Автор: Бессарабова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №35
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: Доклад
Тема: "Краеведение - как основа воспитания патриотизма"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение
«Центр развития ребенка Детский сад №35» г. Владивосток
Доклад
для воспитателей на педсовете
по теме:
«Краеведение – основа воспитания патриотизма»
Составила и провела
Воспитатель первой
квалификационной категории:
Бессарабова Н.А.
«Краеведение – основа воспитания патриотизма»
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии
ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало
колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в
направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих
центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с
детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.
Работая в центрах, дошкольники смогут применить на практике знания, которые
они получили при посещении музеев, во время экскурсий по Владивостоку.
Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края,
России.
В качестве задач определено следующее:
научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям
и обычаям;
воспитывать уважение к культуре других народов;
формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к
искусству, музыке, литературе, народной культуре;
развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира
путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые
формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми.
При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по
краеведению в дошкольном учреждении:
приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре
людей, его населяющих;
создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
практические действия с предметами;
музыкально-театрализованная деятельность;
самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны
соответствовать определенным требованиям:
хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность,
научность, достоверность представленного материала;
Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение,
мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению
личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств
детей, пробуждая любовь к родному краю, России.
Уголки краеведения в группах.
Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).
Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском
саду”.
Художественная литература: стихи о родном крае.
Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и
животный мир края”, “Наш край во все времена года”.
Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
Совместные работы из бросового и природного материала.
Куклы в русских костюмах.
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).
Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском
саду”, альбом “Моя Россия”
Папки - передвижки: «Праздники нашего района».
Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья”
Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток,
музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д. ).
Аудио и видеокассеты о природе родного края.
Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и
взрослых.
Старший возраст (6-7-й годы жизни).
Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” “Россия” (города,
костюмы, песни, национальная кухня).
Художественная литература (стихи, рассказы).
Флаг, гербы и другая символика района, поселка, России.
Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
Выставки работ родителей и детей “Мы живем во Владивостоке”, “Моя Родина -
Россия”. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах.
Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные
формы по знакомству детей с родным районом и родной страной: целевые
прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение
художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной
деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной
детской деятельности.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном
крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его
достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво,
понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут
непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей
с родным краем можно решить следующие задачи:
1.
Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное
представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре;
2.
Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах.
Вызвать интерес к жизни родного края;
3.
Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края;
4.
Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными
праздниками.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае.
Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его
историей.
Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной
деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке,
где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе
родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).
В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения,
гордости за свой родной край.
В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш
поселок. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим
улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о
том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.
С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному
направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого
находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем
дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту
улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди
живут и работают. Даем представления о том, чем поселок отличается от города.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае.
Детей знакомим с историей поселка и его достопримечательностями,
героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие
на улицах, названных в честь знаменитых людей города.
Знакомство с родным поселком и родной страной вызывает у детей
положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка
нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на
занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное
и чистое чувство любви к своему родному поселку, родной природе позволяют им
создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а
также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в
детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника
Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном
уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно –
дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны,
фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-
прикладного искусства).
Традицией в детском саду стало возложение цветов к памятникам героев
ВОВ, приглашение ветеранов на празднование Дня Победы.
В этом учебном году основной методической темой работы нашего района
стала тема, связанная с патриотическим воспитанием дошкольников:
«Формирование элементарных представлений детей дошкольного
возраста об истории своего государства, традициях и культурном
наследии России».
Поэтому и деятельность нашего ДОУ по приобщению дошкольников к
культурным ценностям, воспитанию у них гражданственности и патриотических
чувств будет приоритетной в этом году. Для реализации этой работы необходимо
обратить внимание на проектирование культурно-образовательной среды не
только всего ДОУ но и каждой отдельно взятой группы.