Напоминание

"Организация подготовки одаренных детей к олимпиадам по русскому языку и литературе"


Автор: Лыхина Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: город Югорск, Тюменская область ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Организация подготовки одаренных детей к олимпиадам по русскому языку и литературе"
Раздел: среднее образование





Назад




Лыхина Е.В.,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «СОШ №3»

г.Югорска

Организация подготовки одаренных детей

к олимпиадам по русскому языку и литературе

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят… (А.Майков)

Как часто это стихотворение встречается в олимпиадных заданиях по

литературе!

Красивые

слова,

глубокое

содержание,

малоизученное

произведение… Что видят в этом стихотворении ученики: «образ осенних

листьев в первой строфе передает суетность людей, их пассивность перед

трудностями. Это подчеркивается выбором лексики:

«ветер», «тревога»,

«гибнет»,

«кружат»,

«вопят»,

существительное

«конец»

усиливает

безысходность.

<…> Передаче спокойствия в восприятии окружающего

мира

помогает

стилистическая

структура

второй

строфы».

Эти

слова

приведены

в

качестве

примера

«образцового»

анализа

в

статье

учителя

русского языка и литературы одного из московских лицеев Сергея Волкова

«Олимпийское

неспокойствие»,

где

автор

указывает

не

только

на

откровенные

ошибки

в

работе

победителя

Всероссийского

этапа

(стилистическая структура вместо синтаксической), но и на «серую и унылую

имитацию научного языка». Почему же так произошло? Ведь в первых словах

работы прослеживается интерес к слову, собственное видение и восприятие

стихотворения Майкова… Существует много причин. Важен результат, а он

оказался плачевным: заученные формулировки заменили творчество и полет

фантазии. Гаснет искра любви к предмету, и в сочинениях «Мой Пушкин»

уже

не

встретить

личностного

восприятия

творчества

поэта,

а

лишь

шаблонные фразы, часто взятые с просторов Интернета. Как не потерять

одаренного

ребенка

в

процессе

подготовки

к

предметной

олимпиаде?

Каждый

педагог

является

новатором

в

этом

вопросе,

но

новаторство

не

существует без традиций.

Во-первых, это его Величество Урок. Подготовка к олимпиаде во время

урока

заключается

в

высоком

усвоении

учебного

материала

(данный

критерий позволяет определить одаренных детей). Прекрасным подспорьем

могут

служить занимательные

разминки,

включающие

не

только

расширение знаний, но и нестандартные задания, игровые формы. Они не

только активизируют деятельность учащихся, а также помогают развивать

способных детей. Как правило, именно эти дети быстрее всех справляются с

заданиями, поэтому для них нужно подбирать индивидуальные задания,

например,

работу

со

словарями,

подбор

синонимов/антонимов

или

творческие работы. Работа со справочной и дополнительной литературой

как

на

уроке,

так

и

вне

его

расширяет

знаниевый

потенциал

учащихся

(сообщения

«Псевдонимы

Чехова»,

«Откуда

есть

пошла

буква

Ё»).

Нестандартные

формы

урока,

например,

«Загадки

Проспера

Мериме»,

поддерживают

интерес

учащихся

и

мотивируют

на

дальнейшую

деятельность.

Во-вторых, углубленное изучение предметов в специально

организованных

классах.

УМК

под

редакцией

М.Б.Ладыгина

позволяет

учащимся овладеть знаниями в области литературоведения, познакомиться с

шедеврами

литературы

мирового

значения,

побывать

в

творческих

лабораториях писателей и поэтов. Альтернативой на базовом уровне может

служить УМК под редакцией А.Г.Кутузова «В мире литературы».

В-третьих, углубление и расширение знаний учащихся целесообразно

проводить, используя возможности кружковой работы: «Юный лингвист»,

«Занимательная

грамматика»,

«Веселое

литературоведение»

-

эти

объединения привлекают ребят с общими интересами точно так же, как

футбольная секция или хореографический кружок.

В-четвертых, привлечение одаренных детей в научные общества

учащихся.

Именно

в

них

появляется

возможность

заниматься

под

руководством учителя исследованием определенных областей гуманитарных

наук.

«Новый

реализм

в

рассказах

О.Зоберна»,

«Влияние

кащенизма

на

речевую

культуру

человека»,

«Особенности

создания

образа

учителя

в

литературе ХХ века» - эти и другие работы учащихся позволяют проникнуть

в мир науки, повышают интерес к предмету, учат нестандартно мыслить,

углубляют знания.

В-пятых, возможности Интернета. В частности, это работа со

справочными

и

научно-популярными

материалами,

представленными

различными

сайтами,

это

решение

заданий

олимпиадного

характера

при

помощи поисковых систем, это чтение биографий, анализов произведений и

исследований по заданной теме, нахождение дополнительной информации к

урокам, просмотр фильмов, роликов, презентаций, знакомство с интересными

фактами. Социальные сети позволяют установить общение с учащимися за

границами урока.

Сколько бы ни было приемов, какие бы методики не избирал

преподаватель, нужно помнить о том, что все это делается во имя Ученика!



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!