Автор: Лыхина Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: город Югорск, Тюменская область ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Организация подготовки одаренных детей к олимпиадам по русскому языку и литературе"
Раздел: среднее образование
Лыхина Е.В.,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «СОШ №3»
г.Югорска
Организация подготовки одаренных детей
к олимпиадам по русскому языку и литературе
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят… (А.Майков)
Как часто это стихотворение встречается в олимпиадных заданиях по
литературе!
Красивые
слова,
глубокое
содержание,
малоизученное
произведение… Что видят в этом стихотворении ученики: «образ осенних
листьев в первой строфе передает суетность людей, их пассивность перед
трудностями. Это подчеркивается выбором лексики:
«ветер», «тревога»,
«гибнет»,
«кружат»,
«вопят»,
существительное
«конец»
усиливает
безысходность.
<…> Передаче спокойствия в восприятии окружающего
мира
помогает
стилистическая
структура
второй
строфы».
Эти
слова
приведены
в
качестве
примера
«образцового»
анализа
в
статье
учителя
русского языка и литературы одного из московских лицеев Сергея Волкова
«Олимпийское
неспокойствие»,
где
автор
указывает
не
только
на
откровенные
ошибки
в
работе
победителя
Всероссийского
этапа
(стилистическая структура вместо синтаксической), но и на «серую и унылую
имитацию научного языка». Почему же так произошло? Ведь в первых словах
работы прослеживается интерес к слову, собственное видение и восприятие
стихотворения Майкова… Существует много причин. Важен результат, а он
оказался плачевным: заученные формулировки заменили творчество и полет
фантазии. Гаснет искра любви к предмету, и в сочинениях «Мой Пушкин»
уже
не
встретить
личностного
восприятия
творчества
поэта,
а
лишь
шаблонные фразы, часто взятые с просторов Интернета. Как не потерять
одаренного
ребенка
в
процессе
подготовки
к
предметной
олимпиаде?
Каждый
педагог
является
новатором
в
этом
вопросе,
но
новаторство
не
существует без традиций.
Во-первых, это его Величество Урок. Подготовка к олимпиаде во время
урока
заключается
в
высоком
усвоении
учебного
материала
(данный
критерий позволяет определить одаренных детей). Прекрасным подспорьем
могут
служить занимательные
разминки,
включающие
не
только
расширение знаний, но и нестандартные задания, игровые формы. Они не
только активизируют деятельность учащихся, а также помогают развивать
способных детей. Как правило, именно эти дети быстрее всех справляются с
заданиями, поэтому для них нужно подбирать индивидуальные задания,
например,
работу
со
словарями,
подбор
синонимов/антонимов
или
творческие работы. Работа со справочной и дополнительной литературой
как
на
уроке,
так
и
вне
его
расширяет
знаниевый
потенциал
учащихся
(сообщения
«Псевдонимы
Чехова»,
«Откуда
есть
пошла
буква
Ё»).
Нестандартные
формы
урока,
например,
«Загадки
Проспера
Мериме»,
поддерживают
интерес
учащихся
и
мотивируют
на
дальнейшую
деятельность.
Во-вторых, углубленное изучение предметов в специально
организованных
классах.
УМК
под
редакцией
М.Б.Ладыгина
позволяет
учащимся овладеть знаниями в области литературоведения, познакомиться с
шедеврами
литературы
мирового
значения,
побывать
в
творческих
лабораториях писателей и поэтов. Альтернативой на базовом уровне может
служить УМК под редакцией А.Г.Кутузова «В мире литературы».
В-третьих, углубление и расширение знаний учащихся целесообразно
проводить, используя возможности кружковой работы: «Юный лингвист»,
«Занимательная
грамматика»,
«Веселое
литературоведение»
-
эти
объединения привлекают ребят с общими интересами точно так же, как
футбольная секция или хореографический кружок.
В-четвертых, привлечение одаренных детей в научные общества
учащихся.
Именно
в
них
появляется
возможность
заниматься
под
руководством учителя исследованием определенных областей гуманитарных
наук.
«Новый
реализм
в
рассказах
О.Зоберна»,
«Влияние
кащенизма
на
речевую
культуру
человека»,
«Особенности
создания
образа
учителя
в
литературе ХХ века» - эти и другие работы учащихся позволяют проникнуть
в мир науки, повышают интерес к предмету, учат нестандартно мыслить,
углубляют знания.
В-пятых, возможности Интернета. В частности, это работа со
справочными
и
научно-популярными
материалами,
представленными
различными
сайтами,
это
решение
заданий
олимпиадного
характера
при
помощи поисковых систем, это чтение биографий, анализов произведений и
исследований по заданной теме, нахождение дополнительной информации к
урокам, просмотр фильмов, роликов, презентаций, знакомство с интересными
фактами. Социальные сети позволяют установить общение с учащимися за
границами урока.
Сколько бы ни было приемов, какие бы методики не избирал
преподаватель, нужно помнить о том, что все это делается во имя Ученика!