками. Это и игры с пальчиками («Сорока-
сорока») и прибаутки («Ладушки-ладушки»)
Для развития словаря также используем приём поручений. После того,
как ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашиваем: «Что ты
принёс? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов
ребёнок начинает устанавливать взаимозависимости между объектами
и словами.
Таким образом вторым условием развития речевой активности
является организация совместной деятельности ребёнка со
взрослым доступной по форме и средствам.
Важно обратить внимание на развитие сенсорного восприятия:
зрительного, слухового. Большое значение для развития
познавательной активности детей имеет стремление рассматривать
предметы и действовать с ними: соединять, расстегивать и т.д.
В соответствии с ФГОС, следующим условием для развития
речевой активности детей будет – создание образовательного
пространства, предоставляющего необходимые и достаточные
возможности для игрового, сенсорного , речевого и двигательного
развития с разными материалами.
Различные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные
кубики с разрезными картинками.
Таким образом, выполняя перечисленные условия мы не только
развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному,
всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.
Также дети начали заинтересоваться с лего- конструированием. Детям
очень нравиться строить гаражи, дома.
Использованная литература:
1.
Резниченко Татьяна , Ларина Ольга Русский язык. От игры - к
знаниям; Олма Медиа Групп - Москва, 2010. - 176 c.
26. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей
дошкольного возраста; Владос - Москва, 2010. - 288 c.
27. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет.
Дидактические материалы; Вентана-Граф - Москва, 2010. - 171c.
28. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольника; Феникс -
Москва, 2008. - 224 c.
29. Шалаева Галина Грамота с мамой; Слово, АСТ - Москва, 2009. -
176 c.
30. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года;
Мозаика-Синтез - Москва, 2010. - 628 c.