Напоминание

"Развитие социальных эмоций на разных этапах дошкольного возраста"


Автор: Кузнецова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад 7
Населённый пункт: Киселевский городской округ, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие социальных эмоций на разных этапах дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Развитие социальных эмоций на разных этапах дошкольного

возраста»

П Р О БЛ Е М А

РА З В И Т И Я

С О Ц И А Л Ь Н Ы Х

Э М О Ц И Й

Д Е Т Е Й

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Теоретические подходы к проблеме развития социальных эмоций в научных

исследованиях.

Теоретические подходы к проблеме развития социальных эмоций в

зарубежных и отечественных научных исследованиях, с целью определения

их содержательных характеристик.

Важно сть

проблемы

социально-эмоционального

р а з в и т и я

дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства

оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к

окружающим. Успех социализации ребенка во многом зависит от уровня

развития его эмоционально-нравственной сферы.

Именно

эмоции

регулируют

познавательные

процессы,

характер

действий. Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста

актуальна

тем,

что

этот

психический

процесс

является

неотъемлемым

компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом.

В современной психологической науке термин эмоция (от латинского

emovere

возбуждать,

волновать)

обычно

понимается

как

переживание,

душевное волнение.

В "Большом

психологическом

словаре" эмоции рассматриваются как

"особый класс психических процессов и состояний (человека и животных),

связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме

непосредственного

переживания

(удовлетворения,

радости,

страха

и

т.д.)

значимость

действующих

на

индивида

явлений

и

ситуаций

для

осуществления его жизнедеятельности"

Эмоции

представляют

собой

специфический

класс

субъективно

переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного,

самоотношение человека к миру, себе и окружающим. При этом социальные

эмоции

представляют

собой

определенные

чувства

(высшие

эмоции),

которые возникают только при удовлетворении социальных потребностей.

Для ребенка эмоции — это своеобразный эталон качества предметов и

явлений

окружающего

мира,

определитель

их

ценности.

Именно

через

призму эмоций дети воспринимают всё, что их окружает, именно с помощью

эмоций они дают понять окружающим, что они сейчас ощущают. Однако в

психологии

с

древних

врёмен

рассматриваются

разные

точки

зрения

на

природу эмоций.

Относительно анализа и определения природы эмоций можно выделить

различные исследовательские подходы.

Одним

из

первых

научных

исследователей

эмоций

в

области

физиологического

подхода

является

Ч.

Дарвин,

который

связал

эмоции

человека

с

соответствующими

аффектами

и

инстинктивными

реакциями,

наблюдаемыми в животном мире. Исследования Ч. Дарвина продолжены

работами У. Джеймса, К. Ланге, У. Кеннона, Г. Спенсера, К. Бернарда.

На ранних этапах становления психологии В. Вундт писал, что эмоции

представляют

собой

определенные

изменения,

которые

характеризуют

влияние чувств на течение самих представлений.

С

позиции

теории

Ф.

Гербарта

органические

проявления

эмоций

выступает в роли следствия психических явления. Ученый утверждает, что

наиболее

важным

психологическим

фактом

является

представление,

соответственно,

чувства

это

есть

связь

между

существующими

представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между

представлениями.

К.Э. Изард в теории дифференциальных эмоций определяет эмоцию

как сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный

и

феноменологический

аспекты,

который

поддаётся

наблюдению,

в

частности, в виде мимики. Автор выделяет базовые эмоции. К ним автор

относит

эмоциональные

состояния

следующих

модальностей:

радость;

грусть; злость; удивление; страх; гордость; жадность; обида. Эти эмоции

обладают мотивационной силой (каждая фундаментальная эмоция обладает

уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами).

Общие вопросы теории развития эмоций в детстве были заложены в

работах

Л.С.

Выготского,

А.Н.

Леонтьева,

Д.Б.

Эльконина

и

других

отечественных ученых в начале ХХ века. В их теориях можно найти общие

указания на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в

процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований,

норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним

достоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения. В

результате такого рода усвоения ребенок приобретает своеобразную систему

мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления он

оценивает

эмоционально

как

привлекательные

или

отталкивающие,

как

добрые или злые, как красивые или безобразные.

В

рамках

культурно-исторического

и

деятельностного

подходов

утверждается, что развитие эмоций проходит путь прогрессивного развития и

рассматривается преимущественно по законам развития высших психических

функций, в связи с чем, развитие социальных эмоций предполагает переход

от

внешних

социально

детерминированных

форм

эмоций

к

внутренним

эмоциональным процессам. Поэтому на протяжении дошкольного детства у

ребёнка постепенно формируются совершенно новые чувства (нравственные,

эстетические,

интеллектуальные),

напрямую

с

удовлетворением

органических потребностей не связанные.

Современные исследователи опираются на работы А.В. Запорожца. Под

его научным руководством были выделены общие закономерности развития

социальных эмоций, их зависимость от содержания и структуры детской

деятельности.

В его монографии отмечается, что с одной стороны, в дошкольном

детстве

происходит

заметное

изменение

содержания

эмоций,

возникают

сложные чувства, вызванные оценкой действия, значением этого действия

для других людей, мерой оценки того, как соблюдаются нормы и правила

поведения при совершении данного действия, складывается «мотивационно-

смысловая ориентировка» деятельности.

С другой стороны, аффективные и познавательные процессы вступают

во

взаимосвязь,

образуют

единую

аффективную

систему

предвидения

и

предчувствования

отдельных

последствий

своих

действий.

Тем

самым

образовывается описанная в работах Л.С. Выготского взаимосвязь аффекта и

интеллекта.

В результате развития социальных эмоций появляется эмоциональное

предвосхищение,

что

делает

ребёнка

способным

«не

только

заранее

предвидеть, но и прочувствовать, какой личностный смысл будут иметь для

него

и

для

окружающих

последствия

совершаемых

им

действий

и

поступков».

Механизм

эмоционального

предвосхищения

последствий

деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребёнка.

Развитие

эмоциональной

сферы

идёт

«рука

об

руку»

со

становлением

произвольной регуляции. Эта произвольность сначала появляется в игровой

деятельности, а на 5-6 году жизни входит в другие виды деятельности.

В дальнейшем, развивая названные выше положения А.В. Запорожец,

писал,

что

эмоциональную

сферу

ребенка

необходимо

рассматривать

в

качестве базовой предпосылки общего психического развития или в качестве

фундаментального

внутреннего

фактора,

определяющего

психическое

здоровье ребёнка.

В

связи

с

этим

А.В.

Запорожец

даёт

следующее

определение

социальным эмоциям: «социальные эмоции – эмоции, которые приобрели

устойчивость и социальную направленность и отражают стремление сделать

нечто полезное не только для себя, но и для других людей, для окружающих

взрослых или сверстников».

В

результате

такого

усвоения

ребёнок

приобретает

своеобразную

систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления,

он оценивает их эмоционально как привлекательные или как отталкивающие,

как интересные, удивительные или неинтересные, обычные, добрые или как

злые, как красивые или как безобразные.

Особенности

эмоционального

развития

в

дошкольном

возрасте

заключается в том, что ребенок осваивает социальные формы выражения

чувств.

Изменяется

роль

эмоций

в

деятельности

ребенка,

формируется

эмоциональное

предвосхищение.

Чувства

становятся

более

осознанными,

обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными.

Эмоциональное

развитие

в

дошкольном

возрасте

имеет

следующие

особенности:

ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

меняется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется

эмоциональноеипредвосхищение

чувства становятся более осознанными, обобщенными,

разумными, произвольными, внеситуативными;

формируется система мотивов, которая составляет основу

произвольности психических процессов и поведения в целом;

формируются высшие чувства ( нравственные, интеллектуальные,

эстетические).

Таким образом, основную роль в развитии социальных эмоций ребенка

играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные

взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом

ценности, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

Изучение генезиса эмоций ученый основывает на поиске источников их

происхождения

в

осмысленной

деятельности

субъекта.

В

процессе

этой

деятельности

ребенок

реализует

свои

взаимоотношения

с

окружающим

миром

и

начинает

по-новому

не

только

понимать,

но

и

эмоционально

реагировать на происходящие события и явления.

По мнению А.А. Реана, социальность эмоций предполагает, с одной

стороны, приобретение их детьми в процессе взаимодействия со взрослыми и

сверстниками, в результате чего полученные ребенком социальные ценности,

требования,

нормы

и

идеалы,

соединяясь

с

его

эмоциональной

сферой,

становятся

органической

частью

личности.

С

другой

стороны,

являясь

внутренним

достоянием

личности,

социальные

эмоции

становятся

содержанием побудительных мотивов ее поведения.

Социальные

эмоции,

по

мнению

учёного,

связаны

с

переживанием

человеком

своего

отношения

к

окружающим

людям

и

возникают,

формируются и проявляются в системе межличностных взаимоотношений.

Социальность эмоций предполагает, с

одной стороны, приобретение их

детьми в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками, в результате

чего приобретенные ребенком социальные ценности, требования, нормы и

идеалы, соединяясь с его эмоциональной сферой, становятся органической

частью его личности. С другой стороны, являясь внутренним достоянием

личности,

социальные

эмоции

становятся

содержанием

побудительных

мотивов ее поведения.

Под социальными эмоциями мы будем понимать эмоции и чувства,

обслуживающие социальное взаимодействие ребенка с детьми и взрослыми.

Отечественный психолог А.Д. Кошелева представляет эмоциональную

сферу

дошкольника

как

сложно

организованную

систему

регуляции

поведения

ребенка,

определяющую

детское

благополучие,

психическое

и

соматическое здоровья ребенка. Среди факторов, влияющих на содержание и

способы

выражения

эмоциональных

состояний

детей,

А.Д.

Кошелева

выделяла незаменимую роль взрослых и семьи. Идеалы взрослых, система

требований к ребенку, учет его индивидуальных особенностей во многом

определяют содержание, силу и глубину его эмоциональных проявлений.

Ребенок

очень

рано

усваивает

систему

отношений

в

той

среде,

в

которой он живет. Непосредственно воспринимая эмоциональную атмосферу

семьи, подражая взрослым, малыш перенимает их ценностные ориентации,

отношение к людям, окружающему миру в целом. От взрослых зависит,

насколько адекватными будут эмоциональные реакции детей.

В свою очередь, среди проблем общения современных дошкольников

отмечается неумение выразить свои мысли, чувства, ощущения, что может

служить

препятствием

для

межличностного

общения

и

обогащения

эмоционального опыта детей. Подтверждение этому мы находим в анализе

современной

ситуации

социально-эмоционального

развития

ребенка,

проведенном

Г.Г.

Филлиповой.

Ученый

подчеркивал,

что

все

больше

становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии

аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности,

отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.

Таким

образом,

можно

предположить,

что

на

уровень

развития

эмоционального состояния детей дошкольного возраста большое влияние

оказывает ближайшее социальное окружение и, в частности, степень участия

родителей в эмоциональном развитии своего ребенка.

В ряде психологических исследований, проводимых под руководством

Т.Д.

Марцинковской,

установлено,

что

социальные

эмоции

влияют

на

характер общения дошкольников со сверстниками и связаны с развитием

базовых эмоций и эмотивностью детей. Поэтому этот вид эмоций позволяет

облегчить не только процесс вхождения ребенка в общество, но и процесс

осознания себя, своих отношений с другими людьми, а также лучше оценить

себя, свои переживания и выразить их в приемлемой для данного общества

форме.

Оценивание себя с точки зрения других людей или своих действий и

поступков

по

отношению

к

социально

приемлемым

правилам

и

нормам

является

ключевой

составляющей

социальных

эмоций,

в

связи

с

чем,

полагает Г.М. Бреслав, социальные эмоции разделяются по направленности.

Протекание социальных эмоций он объясняет в контексте функциональной

модели

эмоциональных

процессов,

свидетельствующей,

что

тенденции

к

действию не обязательно ведут к соответствующему поведению (например,

первичный стыд при его оценке на первом этапе может привести к гневу на

тех, кто вынудил человека стыдиться).

М.Ю.

Горбунова,

обобщая

данные

ряда

исследований,

предлагает

рассматривать

ряд

специфических

функций,

выполняемых

социальными

эмоциями. Так, отражательно-оценочная функция проявляется в отношении

человека к определённым явлениям социальной действительности. Данная

функция способствует выделению субъектом в социальной среде значимых

элементов и демонстрирует отношение субъекта к объективной информации.

В

результате

оценки

происходит

побуждение

к

той

или

иной

форме

активности.

Информативная

функция

состоит

в

на лаживании

сотрудничества, способствуя координации действий и принятию совместных

решений. Интерактивная функция выражается в том, что социальные эмоции

способствуют установлению контакта, развитию взаимодействия субъектов и

формированию

(или

поддержанию)

идентичности

в

процессе

взаимного

влияния

(интеракции).

Манипулятивная

функция

проявляется

в

использовании человеком эмоций как средства воздействия на других людей

с

целью

изменения

их

поведения

для

достижения

собственных

целей.

Социализирующе-адаптивная

функция,

указывающая

на

усвоение

эмоциональных норм и правил выражения эмоций в процессе социализации,

что

позволяет

человеку

управлять

своим

поведением,

проявлять

эмоции,

соответствующие

ситуации

и

учитывая

социальный

статус,

пол,

возраст

собеседника.

Конструктивно-деструктивная

функция

способствует

формированию

и

воспроизводству

определённых

социальных

отношений

(например, макиавеллистские или альтруистические), институтов и структур

в соответствие с содержанием реализуемых эмоций.

Если обобщить точки зрения учёных, то социальные эмоции:

1) позволяют индивиду оценивать ситуацию и мотивировать избегание

негативно влияющих на личность событий;

2)

являются

идентификатором

противоречий

между

приобретённым

социальным опытом и возникшими ситуациями, ему не соответствующими;

3)

возникают

в

социальной

среде,

но

при

этом

отрицательно

воздействующие на человека эмоции понижают качество взаимоотношений в

социуме,

не

дают

личности

реализоваться

в

нём

сполна

и

могут

сопровождаться базовыми эмоциями страха, злости, презрения.

В нашем исследовании под социальными эмоциями мы будем понимать

комплекс

переживаний,

включающий

широкий

спектр

эмоций

и

чувств,

возникающих

у

ребёнка

с

рождения

и

осваиваемых

им

в

процессе

взаимоотношений

с

окружающими,

обслуживающих

на

протяжении

всей

жизнедеятельности

человека

его

социальное

взаимодействие

и

межличностное общение с другими.

В

своем

большинстве

социальные

эмоции

п р ед с т а вл я ют

приобретенные формы их выражения и реализации, однако определенная

доля

эмоциональных

реакций,

имеющаяся

у

младенцев

с

рождения,

со

временем

начинает

использоваться

им

для

достижения

социального

взаимодействия, и, соответственно, они становятся произвольными по форме

и социальными по содержанию.

К категории социальных эмоций в современной науке относят широкий

перечень переживаний субъектом своего отношения к окружающим людям.

Это – и эмоции обиды, смущения, стыда, стеснительности (застенчивости),

эмпатии, отчаяния, ужаса, зависти, ревности, презрения и пр., и обширный

диапазон

чувств

вины,

долга,

чести,

достоинства,

гордо сти,

справедливости, солидарности, ответственности, благодарности, альтруизма,

патриотизма, гражданственности и многих других.

Таким образом, социальность эмоций предполагает, с одной стороны,

их

приобретение

детьми

в

процессе

вхождения

в

социум

под

влиянием

взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в результате приобретенные

индивидом социальные ценности, требования, нормы и идеалы, соединяясь с

эмоциональной

сферой,

становятся

органической

частью

личности

дошкольника. С другой стороны, являясь внутренним достоянием личности,

социальные эмоции становятся содержательным мотивом поведения.

Социальные эмоции обычно разделяют на позитивные и негативные

эмоциональные состояния.

1)

Позитивные/конъюнктивные.

Позитивные

социальные

эмоции

проявляются тогда, когда группа людей направлена на достижение общих

целей, результат выполнению которых приносит участникам удовлетворение.

Как

правило,

такие

социальные

эмоции

могут

варьироваться

от

слабого

предпочтения до глубокой привязанности.

2)

Негативные/дизъюнктивные.

Негативные

социальные

эмоции

проявляются тогда, когда возникает ситуация соперничества: успех одного

человека

влечет

за

собой

неуспех

другого,

из-за

чего

часто

возникает

конфликт. Как правило, в таком сопернике человек может заметить лишь то,

что ему неприятно, игнорируя его положительные качества.

Социальные эмоции рассматриваются как:

постоянные

эмоциональные

отношения

к

нормам

и

правилам

поведения, принятым в данном социуме;

как определяющие положительное эмоциональное отношение к

одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы

общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным

для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для

общества направлении.

Отличительной

особенностью

класса

социальных

эмоций

является

опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией

является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума

норм

и

правил,

обретающий

внутреннюю

значимость,

становится

эмоциональным

опытом.

Усвоение

ребенком

социальных

ценностей,

требований,

норм

и

идеалов

при

определенных

условиях

становятся

внутренним

достоянием

личности.

В

результате

ребенок

приобретает

своеобразную

систему

мер,

эталонов

ценности,

сопоставляя

с

которыми

наблюдаемые

явления

ребенок

оценивает

их

как

привлекательные

или

отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.

Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием

социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие

эмоции, чувства, не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание,

сочувствие,

забота

о

близких

людях,

чувство

долга,

взаимопомощи,

отзывчивости.

Уже

в

дошкольном

возрасте

начинают

формироваться

высшие

человеческие

чувства,

и

источником

их

происхождения

является

практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои

взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом

ценности

и

идеалы,

овладевает

социальными

нормами

и

правилами

поведения.

Воспитание социальных эмоций ребенка, начиная с первых лет его

жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то

смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут

усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они

будут

использоваться

в

дальнейшем,

решающим

образом

зависит

от

характера отношений ребенка к людям и к окружающей действительности.

Социальная

ситуация

развития

дошкольника

не

ограничивается

его

контактами

с

окружающими

взрослыми.

Кроме

реальных

окружающих

ребенка взрослых в жизни и в сознании дошкольника появляется еще один -

идеальный

взрослый.

Кроме

взрослого

в

социальной

ситуации

развития

ребенка

в

дошкольном

возрасте

все

большую

роль

начинают

играть

сверстники. Общение и отношения с другими детьми становятся не менее

значимыми для ребенка, чем его взаимоотношения со взрослыми.

Итак, социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте

усложняется

и

дифференцируется.

Взрослый

человек

остается

центром

жизни ребенка, но отношения с ним существенно меняются. Если в раннем

возрасте социальная ситуация определялась исключительно отношениями

ребенка

с

его

близкими

взрослыми,

то

начиная

с

дошкольного

возраста

ребенок

вступает

в

отношения

с

более

широким

социальным

миром.

Человеческие отношения, которые существуют в мире взрослых, становятся

предметом

игровой

деятельности

детей,

где

взрослый

присутствует

опосредованно,

в

идеальной

форме.

Общение

с

реальными

близкими

взрослыми приобретает внеситуативный характер и побуждается новыми

потребностями. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка - его

отношения со сверстниками.

Формирование и развитие социальных эмоций также является крайне

важным

для

успешной

жизнедеятельности

ребенка.

Основой

для

формирования социальных эмоций является нравственное воспитание. Оно

происходит с опорой на жизнь отдельных окружающих людей, на мир в

целом.

Под

социальными

эмоциями

понимают

глубоко

усвоенные

социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и

имеющие регулирующую функцию.

Е.И.

Изотова

считает,

что

развитие

социальных

эмоций

у

дошкольников зависит от ряда условий.

Социальные эмоции формируются в процессе общения ребенка

со сверстниками.

При

специально

организованной

деятельности

(например,

музыкальные

занятия)

дети

учатся

испытывать

определенные

чувства,

связанные с восприятием (например, музыки).

Социальные

эмоции

очень

интенсивно

развиваются

в

соответствующем

возрасту

дошкольников

виде

деятельности

в

игре,

насыщенной переживаниями.

В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка

участка,

группой

комнаты)

развивается

эмоциональное

единство

группы

дошкольников.

Отличительной

особенностью

класса

социальных

эмоций

является

опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией

является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума

норм

и

правил,

обретающий

внутреннюю

значимость,

становится

эмоциональным опытом.

Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов

при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В

результате

ребенок

приобретает

своеобразную

систему

мер,

эталонов

ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает

их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и

безобразные.

Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием

социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие

эмоции, чувства, не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание,

сочувствие,

забота

о

близких

людях,

чувство

долга,

взаимопомощи,

отзывчивости.

Уже

в

дошкольном

возрасте

начинают

формироваться

высшие

человеческие

чувства,

и

источником

их

происхождения

является

практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои

взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом

ценности

и

идеалы,

овладевает

социальными

нормами

и

правилами

поведения.

Таким образом, в своём исследовании под термином «эмоциональное

развитие»

будем

понимать

процесс

последовательного

и

закономерного

возникновения и функционирования новообразований эмоциональной сферы,

специфических и необходимых для определённого этапа онтогенеза.

Социальные

эмоции

эмоции,

которые

приобрели

устойчивость

и

социальную направленность и отражают стремление сделать нечто полезное

не только для себя, но и для других людей, для окружающих взрослых или

сверстников.

То

есть

будем

понимать

как

комплекс

переживаний,

включающий широкий спектр эмоций и чувств, возникающих у ребёнка с

рождения и осваиваемых им в процессе взаимоотношений с окружающими,

обслуживающих

на

протяжении

всей

жизнедеятельности

человека

его

социальное взаимодействие и межличностное общение с другими.

В качестве оснований для дальнейшего теоретического исследования

принимаем подход, сложившейся в рамках отечественной психологии.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!