Напоминание

"Система ранней логопедической помощи"


Автор: Бурьянова Марина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Ручеёк"
Населённый пункт: ЯНАО г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Система ранней логопедической помощи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СИСТЕМА РАННЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.

Возраст с рождения и до трех лет, который принято называть ранним,

является

одним

из

важнейших

этапов

в

развитии

ребенка:

этот

период

является

сензетивным

для

развития

многих

функций.

Наиболее

активно

развиваются

моторные

функции,

ориентировочно-познавательная

деятельность, речь, а также формируется личность.

Именно поэтому вопросы ранней диагностики и абилитации младенцев,

форм и методов работы с детьми раннего возраста приобретают особую

актуальность.

По

данным

медицинских

исследований,

с

каждым

годом

уменьшается количество рождения здоровых детей: в течение последних лет

снизилась с 48,3% до 26,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются

физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированную родовую

энцефалопатию, которая при отсутствии своевременной коррекции приводит

к развитию в будущем стойких нарушений.

Нормальное развитие отмечается у 15—20% детей. Но длительные

наблюдения специалистов (Л. Ю. Александрова, А. Е. Филипповна, Н. Ю.

Григоренко

и

др.) показывают,

что

и

эти

дети

в

возрасте

4—5

лет

характеризуются различными речевыми нарушениями: ОНР, ФФН, стертые

дизартрии — минимальные дизартрические расстройства (МДР) и другие.

Наиболее

частыми

являются

речевые

расстройства

50,5%,

расстройства эмоционально-волевой сферы — 29,2%. Все чаще встречается

диагноз

«ранний

детский

аутизм»

12,3%;

нарушения

поведения

и

внимания

7,7

%;

повышенная

утомляемость,

истощаемость

нервных

процессов — 9,2%.

Целью данной работы станет показать, насколько важны ранняя

диагностика, коррекция и профилактика речевых нарушений.

Проанализировав ряд статей, посвященных теме нашего исследования,

мы

обнаружили,

что

авторы,

на

основе

изученного

в

методической

литературе,

выделяют

основные

особенности

организма

ребенка

раннего

возраста. Выяснилось, что, в этот период развития ребенка, идет наиболее

интенсивное развитие процессов. По мнению педагогов - психологов (М.Д.

Ковригиной, Борисенко М.Г, Камышниковой О.Е. и др.) [1;2] период раннего

детства имеют ряд психофизиологических особенностей, отличающих его от

последующих возрастных периодов:

Наиболее быстрый темп развития.

Неустойчивость

и

незавершенность

формирующихся

умений

и

навыков.

Большая физическая и психическая ранимость детей, лабильность их

состояния.

Взаимозависимость и единство физического и психического развития.

Высокая пластичность и лёгкая обучаемость.

Богатый потенциал развития.

Скачкообразность и неравномерность процесса развития.

Зависимость реакций детей от характера их эмоционального состояния.

Потребность в получении сенсорных раздражений и в движениях.

Потребность в общении с взрослыми.

В последнее десятилетие проблемы ранней помощи раннего возраста все

сильнее

привлекают

внимание

специалистов

в

области

педагогики,

психологии, медицины

и

других

смежных

наук

(М.И.

Лисина,

Е.М.

Мастюкова, Ю.А. Разенкова, Е.С. Стребелева). Коррекционно-развивающая

помощь детям от 0 до 3 лет признана в современной педагогической науке

самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся

нарушений

в

их

развитии.

Организации

коррекционно-педагогической

помощи нуждающимся детям уделяется большое внимание.

Работая в службе ранней помощи, логопеду важно помнить, что его

деятельность не может сводиться лишь к исправлению звукопроизношения, а

также понимать, что начало работы по формированию звукопроизношения

еще

до

трехлетнего

возраста

предполагает

построение

работы

с

учетом

принципа семейноориентированности.

Изучение ребенка должно начинаться с анализа социальной ситуации его

развития. При этом выделяют три области, которые нуждаются в системном

подходе при организации педагогического процесса:

характер взаимодействия взрослого и ребенка;

предметно-развивающая среда;

организация

системной

и

комплексной

педагогической

работы

с

ребенком в среде его сверстников.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его

взрослыми. Именно поэтому очень важно помнить, что речь взрослого в

общении с малышом должна быть грамотной, логичной и последовательной.

Так же стоит избегать сюсюканья и искаженных слов.

То есть, можно сделать вывод, что основным направлением ранней

логопедической помощи будет являться профилактика и обучение грамотной

речи.

Анализ

литературы

по

теме

исследования

свидетельствуют

о

необходимости комплексного профилактического развивающего воздействия

на соматическую, психомоторную сферы и речь детей раннего возраста.

Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой,

артикуляционной

моторики

параллельно

с

развитием

речи

будет

способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка

раннего возраста.

Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений у детей

раннего возраста следует строить с учетом основных положений специальной

педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное и

дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических

методик,

приемов,

средств

обучения;

более

глубокая

дифференциация

и

индивидуализация

обучения;

обязательное

включение

родителей

в

развивающий процесс (А.А. Семенович, 2002).

Кроме

того

в

основу

работы

должны

быть

положены

следующие принципы:

принцип

комплексности,

заключающийся

в

медицинском

и психолого-

педагогическом воздействии

на

весь

комплекс

речевых

и

неречевых

отклонений

ребенка,

основанном

на

согласованной

деятельности

всех

специалистов (невропатолога, психолога, логопеда) и родителей;

– принцип опоры на различные анализаторы, предполагающий участие в

формировании

высших

психических

функций

зрительной,

слуховой,

кинестетической и двигательной функциональных систем;

– принцип поэтапности, обеспечивающий преемственность и непрерывность

этапов профилактической работы;

принцип

учета

зоны

ближайшего

развития

(по

Л.С.

Выготскому),

предполагающий

предоставление

ребенку

заданий

определенного

уровня,

выполнение

которых

возможно

с

дозированной

помощью

со

стороны

взрослого. При этом следует учитывать уровень психомоторного и речевого

развития ребенка;

– принцип усложнения материала, предполагающий постепенное включение

трудностей в развивающую работу;

– принцип наглядности, предполагающий использование наглядных средств

на занятиях с детьми, что обеспечивает усвоение содержания задания и

достижение конкретного результата;

принцип

онтогенетический,

требующий

учета

последовательности

формирования психомоторной сферы и видов деятельности ребенка (в том

числе речевой деятельности) в онтогенезе;

– принцип реализации деятельностного подхода, предполагающий в раннем

возрасте опору на ведущий вид деятельности – предметную деятельность,

способствующую

психическому

развитию

ребенка

в

целом:

развитию

моторики, восприятия, мышления, речи и т.д. (А.А. Венгер, Ю.С. Шевченко,

2004).

Таким образом, по результатам, теоретического анализа литературы

можно определить основные направления работы по профилактики речевых

нарушений у детей раннего возраста.

1. Формирование моторной сферы.

2. Развитие высших психических функций.

3. Развитие импрессивной речи.

4. Развитие экспрессивной речи.

5. Работа с родителями. (Т.Н. Гирилюк, 2007).

Коррекционно

-

логопедическая

работа

с

детьми

строится

поэтапно

и

включает

постепенно

усложняющиеся

упражнения.

Начальным

этапом

в

работе с детьми раннего возраста считается комплексная медико-психолого-

педагогическая диагностика ребенка и изучение социальной ситуации его

развития. Однако отсутствие официального заключения о состоянии здоровья

ребенка,

невозможность

проведения

его

обследования

профильными

специалистами не может служить поводом для отказа от осуществления

комплекса

педагогических

мероприятий. Само е

большо е

ме сто

в

логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой

активности.

Литература:

1.

Актуальные проблемы развития логопедической науки //Г. В. Чиркина,

Институт коррекционной педагогики РАО, Москва

2.

Борисенко М.Г., Камышникова О.Е., Кирьянова Т.Ф., Рачковская Н.Н.

Руководство

для

практических

психологов

и

других

специалистов,

работающих с детьми раннего возраста. – СПБ., 2002.

3.

Коррекция

моторных

предпосылок

артикуляции

у

детей

раннего

возраста с отклонениями в овладении речью. Диагностика и основные

направления.//Е.В.

Шереметьева,

Челябинский

государственный

педагогический университет// Дефектология №4 2008

4.

Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с

отклонениями

развития

(на

базе

службы

ранней

помощи)//

Н.

Ю.

Григоренко; Москва, Россия// Специальное образование 2011. № 1 34-

41

5.

Организация

работы

логопеда

с

детьми

1—3

лет

в

условиях

дошкольного

логопедического

пункта

Самойлова

И.М.,

учитель-

логопед

ДОУ

33

«Дюймовочка»,

г.

Каменск-Уральский,

Свердловская обл.

6.

Основные

направления

совершенствования

системы

дошкольной

логопедической помощи // Г.В. Чиркина, Е.Л. Черкасова, Институт

коррекционной педагогики РАО, Москва

7.

Особенности неречевого ритма у детей в норме и при заикании// Ю. О.

Филатова. Московский государственный педагогический университет

Учитель-логопед

Бурьянова М.В.

Детский сад «Ручеёк»

г. Новый Уренгой



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!