Напоминание

"Краеведение - как основа воспитания патриотизма"


Автор: Бессарабова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №35
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: Доклад
Тема: "Краеведение - как основа воспитания патриотизма"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

«Центр развития ребенка Детский сад №35» г. Владивосток

Доклад

для воспитателей на педсовете

по теме:

«Краеведение – основа воспитания патриотизма»

Составила и провела

Воспитатель первой

квалификационной категории:

Бессарабова Н.А.

«Краеведение – основа воспитания патриотизма»

Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии

ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало

колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в

направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих

центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с

детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.

Работая в центрах, дошкольники смогут применить на практике знания, которые

они получили при посещении музеев, во время экскурсий по Владивостоку.

Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края,

России.

В качестве задач определено следующее:

научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;

пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям

и обычаям;

воспитывать уважение к культуре других народов;

формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;

пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к

искусству, музыке, литературе, народной культуре;

развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира

путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые

формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми.

При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по

краеведению в дошкольном учреждении:

приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре

людей, его населяющих;

создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;

практические действия с предметами;

музыкально-театрализованная деятельность;

самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;

Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны

соответствовать определенным требованиям:

хорошая освещенность в дневное и вечернее время;

целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность,

научность, достоверность представленного материала;

Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение,

мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению

личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств

детей, пробуждая любовь к родному краю, России.

Уголки краеведения в группах.

Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.

Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).

Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском

саду”.

Художественная литература: стихи о родном крае.

Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и

животный мир края”, “Наш край во все времена года”.

Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.

Совместные работы из бросового и природного материала.

Куклы в русских костюмах.

Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).

Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском

саду”, альбом “Моя Россия”

Папки - передвижки: «Праздники нашего района».

Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья”

Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток,

музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д. ).

Аудио и видеокассеты о природе родного края.

Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и

взрослых.

Старший возраст (6-7-й годы жизни).

Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” “Россия” (города,

костюмы, песни, национальная кухня).

Художественная литература (стихи, рассказы).

Флаг, гербы и другая символика района, поселка, России.

Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.

Выставки работ родителей и детей “Мы живем во Владивостоке”, “Моя Родина -

Россия”. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах.

Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные

формы по знакомству детей с родным районом и родной страной: целевые

прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение

художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной

деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной

детской деятельности.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном

крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его

достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво,

понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут

непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей

с родным краем можно решить следующие задачи:

1.

Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное

представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре;

2.

Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах.

Вызвать интерес к жизни родного края;

3.

Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края;

4.

Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными

праздниками.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае.

Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его

историей.

Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной

деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке,

где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе

родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения,

гордости за свой родной край.

В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш

поселок. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим

улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о

том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.

С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному

направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого

находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем

дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту

улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди

живут и работают. Даем представления о том, чем поселок отличается от города.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае.

Детей знакомим с историей поселка и его достопримечательностями,

героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие

на улицах, названных в честь знаменитых людей города.

Знакомство с родным поселком и родной страной вызывает у детей

положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка

нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на

занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное

и чистое чувство любви к своему родному поселку, родной природе позволяют им

создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а

также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в

детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника

Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном

уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно –

дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны,

фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-

прикладного искусства).

Традицией в детском саду стало возложение цветов к памятникам героев

ВОВ, приглашение ветеранов на празднование Дня Победы.

В этом учебном году основной методической темой работы нашего района

стала тема, связанная с патриотическим воспитанием дошкольников:

«Формирование элементарных представлений детей дошкольного

возраста об истории своего государства, традициях и культурном

наследии России».

Поэтому и деятельность нашего ДОУ по приобщению дошкольников к

культурным ценностям, воспитанию у них гражданственности и патриотических

чувств будет приоритетной в этом году. Для реализации этой работы необходимо

обратить внимание на проектирование культурно-образовательной среды не

только всего ДОУ но и каждой отдельно взятой группы.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!