Автор: Потапова Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад № 1" ГБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: г. Сызрань, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Инновации в системе дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 5
города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области структурное
подразделение «Детский сад № 1»
Инновации в системе дошкольного образования
Составил:
воспитатель
СП «Детский сад № 1»
ГБОУ СОШ № 5 г. Сызрани
Потапова Т.В.
2017
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования
является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми
стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в
Российской
Федерации,
отмечается
потребность
усиления
внимания
государства
и
общества
к
такой
важной
подсистеме,
как
дошкольное
образование.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального
государственного
образовательного
стандарта
(ФГОС),
Федеральных
государственных
требований
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
(приказ
Минобрнауки
России
от
23.11.2009
№655)
возникла
необходимость
обновления
и
повышения
качества
дошкольного
образования,
введения
программно-методического
обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на
выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а
так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных
образовательных
учреждений
при
переходе
на
новый
возрастной
этап
систематического обучения в школе.
Огромными способностями повышения качества образования обладает
организация
и
внедрение
в
педагогическую
практику
образовательных
учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование
стратегии
обновления
управления
ДОУ,
а
так
же
организацию
инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций
различного характера, направленности и значимости, проводятся большие
или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию
и
содержание,
методику
и
технологию
преподавания.
Теоретическая
проработка проблемы инноваций служит основой обновления образования,
его
осмысления
и
обновления
с
целью
преодолеть
стихийность
этого
процесса, эффективно управлять им.
Кризисное время рождает в нашей педагогической системе не только
ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных
изменений.
В
целом
есть
основания
утверждать,
что
развитие
инновационной
деятельности
–
одно
из
стратегических
направлений
в
дошкольном
образовании.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались
восприимчивостью
ко
всему
новому.
Развитие
общеобразовательной
практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала
всех работников системы дошкольного образования.
В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в
основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и
управленцев.
Процесс
обновления
образования
организуется
людьми.
Следовательно,
его
проектирование,
запуск
и
поддержка
будут
тем
эффективней,
чем
больше
организаторы инновационной
деятельности
опираются на достижения науки и потребности общества.
Инновационная
деятельность
– деятельность,
благодаря
которой
происходит развитие образовательного процесса.
В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены
уже
не
отдельные
дошкольные
учреждения
и
педагоги-новаторы,
а
практически
каждое
дошкольное
учреждение.
Инновационные
преобразования
приобретают
системный
характер.
Созданы
новые
типы,
виды
и
профили
дошкольных
учреждений,
новые
образовательные
программы,
позволяющие
обеспечить
вариативность
воспитательно-
образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка
и запросы его семьи.
Потребно сть
в инновациях
возникает
тогда,
когда
появляется
необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие
между
желанием
и
реальным
результатом.
О
дошкольных
учреждениях,
занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме
развития.
Что
же
такое инновация?
Приведем
несколько
определений
этого
понятия.
Инновация
(нововведение) –
в
социально-психологическом
аспекте
–
создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые
изменения в социальной практике.
Нововведение
(инновация)
– комплексный
процесс
создания,
распространения, внедрения и использования нового практического средства,
метода,
концепции
и
т.д.
–
новшества
для
удовлетворения
человеческих
потребностей.
Новшество – это именно средство (новый метод, методика, технология,
учебная программа и т.п.), а инновация – процесс освоения этого средства.
С у щ е с т в у ю т
р а з л и ч н ы е
п р и ч и н ы
н о в о в в е д е н и й .
К основным, нужно отнести следующие.
1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих
в дошкольном образовании проблем.
2.
Стремление
педагогических
коллективов
повысить
качество
предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем
самым сохранить свои детские сады.
3.
Подражание
другим
дошкольным
учреждениям,
интуитивное
представление
педагогов,
что
нововведения
улучшат
деятельность
всего
коллектива.
4.
Постоянная
неудовлетворенность
отдельных
педагогов
достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в
причастности к большому, значительному делу.
5.
Стремление
недавних
выпускников
педвузов,
слушателей
курсов
повышения квалификации реализовать полученные знания.
6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.
7. Конкуренция между детскими садами.
Какой бы ни была причина инновационной деятельности в ОУ, ее
результаты не должны оставаться в стенах конкретного учреждения. В этом
отношении большое значение имеет поддержка со стороны администрации
ОУ, администрации региона, Минобрнауки РТ и РФ.
Варианты презентации инновационной деятельности ДОУ:
собрания, педсоветы, творческие отчеты в ДОУ;
представление опыта работы на муниципальных, региональных,
республиканских
семинарах,
конференциях,
педагогических
чтениях,
методических объединениях;
- публикации в печатных и электронных СМИ и т.д.
Направления
развития
инновационных
процессов
можно
условно
разделить следующим образом:
Инновации в управленческой деятельности:
программно-целевой педагогический менеджмент;
создание единой программы управления;
широкое
делегирование
полномочий
и
расширение
степени
участия сотрудников в управлении развитием учреждения;
разработка
Концепции
развития
ДОУ,
Программы
развития,
образовательных программ;
изменение
алгоритма
проведения
внутреннего
контроля
за
качеством
образования,
внедрение
новых
его
форм,
делегирование
контрольных функций.
Инновации в содержании образования:
адаптация и внедрение новых программ;
разработка индивидуальных программ образования;
организация дополнительных образовательных услуг.
Инновации в технологиях:
адаптация,
разработка
и
использование
здоровьесберегающих,
здоровьеформирующих технологий;
использование
технологии
проблемного
и
развивающего
обучения,
информационных
технологий,
исследовательского
метода,
социоигровых подходов в работе с детьми, родителями, педагогами.
Инновации в работе с кадрами:
создание системы непрерывного образования педагогов;
разработка программы формирования кадрового потенциала;
разработка
индивидуальных
программ
творческого
развития
педагогов;
индивидуализация
форм
и методов
методической
работы
в
зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;
использование
мастер-классов,
педагогических
рингов,
стажерских площадок, педагогических проектов;
самореализационные
формы
повышения
квалификации
–
творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы. Создание
банка инновационных идей и т.п.;
активные методы обучения.
Инновации в работе с детьми:
организация различных форм детской деятельности, занятий по
интересам в кружках и студиях;
обеспечение индивидуально-личностного, дифференцированного
подхода;
разработка индивидуального маршрута развития и составление
портфолио достижений в работе с одаренными детьми;
организация простейшего экспериментирования и моделирование
ситуаций.
Инновации в работе с родителями:
применение интерактивных методов;
использование
неформальных
способов
взаимодействия
с
родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества через клубы,
семейные праздники и т.д.;
организация пресс-службы по выпуску газеты для родителей.
Инновации в предметно-развивающей среде:
обогащение
макросреды
ОУ
и
микросреды
групп
с
учетом
авторских разработок;
построение
развивающего
пространства
ОУ
по
принципу
интеграции и моделирования;
преобразование
предметно-пространственной
среды
на
основе
гендерного принципа, отражающего интересы девочек и мальчиков;
развитие альтернативных форм дошкольного образования;
организация работы группы выходного дня;
р а з р а б о т к а
п р о г р а м м ы
п р е д ш ко л ь н о й
п о д г о т о в к и
неорганизованных детей в условиях группы выходного дня на базе ОУ и др.
Итак, общая цель инновационной деятельности в ОУ – улучшение
способности педагогической системы детского сада достигать качественно
более высоких результатов образования.