Автор: Бабийчук Марина Николаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ №3
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: "Способы работы над полифоническим произведением и исполнительские приёмы, необходимые для воплощения замысла композитора" на примере 3-х голосной инвенции №7 e-moll И.С. Баха.
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
открытого урока по классу специального фортепиано
«Способы работы над полифоническим произведением и исполнительские
приёмы, необходимые для воплощения замысла композитора» на примере 3-
х голосной инвенции №7 e-moll И.С.Баха.
Бабийчук Марина Николаевна, преподаватель
по классу фортепиано МБУ ДО
ДМШ №3 г. Иркутска
Отделение: музыкальное
Специальность: фортепиано
Преподаватель: Бабийчук Марина Николаевна
Учащийся: Нерозина Юлия, 7 класс
Тема:
«Способы работы над полифоническим произведением и
исполнительские приёмы, необходимые для воплощения замысла
композитора» на примере 3-х голосной инвенции №7 e-moll И.С.Баха.
Цель:
Выявление трудностей, практические методы и приёмы их
преодоления в работе над трехголосной инвенцией.
Задачи урока:
Обучающие:
1.
Определить тему, её тональные изменения, способ
звукоизвлечения и характер звучания.
2.
Освоить умение слышать взаимосвязь между мелодическими
линиями голосов.
3.
Показать приемы и способы исполнения, создающие
дифференциацию голосов и разноплановость их звучания для
самостоятельного применения полученных знаний в процессе
работы над произведением.
Воспитательные:
1.
Увлечь, заинтересовать ученицу, сделать занятия ярким,
эмоциональным моментом эстетического восприятия.
2.
Воспитывать настойчивость и целеустремленность в процессе
практической деятельности.
Развивающие:
1.
Развивать гармонический и мелодический слух.
2.
Развивать творческое воображение, чувство стиля,
соответствующее эпохе исполняемого произведения.
Вид урока: урок – практикум
Технологии и методы обучения:
- метод наглядно-практический
- метод словесный, беседы, «слухового» показа.
Этапы урока:
I.
Организационный:
Организация начала урока, сообщение темы урока и обоснование
значимости. Постановка образовательных, воспитательных и
развивающих задач.
II.
Основной:
Организация и проведение практических работ.
1.
И.С. Бах. Инвенция h-moll. Знакомство с 3-х голосной
полифонией.
2.
Работа над темой – гармонический анализ, изменения темы в
каждом голосе.
3.
Работа над мелодическими голосами «дуэтами», развивающая
умение слышать сочетание голосов.
4.
Работа над распределением партии среднего голоса между правой
и левой рукой.
III.
Итоговый:
Подведение итогов урока, запись домашнего задания.
Оборудование:
- 2 фортепиано (рояля) для учащегося и преподавателя;
- нотный сборник
I. Ход урока
I Этап. Организация начала урока, сообщение темы урока и
обоснование ее значимости, постановка образовательных задач:
обучающих, воспитательных и развивающих.
Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой
частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это
объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого
играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и
владение полифонической фактурой. Умение слышать полифоническую
ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и
углубляет на всем протяжении обучения. Сборник И.С.Баха “Инвенции
и симфонии” благодаря художественной содержательности образов и
полифоническому мастерству представляет большую ценность и
является одним из важных и обязательных разделов педагогического
репертуара в области полифонии
II Этап
Организация и проведение практических работ.
Приглашение учащейся на урок. Знакомство с предстоящей работой,
повторение необходимых для работы понятий, настраивание на работу.
Ход урока
Задания и последовательность их выполнения
1.Начинаем урок с проигрывания произведения целиком. Поскольку эта
инвенция в работе недавно, то наизусть её ученица не знает – играет по
нотам. Юля уже знакома с имитационной полифонией, она прошла
несколько 2-х голосных инвенций, до них играла Маленькие прелюдии, но с
трёхголосной полифонией мы ещё не работали. Поэтому я зачитываю, какую
цель преследовал И.С. Бах в инвенциях, о чём свидетельствует заглавие
титульного листа последней редакции цикла: “Добросовестное руководство, в
котором любителям клавира, особенно же жаждущим учиться, показан ясный
способ, как чисто играть не только с двумя голосами, но и при дальнейшем
совершенствовании правильно и хорошо исполнять три обязательных голоса,
обучаясь одновременно не только хорошим изобретениям, но и правильной
разработке; главное же добиться певучей манеры игры и при этом приобрести
вкус к композиции”.
Методические комментарии: Постоянный слуховой контроль:
-за вертикальными и горизонтальными линиями
-за нахождением нужного ансамбля в звучании голосов
-за динамикой произведения.
2. Начинаем с темы. Это ядро, в котором заложена вся форма пьесы. От
проведения темы будет зависеть очень многое. Объясняю, что тема звучит
очень тепло, задушевно, а ещё начинается с паузы. Поэтому ни в коем случае
нельзя толкать первый звук (“си”), а помнить о динамической
устремлённости ввысь. Указываю Юле, что в конце темы нужно поставить
точку, а не оборвать окончание.
Играем дальше, рассматриваем развитие темы, все её “превращения” в
каждом голосе, смотрим, как меняется её характер в зависимости от
тонального плана. Также следует обратить внимание на темы, которые
изложены терциями и секстами. Юля должна для себя уяснить одну важную
вещь: она играет не терции и сексты, а играет два голоса. И здесь нужно
найти удобное положение руки. Вес руки приходится на те пальцы, которые
ведут главенствующий голос.
Методические комментарии: Проигрываем тему несколько раз, добиваясь
хорошего legato, играя весом руки, глубоким, но светлым звуком.
3. Следующий этап – объясняю, что работа над полифонией, прежде всего,
работа над одноголосной мелодической линией, насыщенной своей особой
внутренней жизнью, всевозможными деталями и поэтому обязательно
следует учить любое полифоническое произведение по голосам. Но основной
акцент в трёхголосном произведении падает уже не на каждый голос
отдельно, а на каждую пару голосов, особенно в отношении следующих
сочетаний: средний и верхний, средний и нижний. Юля хорошо слышит
верхний голос и почти не слышит средний и нижний как самостоятельные
линии, поэтому мы учим эти «дуэты» разными способами: совместно со
мной (я играю один голос, ученица другой) на 2-х роялях; а также двумя
руками с различным динамическим планом: верхний -f, нижний –p.
Методические комментарии: Работа по голосам – « дуэтам» в ансамбле с
преподавателем на 2-х инструментах. Исполнение «дуэтов» двумя руками с
различным динамическим планом: верхний –f, нижний –p и наоборот для
понимания сочетаний различных мелодических голосов. И как итог - ровное
исполнение всех голосов при сосредоточенном внимании на одном из них
4. И ещё одна немаловажная задача, с которой Юля столкнулась в этой
инвенции: это распределение среднего голоса между партиями правой и
левой руки (19 и 21 т.). От удачного разрешения этой задачи нередко зависит
точность и плавность голосоведения. Эти места мы учим отдельно, с
остановками, я показываю и говорю о том, что скачок всегда сопровождается
ускорением, и поэтому нужно спокойно опускать первые пальцы. Сразу же
рассказываю, что музыке Баха чужда вялость и размягчённость, в
исполнении этой инвенции следует остерегаться сентиментальности и
способ извлечения звука должен быть всегда собранным, крепким, при этом
legato страдать не должно.
Методические комментарии: Отдельная отработка мест, где происходит
распределение среднего голоса между правой и левой рукой как основа для
ощущения вертикали, развития умения слышать всю фактуру произведения.
Задание на дом: 1. Ещё раз дома пройти все проведения темы, подписать в
нотах тональные изменения.
2. Учим произведение по голосам – дуэтами (причём обязательно двумя
руками, даже если в тексте эти голоса написаны для одной руки), в разных
вариантах: верхний – средний; средний – нижний; верхний – нижний, а также
с различными динамическими оттенками для каждого голоса.
3. Звукоизвлечение должно быть плавным, текучим, а пальцы при этом
собранны и точны.
Самоанализ урока
На проведенном открытом уроке поставленная цель достигнута
полностью. Поставленные задачи способствовали ее достижению.
Структура урока выдержана в соответствии с планом работы.
Каждое из заданий помогало переключить внимание ученика с одного
вида деятельности на другой, что благоприятствовало активной работе
без утомления.
Распределение времени было логичным. На уроке использовались
методы: наглядно-практический, словесный. Урок строился на речевом
и музыкальном диалоге педагога с учащимся.
Хороший контакт преподавателя с учащейся способствовал созданию
творческой атмосферы на уроке.
Рекомендуемая литература:
1.
Баренбойм Л. За полвека: очерки, статьи, материалы. – Ленинград:
Советский композитор, 1989.
2.
Педагогика искусства: вопросы истории, теории и методики
/Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1.: Саратов.
Научная книга, 2006.
3.
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – Москва:
Музыка, 1978.
4.
Фейнберг С. Пианизм как искусство. – Москва: Классика-ХХI,
2001.