Автор: Банщикова Евгения Геннадьевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №25 "Росинка" ст.Егозово"
Населённый пункт: Ленинск-Кузнейкий р-он,ст.Егозово,Кемеровская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая система Януша Корчака.
Раздел: дошкольное образование
Педагогическая система Януша Корчака.
На сегодняшний день существует большое количество источников и книг, повествующих о том как любить
детей, как их воспитывать, как их лечить и понимать. «Как любить ребенка» - это книга, которая учит любви. Это
книга, которая не содержит каких-либо специальных методик или других систем воспитания. Единственная
методика – любовь к детям.
Врач-педиатр, педагог Януш Корчак. Это имя ‒ символ мудрости Педагога и любви к детям. Педагогическую
систему Януша Корчака можно определить одним высказыванием: воспитатель должен любить детей.
«Биение крохотного, как персиковая косточка, сердца - эхо твоего пульса. Твое дыхание дает ему кислород. В вас
обоих течет общая кровь, и ни одна красная ее капля не знает, будет она твоей или его, или, вылившись, погибнет,
как постоянная дань тайне зачатия и рождения. Ломоть хлеба, который ты жуешь, - строительный материал ног, на
которых он будет бегать, кожи, которая будет его покрывать, глаз, которыми он будет видеть, мозга, в котором
родится мысль, рук, которые он протянет к тебе, улыбки, с которой воскликнет: "Мама!"»
Эта книга, которая раскрывает такое понятие как «любовь к детям». Книга обязательная для прочтения будущим
воспитателям: будущим
и
состоявшимся
родителям,
людям,
ищущим
в
себе
родительские
инстинкты,
сомневающимся в правильности своих взглядов на воспитание и любовь к детям.
«Надо поостеречься, чтобы не путать "хороший" с "удобным".
Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный - хороший.
Капризный, кричит без видимого повода, мать света из-за него не видит - плохой. Независимо от самочувствия,
новорожденные бывают от рождения наделены большей или меньшей терпеливостью… Современное воспитание
требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить,
уничтожить
все,
что
есть
воля
и
свобода
ребенка,
закалка
его
духа,
сила
его
требований
и
стремлений.
"Послушный,
воспитанный,
добрый,
удобный…"
И
мысли
нет
о
том,
что
вырастет
безвольным
и
не
приспособленным к жизни.»
Януш
Корчак
–
детский
король.
В
своем
Доме
Сирот
он
ввёл
свод
законов,
которые
основывались
на
предпочтениях детей. Также в Доме функционировал детский суд, где решения выносили сами дети. Так детским
судом выносилось 95% оправдательных приговоров, причем в заведении наблюдались поразительная дисциплина и
в з а и м о п о н и м а н и е
к а к
м е ж д у
д е т ь м и ,
т а к
и
м е ж д у
д е т ь м и
и
в о с п и т а т е л я м и .
«Если бы молодая мать знала, какое значение имеют эти первые дни и недели не столько для здоровья
р е б е н к а
с е г о д н я ,
с к о л ь к о
д л я
б у д у щ н о с т и
о б о и х .
И как легко их испортить! Вместо того чтобы, поняв это, примириться с мыслью, что она может рассчитывать
только на себя и ни на кого больше, что так же, как для врача ее ребенок представляет интерес только как источник
дохода или средство удовлетворения тщеславия, так же и для мира он ничто, что дорог он только ей одной…
Вместо того чтобы мужественно констатировать: воспитание ребенка - не приятная забава, а работа, в которую
нужно вложить усилия бессонных ночей, капитал тяжелых переживаний и множество размышлений… Она будет
вновь
и
вновь
вызывать
врача,
не
обогатившись
хотя
бы
крупицей
собственного
опыта,
-
уничтоженная,
ошеломленная, отупевшая. Как наивна радость матери, что она понимает первую невнятную речь ребенка,
угадывает его сокращенные, невыговариваемые слова.»
Первые и самые значимые уроки в своей жизни ребёнок получает в семье. И, конечно, первым воспитателем
является мама. Именно мама впервые учит ребёнка тому, что есть «хорошо», а что «плохо». Так предпринимаются
попытки оградить и защитить ребёнка. Мама только дарит ребёнку свою любовь, демонстрируя на своём примере
что это такое. А любовь – это некое хорошее отношение, которое ребенок должен чувствовать по умолчанию. К
сожалению и счастью, дети разбираются в любви и способны увидеть все: тщательно скрываемое раздражение,
озабоченность
мамы
своими
мыслями,
недолюбленность
самой
мамы
ее
родителями
или
близкими.
В одной из своих книг Корчак писал: «Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика считается наукой о
ребенке,
а
не
о
человеке…
В
области
чувств
ребенок
превосходит
взрослых
силой,
ибо
не
отработано
торможение… В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта». В этих строках Корчак
демонстрирует
необыкновенную
любовь
и
понимание
детей.
Так
преподносится
мысль:
«Чтобы
понимать,
необходимо искренне любить».
«Поливаю цветы. Моя лысина в окне - такая хорошая цель. У него карабин. Почему он стоит и смотрит
спокойно? Нет приказа. А может быть, до военной службы он был сельским учителем или нотариусом, дворником?
Что бы он сделал, если бы я кивнул ему головой? Дружески помахал рукой? Может быть, он не знает даже, как все
на самом деле? Он мог приехать только вчера, издалека…»
Это последняя строчка Януша Корчака. Он искал человека даже в эсэсовце.
В системе Януша Корчака заложена главная идея педагогики – любовь к детям. Важно очень осторожно и
понимающе относиться к ребёнку – любить его. Строгий разговор с ребёнком не должен являться нравоучительной
речью. Он должен направить его, как самостоятельного человека, способного контролировать свои поступки и
осмысливать собственное поведение. Воспитатель должен направлять, помогать и, конечно, поддерживать своих
воспитанников. Важно это делать осторожно, не навязывая какие-либо убеждения. Главное – воспитать настоящего
человека.