Автор: Бурьянова Марина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Ручеёк"
Населённый пункт: ЯНАО г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Система ранней логопедической помощи"
Раздел: дошкольное образование
СИСТЕМА РАННЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.
Возраст с рождения и до трех лет, который принято называть ранним,
является
одним
из
важнейших
этапов
в
развитии
ребенка:
этот
период
является
сензетивным
для
развития
многих
функций.
Наиболее
активно
развиваются
моторные
функции,
ориентировочно-познавательная
деятельность, речь, а также формируется личность.
Именно поэтому вопросы ранней диагностики и абилитации младенцев,
форм и методов работы с детьми раннего возраста приобретают особую
актуальность.
По
данным
медицинских
исследований,
с
каждым
годом
уменьшается количество рождения здоровых детей: в течение последних лет
снизилась с 48,3% до 26,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются
физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированную родовую
энцефалопатию, которая при отсутствии своевременной коррекции приводит
к развитию в будущем стойких нарушений.
Нормальное развитие отмечается у 15—20% детей. Но длительные
наблюдения специалистов (Л. Ю. Александрова, А. Е. Филипповна, Н. Ю.
Григоренко
и
др.) показывают,
что
и
эти
дети
в
возрасте
4—5
лет
характеризуются различными речевыми нарушениями: ОНР, ФФН, стертые
дизартрии — минимальные дизартрические расстройства (МДР) и другие.
Наиболее
частыми
являются
речевые
расстройства
—
50,5%,
расстройства эмоционально-волевой сферы — 29,2%. Все чаще встречается
диагноз
«ранний
детский
аутизм»
—
12,3%;
нарушения
поведения
и
внимания
—
7,7
%;
повышенная
утомляемость,
истощаемость
нервных
процессов — 9,2%.
Целью данной работы станет показать, насколько важны ранняя
диагностика, коррекция и профилактика речевых нарушений.
Проанализировав ряд статей, посвященных теме нашего исследования,
мы
обнаружили,
что
авторы,
на
основе
изученного
в
методической
литературе,
выделяют
основные
особенности
организма
ребенка
раннего
возраста. Выяснилось, что, в этот период развития ребенка, идет наиболее
интенсивное развитие процессов. По мнению педагогов - психологов (М.Д.
Ковригиной, Борисенко М.Г, Камышниковой О.Е. и др.) [1;2] период раннего
детства имеют ряд психофизиологических особенностей, отличающих его от
последующих возрастных периодов:
Наиболее быстрый темп развития.
Неустойчивость
и
незавершенность
формирующихся
умений
и
навыков.
Большая физическая и психическая ранимость детей, лабильность их
состояния.
Взаимозависимость и единство физического и психического развития.
Высокая пластичность и лёгкая обучаемость.
Богатый потенциал развития.
Скачкообразность и неравномерность процесса развития.
Зависимость реакций детей от характера их эмоционального состояния.
Потребность в получении сенсорных раздражений и в движениях.
Потребность в общении с взрослыми.
В последнее десятилетие проблемы ранней помощи раннего возраста все
сильнее
привлекают
внимание
специалистов
в
области
педагогики,
психологии, медицины
и
других
смежных
наук
(М.И.
Лисина,
Е.М.
Мастюкова, Ю.А. Разенкова, Е.С. Стребелева). Коррекционно-развивающая
помощь детям от 0 до 3 лет признана в современной педагогической науке
самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся
нарушений
в
их
развитии.
Организации
коррекционно-педагогической
помощи нуждающимся детям уделяется большое внимание.
Работая в службе ранней помощи, логопеду важно помнить, что его
деятельность не может сводиться лишь к исправлению звукопроизношения, а
также понимать, что начало работы по формированию звукопроизношения
еще
до
трехлетнего
возраста
предполагает
построение
работы
с
учетом
принципа семейноориентированности.
Изучение ребенка должно начинаться с анализа социальной ситуации его
развития. При этом выделяют три области, которые нуждаются в системном
подходе при организации педагогического процесса:
характер взаимодействия взрослого и ребенка;
предметно-развивающая среда;
организация
системной
и
комплексной
педагогической
работы
с
ребенком в среде его сверстников.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его
взрослыми. Именно поэтому очень важно помнить, что речь взрослого в
общении с малышом должна быть грамотной, логичной и последовательной.
Так же стоит избегать сюсюканья и искаженных слов.
То есть, можно сделать вывод, что основным направлением ранней
логопедической помощи будет являться профилактика и обучение грамотной
речи.
Анализ
литературы
по
теме
исследования
свидетельствуют
о
необходимости комплексного профилактического развивающего воздействия
на соматическую, психомоторную сферы и речь детей раннего возраста.
Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой,
артикуляционной
моторики
параллельно
с
развитием
речи
будет
способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка
раннего возраста.
Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений у детей
раннего возраста следует строить с учетом основных положений специальной
педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное и
дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических
методик,
приемов,
средств
обучения;
более
глубокая
дифференциация
и
индивидуализация
обучения;
обязательное
включение
родителей
в
развивающий процесс (А.А. Семенович, 2002).
Кроме
того
в
основу
работы
должны
быть
положены
следующие принципы:
–
принцип
комплексности,
заключающийся
в
медицинском
и психолого-
педагогическом воздействии
на
весь
комплекс
речевых
и
неречевых
отклонений
ребенка,
основанном
на
согласованной
деятельности
всех
специалистов (невропатолога, психолога, логопеда) и родителей;
– принцип опоры на различные анализаторы, предполагающий участие в
формировании
высших
психических
функций
зрительной,
слуховой,
кинестетической и двигательной функциональных систем;
– принцип поэтапности, обеспечивающий преемственность и непрерывность
этапов профилактической работы;
–
принцип
учета
зоны
ближайшего
развития
(по
Л.С.
Выготскому),
предполагающий
предоставление
ребенку
заданий
определенного
уровня,
выполнение
которых
возможно
с
дозированной
помощью
со
стороны
взрослого. При этом следует учитывать уровень психомоторного и речевого
развития ребенка;
– принцип усложнения материала, предполагающий постепенное включение
трудностей в развивающую работу;
– принцип наглядности, предполагающий использование наглядных средств
на занятиях с детьми, что обеспечивает усвоение содержания задания и
достижение конкретного результата;
–
принцип
онтогенетический,
требующий
учета
последовательности
формирования психомоторной сферы и видов деятельности ребенка (в том
числе речевой деятельности) в онтогенезе;
– принцип реализации деятельностного подхода, предполагающий в раннем
возрасте опору на ведущий вид деятельности – предметную деятельность,
способствующую
психическому
развитию
ребенка
в
целом:
развитию
моторики, восприятия, мышления, речи и т.д. (А.А. Венгер, Ю.С. Шевченко,
2004).
Таким образом, по результатам, теоретического анализа литературы
можно определить основные направления работы по профилактики речевых
нарушений у детей раннего возраста.
1. Формирование моторной сферы.
2. Развитие высших психических функций.
3. Развитие импрессивной речи.
4. Развитие экспрессивной речи.
5. Работа с родителями. (Т.Н. Гирилюк, 2007).
Коррекционно
-
логопедическая
работа
с
детьми
строится
поэтапно
и
включает
постепенно
усложняющиеся
упражнения.
Начальным
этапом
в
работе с детьми раннего возраста считается комплексная медико-психолого-
педагогическая диагностика ребенка и изучение социальной ситуации его
развития. Однако отсутствие официального заключения о состоянии здоровья
ребенка,
невозможность
проведения
его
обследования
профильными
специалистами не может служить поводом для отказа от осуществления
комплекса
педагогических
мероприятий. Само е
большо е
ме сто
в
логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой
активности.
Литература:
1.
Актуальные проблемы развития логопедической науки //Г. В. Чиркина,
Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
2.
Борисенко М.Г., Камышникова О.Е., Кирьянова Т.Ф., Рачковская Н.Н.
Руководство
для
практических
психологов
и
других
специалистов,
работающих с детьми раннего возраста. – СПБ., 2002.
3.
Коррекция
моторных
предпосылок
артикуляции
у
детей
раннего
возраста с отклонениями в овладении речью. Диагностика и основные
направления.//Е.В.
Шереметьева,
Челябинский
государственный
педагогический университет// Дефектология №4 2008
4.
Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с
отклонениями
развития
(на
базе
службы
ранней
помощи)//
Н.
Ю.
Григоренко; Москва, Россия// Специальное образование 2011. № 1 34-
41
5.
Организация
работы
логопеда
с
детьми
1—3
лет
в
условиях
дошкольного
логопедического
пункта
Самойлова
И.М.,
учитель-
логопед
ДОУ
№
33
«Дюймовочка»,
г.
Каменск-Уральский,
Свердловская обл.
6.
Основные
направления
совершенствования
системы
дошкольной
логопедической помощи // Г.В. Чиркина, Е.Л. Черкасова, Институт
коррекционной педагогики РАО, Москва
7.
Особенности неречевого ритма у детей в норме и при заикании// Ю. О.
Филатова. Московский государственный педагогический университет
Учитель-логопед
Бурьянова М.В.
Детский сад «Ручеёк»
г. Новый Уренгой