Напоминание

Планирование образовательной деятельности по гендерному воспитанию


Автор: Лосева Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ "Заливинский детский сад" Тарского муниципального района Омской области
Населённый пункт: с. Заливино Тарского района Омской области
Наименование материала: Доклад
Тема: Планирование образовательной деятельности по гендерному воспитанию
Раздел: дошкольное образование





Назад




Планирование образовательной деятельности по гендерному воспитанию

« Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо.

Проблема гендерного воспитания начала преобретать актуальность в настоящее

время. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели

к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Ребёнку – дошкольнику порой непросто понять, какими должны быть настоящий

мужчина и настоящая женщина. И на это должно уделяться особое внимание, так

как именно в дошкольном возрасте находятся истоки и условия гендерного

воспитания.

Что же требуется от нас, педагогов, воспитателей детских садов – это правильно

подойти к вопросу планирования образовательной деятельности по гендерному

воспитанию.

Воспитателю необходимо правильно разработать содержание планирования, а

затем реализовывать задачи на практике.

Для реализации задач по гендерному воспитанию детей эффективнее

разработать тематическое планирование по разделам:

1.«Мужчина и женщина - какие они? »

Цели: сформировать представления о роли и занятости мужчин и женщин в семье,

об их взаимоотношениях; рассказать о мужских и женских профессиях, о

характерных чертах характера.

2. «Я – мальчик, будущий мужчина.

Я – девочка, будущая женщина».

Цели: сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное

понимание будущих женских и мужских ролей.

3. «Маленькие рыцари и маленькие принцессы».

Правильно планировать и ставить цели: способствовать представлению о

различиях между мальчиками и девочками - как во внешнем облике, так ив

характере и поведении; воспитывать культуру общения.

Продумывать методы и приемы формирования гендерных представлений у

дошкольников , которыми являются: беседы (тематические о семье, о

профессиях-мужских и женских) ; с мальчиками, с девочками, по худ.литературе) ;

игры (словесные: «Пожелания», «Вежливые слова»; дидактические:

«Профессии», «Веселый гараж», «Собери чемодан», «Половинка к половинке»;

подвижные: «Сороконожка», «Карусель»; игры-упражнения: «Схемы-действия»,

«Кто живет в твоем сердце? »;).

В рамках проектной деятельности можно спланировать и реализовать

познавательно-творческий проект: «Мальчики и девочки»

. Цель проекта – создание условий для естественного развития детей

дошкольного возраста в ДОУ и в семье с учетом гендерных представлений.

Итогами реализации проекта могут быть музыкальные праздники, творческие

работы детей «Папин портрет» и «Портрет моей мамы», «Букет для мамочки»,

фотовыставка ит.д.

Планировать и проводить беседы с использованием иллюстраций,

художественной литературы, продумывать проблемные ситуации с этическим

содержанием. Также и дидактические игры: «Кто, чем любит заниматься?», «Что

кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…»,

«Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».

Не забывать о том , что в дошкольном возрасте основной вид деятельности –

игра. Планировать сюжетно-ролевые игры , где происходит усвоение детьми

гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в

соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются

мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а

мальчики шумные, наполненные движениями. Планировать проводить такие игры ,

как «Военные», «Моряки», «Шоферы», «Строители» и. т.д.- для мальчиков. Для

девочек -«Салон красоты», «Магазин» «Аптека» « Парикмахерская» со всеми

необходимыми аксессуарами.

При планировании совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной

педагогической задачей надо считать преодоление разобщённости между ними и

организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать

сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на

себя мужские роли, а девочки - женские. Мальчики совместно с девочками с

удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери»,

«Школа», «Больница», «Магазин», «Ожидаем гостей».

Не забывать о планировании народных игр, которые носят опережающий

характер в плане проигрывании самых разнообразных сторон жизни. Это:

«Прятки», Волк», « У медведя во бору», « Гори, гори ясно!», « Лапта»,

хороводные игры «Во - кузнице», «Посмотрите-ка, у нас-то в мастерской», «В

тёмном лесе», «Царевна-королевна», «Было у матушки двенадцать дочерей», «В

хороводе были мы!», «Золотые ворота», «Ласточки и ястребы».

Планировать конструктивную деятельность, как одно из любимых занятий, как

мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами

мальчишки.. Девочкам можно предложить различные мозаики.

Планирование гендерных технологий происходит посредством, сказок, пословиц,

поговорок, материнского фольклора.

Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не

только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного

поведения. Доступны и близки детям старшего возраста русские народные сказки

«Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица

Алёнушка и братец Иванушка», « Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Кощей

бессмертный», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», «Илья Муромец» и

д.р. Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу,

учат почитать родителей, быть добрым, справедливым.

Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил

поведения. Планировать и использовать в течение всего дня, например: «Вся

семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему

хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь

крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и д.р. .

Следует планировать и использовать в образовательном процессе игровое

моделирование и прогнозирование ситуаций. Прогнозирование заключается в том,

что детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои

действия. Планировать и применять метод проблемной ситуации «Прежде чем

что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести

себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?»

Также моделирование – каждая ситуация включает проблему и ряд действий, где

ребёнку предоставляется право выбора.

При планировании учитывать различия в развитии двигательных функций

мальчиков и девочек, осуществлять дифференцированный подход к ним в

процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том,

что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе

образовательной деятельности развиваются физические качества, которые

принято считать сугубо женскими или мужскими. Следует продумывать

методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:

• Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек

(мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем);

• Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5);

• Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность

легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам);

• Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-

пчёлки);

• Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их

деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)

• Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На

музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в

различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс,

полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек

делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально-

ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики

разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, (наездники, бравые

солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы,

упражнения с цветами, лентами, шарами).

Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений

ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с

учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки,

дразнилки, поговорки.).

Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков

и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как

художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и

женских костюмов. Наиболее полно можно использовать при драматизации.

При планировании и организации познавательной деятельности, воспитателю

надо знать: зрительные стимулы для мальчиков и слуховые - для девочек; более

подробное объяснение творческих заданий для девочек и указание лишь

принципа их выполнения для мальчиков; развитие пространственных умений

девочек, активизация их работы с конструкторами в совместной с мальчиками

деятельности.

В планировании продуктивной деятельности тоже осуществляется гендерный

аспект. Дети рисуют свою семью, по этим рисункам можно определить, кто в семье

– главный. Какие роли в семье у мамы и у папы. Также дети могут нарисовать

портреты своих мам.

При планировании прогулок стоит учитывать, что мальчики требуют какой-нибудь

идеи, позволяющей выплеснуть накопившуюся двигательную активность и

реализовать свою потребности в конкуренции и соперничестве. Воспитатель

может запланировать, предлагая совместно сделать самую большую горку в

песочнице. Девочкам предложить полить цветы, подмести веранду и т.д.

мальчиков тоже полезно включить в данный процесс, позволив им проявить свою

«мужскую силу» «попросить помочь перенести корзины с игрушками, поработать

граблями или метлой. Их увлекает сам процесс работы с инструментом, девочек –

как стало чисто и аккуратно.

При планировании следует учитывать, что мальчиков интересует наблюдение за

насекомыми, девочек удивляют цветущие растения. Первые стремятся сделать

логические выводы, вторые – подобрать образные сравнения. Воспитатели

должны корректировать совместные наблюдения таким образом, чтобы интересы

воспитанников где-то расходились, где-то пересекались. Воспитателю надо

отметить как важно в такой совместной деятельности проявление положительных

женских и мужских качеств.

По работе с родителями планировать и проводить

- консультации: «Будущий мужчина, или как правильно воспитывать мальчика»,

-советы родителям «Как воспитывать сына и дочку», «Детские игры – дело

серьезное».

-практикумы «Играем с сыном», « Играем с дочкой»,

-семинар « Мальчики и девочки»

-праздники «А ну-ка, папа! » «Моя мама лучше всех».

. Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям

знания воспитания их собственного ребенка, заинтересовать проблемами

гендерного воспитания, стимулировать пересмотру своей воспитательной

позиции.

В заключении хочется подчеркнуть, что какие семена мы посеем в сознании

ребенка сегодня, такие и всходы они дадут в будущем.

Правильное планирование образовательной деятельности по гендерному

воспитанию – это залог большой работы в результате которой ребёнок должен

овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которых доброта,

взаимоуважение, правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!