Автор: Лосева Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ "Заливинский детский сад" Тарского муниципального района Омской области
Населённый пункт: с. Заливино Тарского района Омской области
Наименование материала: Доклад
Тема: Планирование образовательной деятельности по гендерному воспитанию
Раздел: дошкольное образование
Планирование образовательной деятельности по гендерному воспитанию
« Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо.
Проблема гендерного воспитания начала преобретать актуальность в настоящее
время. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели
к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Ребёнку – дошкольнику порой непросто понять, какими должны быть настоящий
мужчина и настоящая женщина. И на это должно уделяться особое внимание, так
как именно в дошкольном возрасте находятся истоки и условия гендерного
воспитания.
Что же требуется от нас, педагогов, воспитателей детских садов – это правильно
подойти к вопросу планирования образовательной деятельности по гендерному
воспитанию.
Воспитателю необходимо правильно разработать содержание планирования, а
затем реализовывать задачи на практике.
Для реализации задач по гендерному воспитанию детей эффективнее
разработать тематическое планирование по разделам:
1.«Мужчина и женщина - какие они? »
Цели: сформировать представления о роли и занятости мужчин и женщин в семье,
об их взаимоотношениях; рассказать о мужских и женских профессиях, о
характерных чертах характера.
2. «Я – мальчик, будущий мужчина.
Я – девочка, будущая женщина».
Цели: сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное
понимание будущих женских и мужских ролей.
3. «Маленькие рыцари и маленькие принцессы».
Правильно планировать и ставить цели: способствовать представлению о
различиях между мальчиками и девочками - как во внешнем облике, так ив
характере и поведении; воспитывать культуру общения.
Продумывать методы и приемы формирования гендерных представлений у
дошкольников , которыми являются: беседы (тематические о семье, о
профессиях-мужских и женских) ; с мальчиками, с девочками, по худ.литературе) ;
игры (словесные: «Пожелания», «Вежливые слова»; дидактические:
«Профессии», «Веселый гараж», «Собери чемодан», «Половинка к половинке»;
подвижные: «Сороконожка», «Карусель»; игры-упражнения: «Схемы-действия»,
«Кто живет в твоем сердце? »;).
В рамках проектной деятельности можно спланировать и реализовать
познавательно-творческий проект: «Мальчики и девочки»
. Цель проекта – создание условий для естественного развития детей
дошкольного возраста в ДОУ и в семье с учетом гендерных представлений.
Итогами реализации проекта могут быть музыкальные праздники, творческие
работы детей «Папин портрет» и «Портрет моей мамы», «Букет для мамочки»,
фотовыставка ит.д.
Планировать и проводить беседы с использованием иллюстраций,
художественной литературы, продумывать проблемные ситуации с этическим
содержанием. Также и дидактические игры: «Кто, чем любит заниматься?», «Что
кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…»,
«Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».
Не забывать о том , что в дошкольном возрасте основной вид деятельности –
игра. Планировать сюжетно-ролевые игры , где происходит усвоение детьми
гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в
соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются
мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а
мальчики шумные, наполненные движениями. Планировать проводить такие игры ,
как «Военные», «Моряки», «Шоферы», «Строители» и. т.д.- для мальчиков. Для
девочек -«Салон красоты», «Магазин» «Аптека» « Парикмахерская» со всеми
необходимыми аксессуарами.
При планировании совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной
педагогической задачей надо считать преодоление разобщённости между ними и
организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать
сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на
себя мужские роли, а девочки - женские. Мальчики совместно с девочками с
удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери»,
«Школа», «Больница», «Магазин», «Ожидаем гостей».
Не забывать о планировании народных игр, которые носят опережающий
характер в плане проигрывании самых разнообразных сторон жизни. Это:
«Прятки», Волк», « У медведя во бору», « Гори, гори ясно!», « Лапта»,
хороводные игры «Во - кузнице», «Посмотрите-ка, у нас-то в мастерской», «В
тёмном лесе», «Царевна-королевна», «Было у матушки двенадцать дочерей», «В
хороводе были мы!», «Золотые ворота», «Ласточки и ястребы».
Планировать конструктивную деятельность, как одно из любимых занятий, как
мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами
мальчишки.. Девочкам можно предложить различные мозаики.
Планирование гендерных технологий происходит посредством, сказок, пословиц,
поговорок, материнского фольклора.
Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не
только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного
поведения. Доступны и близки детям старшего возраста русские народные сказки
«Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка», « Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Кощей
бессмертный», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», «Илья Муромец» и
д.р. Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу,
учат почитать родителей, быть добрым, справедливым.
Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил
поведения. Планировать и использовать в течение всего дня, например: «Вся
семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему
хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь
крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и д.р. .
Следует планировать и использовать в образовательном процессе игровое
моделирование и прогнозирование ситуаций. Прогнозирование заключается в том,
что детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои
действия. Планировать и применять метод проблемной ситуации «Прежде чем
что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести
себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?»
Также моделирование – каждая ситуация включает проблему и ряд действий, где
ребёнку предоставляется право выбора.
При планировании учитывать различия в развитии двигательных функций
мальчиков и девочек, осуществлять дифференцированный подход к ним в
процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том,
что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе
образовательной деятельности развиваются физические качества, которые
принято считать сугубо женскими или мужскими. Следует продумывать
методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:
• Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек
(мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем);
• Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5);
• Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность
легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам);
• Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-
пчёлки);
• Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их
деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)
• Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На
музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в
различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс,
полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек
делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально-
ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики
разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, (наездники, бравые
солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы,
упражнения с цветами, лентами, шарами).
Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений
ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с
учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки,
дразнилки, поговорки.).
Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков
и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как
художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и
женских костюмов. Наиболее полно можно использовать при драматизации.
При планировании и организации познавательной деятельности, воспитателю
надо знать: зрительные стимулы для мальчиков и слуховые - для девочек; более
подробное объяснение творческих заданий для девочек и указание лишь
принципа их выполнения для мальчиков; развитие пространственных умений
девочек, активизация их работы с конструкторами в совместной с мальчиками
деятельности.
В планировании продуктивной деятельности тоже осуществляется гендерный
аспект. Дети рисуют свою семью, по этим рисункам можно определить, кто в семье
– главный. Какие роли в семье у мамы и у папы. Также дети могут нарисовать
портреты своих мам.
При планировании прогулок стоит учитывать, что мальчики требуют какой-нибудь
идеи, позволяющей выплеснуть накопившуюся двигательную активность и
реализовать свою потребности в конкуренции и соперничестве. Воспитатель
может запланировать, предлагая совместно сделать самую большую горку в
песочнице. Девочкам предложить полить цветы, подмести веранду и т.д.
мальчиков тоже полезно включить в данный процесс, позволив им проявить свою
«мужскую силу» «попросить помочь перенести корзины с игрушками, поработать
граблями или метлой. Их увлекает сам процесс работы с инструментом, девочек –
как стало чисто и аккуратно.
При планировании следует учитывать, что мальчиков интересует наблюдение за
насекомыми, девочек удивляют цветущие растения. Первые стремятся сделать
логические выводы, вторые – подобрать образные сравнения. Воспитатели
должны корректировать совместные наблюдения таким образом, чтобы интересы
воспитанников где-то расходились, где-то пересекались. Воспитателю надо
отметить как важно в такой совместной деятельности проявление положительных
женских и мужских качеств.
По работе с родителями планировать и проводить
- консультации: «Будущий мужчина, или как правильно воспитывать мальчика»,
-советы родителям «Как воспитывать сына и дочку», «Детские игры – дело
серьезное».
-практикумы «Играем с сыном», « Играем с дочкой»,
-семинар « Мальчики и девочки»
-праздники «А ну-ка, папа! » «Моя мама лучше всех».
. Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям
знания воспитания их собственного ребенка, заинтересовать проблемами
гендерного воспитания, стимулировать пересмотру своей воспитательной
позиции.
В заключении хочется подчеркнуть, что какие семена мы посеем в сознании
ребенка сегодня, такие и всходы они дадут в будущем.
Правильное планирование образовательной деятельности по гендерному
воспитанию – это залог большой работы в результате которой ребёнок должен
овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которых доброта,
взаимоуважение, правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.