Напоминание

Гражданско - патриотическое воспитание.


Автор: Топоркова Галина Федоровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Нарасун
Населённый пункт: село Нарасун Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Гражданско - патриотическое воспитание.
Раздел: полное образование





Назад




Гражданско-патриотическое воспитание

Патриотизм есть не что иное, как желание

трудиться на пользу своей страны.

Н.А. Добролюбов.

Гражданско-патриотическое воспитание - это формирование у молодого поколения

и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституци-

онных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где

мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто за-

щищал наше Отечество.

В широком понимании гражданско - патриотическое воспитание, это не только во-

енно-патриотическое, а и художественное, экологическое, туристко - краеведческое,

спортивно-оздоровительное развитие творческих детских инициатив.

И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного

патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в

молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он

сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые свя-

заны с защитой российских рубежей.

Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к

подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю,

гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта,

развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение

имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического

воспитания – учить миру. А это значит:

- помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, район, страну,

регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;

- вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в

работе по улучшению жизни для всех.

Сегодня воспитательная работа в классе организуется и проводится на основе с

учетом профиля, назначения и воспитательных возможностей школы, возрастных

особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и под-

ростков.

В связи с этим в разработана программа

«Гражданско – патриотическое воспитание как основа становления личности»

Программа обусловлена следующими причинами:

1)

актуальностью и насущностью этой проблемы, ее огромным значением для на-

шего общества и государства;

2)

ориентацией на новые подходы и проблемы патриотического воспитания, разви-

тия у подрастающего поколения позитивно направленных социально значимых

сторон, качеств, их активного проявления в интересах общества и государства.

Таким образом, программа призвана значительно активизировать ослабленное за

многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный про-

цесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника

отечественной истории, культуры.

Программа ориентированна на пробуждение и развитие у детей и подростков ду-

ховности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности,

способности отдать силы, разум и энергию на благо России.

В гражданско-патриотическом воспитании можно выделить несколько направле-

ний:

1. Связь поколений.

2. Растим патриота и гражданина России.

3. Мой край родной.

4. Я и моя семья.

По всем направлениям апробированы отдельные акции, системы мероприятий

классного, общешкольного и сельского уровня.

В направлении «Связь поколений» сохранена традиция проведения февральских

военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в

рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни, спортивные соревнова-

ния «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», музыкальный конкурс «Песни, опа-

ленные войной», литературно-музыкальные вечера, посвященные Дню Победы, Уро-

ки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», кон-

курс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет.

Знания, полученные на уроках истории, в ходе поисковой работы закрепляются на

Уроках мужества, общешкольных митингах и других мероприятиях. В школу с бесе-

дами приходят очевидцы военного лихолетья, их приглашают ребята из клуба «Звез-

да».

Учащиеся любят встречаться с ветеранами в ходе различных акций, активно участ-

вуют в написании сочинений, посвященных героическому прошлому нашего наро-

да.

«Растим патриота и гражданин России».

Цель направления заключается в формировании гражданской и правовой направ-

ленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих

прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской

позиции.

Основными формами работы этого направления являются: тематические классные

часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике,

изучение Конституции. Была проведена совместные конференции с молодыми депу-

татами, где просматривались проблемы села, на таких встречах формируются также

понятия гражданского общества, участия граждан в делах государства, т.к. учащиеся

класса получили задание создать проект по благоустройству села.

Здесь же происходит прикладное изучение избирательного закона, основ демокра-

тии, формирование демократической культуры. В преддверии выборов в Госдуму и

Президента учащиеся выступали с агитбригадной программой «Не стой в стороне!»

и «Я – избиратель», где в занимательной форме излагались основные положения Из-

бирательного закона, содержался призыв к избирателям быть активными.

В рамках работы «Мой край родной» в классе ежегодно проходит цикл классных

часов: «Возрождая традиции предков», «Мой край родной - Забайкалье», «Моей Рос-

сии малый уголок». Ребята изучают историю своего села, района, края. Проводимые

мероприятия несут большой эмоциональный и воспитательный заряд. Изучаются

традиции и обряды бурят, учащиеся принимают участие в сельских мероприятиях

празднования Белого месяца. Ведется активный поиск материалов о прошлом села.

Активно стараемся реализовывать экологическое движение: выпускаются листовки,

газеты, учащиеся класса работают вожатыми на детской площадке в ДК летом, где

реализуется экологическая программа «Солнышко». Здесь они не только формируют

лидерские навыки, но и расширяют свои знания по экологии, воспитывают патрио-

тические чувства и у себя, и у своих подопечных.

«Я и семья». Основные мероприятия данного направления - совместные мероприя-

тия, игры, семейные часы общения. Ребята изучают историю своей семьи, участвуют

в конкурсах, помещают материал в газету «Сельская новь». Изучается творчество ав-

торов, посвящающих свое творчество своему селу, краю, учащиеся выступают с ли-

тературными композициями, проводят поэтические часы.

Надеюсь, реализация основных направлений программы позволяет решать многие

назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего

поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гра-

жданского, нравственного, правого и иного характера.

Все учащиеся класса являются членами историко – патриотического клуба «Звез-

да». В рамках этого клуба они действуют уже в рамках села, района. Так, принимали

участие в Социальном форуме «Акше родной» с презентацией проекта «Символика

России», с презентацией программы экологического воспитания.

Клуб «Звезда» существует в школе уже более 6 лет.

Историко -патриотический клуб строит свою работу, решая следующие задачи:

- углубленное изучение темы Великой Отечественной войны, истории своего села,

края, расширение кругозора;

- развитие исследовательских, поисковых, коммуникативных умений в ходе осуще-

ствления проектной деятельности;

- развитие общественной активности в силу практического применения результатов

исследовательско – поисковой, творческой работы;

- развитие креативных умений, инициативы, ответственности;

- воспитание патриотизма, гражданственности.

Ребята изучают историю Афганской войны, встречаются с ее участниками. Газета

«Из пламени Афганистана» заняла 2 место в муниципальном конкурсе.

Традиционными стали встречи членов клуба с выпускниками, обучающимися в во-

енных училищах.

Ребята на протяжении всего учебного года проводят познавательные конкурсы,

викторины, организовывают конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, акции «Пода-

рок солдату», «Ветеран живет рядом».

Ежегодно осуществляется проект по изучению символики государства.

Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданствен-

ности и любви к своей малой родине, в нашей школе уделяется особое внимание па-

триотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанно-

му на изучении ее правовой и государственной систем, символики, истории города и

страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за

свою страну.

Растить, воспитывать настоящих людей с высоким нравственным потенциалом,

умеющих творить, трудиться, а если надо, то и защищать Отечество, - эта задача все-

гда была и будет одной из главных.

Будущее есть только у того государства,

молодое поколение, которого выбирает патриотизм



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!