Автор: Венедиктов Михаил Евгеньевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: частное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат № 7 среднего общего образования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" г. Волгоград
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Роль технического моделирования в развитии личности ребенка"
Раздел: среднее образование
Одним из вариантов содержательного развития детей являются занятия
техническим моделированием. Они помогают побудить личность к поиску,
активному
труду,
раскрыть
ее
внутренние
резервы,
дать
учащимся
практическую направленность в развитии творческих способностей и решить
задачи
всестороннего
развития
и
воспитания,
ориентировать
в
выборе
будущей профессии.
Среди многочисленных интересов учащихся техническое моделирование
железнодорожных объектов занимает значительное место. Используя этот
интерес,
важно
сформировать
у
них
потребность
совершенствования
и
пополнения своих знаний.
В школе-интернате № 7 ОАО «РЖД» я руковожу кружком «Юный
железнодорожник».
Целью
своей
работы
ставлю
решение
задач
по
нравственному
воспитанию
подростков,
расширению
их
кругозора
и
развитию технического творчества учащихся, а так же осознанному подходу
к выбору профессии, связанной с железной дорогой.
Задачи работы кружка состоят в том, чтобы дать общее представление
о железнодорожном транспорте путём теоретических занятий, организации
практики
на
Детской
железной
дороге,
проведения
производственных
экскурсий, технического моделирования. Также важно развивать мотивацию
учащихся
к
познанию
и
творчеству,
удовлетворять
образовательные
потребности учащихся в сфере технического творчества, изобретательства и
рационализаторства,
формировать
политехническое
мировоззрение
и
пространственное мышление, ценности научно-исследовательской,
конструкторской и проектной деятельности, профессионально ориентировать
учащихся
на
технические
специальности,
укреплять
физическое
и
нравственное
здоровье
учащихся,
формировать
культуру
использования
свободного времени учащихся.
Одним из самых увлекательных направлений работы кружка является
моделирование макетов железных дорог.
Чтобы правильно и осмысленно разработать и построить рельсовую схему
будущего макета, каждый моделист должен знать в общих чертах, что такое
перегон, станция, как они подразделяются в соответствии с классификацией,
принятой на железных дорогах России. Так, с сентября 2014 года, ребята 6 - 1
0
классов
приступили
к
изготовлению
действующего
макета
железной
дороги. Масштаб работы 1:72. Макет состоит из бутафорских деталей и
фигурок:
локомотив,
пассажирские
вагоны,
рельсошпальные
решетки,
светофорная
сигнализация, фигурки людей. Задумано, что пассажирский
состав будет двигаться по железной дороге в виде эллипса длиной 180 см,
радиусом 60 см.
Вдоль железной дороги расположены станции, вокзал с инфраструктурой,
автобусная станция, пешеходные мосты через рельсовые пути.
В начале работы были приобретены необходимые материалы: толстослойная
фанера, деревянные рейки, саморезы, клей, лак, мебельная фурнитура. На
занятиях
мальчики
изготавливали
элементы
макетов
автомобильных
переездов
со
шлагбаумами,
электрические
генераторы,
опоры
электроосвещения железной дороги, ограждений, пешеходных мостов и т.д.
Основание макета покрыли тонированным лаком.
Затем, что бы создать ландшафтный рельеф, поверхность макета оклеили
тканью.
Идёт
работа
монтажа
электрической
проводки
и
подсоединения
железнодорожной
контактной
сети,
железнодорожной
сигнализации,
перевода стрелок, освещения станции и переездов. Работа всех движущихся
объектов, таких как, локомотив с пассажирскими вагонами, шлагбаумов на
переездах,
освещение
зданий
осуществляется
при
преобразовании
электрического тока 220 Вт.
При создании данного проекта были задействованы следующие современные
обучающие
технологии: исследовательская
работа,
обучение
в
сотрудничестве (групповая работа), игровые технологии, метод проектов. В
основе метода творческого проекта лежит
цель – сформировать систему
интеллектуальных
и
общетрудовых
знаний
и
умений,
способствовать
творческому развитию личности.
Ученики
самостоятельно
разработали
систему
технологических
задач,
которая включала выбор технологического процесса, выбор заготовки, выбор
инструмента, определение последовательности трудовых операций.