"Как повысить эффективность домашних работ обучающихся"
Автор: Колбаско Ольга Антоновна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОУ СОШ №17 Населённый пункт: город Орехово-Зуево Московской области Наименование материала: статья Тема: "Как повысить эффективность домашних работ обучающихся" Раздел: полное образование
«Как повысить эффективность домашних работ обучающихся»
учителя математики МОУ СОШ №17 г. Орехово-Зуево Московской области,
стаж работы 35 лет, февраль 2016года
Сколь работаю, столько и встаёт проблема выполнения домашних заданий для ребёнка,
родителей и, конечно, для учителя. Базовая практика во времена нашего взросления была одна:
«Ты сама сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности — ты меня попросишь, и я тебе помогу».
Сейчас вся система обучения в основной и старшей школе рассчитана на то, что родители должны
помогать в выполнении домашних заданий. Вернее, не обязаны. Но без их помощи в любом виде:
нанять репетитора, помочь решить задачу, разъяснить непонятное, сделать сообщение и т.д.,
ребёнку при нынешних нормах, требованиях, а, самое главное, программах,
не справиться
самостоятельно.
И тут существует определенная дилемма: как сделать так, чтобы ребенок успешно осваивал
школьную программу, притом что:
очень
сильно
изменились
программы
—
даже
по
русскому,
математике,
иностранному
языку.
Они
пополнились
новыми
понятиями,
утверждениями,
разделами, требования ужесточились. Темы в учебных пособиях рассматриваются
более
глубоко
и
шире
в
применении.
Уровень
сложности
логических
высказываний,
утверждений
во
многих
случаях
не
соответствует
возрастным
особенностям школьников. В рабочих программах каждый урок несёт в себе новую
информацию.
На
закрепление
остаётся
самая
«малость»
времени,
а
на
систематизацию
и
обобщение
учебных
тем,
даже
при
высокой
квалификации
учителя,
программного времени не хватает. Отсюда несвоевременное усвоение
ведёт за собой к незнанию учебного предмета.
с другой стороны, если учащийся отсутствовал по причине болезни или не усвоил
содержание учебного материала, он вынужден или списать домашнюю работу, или
просто её не выполнить. Обычно в этих случаях родители обращаются к готовым
домашним заданиям, приобретают их в книжных магазинах или скачивают
в
интернете. В основном учащиеся бездумно списывают домашнее задание из так
называемых
"решебников".
Но
современные
"решебники"
имеют
массу
недостатков.
Во-первых,
являясь
попросту
уже
"решебником"
никакого
методического назначения не несут; во-вторых, содержат решения упражнений с
ошибками; в-третьих, некоторые задания неверно решены с методической точки
зрения,
например,
приводятся
решения
задачи
с
помощью
еще
не
изученных
учащимися методов, а также, неправильное использование математических знаков
при оформлении решений. Как же бороться с массовым списыванием учащимися
домашнего задания из "решебников"? Неужели такую практику мы не в силах
устранить! Можно сколько угодно призывать учащихся и их родителей к тому, что
будут
плохие
последствия,
всё
равно,
если
есть
такая
лазейка,
то
можно
не
трудиться.
Я
думаю,
что
оптимальным
решением
данной
проблемы,
будет
обращение учителей в Государственную Думу с законодательный инициативой
запрета издания "решебников".
уменьшение самостоятельности в учебе в начальной школе замедляет волевое
созревание детей, снижает мотивацию к обучению вплоть до полного нежелания
учиться
и
невозможности
это
делать
самостоятельно
—
без
родительских
понуканий
и
сидения
мамы
рядом.
В
России
резко
увеличилось
количество
неработающих мам, готовые все свое время посвятить ребенку, который стал
школьником, в результате чего снизился уровень самостоятельности детей. Никто
не ходит с ключом на шее и не разогревает сам себе обед. К 5-6 классу эта
возможность – сидеть и делать уроки вместе с ребенком – у родителей пропадет.
Эта ситуация станет невозможной, а за четыре года ребенок привыкнет, что за
уроки отвечает мама, и сам он эту ответственность взять не может и не умеет.
Родители могут ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14-15, пока
сил хватит. Конфликт будет отложен на несколько лет, а ребенок будет по-прежнему не в состоянии
отвечать за свои задания. В 14-15 лет протест будет уже очень яркий — и с разрывом отношений.
Есть такие показатели, что дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе,
потому что за них все делали мама и папа, в средней школе резко снижают учебу, потому что
помощь принимать уже не готовы, а умения и навыков учиться – нет. Эта система, навязываемая
многими педагогами начальной школы, – чтобы ребенок все делал дома идеально, то есть с
помощью родителей.
Что же такое домашнее задание? И как оно развивает личность ребёнка?
Привычка
к
регулярной
самостоятельной
работе,
выполнение
разнообразных
заданий
различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на
дом.
Чарльз
Дарвин
говорил:
«Думаю,
что
всё
сколько-нибудь
ценное,
чему
я
научился,
приобретено мною путём самообразования». Судя по себе – это действительно так.
Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности. Отсюда вывод: домашнее
задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Это звучит
банально, так как домашнее задание не выполняется само по себе, но бывают случаи, когда по
тем или иным причинам отдельные ученики или целые классы не выполняют домашнюю работу.
И тут, естественно, нет смысла ждать запланированных результатов. А списывание заданий у
одноклассников
и
уроки,
приготовленные
родителями?
Необходимо
подумать
о
том,
какой
дефицит
развития
личности
может
наступить,
если
деятельность,
которую
предполагает
домашнее задание, не осуществляется или осуществляется нежелательным образом.
В деятельности личность себя проявляет и развивает в единстве всех своих сторон. Если я
задала детям задачу, то при её решении требуются и развиваются не только математические
навыки
и
способности,
но
и
одновременно
общая
эрудиция,
общие
интеллектуальные
способности, навыки чтения и письма, определённое отношение к этой задаче, к математической
науке, к обучению в школе как к общественному долгу. Здесь действуют и вместе с тем
оказывают влияние: интересы и наклонности, навыки, мотивы, чувства и такие черты характера,
как
дисциплинированность,
выдержка,
чувство
ответственности
и
долга.
Любое
домашнее
задание – если школьник выполняет его сам – оказывает комплексное воздействие на развитие
личности.
Итак:
любое
домашнее
задание,
направленное
на
усвоение
всеми
учащимися
основных
знаний и умений, влияет и на становление личности. Я уже говорила, что регулярные домашние
задания
способствуют
развитию
у
учеников
самодисциплины,
чувства
долга
и
силы
воли.
Хорошо, когда учитель имеет это в виду.
Необходимо
также
знать
имманентное
комплексное
влияние
отдельных
дидактических
функций. Тренировка и повторение развивают память и автоматизируют навыки. Если при
выполнении
упражнений
школьникам
приходится
преодолевать
трудности,
это
развивает
выдержку,
настойчивость
и
силу
воли.
Процесс
применения
знаний
может
оказывать
аналогичное
воздействие,
а
кроме
того,
повышать
гибкость
мышления
и
развивать
конструктивно-творческую
фантазию,
умение
аргументировать.
Контроль,
оценка
и
самоконтроль
формируют
чувство
долга
и
ответственности,
воспитывают
скромность,
самокритичность.
Но
не
следует
целиком
полагаться
на
эти
имманентные
воздействия,
руководствуясь девизом: «Моё дело – дать знания и научить; всё остальное придёт само».
Выполнение любого задания требует трудового напряжения. Умение правильно распределять
свои
силы,
мобилизуя
волю,
настойчивость,
чтобы
добиваться
результатов,
оттачивая
постепенно, приучая трудиться ежедневно. Но, задавая на дом, учитель должен учитывать, в
какой
степени
развито
это
умение
ребят,
повышать
трудовую
нагрузку
незаметно,
без
чрезмерного перенапряжения.
Я остановилась на отдельных проблемах воспитания личности, так как пути развития тех или
иных личностных качеств специфичны. Но это не означает, что для развития каждого из них
требуется строго определённый вид домашнего задания. Пути развития имеют общие черты, и
закономерность
комплексного
влияния
деятельности
играет
свою
роль.
Выбирая
домашнее
задание, следует исходить из:
- социально-детерминированных целей всестороннего развития личности;
- реального развития конкретного класса;
- индивидуальных (сильных и слабых) сторон отдельных учащихся.
Самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое в каждой конкретной ситуации
усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче.
При решении познавательных задач вырабатывается у учащихся психологическая установка
на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений
ориентироваться в потоке научной информации. Формирует у обучающегося на каждом этапе его
движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для
решения определенного класса задач и соответственного продвижения от низших к высшим
уровням мыслительной деятельности. Является важнейшим орудием педагогического руководства
и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе
обучения.
Одной из составляющих самостоятельной учебной работы является домашняя работа. Она
дополняет деятельность учащихся на уроках, служит связующим звеном между прошедшим и
предстоящим
уроками,
отличается
большей
самостоятельностью
учащихся,
во
многом
предопределяемой отсутствием учителя при выполнении домашних заданий. В соответствии с
уровнями
самостоятельной
деятельности
учащихся
можно
выделить
четыре
типа
домашней
работы. Рассмотрим их:
1)
воспроизводящая
самостоятельная
работа
по
образцу,
то
есть
работа
репродуктивного
характера, необходима для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков
понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления.
Деятельность
учеников
при
выполнении
работ
такого
типа,
строго
говоря,
не
совсем
самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением,
повторением действий по образцу. Однако роль таких работ велика. Они формируют фундамент
для подлинно самостоятельной деятельности. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого
ученика определить оптимальный объем работы.
2) самостоятельная работа реконструктивно-вариативного типа позволяет на основе полученных
ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения
задачи применительно к данным условиям задания. Домашняя работа такого типа приводит
школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учит анализировать события,
явления,
факты,
формирует
приёмы
и
методы
познавательной
деятельности,
способствует
развитию
внутренних
мотивов
к
познанию,
создает
условия
для
развития
мыслительной
активности школьников.
3)
самостоятельная
эвристическая
работа
формирует
умения
и
навыки
поиска
решения
за
пределами известного образца. Как правило, ученик определяет пути решения задачи на основе
ранее известных методов. Знания, необходимые для решения, ученик уже имеет, но отобрать их в
памяти бывает порой нелегко. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация
знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими,
мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования.
4) творческая самостоятельная работа является венцом системы деятельности школьников. Эта
деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет
навыки
самостоятельного
поиска
знаний.
Психологи
считают,
что
умственная
деятельность
школьников
при
решении
проблемных,
творческих
задач
во
многом
аналогична
умственной
деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа - одно из самых эффективных
средств формирования творческой личности.
В
практике
обучения
каждый
тип
самостоятельной
работы
представлен
большим
разнообразием
видов,
непосредственно
используемых
учителем
при
конструировании
самостоятельной домашней учебной деятельности.
Велика роль домашнего задания в формировании мыслительной деятельности учащегося.
Учитель,
сообщая
сумму
некоторых
фактов,
одновременно
формирует
у
учащихся
умение
производить
определенные
мыслительные
операции;
знакомя
учащихся
с
мыслительными
операциями,
он
использует
для
этого
фактический
материал.
Разъединить
эти
процессы
невозможно: они представляют собой единое целое. Изучение - есть одновременно усвоение
фактов, с одной стороны, и формирование и совершенствование операций мышления с другой
стороны. Необходимо специально учить детей выполнять мыслительные операции на всех этапах
учебного процесса, в том числе и при подготовке, выполнении и проверке домашних заданий.
Операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и другие, обеспечивают
решение
почти
всех
возможных
задач.
Обучая
этим
операциям
и
приёмам
мыслительной
деятельности,
используя
для
этого
домашнее
задание,
учитель
тем
самым
способствует
формированию и развитию многих качеств мышления учащихся. Немалую роль здесь играет
система
постепенно
усложняющихся
самостоятельных
письменных
домашних
работ
для
учащихся: репродуктивных, познавательно-поисковых, творческих, познавательно-практических.
Они развивают у учащихся потребность и умение самостоятельно мыслить, ориентироваться в
новой ситуации, самим выявлять вопрос или задачу, находить подходы к решению, критически
относиться к ним, выражать собственное мнение.
Как сделать домашние задания эффективными?
Домашние задания должны быть различны. К сожалению, в практике обучения математике
нередко
используемые
виды
домашних
заданий
не
отличаются
разнообразием:
предпочтение
отдаётся
связанным
с
усвоением
знаний
и
умений
общим,
обязательным,
репродуктивным
заданиям.
Этим
мы
ограничиваем
возможности
полноценного
решения
задач
обучения,
воспитания и развития детей.
Поиск путей совершенствования организации домашней работы привёл к необходимости
использования системы домашних заданий по выбору и творческих заданий. Приведу примеры
таких заданий:
1.
Составляю набор заданий из 4–5 задач и теоретического материала. Обязательно надо
сделать весь теоретический материал и два первых задания. Задания подбираются так, чтобы
их
сложность
постепенно
нарастала.
В
этих
условиях
удачно
решаются
вопросы
дифференциации
домашних
заданий.
Тех,
кто
увлекается
математикой,
такие
задания
исподволь приобщают к систематическому интенсивному труду.
2.
Для
индивидуальных
домашних
заданий
наряду
с
решением
и
составлением
задач
различной
сложности,
целесообразно
использовать
такие
виды
работ,
как
подготовка
рефератов, библиографий, докладов, сочинений на заданную тему, аннотаций статей из
журналов и книг.
3.
Можно
предложить
учащимся
изготовить
различные
чертежи,
таблицы,
модели
геометрических фигур, поделки для кабинета математики.
4.
Предлагается двум ученикам самостоятельное домашнее исследование. Это может быть одна
и та же задача, которая решается несколькими способами. Им предлагается через две недели
представить учителю свои решения и затем изложить их на уроке. Потом проводится урок –
бенефис
одной
задачи.
Ученик
знает,
что
от
него
ждут
красивое
решение,
вот
тут
и
срабатывает творчество.
5.
Составить и решить систему задач по какой-либо теме. Это задание очень содержательное и
носит исследовательский характер.
6.
Очень любят учащиеся уроки поиска ошибок. Им предоставляются сканированные решения,
а домашнее задание состоит в поиске и анализе ошибочных утверждений.
7.
На уроках геометрии при изучении темы «Движения» я предлагаю ученикам нарисовать
рисунок и отобразить его относительно прямой. Сколько же способов они находят: на
прозрачной бумаге копируют изображение, вырезают, склеивают. Каждый ищет свой способ!
8.
С приходом в школы компьютерных технологий даю некоторым ученикам, у которых есть
компьютер дома, изобразить графики функций с модулями. Потом просматриваем всем
классом и выбираем наиболее точные, красивые работы. Такие задания выбирают чаще
мальчики, даже которые «не дружат» с математикой.
9.
Написание собственной математической сказки, былины, рассказа, увлекательной истории.
Создание
киносценария
научно-популярного
фильма,
в
котором
бы
показывалось
построение
геометрических
фигур,
как
найти
расстояние
между
скрещивающимися
прямыми и.т.д. Всё зависит от фантазии учителя и его учеников.
10.
Можно предложить ученикам дома подготовить вопросы автору теоремы, статьи журнала,
учебника, которые помогли бы лучше и глубже понять смысл или значение, особенности
применения в практической деятельности. Отвечать на такие вопросы могут и сами ученики,
а если у них возникнут затруднения, то поможет учитель.
11.
Такой вид домашней самостоятельной работы как внеклассное чтение по математике и может
быть продолжен в письменном задании: написании докладов, рефератов, сочинений.
12.
Задания на применение знаний.
13.
Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь
теории с практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического
материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые
вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе.
14.
Задания на формирование умения делать обобщения, выводы.
15.
Речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно высокий уровень
сформированности навыков и умений, с выполнением мыслительных операций, особенно
сравнения, анализа, синтеза. Ученик должен самостоятельно изучить связь и между
рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.
Памятка школьнику для самостоятельной работы с книгой:
1)
Математическая книга - не роман; читай её с бумагой и карандашом в руках,
проделай самостоятельно все выкладки, которые имеются в книге.
2)
Не спеши прочесть книгу быстро. Добивайся ясного понимания каждой фразы,
затем нескольких фраз, абзаца, параграфа. На первых порах не пропускай материал
в связном тексте, ибо можешь не понять дальнейшего.
3)
Особое внимание обрати на определения и формулировки теорем. Их приходится
прочитывать несколько раз. Если ты не понял формулировки теоремы, то
бессмысленно приступать к её доказательству.
4)
Если в книге что-то доказывается, ты сначала отдай себе отчет: что дано и что
доказывается, в частности, какая фигура дана (в геометрических задачах).
5)
Если ты читаешь о каких-либо геометрических фигурах, постарайся себе их
представить в отдельности и в той взаимосвязи, о которой ты считаешь. Если
затрудняешься, прибегай к рисунку, к чертежу.
6)
Используй готовые модели. Такие имеются не только в математическом кабинете,
их много вокруг тебя. Прекрасными моделями могут служить окружающие тебя
предметы: комната, края комнаты (параллельные и скрещивающиеся прямые),
спичечная коробка (параллелепипед), стакан (цилиндр.) и тому подобное.
Изготовляй модели сам. Модели тебе помогут понять сложные теоремы, решить
трудные задачи.
7)
Читая книгу, ты можешь столкнуться с рассмотрением весьма общего случая и
ничего не понять. Проведи шаг за шагом для какого-либо простого частного случая
те рассуждения, которые автор проводит в общем случае. Очень полезно для
понимания книги самому строить примеры. Всё тебе станет и понятно, и
интересно.
Если речь идёт о тренировочных заданиях, которые наши ученики называют скучными, то
здесь мотивирующим фактором может служить стремление учащихся к усовершенствованию
навыков. Мало кто из ребят не хочет уметь как можно больше. Важным является воспитание в
школьниках чувства ответственности за успех урока. Сильным мотивирующим фактором может
быть понимание учащимися, что от качества их домашней работы зависит, достигнет ли урок
намеченной цели. Это также отвечает часто недооцениваемой потребности учеников в доверии и
ответственности.
Я очень часто раздаю карточки с домашним заданием, опираясь на индивидуальный подход к
каждому ученику. А перед тематическими зачётами или контрольными работами обязательно
раздаю домашнюю контрольную работу, которая тоже подбирается индивидуально. Всё равно я
требую записать в дневник, когда сдать ту или иную работу, как оформлять и т.д. И ещё один, но
очень
важный
момент
– нельзя
давать
домашнее
задание
по
звонку
или
после
звонка !
Домашнее задание после звонка – это больше, чем «нарушение этикета».
Его необходимо лишь грамотно использовать в своей работе, например, так:
- данное в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание
учеников в нужное учителю русло, подготовит восприятие нового материала;
-
правильно
подготовленное
и
организованное
задание
сможет
превратить
сам
факт
домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную и полезную по-своему
незаменимую с точки зрения самообразования ученика работу;
- сделать следующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно
содержательнее, эффективнее интереснее;
- даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему;
- сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратить знания в
инструмент познания;
- оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности ученика.
Творческие способности развиваются только в творческой деятельности учащихся. Другого
пути нет.
На практике преобладает спонтанность, домашние задания не планируются, поэтому и
задания все одинаковые. Но с другой стороны, иногда домашнее задание вытекает из проблемы,
созданной
на
уроке,
которую
можно
решить
и
дома.
Необходимо
корректировать
планы
в
зависимости от ситуативных условий. Ориентируя учителей на планирование домашних заданий,
существует
опасность
обособлений.
Намного
важнее,
чтобы
планирование
уроков
было
перспективным. Домашнее задание непосредственно зависит от уровня овладения учащимися
материалом, и его трудно планировать заранее. Но если ставиться целью развитие личностных
качеств
школьников
и
индивидуальное
воздействие
на
учащихся,
тогда
следует
выработать
долгосрочную стратегию и то, что не получается на уроке, должно быть заранее запланировано в
качестве домашнего задания. Планирование домашнего задания – необходимая составная часть
планирование всего учебного процесса, непосредственно зависящая от него. Если я дала задание
на дом, то должна его проверить. Если я заранее планирую экспериментальную работу, ученики
должны
иметь
возможность
сообщить
на
уроке
о
её
результатах.
Некоторые
коллеги
не
предлагают
ученикам
делать
доклады,
говоря,
что
у
них
времени
на
уроке
эти
доклады
выслушивать. Но не следует так легко останавливаться перед трудностями. То, что необходимо
для развития личности школьника, должно присутствовать на уроке. Скорее надо спросить:
нельзя ли планировать ход урока так, чтобы оставалось время и для докладов, подготовленных
учащимися дома? Итак: если я задала что-то на дом, это обязательно влияет на мою подготовку
следующего урока, я должна правильно распределить время. Если это не удаётся, лучше вообще
отказаться от домашнего задания.
Учёт индивидуальных различий внутри возраста - необходимое условие при организации
домашних заданий
Индивидуальные различия в учебной деятельности имеют много параметров и значительный
диапазон. Прежде всего, к ним относятся различия между людьми, то есть межиндивидуальные
различия. Но наряду с ними существуют еще и различия в учебной деятельности одного и того же
человека.
Эти
различия
зависят
от
требований
и
условий
ситуации
и
называются
внутрииндивидуальные особенности. Внутрииндивидуальные особенности и межиндивидуальные
различия тесно взаимосвязаны. Нередко хорошие результаты в интересующей школьника области
знания оказывают позитивное влияние на другие сферы его деятельности. Целенаправленное
наблюдение
внутрииндивидуальных
особенностей
учения
позволяет
поощрять
и
учитывать
интересы ребенка, соотносить предъявляемые к нему требования с уровнем его успехов.
Во-первых, несмотря на равный интеллект, в учебной и познавательной деятельности, у
ориентированных
на
успех
и
на
неудачу
школьников
наблюдаются
отчетливые
различия.
Ориентированным
на
неудачу
учение
и
познание
даются
несравненно
труднее,
чем
их
ориентированным на успех одноклассникам. Лучшие показатели последних определяются тем, что
даже при первом знакомстве с новым типом задания они прибегают к более адекватным способам
решения, быстрее выделяют существенные признаки, воспринимают за единицу времени большее
количество
информации
и
лучше
(полнее
и
устойчивее)
её
запоминают.
Кроме
того,
ориентированные
на
успех
раньше
и
более
активно
начинают
учиться
на
своих
ошибках,
отказываются от гипотез, как только убеждаются в их несомненной ошибочности, и быстрее
находят
оптимальные
для
определенных
классов
задач
стратегии
решения.
Дидактический
принцип единства и дифференцированности требует от учителей обращать внимание на эти
особенности устойчивой мотивации достижения и учитывать их в своей педагогической работе.
Отдельные чересчур уверенные в успехе школьники время от времени нуждаются в указании на
границы их возможностей, для того чтобы они могли несколько скорректировать нереалистичный
образ
своего
“я”.
А
их
ориентированные
на
неудачу
товарищи
испытывают
потребность
в
ободрении, в укреплении веры в себя, в явно выраженном признании их приведших к успеху
усилий. Ситуации, когда школьники этих двух типов добиваются одинакового результата, нередко
нуждаются в
различной психологической оценке, а, следовательно, и в разной педагогической
реакции.
Во-вторых,
при
задавании
домашней
работы
учитель
должен
её
мотивировать
и
объяснять её цели таким образом, чтобы учащиеся стремились выполнить заданную им работу;
учитель должен разъяснить дальнейшую необходимость данной работы, её применимость. В-
третьих, форма задавания домашней работы должна выбираться с учетом возраста учащихся. И,
наконец, учитель должен чётко и понятно давать задание на дом, при этом, не забывая о том, какой
объем информации могут усвоить учащиеся за предоставленное время и в соответствии с их
возможностями.
Для учеников с высоким уровнем обучаемости развивающее действие домашнее задание
окажет лишь тогда, когда объективные требования несколько завышены (сложные задачи) или
иначе
акцентированы
(например,
самостоятельно
составить
задачу).
Вышеизложенные
идеи
затрагивают
один
из
самых
актуальных
вопросов
современной
школы
-
дифференциация
обучения.
Учебная
деятельность
характеризуется
чрезвычайно
большими
индивидуальными
различиями. Несомненно, к вопросу дифференцированного подхода в обучении можно подойти с
точки зрения индивидуальных различий личностей учащихся, которые изучает дифференциальная
психология.
Определение
дифференциальной
психологии
дает
Гюнтер
Клаус
в
своей
книге
"Введение в дифференциальную психологию учения": "Дифференциальная психология - отрасль
психологии, изучающая психологические различия, как между индивидами, так и между группами
людей, причины и последствия этих различий". Знание дифференциальной психологии учения
помогает лучше разобраться в особенностях учебной деятельности конкретного школьника и
раскрывая
возможности
для
проведения
целенаправленных
педагогических
мероприятий,
обеспечивающих наилучший жизненный старт для каждого ребенка.
Домашние задания тоже можно по мере необходимости дифференцировать.
О
необходимости
индивидуального
подхода
говорилось
и
постоянно
говорится
во
всех
педагогических журналах, на педсоветах и т.д. Развитие индивидуальности каждого школьника –
требование, в реализации которого домашнему заданию отводится особая роль. Об этом уже шла
речь, но поскольку дифференцированные домашние задания до сих пор встречаются в наших
школах скорее как исключение, я хотела бы вернуться к данной проблеме.
Говоря об оптимальном развитии каждого школьника, я имею в виду необходимость:
- использовать индивидуальные склонности, способности, сильные стороны каждого ученика;
- выявлять особо одарённых учеников и целенаправленно развивать их способности.
Именно домашнее задание позволяет успешней использовать индивидуальные способности и
учитывать
склонности
каждого
ученика.
Принимать
во
внимание
особые
интересы
слабоуспевающих и малоактивных учащихся, использовать эти интересы, развивать связанные с
ними
знания
и
способности
с
помощью
целенаправленных
домашних
заданий
–
вот
что
необходимо для того, чтобы разорвать заколдованный круг: слабый ответ – негативная оценка –
неудача – без интереса. Индивидуальная работа с учениками при выборе домашнего задания
предусматривает дифференцированный подход, обращение к конкретному школьнику, знание его
особенностей, слабых и, в первую очередь, сильных сторон. В этом суть: не заострять внимание
на возможных недостатках, так как они и так постоянно подчёркиваются. Дифференцированные
домашние задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить
пробелы в знаниях.
Я разделяю класс обычно на 3-4 группы и для каждой составляю домашние задания, или для
всех задаю задания базового уровня на выполнение 2-3 шагов, а «сильным» предлагаю решить
задания повышенной сложности. Причём, при проверке заданий оценка формируется сложением
правильно выполненных заданий, а не вычитанием и количеством ошибок.
Домашние задания
по уровням решают и другую важную задачу. Они могут и должны
раскрыть
перед
школьниками
преимущества
коллективной
деятельности.
Группы
учащихся
должны быть гетерогенными, т.е. охватывать «сильных» и «слабых», активных и менее активных
учеников. Например, одна группа сообщит о найденных сведениях о Пифагоре, другая докажет
теорему Пифагора как в учебнике, третья – найдет другое доказательство, четвёртая – покажет
несколько
ключевых
задач,
решаемых
с
помощью
теоремы
Пифагора.
И
в
каждой
группе
найдётся задание каждому ученику по его знаниям и возможностям.
Индивидуальные домашние задания позволяют испытать чувство успеха тем школьникам,
которые слабо успевают по математике. Такие задания даёт им возможность проявить себя, свои
сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.
Индивидуальные задания не должны даваться от случая к случаю. Продуманная их система
даёт возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным развивать
свои интересы до глубокой увлечённости, и тех и других научить самостоятельному познанию.
При подготовке домашнего задания каждый учитель должен выяснить, требует ли оно участия
всех учащихся. Если нет – уместно дифференцировать задание.
Дифференциация проявляется ещё и в том, что вместо обязательных заданий отдельные
ученики получают советы для выполнения добровольно выбранной ими домашней работы. Если
пробудить интерес учащихся к проблеме, то даже сложное домашнее задание
может быть
поставлено
в
качестве
добровольного,
и
это
скорее
мобилизует
силы
школьников,
чем
обременительное
«обязательное
задание».
Особенно
часто
в
старших
классах
я
применяю
выборочные домашние задания, которые позволяли лучше учитывать интересы и склонности, а
также различные возможности каждого отдельного ученика. Но добровольность не должна вести
к тому, чтобы учащиеся совсем не занимались видами деятельности, необходимыми для их
развития, «отказывались» от них, поскольку «задание ведь добровольное!». Добровольность
задания
предполагает
не
меньший,
а
больший
вклад
в
развитие
личности.
Надо
изучить
воспитательные
возможности
добровольного
домашнего
задания
и
использовать
его
для
повышения
эффективности
преподавательской
и
воспитательной
деятельности.
И
особенно
важно связать качество выполнения добровольного домашнего задания с результативностью
всего урока и успешностью обучения всего классного коллектива. Если домашнее задание
является интересным и личностно значимым, то время, потраченное на его подготовку, не играет
особой роли для школьника. В этом и заключается педагогическая ценность добровольного
домашнего задания.
Как решать проблему контроля и оценки домашнего задания?
Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом домашнее задание вы
сможете потом проверить и оценить.
Это правило применяется до сих пор не везде. Не всегда учитель проверяет, выполнили ли
школьники домашнее задание. Ещё реже контролю подвергается полнота, правильность и форма
выполнения задания.
Контроль, оценка домашнего задания и выставление отметки – вместе с другими факторами
педагогического процесса – являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности
учеников. Если я отказываюсь от контроля домашнего задания или отношусь к нему
недостаточно серьёзно, я разочаровываю тем самым ученика, поскольку игнорирую его работу,
его достижения. Негативные последствия такого рода следует ожидать особенно тогда, когда
работа выполняется учеником добросовестно, с полной отдачей, но учитель систематически не
обращает внимания на выполнение домашнего задания.
Обратимся к четырём проблемам, особенно волнующим учителей.
Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы его ученики говорили о нём так: «У этого
педагога можно и не пытаться забыть сделать домашнюю работу. Он никогда не забывает, когда и
какое
задание
даёт».
Необходимо
вести
дело
так,
чтобы
у
ученика
никогда
не
возникало
сомнение, обязательно ли он должен выполнять это задание. Каждое невыполненное домашнее
задание, с которым удалось «проскочить», работает на безответственность.
Формы контроля домашнего задания могут быть различными:
- контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы учеников на
уроке: формально – у всех, контроль содержания – у отдельных учащихся;
- косвенный контроль с помощью тестов, математических диктантов, самостоятельных работ,
в содержание которых включён материал, идентичный заданному на дом;
- контроль устных домашних заданий, например, по геометрии у отдельных учащихся в то
время, как все остальные обсуждают и дополняют ответы одноклассников или выполняют
самостоятельную работу;
- внеурочная проверка учителем тетрадей; только через проверку тетрадей учитель может
сделать вывод об умении учениками оформлять задания, какие ошибки допускаются чаще всего
и т.д.;
- непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если
предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;
- взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями (парная работа с использованием
образцов или справочников);
- самоконтроль учащихся: сверка выполненного домашнего задания с написанным на доске
или с воспроизведённым на компьютере правильным вариантом;
- в образцах оформления домашнего задания, заранее воспроизведённых на доске, имеются
пропуски. В процессе их заполнения осуществляется проверка выполнения заданного на дом;
- в образцах оформления домашнего задания, заранее воспроизведённых на доске,
преднамеренно допущены ошибки, которые надо обнаружить и исправить;
- контроль письменных работ, который проводится отлично успевающими ребятами.
Какую форму контроля выбрать, зависит, с одной стороны, от содержания, вида и цели
домашнего задания и, с другой стороны, от отношения к ним учащихся.
Есть общее правило: если школьники осознают взаимосвязь домашнего задания с
результатами своего обучения, чувствуют зависимость этих результатов от домашней
работы, то контроль достижений учащихся является одновременно и контролем выполнения
домашнего задания. Где же такую взаимосвязь дети ещё не ощущают (например, в 5 классе), где
привычку к домашним занятиям только надлежит выработать, где о домашнем задании дети
часто «забывают», необходим строгий и последовательный контроль каждого отдельного
домашнего задания. Там, где не проверяется домашнее задание, ошибки, допущенные при его
выполнении, остаются незамеченными и закрепляются в памяти учащихся. Исправленные
учителем ошибки, тем не менее, периодически повторяются, если ученики не делают работу над
ошибками.
Иногда отдельные учащиеся проверяют перед уроком выполнение домашнего задания и о
результатах проверки сообщают в начале урока. Это производит и воспитательный эффект, если
только
не
превращается
в
формальность.
Учитель
должен
быть
уверен,
что
контроль
осуществлён
серьёзно
и
сообщение
ученика
соответствует
действительности.
Критические
оценки самих учащихся действуют на их одноклассников сильнее, чем учителя. Но это может
привести
к
ябедничеству,
обидам
и
отказу
некоторых
учеников
«о
доносе»
на
своих
одноклассников. Все формы проверки домашнего задания должны хорошо быть продуманы
конкретно для каждого класса, а не осуществлять проверку из урока в урок одинаково для всех
классов.
Но всё же необходимо, чтобы учитель сам принимал участие в контроле, и его слово было бы
последним и решающим. Это нужно и потому, что результат выполнения домашнего задания
выполняет
для
учителя
двойную
функцию.
Во-первых,
он
является
объектом
контроля
деятельности учащихся, а во-вторых, что ещё более важно, – своей собственной деятельности на
прошлом уроке.
Подведу
итоги:
домашние
задания
необходимы.
Они
должны
служить
поставленной
учителем цели и быть разнообразными по способам выполнения, по содержанию, по уровню
сложности, по форме проверки. Учащихся нужно постоянно направлять на углубление знаний и
их применение в практической деятельности. Учителю необходимо как следует продумывать
задания на дом с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Правильно поставленное и оцененное домашнее задание – основа для поисков резервов в
собственном
уроке.
Домашние
задания
позволяют
обнаружить
успехи
и
ошибки
в
выборе
методики,
сигнализируют
о
быстром
продвижении
учащихся.
Они
являются
необходимым
средством для подготовки конкретного урока с учётом достигнутых результатов.
Обращаясь к педагогическому воздействию домашних заданий, хочу повторить: каким бы
способом мы с вами не проверяли выполнение работы, критерием остаётся мнение учащихся,
можно ли на вашем уроке «забыть» приготовить домашнее задание или нет.
И если учитель сам любит свой предмет, то этого не могут не заметить школьники, они также
«заражаются»
любовью
к
предмету,
видят
его
красоту
и
логичность.
Это
самое
лучшее
вознаграждение для учителя.