Напоминание

ул Софьи Ковалевской, д 1 к 3


Автор: Кошелев Валерий Вячеславович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №78
Населённый пункт: г. Санкт Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ул Софьи Ковалевской, д 1 к 3
Раздел: дополнительное образование





Назад




Римский Флот: оснащение и сражения.

I Оснащение кораблей.

Рим никогда не смог бы покорить столько территорий, если не имел бы

своего флота, тем более вести победоносную войну против Карфагена. “Они

видели, что война затягивается и истощает их, а потому в первый раз теперь

принялись

за

сооружение судов

в

числе

ста

пятипалубных

и

двадцати

трехпалубных. Но так как для сооружения пятипалубных судов не было

опытных

строителей,

ибо

в

то

время

никто

в

Италии

таких

судов

не

употреблял, то предприятие это поставило римлян в большое затруднение.

Когда они в первый раз задумали переправить свои войска в Мессену, у них

не было не только парусных кораблей, но длинных судов вообще и даже ни

одной

лодки;

пятидесятивесельные

суда

и

трехпалубные

они

взяли

у

тарантян

и локров, а также у элейцев и жителей Неаполя и на них смело

переправили войска. В это время на римлян в проливе напали карфагеняне;

один палубный неприятельский корабль в порыве усердия бросился вперед,

очутился на берегу и попал в руки римлян; по образцу его римляне и

соорудили весь свой флот, так что очевидно, не будь такого случая, они при

своей

неопытности

не

могли

бы

выполнить

задуманное

предприятие

(Полибий, I, 20.)

Данное высказывание кажется несколько преувеличенным, так как в

других источниках встречаются свидетельства о боевых действиях римлян на

море задолго до Пунических войн. Первое упоминание о боевых кораблях

встречается у Тита Ливия: “Новое поселение было выведено и в Антий, где

антийцам

по

их

желанию

и

самим разрешили

войти

в

число

римских

поселенцев; большие военные корабли были оттуда уведены, доступ к морю

жителям Антия закрыт, но права граждан предоставлены… Корабли антийцев

частью отвели на римские верфи, частью сожгли, а носами кораблей решили

украсить возведенный на форуме помост и нарекли это освященное

место

Рострами

.

(Тит

Ливий, VIII,

14).

Это

упоминание

о

верфях

и

рострах

относится 338 г. до н. э.

Следующее упоминание о действии римского флота относится к 310 г

до н. э., ко времени второй Самнитской войны: “В то же время Публий

Корнелий, которому сенат поручил прибрежные области, привел римский флот в

Кампанию,

и корабельщики,

высадясь

у

Помпеи,

отправились

разорять

Нуцерийские владения. Быстро опустошив окрестные земли, откуда возвращение

на корабли было безопасным, они, как это часто бывает в таких случаях,

соблазнились добычей и, зайдя от побережья вглубь, возмутили против себя

тамошнее население. Покуда они рыскали по полям поврозь, никто не встал на

их пути, хотя тут их можно было перебить всех до одного; но когда они

беспечной ватагой возвращались обратно, то неподалеку от кораблей крестьяне

настигли их, отняли добычу, а часть даже поубивали; перепуганная толпа

уцелевших в этой резне была оттеснена к кораблям” (Тит Ливий, IX, 38). Таким

образом, на основе приведенных выше документов становится ясно, что Рим

задолго до Пунических войн имел свой, хоть и небольшой флот.

После

объединения

Италии

под

властью

Рима,

центрами

кораблестроения стали города – Локры, Тарент, Неаполь, Элии. Скорее всего

детали

кораблей

изготавливались

по

образцам,

а

за

тем

собирались

на

верфях. Так как греки делали в основном малые суда, то флот Рима перед

Пуническими войнами состоя из бирем и трирем.

Большинство матросов и капитанов были италийские греки, гребцами –

наименее состоятельные римляне, которые по своему статусу не имели права

служить в сухопутных войсках.

Команда триремы состояла в среднем из 170 гребцов, 12 матросов и 12

солдат. В походе обычно работали гребцы одного ряда, остальные отдыхали.

Покорив

всю

Италию,

Рим,

за

сферу

своего

влияния

на

Сицилии,

вступил

в

вооруженный

конфликт

с

Карфагеном,

с

государством

господствовавшим в то время в Средиземном море.

Для войны с Карфагеном требовались более мощные корабли, но тут

римлянам помог случай, приведенный выше. Теперь римляне могли строить

квинквиремы, экипаж состоял из 300 гребцов и 120 солдат (Полибий, I, 26).

Первое же сражение показало, что римские суда уступают пунийским в

маневренности и в боевых качествах. Но римляне на кораблях имели больше

солдат, нужно было просто морское сражение превратить в сухопутное. Для

этого надо было подойти в плотную к вражескому кораблю и взять его на

абордаж. Здесь пригодилось римское изобретение, перекидной абордажный

мостик – “ворон”. Как он выглядел, мы можем примерно представить из

описания Полибия. “ Так как корабли римлян вследствие дурного устройства

были неловки в движениях, то на случай битвы придумано было кем-то

следующее

приспособление,

в

позднейшее

время

называвшееся

вороном:

на

передней

части

корабля

утверждался

круглый

столб в четыре сажени длиною и в

три

ладони

в

поперечнике,

с

блоком

наверху.

К

с т о л б у

п р и л а ж е н а

б ы л а

л е с т н и ц а ,

подбитая

с

помощью

гвоздей

поперечными

досками

в

четыре

фута

ширины

и

в

шесть

сажен

длины. В дощатом основании лестницы было продолговатое отверстие, коим

лестница и накладывалась на столб в двух саженях от начала ее; по обоим

продольным краям лестницы сделаны были перила вышиною до колен. На

конце столба прикреплено было нечто наподобие железного заостренного

песта с кольцом наверху, так что все вместе походило на орудие хлебопека;

через кольцо проходил канат, с помощью которого во время схватки судов

ворон поднимался на блоке и опускался на палубу неприятельского корабля

спереди или с боков, когда во избежание бокового нападения нужно было

повернуть корабль в сторону. Как только вороны пробивали палубные доски

и таким образом зацепляли корабли, римляне со всех сторон кидались на

неприятельское судно, если сцепившиеся корабли стояли бок о бок; если же

корабли сцеплялись носами, тогда воины переправлялись по самому ворону

непрерывным рядом по двое. При этом шедшие во главе воины держали

щиты перед собою и отражали удары, направляемые с фронта, а следующие

за ними опирались краями щитов о перила и тем ограждали себя с боков.

Сделав

такого

рода

приспособления,

римляне

выжидали

благоприятного

момента для морской битвы.” (Полибий, I, 22).

Но, все же читая описание действия “ворона”, возникает множество

вопросов и самый главный, это принцип действия во время сражения. По

Полибию,

мы

знаем,

что

римские

суда

были

медлительные

и

менее

маневренные,

чем

карфагенские.

Значит,

“ворон”

мог

быть

использован

в

основном

на

встречных

курсах,

так

как

римляне

не

могли

догонять

карфагенян.

Но

на

встречных

курсах

возникает

большая вероятность, что “ворон” может вывернуть

из основы и при этом повредить корабль, не говоря о

том, что могут быть покалечены легионеры. Но если

все

же

кораблям

удавалось

сцепиться,

то

при

лобовом столкновении опять же могли пострадать

люди, находящиеся на судах, так как часть воинов

просто могла свалиться за борт, а гребцы попадать со своих скамеек, потому

что ссумарная скорость встречных кораблей примерно превышает в два раза,

чем при обычном таране.

Если же римскому судну грозило быть протараненным, то римляне

должны были успеть развернуть свое судно и при этом успеть убрать весла,

что бы их не сломало вражеское судно. Во всяком случае, возникает больше

вопросов, чем ответов. На эту проблему указывает в своей книге и немецкий

исследователь Альфред Штенцель

1

. Можно одно говорить точно, это то, что

после первой Пунической войны “ворон” в морских сражениях больше нигде

неупоминается

1

.

_______________________________________________________________

1 - Альфред Штенцель История войн на море стр. 252

II. Сражения на море.

Основные крупные морские сражения в IV-II в.в. происходили во время

первой Пунической войны.

Римляне очень быстро сообразили, что, не имея своего сильного флота,

Карфаген в Сицилии будет не победить, так как карфагеняне по морю будут

постоянно

доставлять

подкрепления

своей

армии

и

имеют

возможность

блокировать поступающую

дополнительную помощь римским

войскам.

Римляне

в

течение

короткого

времени

создали

свой

флот

по

подобию

выброшенного на отмель карфагенского корабля в (Полибий, I, 20).

Первый боевой опыт на море для римлян оказался неудачным. Гней

Корнелий

Сципион,

командующий

морскими

силами

Рима,

получил

известие, что город Липары, который располагался на одном из Липарских

островов, можно будет при помощи предательства захватить. Не проверив

полученную информацию, он направил основную эскадру к Мессанскому

проливу, а сам с семнадцатью кораблями отправился к Липарам. Узнав об

этом, карфагеняне отправили флот из двадцати кораблей во главе с Боодесом,

который блокировал римлян в бухте у города. Здесь мы опять встречаемся с

проблемой римлян, которые практически никогда не проверяли полученную

информацию,

в

результате

чего

римский

флот

был

захвачен

вместе

с

командующим (Полибий, I,21. Тит Ливий, периохи, 17).

Узнав о пленении Гнея Корнелия Сципиона, во главе римского флота

стал

Гай

Дуилий,

занимающий

в

тот

момент

пост

командующего

сухопутными частями в Сицилии. Он был весьма решительно настроен дать

морское сражение. Узнав, что карфагенская эскадра разоряет побережье у

__________________________________________________________________

1 – П. Коннолли Греция и Рим стр. 273

города Милы, Гай Дуилий отдал приказ о перехвате карфагенян. Пунийцы

также

вышли

навстречу

римлянам.

Уверенные

в

своем

превосходстве,

карфагеняне даже не стали выстраивать свой флот в боевое построение, чем

воспользовались римляне. При этом, благодаря “воронам”, морское сражение

превратилось в сухопутное, где при абордаже было полное превосходство в

воинской силе у римлян (Полибий, I 23).

За победу в этом сражении Гай Дуилий был удостоен триумфа, а в Риме

установлены ростральные колонны (Тит Ливий, периохи, 17).

Карфагеняне

проиграли

сражение

из-за

того,

что

недооценили

противника и были уверены в своем превосходстве в морском сражении, а

римлянам удалось победить благодаря умению превратить морской бой в

сухопутный, а так же отваге и стойкости римских солдат.

Несмотря на поражение при Милах, карфагеняне продолжали разорять

римские прибрежные районы, поэтому в Риме было решено попытаться

перевести театр сражений на карфагенскую территорию в Африке.

Римляне снарядили огромный флот из трехсот кораблей и расположили

на

нем

экспедиционный

корпус.

Эскадру

разделили

на

четыре

флота.

Командовали этой армадой консулы Марк Атилий Регул и Луций Манлий

Вульсон.

Скорее

всего,

карфагеняне

знали

о

подготовке

римлянами

экспедиционного корпуса и предприняли меры для предотвращения высадки

вражеских войск и перевода военных действий в Африку. Они снарядили

свой

флот,

по

численности

превосходящий

римский,

и

отправили

его

к

берегам Сицилии.

Сражение произошло недалеко от мыса Экном. Очевидно, противники

знали о местоположении друг друга и привели флот в боевую готовность.

Прекрасно зная, что главное преимущество карфагенского флота в его

большой маневренности, римляне решили расположить свои корабли в такой

боевой

порядок,

который

не

дал

бы

карфагенянам

их

окружить.

Они

расставили свои корабли в виде гигантского треугольника, где на острие

находились два консульских судна. За ними по одному в ряд шли корабли

первого и второго флота. В основании флота находился третий, который на

буксире тащил транспортные суда. Четвертый замыкал строй.

Карфагенские

флотоводцы

Гамилькар

и

Ганнон

расположили

свои

корабли в линию, при этом левый фланг примыкал к берегу и частично был

вытянут вдоль него, а правый – глубоко выступал в море.

Прекрасно понимая, что основной удар римлян придется на центр, и

выдержать его не получится, Гамилькар отдал приказ, чтобы центр отступил.

Этим

отступлением

он

планировал

нарушить

строй

римского

флота

и,

расстроив ряды, разбить.

В начале боя эта уловка сработала, римские корабли первого и второго

флота, увлеченные преследованием карфагенян, сразу же сразу оторвались от

остальных.

Посчитав,

что

римские

флоты

достаточно

далеко

удалились,

карфагеняне атаковали остальной флот противника, правый фланг ударил по

четвертому флоту, а левый – по третьему. Таким образом сражение распалось

на три части, достаточно удаленные друг от друга.

Победив Карфаген, Рим стал сильнейшей державой не только на суше,

но

и

на

море,

что

определило

дальнейший

ход

истории

во

всем

средиземноморье.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!