Автор: Вычугжанина Марина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №22
Населённый пункт: г.Туапсе
Наименование материала: консультация
Тема: Развитие связной речи дошкольников в детском саду.
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов.
Развитие связной речи дошкольников в детском саду.
Основная
функция
связной
речи
–
коммуникативная.
Она
осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Эти две
формы речи отличаются друг от друга мотивами.
Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее
содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая
речь
стимулируется
не
только
внутренними,
но
и
внешними
мотивами
(ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
Качество диалогической речи в её зрелой развёрнутой форме во многом
зависит от владения монологической речью.
В зависимости от функции выделяют четыре типа монологов:
описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты
– преимущество дошкольного возраста).
Описание – это характеристика предмета. В описании выделяется
общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных
и
второстепенных
признаков,
качеств,
действий.
Завершает
описание
итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету.
Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его
основой
является
сюжет,
развертывающийся
во
времени.
Повествование
служит
для
рассказа
о
развивающихся
действиях
и
состояниях
(повествование
о
фактах,
событиях,
о
состоянии
и
настроении,
о
переживаниях).
Рассуждение
–
это
логическое
изложение
материала
в
форме
доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта,
аргументируется
определенная
точка
зрения,
раскрываются
причинно-
следственные связи и отношения.
Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в
устной
речи.
Это
сложная
деятельность,
в
которой
активно
участвуют
мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом
необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать
произведение,
понять
его
о сновное
содержание,
з а п ом и н ат ь
последовательность
изложения,
речевые
обороты
авторского
текста,
осмысленно и связно передавать текст.
Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком
определенного содержания.
Развитие связной речи происходит:
- во всех видах организованной образовательной деятельности;
- в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных
моментов;
-
в
самостоятельной
деятельности
детей
(тематическое
зонирование
пространства группы);
- в семье (взаимодействие детей и их родителей).
Задачи развития связной речи во всех возрастных группах.
В младшем дошкольном возрасте важно развивать инициативную речь,
желание ребенка делиться впечатлениями, и диалогическую форму речи.
В среднем
дошкольном
возрасте
продолжаем
совершенствовать
диалогическую
речь,
развивать
умение
детей
рассказывать:
описывать
предмет, картину (развивать монологическую речь)
В
старшем
дошкольном
возрасте
также
совершенствуется
диалогическая
и
монологическая
формы
речи:
задача
педагога
поощрять
попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом
товарища, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете,
содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам, развивать
умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к
сказкам. В подготовительной группе дети должны помогать составлять план
рассказа и придерживаться его. Развитие творческо-речевых способностей
(сочинение коротких сказок на заданную тему).
С целью развития монологической и диалогической речи в практике
рекомендуется
применение
разнообразных
педагогических
технологий:
o- игровые
o- личностно-ориентированные
o- развивающие
o- технологии проектирования и мультимедийных презентаций
o- технологию ТРИЗ
o- социально-адаптирующие
o- здоровьесберегающие
o- технологию наглядного моделирования
Взаимосвязь фонетической, лексической и грамматической сторон
речи является важнейшим условием формирования связной речи.