Автор: Пузикова Ирина Федоровна
Должность: инструктор фк
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР ДС №58
Населённый пункт: г. Озерск Челябинской области
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Использование физкультурного оборудования для развития силовых способностей старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы инструктора ФК Пузиковой И.Ф.
Тема «Использование физкультурного оборудования для развития силовых
способностей старших дошкольников»
Силой, как физическим качеством, называют способность преодолевать внешнее
сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного аппарата. От
развития силы зависит в значительной степени развитие других психофизических
качеств — быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. В воспитании ребенка
дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные особенности его организма:
1. незавершенность развития нервной системы,
2. преобладание тонуса мышц-сгибателей,
3. слабость мышц.
Именно поэтому общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные
группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы.
При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают
кратковременные скоростно-силовые напряжения: упражнения в беге, метаниях,
прыжках, лазании по вертикальной лестнице. Упражнения подбираются с учетом
возможностей опорно-двигательного аппарата детей. Они должны быть направлены
на преимущественное развитие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей
реакции сердечнососудистой системы ребенка на кратковременные скоростно-
силовые нагрузки.
Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять
быструю силу, т.е. проявлять скоростно- силовые качества. Этому способствуют
прыжки, бег, метание на дальность. Развитию мышечной силы, координации
движений, дыхательной системы способствуют упражнения с повышенной
сопротивляемостью. Игры и упражнения для развития силы у детей выполняются:
1. с предметам;
2. без предметов;
3. с отягощениями (в зависимости от веса и возраста);
4. на гимнастической стенке;
5. на турнике, канате.
Для диагностики детей 6-7 лет используется два теста определения силы. Силу
плечевого пояса измеряем по расстоянию, на которое ребенок бросает набивной мяч
двумя руками массой 1кг, а силу нижних конечностей определяем по прыжкам в
длину с места.
Задания на развитие силы и силовой выносливости мышц включаю в учебно-
тренировочный план ежемесячно в виде общеразвивающих упражнений в парах, с
набивным мячом, бросков набивного мяча из разных положений рук и туловища,
различных висов, лазания по гимнастической стенке, подвижных игр, эстафет и т.д.
Задания используются в основной части занятия. Основным правилом использования
силовых упражнений является перекрестное чередование нагрузки (мышцы живота-
мышцы спины; мышцы рук-мышцы ног). Для более эффективного укрепления мышц
тела использую метод многократного повторения на фоне утомления; задания
выполняются сериями. Темп выполнения таких упражнений невысокий, а интервал
между сериями небольшой. Светлана Борисовна Шарманова предлагает в одно
занятие использовать упражнения для рук 20-30 повторений, для ног 40-60
повторений сериями. При выполнении упражнений силового характера дети не
должны задерживать дыхание (можно произносить звуки); целесообразно сочетать
упражнения на силу с упражнениями на гибкость.
Вашему вниманию предлагается комплекс упражнений с набивным мячом.
Комплекс упражнений с набивным мячом
1. и.п.-основная стойка, н. мяч опущен вниз.
1 - н.мяч вперед; 2 - н.мяч вверх; 3 - н.мяч за голову, руки согнуть; 4 - н.мяч вверх; 5 -
н.мяч за голову, руки согнуть; 6 - н.мяч вверх;7 - н.мяч вперед; 8 - и.п. (5-6 раз)
2. и.п.-ноги на ширине плеч, н.мяч над головой. Наклоны в правую и левую сторону
поочередно. (5-6 раз в каждую сторону)
3. и.п. – ноги шире плеч, н.мяч перед грудью. 1 - наклон к правой ноге; 2 - и.п.; 3
-наклон к левой ноге; 4 - и.п. (5-6 раз к каждой ноге)
4. «складочка»
и.п.-лежа на спине, ноги согнуты; н.мяч на полу над головой. Поднимание туловища,
н.мяч положить на колени. (6-8 раз)
5. и.п. – сидя, н.мяч зажат в ступнях. Поднимание прямых ногах вверх (8 раз)
6. «дельфинчик»
и.п.-лежа на животе, руки с н.мячом впереди. Поднимание и удержание конечностей
на 4 счета. (6-8 раз)
7. повторить упражнение №4 (6-8 раз).
8. повторить упражнение№5 (6-8 раз).
9. «Гимнаст»
и.п. - сидя, ноги широко в стороны. Прокатывание н.мяча вперед, в и.п. (6-7 раз).
10. и.п. - стоя, н.мяч на полу. Прыжки через н.мяч с поворотом на 90 градусов (10-12
раз).
11. «Эквилибрист»
Стоять на н.мяче одной ногой, удерживая равновесие (10-14 сек. на каждой ноге).
12. усложнение: бег под музыку в разном направлении, пауза - встать на н.мяч
двумя ногами, выпрямить спину, руки вдоль туловища.
Занятие «Использование!
1.
Построение в колонну по одному; ходьба (на носках, руки вверх; перекаты с пятки на
носок, ходьба спиной вперед); бег с заданиями (прямые ноги вперед, захлест голени
назад) (под музыку)
2. Комплекс упражнений с набивным мячом
1. и.п.-основная стойка, н. мяч опущен вниз.
1 - н.мяч вперед; 2 - н.мяч вверх; 3 - н.мяч за голову, руки согнуть; 4 - н.мяч вверх; 5 - н.мяч
за голову, руки согнуть; 6 - н.мяч вверх;7 - н.мяч вперед; 8 - и.п. (5-6 раз)
2. и.п.-ноги на ширине плеч, н.мяч над головой. Наклоны в правую и левую сторону
поочередно. (5-6 раз в каждую сторону)
3. и.п. – ноги шире плеч, н.мяч перед грудью. 1 - наклон к правой ноге; 2 - и.п.; 3 -наклон к
левой ноге; 4 - и.п. (5-6 раз к каждой ноге)
4. «складочка»
и.п.-лежа на спине, ноги согнуты; н.мяч на полу над головой. Поднимание туловища, н.мяч
положить на колени. (6-8 раз)
5. и.п. – сидя, н.мяч зажат в ступнях. Поднимание прямых ногах вверх (8 раз)
6. «дельфинчик»
и.п.-лежа на животе, руки с н.мячом впереди. Поднимание и удержание конечностей на 4
счета. (6-8 раз)
7. повторить упражнение №4 (6-8 раз).
8. повторить упражнение№5 (6-8 раз).
9. «Гимнаст»
и.п. - сидя, ноги широко в стороны. Прокатывание н.мяча вперед, в и.п. (6-7 раз).
10. и.п. - стоя, н.мяч на полу. Прыжки через н.мяч с поворотом на 90 градусов (10-12 раз).
11. «Эквилибрист»
Стоять на н.мяче одной ногой, удерживая равновесие (10-14 сек. на каждой ноге).
12. усложнение: бег под музыку в разном направлении, пауза - встать на н.мяч двумя ногами,
выпрямить спину, руки вдоль туловища.
3. броски набивного мяча парами (из-за головы, из наклона вперед)
4.Две подгруппы:
1 подгруппа – в висе упражнения на пресс и мышцы спины (2 подхода по 5-6 раз)
2 подгруппа - лазание по гимнастической стенке по диагонали (снизу вверх).
5. Подвижная игра «Хвостики» (бег)
Задачи: развивать у детей ориентировку в пространстве; развивать ловкость движений;
укреплять дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
Оснащение: ленточки по количеству детей.
Дети заправляют в шорты ленточки - «хвостики». По считалочке выбирают «кота». По
сигналу «кот» догоняет «мышек» и забирает у них «хвостики». Такая «Мышка»
выбывает из игры. Победителями считаются оставшиеся 3-4 «мышки».
6.Упражнения на гибкость (улитка, коробочка, дотянуться до носа)
Стойкий оловянный солдатик.