Автор: Топоркова Галина Федоровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Нарасун
Населённый пункт: село Нарасун Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Гражданско - патриотическое воспитание.
Раздел: полное образование
Гражданско-патриотическое воспитание
Патриотизм есть не что иное, как желание
трудиться на пользу своей страны.
Н.А. Добролюбов.
Гражданско-патриотическое воспитание - это формирование у молодого поколения
и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституци-
онных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где
мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто за-
щищал наше Отечество.
В широком понимании гражданско - патриотическое воспитание, это не только во-
енно-патриотическое, а и художественное, экологическое, туристко - краеведческое,
спортивно-оздоровительное развитие творческих детских инициатив.
И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного
патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в
молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он
сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые свя-
заны с защитой российских рубежей.
Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к
подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю,
гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта,
развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение
имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического
воспитания – учить миру. А это значит:
- помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, район, страну,
регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;
- вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в
работе по улучшению жизни для всех.
Сегодня воспитательная работа в классе организуется и проводится на основе с
учетом профиля, назначения и воспитательных возможностей школы, возрастных
особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и под-
ростков.
В связи с этим в разработана программа
«Гражданско – патриотическое воспитание как основа становления личности»
Программа обусловлена следующими причинами:
1)
актуальностью и насущностью этой проблемы, ее огромным значением для на-
шего общества и государства;
2)
ориентацией на новые подходы и проблемы патриотического воспитания, разви-
тия у подрастающего поколения позитивно направленных социально значимых
сторон, качеств, их активного проявления в интересах общества и государства.
Таким образом, программа призвана значительно активизировать ослабленное за
многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный про-
цесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника
отечественной истории, культуры.
Программа ориентированна на пробуждение и развитие у детей и подростков ду-
ховности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности,
способности отдать силы, разум и энергию на благо России.
В гражданско-патриотическом воспитании можно выделить несколько направле-
ний:
1. Связь поколений.
2. Растим патриота и гражданина России.
3. Мой край родной.
4. Я и моя семья.
По всем направлениям апробированы отдельные акции, системы мероприятий
классного, общешкольного и сельского уровня.
В направлении «Связь поколений» сохранена традиция проведения февральских
военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в
рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни, спортивные соревнова-
ния «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», музыкальный конкурс «Песни, опа-
ленные войной», литературно-музыкальные вечера, посвященные Дню Победы, Уро-
ки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», кон-
курс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет.
Знания, полученные на уроках истории, в ходе поисковой работы закрепляются на
Уроках мужества, общешкольных митингах и других мероприятиях. В школу с бесе-
дами приходят очевидцы военного лихолетья, их приглашают ребята из клуба «Звез-
да».
Учащиеся любят встречаться с ветеранами в ходе различных акций, активно участ-
вуют в написании сочинений, посвященных героическому прошлому нашего наро-
да.
«Растим патриота и гражданин России».
Цель направления заключается в формировании гражданской и правовой направ-
ленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих
прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской
позиции.
Основными формами работы этого направления являются: тематические классные
часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике,
изучение Конституции. Была проведена совместные конференции с молодыми депу-
татами, где просматривались проблемы села, на таких встречах формируются также
понятия гражданского общества, участия граждан в делах государства, т.к. учащиеся
класса получили задание создать проект по благоустройству села.
Здесь же происходит прикладное изучение избирательного закона, основ демокра-
тии, формирование демократической культуры. В преддверии выборов в Госдуму и
Президента учащиеся выступали с агитбригадной программой «Не стой в стороне!»
и «Я – избиратель», где в занимательной форме излагались основные положения Из-
бирательного закона, содержался призыв к избирателям быть активными.
В рамках работы «Мой край родной» в классе ежегодно проходит цикл классных
часов: «Возрождая традиции предков», «Мой край родной - Забайкалье», «Моей Рос-
сии малый уголок». Ребята изучают историю своего села, района, края. Проводимые
мероприятия несут большой эмоциональный и воспитательный заряд. Изучаются
традиции и обряды бурят, учащиеся принимают участие в сельских мероприятиях
празднования Белого месяца. Ведется активный поиск материалов о прошлом села.
Активно стараемся реализовывать экологическое движение: выпускаются листовки,
газеты, учащиеся класса работают вожатыми на детской площадке в ДК летом, где
реализуется экологическая программа «Солнышко». Здесь они не только формируют
лидерские навыки, но и расширяют свои знания по экологии, воспитывают патрио-
тические чувства и у себя, и у своих подопечных.
«Я и семья». Основные мероприятия данного направления - совместные мероприя-
тия, игры, семейные часы общения. Ребята изучают историю своей семьи, участвуют
в конкурсах, помещают материал в газету «Сельская новь». Изучается творчество ав-
торов, посвящающих свое творчество своему селу, краю, учащиеся выступают с ли-
тературными композициями, проводят поэтические часы.
Надеюсь, реализация основных направлений программы позволяет решать многие
назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего
поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гра-
жданского, нравственного, правого и иного характера.
Все учащиеся класса являются членами историко – патриотического клуба «Звез-
да». В рамках этого клуба они действуют уже в рамках села, района. Так, принимали
участие в Социальном форуме «Акше родной» с презентацией проекта «Символика
России», с презентацией программы экологического воспитания.
Клуб «Звезда» существует в школе уже более 6 лет.
Историко -патриотический клуб строит свою работу, решая следующие задачи:
- углубленное изучение темы Великой Отечественной войны, истории своего села,
края, расширение кругозора;
- развитие исследовательских, поисковых, коммуникативных умений в ходе осуще-
ствления проектной деятельности;
- развитие общественной активности в силу практического применения результатов
исследовательско – поисковой, творческой работы;
- развитие креативных умений, инициативы, ответственности;
- воспитание патриотизма, гражданственности.
Ребята изучают историю Афганской войны, встречаются с ее участниками. Газета
«Из пламени Афганистана» заняла 2 место в муниципальном конкурсе.
Традиционными стали встречи членов клуба с выпускниками, обучающимися в во-
енных училищах.
Ребята на протяжении всего учебного года проводят познавательные конкурсы,
викторины, организовывают конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, акции «Пода-
рок солдату», «Ветеран живет рядом».
Ежегодно осуществляется проект по изучению символики государства.
Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданствен-
ности и любви к своей малой родине, в нашей школе уделяется особое внимание па-
триотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанно-
му на изучении ее правовой и государственной систем, символики, истории города и
страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за
свою страну.
Растить, воспитывать настоящих людей с высоким нравственным потенциалом,
умеющих творить, трудиться, а если надо, то и защищать Отечество, - эта задача все-
гда была и будет одной из главных.
Будущее есть только у того государства,
молодое поколение, которого выбирает патриотизм