Напоминание

Развитие связной речи дошкольников в детском саду.


Автор: Вычугжанина Марина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №22
Населённый пункт: г.Туапсе
Наименование материала: консультация
Тема: Развитие связной речи дошкольников в детском саду.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов.

Развитие связной речи дошкольников в детском саду.

Основная

функция

связной

речи

коммуникативная.

Она

осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Эти две

формы речи отличаются друг от друга мотивами.

Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее

содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая

речь

стимулируется

не

только

внутренними,

но

и

внешними

мотивами

(ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Качество диалогической речи в её зрелой развёрнутой форме во многом

зависит от владения монологической речью.

В зависимости от функции выделяют четыре типа монологов:

описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты

– преимущество дошкольного возраста).

Описание – это характеристика предмета. В описании выделяется

общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных

и

второстепенных

признаков,

качеств,

действий.

Завершает

описание

итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету.

Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его

основой

является

сюжет,

развертывающийся

во

времени.

Повествование

служит

для

рассказа

о

развивающихся

действиях

и

состояниях

(повествование

о

фактах,

событиях,

о

состоянии

и

настроении,

о

переживаниях).

Рассуждение

это

логическое

изложение

материала

в

форме

доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта,

аргументируется

определенная

точка

зрения,

раскрываются

причинно-

следственные связи и отношения.

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в

устной

речи.

Это

сложная

деятельность,

в

которой

активно

участвуют

мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом

необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать

произведение,

понять

его

о сновное

содержание,

з а п ом и н ат ь

последовательность

изложения,

речевые

обороты

авторского

текста,

осмысленно и связно передавать текст.

Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком

определенного содержания.

Развитие связной речи происходит:

- во всех видах организованной образовательной деятельности;

- в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных

моментов;

-

в

самостоятельной

деятельности

детей

(тематическое

зонирование

пространства группы);

- в семье (взаимодействие детей и их родителей).

Задачи развития связной речи во всех возрастных группах.

В младшем дошкольном возрасте важно развивать инициативную речь,

желание ребенка делиться впечатлениями, и диалогическую форму речи.

В среднем

дошкольном

возрасте

продолжаем

совершенствовать

диалогическую

речь,

развивать

умение

детей

рассказывать:

описывать

предмет, картину (развивать монологическую речь)

В

старшем

дошкольном

возрасте

также

совершенствуется

диалогическая

и

монологическая

формы

речи:

задача

педагога

поощрять

попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом

товарища, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете,

содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам, развивать

умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к

сказкам. В подготовительной группе дети должны помогать составлять план

рассказа и придерживаться его. Развитие творческо-речевых способностей

(сочинение коротких сказок на заданную тему).

С целью развития монологической и диалогической речи в практике

рекомендуется

применение

разнообразных

педагогических

технологий:

o- игровые

o- личностно-ориентированные

o- развивающие

o- технологии проектирования и мультимедийных презентаций

o- технологию ТРИЗ

o- социально-адаптирующие

o- здоровьесберегающие

o- технологию наглядного моделирования

Взаимосвязь фонетической, лексической и грамматической сторон

речи является важнейшим условием формирования связной речи.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!