Напоминание

"Способы работы над полифоническим произведением и исполнительские приёмы, необходимые для воплощения замысла композитора" на примере 3-х голосной инвенции №7 e-moll И.С. Баха.


Автор: Бабийчук Марина Николаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ №3
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: "Способы работы над полифоническим произведением и исполнительские приёмы, необходимые для воплощения замысла композитора" на примере 3-х голосной инвенции №7 e-moll И.С. Баха.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

открытого урока по классу специального фортепиано

«Способы работы над полифоническим произведением и исполнительские

приёмы, необходимые для воплощения замысла композитора» на примере 3-

х голосной инвенции №7 e-moll И.С.Баха.

Бабийчук Марина Николаевна, преподаватель

по классу фортепиано МБУ ДО

ДМШ №3 г. Иркутска

Отделение: музыкальное

Специальность: фортепиано

Преподаватель: Бабийчук Марина Николаевна

Учащийся: Нерозина Юлия, 7 класс

Тема:

«Способы работы над полифоническим произведением и

исполнительские приёмы, необходимые для воплощения замысла

композитора» на примере 3-х голосной инвенции №7 e-moll И.С.Баха.

Цель:

Выявление трудностей, практические методы и приёмы их

преодоления в работе над трехголосной инвенцией.

Задачи урока:

Обучающие:

1.

Определить тему, её тональные изменения, способ

звукоизвлечения и характер звучания.

2.

Освоить умение слышать взаимосвязь между мелодическими

линиями голосов.

3.

Показать приемы и способы исполнения, создающие

дифференциацию голосов и разноплановость их звучания для

самостоятельного применения полученных знаний в процессе

работы над произведением.

Воспитательные:

1.

Увлечь, заинтересовать ученицу, сделать занятия ярким,

эмоциональным моментом эстетического восприятия.

2.

Воспитывать настойчивость и целеустремленность в процессе

практической деятельности.

Развивающие:

1.

Развивать гармонический и мелодический слух.

2.

Развивать творческое воображение, чувство стиля,

соответствующее эпохе исполняемого произведения.

Вид урока: урок – практикум

Технологии и методы обучения:

- метод наглядно-практический

- метод словесный, беседы, «слухового» показа.

Этапы урока:

I.

Организационный:

Организация начала урока, сообщение темы урока и обоснование

значимости. Постановка образовательных, воспитательных и

развивающих задач.

II.

Основной:

Организация и проведение практических работ.

1.

И.С. Бах. Инвенция h-moll. Знакомство с 3-х голосной

полифонией.

2.

Работа над темой – гармонический анализ, изменения темы в

каждом голосе.

3.

Работа над мелодическими голосами «дуэтами», развивающая

умение слышать сочетание голосов.

4.

Работа над распределением партии среднего голоса между правой

и левой рукой.

III.

Итоговый:

Подведение итогов урока, запись домашнего задания.

Оборудование:

- 2 фортепиано (рояля) для учащегося и преподавателя;

- нотный сборник

I. Ход урока

I Этап. Организация начала урока, сообщение темы урока и

обоснование ее значимости, постановка образовательных задач:

обучающих, воспитательных и развивающих.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой

частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это

объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого

играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и

владение полифонической фактурой. Умение слышать полифоническую

ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и

углубляет на всем протяжении обучения. Сборник И.С.Баха “Инвенции

и симфонии” благодаря художественной содержательности образов и

полифоническому мастерству представляет большую ценность и

является одним из важных и обязательных разделов педагогического

репертуара в области полифонии

II Этап

Организация и проведение практических работ.

Приглашение учащейся на урок. Знакомство с предстоящей работой,

повторение необходимых для работы понятий, настраивание на работу.

Ход урока

Задания и последовательность их выполнения

1.Начинаем урок с проигрывания произведения целиком. Поскольку эта

инвенция в работе недавно, то наизусть её ученица не знает – играет по

нотам. Юля уже знакома с имитационной полифонией, она прошла

несколько 2-х голосных инвенций, до них играла Маленькие прелюдии, но с

трёхголосной полифонией мы ещё не работали. Поэтому я зачитываю, какую

цель преследовал И.С. Бах в инвенциях, о чём свидетельствует заглавие

титульного листа последней редакции цикла: “Добросовестное руководство, в

котором любителям клавира, особенно же жаждущим учиться, показан ясный

способ, как чисто играть не только с двумя голосами, но и при дальнейшем

совершенствовании правильно и хорошо исполнять три обязательных голоса,

обучаясь одновременно не только хорошим изобретениям, но и правильной

разработке; главное же добиться певучей манеры игры и при этом приобрести

вкус к композиции”.

Методические комментарии: Постоянный слуховой контроль:

-за вертикальными и горизонтальными линиями

-за нахождением нужного ансамбля в звучании голосов

-за динамикой произведения.

2. Начинаем с темы. Это ядро, в котором заложена вся форма пьесы. От

проведения темы будет зависеть очень многое. Объясняю, что тема звучит

очень тепло, задушевно, а ещё начинается с паузы. Поэтому ни в коем случае

нельзя толкать первый звук (“си”), а помнить о динамической

устремлённости ввысь. Указываю Юле, что в конце темы нужно поставить

точку, а не оборвать окончание.

Играем дальше, рассматриваем развитие темы, все её “превращения” в

каждом голосе, смотрим, как меняется её характер в зависимости от

тонального плана. Также следует обратить внимание на темы, которые

изложены терциями и секстами. Юля должна для себя уяснить одну важную

вещь: она играет не терции и сексты, а играет два голоса. И здесь нужно

найти удобное положение руки. Вес руки приходится на те пальцы, которые

ведут главенствующий голос.

Методические комментарии: Проигрываем тему несколько раз, добиваясь

хорошего legato, играя весом руки, глубоким, но светлым звуком.

3. Следующий этап – объясняю, что работа над полифонией, прежде всего,

работа над одноголосной мелодической линией, насыщенной своей особой

внутренней жизнью, всевозможными деталями и поэтому обязательно

следует учить любое полифоническое произведение по голосам. Но основной

акцент в трёхголосном произведении падает уже не на каждый голос

отдельно, а на каждую пару голосов, особенно в отношении следующих

сочетаний: средний и верхний, средний и нижний. Юля хорошо слышит

верхний голос и почти не слышит средний и нижний как самостоятельные

линии, поэтому мы учим эти «дуэты» разными способами: совместно со

мной (я играю один голос, ученица другой) на 2-х роялях; а также двумя

руками с различным динамическим планом: верхний -f, нижний –p.

Методические комментарии: Работа по голосам – « дуэтам» в ансамбле с

преподавателем на 2-х инструментах. Исполнение «дуэтов» двумя руками с

различным динамическим планом: верхний –f, нижний –p и наоборот для

понимания сочетаний различных мелодических голосов. И как итог - ровное

исполнение всех голосов при сосредоточенном внимании на одном из них

4. И ещё одна немаловажная задача, с которой Юля столкнулась в этой

инвенции: это распределение среднего голоса между партиями правой и

левой руки (19 и 21 т.). От удачного разрешения этой задачи нередко зависит

точность и плавность голосоведения. Эти места мы учим отдельно, с

остановками, я показываю и говорю о том, что скачок всегда сопровождается

ускорением, и поэтому нужно спокойно опускать первые пальцы. Сразу же

рассказываю, что музыке Баха чужда вялость и размягчённость, в

исполнении этой инвенции следует остерегаться сентиментальности и

способ извлечения звука должен быть всегда собранным, крепким, при этом

legato страдать не должно.

Методические комментарии: Отдельная отработка мест, где происходит

распределение среднего голоса между правой и левой рукой как основа для

ощущения вертикали, развития умения слышать всю фактуру произведения.

Задание на дом: 1. Ещё раз дома пройти все проведения темы, подписать в

нотах тональные изменения.

2. Учим произведение по голосам – дуэтами (причём обязательно двумя

руками, даже если в тексте эти голоса написаны для одной руки), в разных

вариантах: верхний – средний; средний – нижний; верхний – нижний, а также

с различными динамическими оттенками для каждого голоса.

3. Звукоизвлечение должно быть плавным, текучим, а пальцы при этом

собранны и точны.

Самоанализ урока

На проведенном открытом уроке поставленная цель достигнута

полностью. Поставленные задачи способствовали ее достижению.

Структура урока выдержана в соответствии с планом работы.

Каждое из заданий помогало переключить внимание ученика с одного

вида деятельности на другой, что благоприятствовало активной работе

без утомления.

Распределение времени было логичным. На уроке использовались

методы: наглядно-практический, словесный. Урок строился на речевом

и музыкальном диалоге педагога с учащимся.

Хороший контакт преподавателя с учащейся способствовал созданию

творческой атмосферы на уроке.

Рекомендуемая литература:

1.

Баренбойм Л. За полвека: очерки, статьи, материалы. – Ленинград:

Советский композитор, 1989.

2.

Педагогика искусства: вопросы истории, теории и методики

/Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1.: Саратов.

Научная книга, 2006.

3.

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – Москва:

Музыка, 1978.

4.

Фейнберг С. Пианизм как искусство. – Москва: Классика-ХХI,

2001.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!