Напоминание

Финансовая грамотность дошкольников через игру


Автор: Говяденко Елена Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ ДС№5
Населённый пункт: г. Благодарный, Ставропольский край
Наименование материала: Обучение финансовой грамотности
Тема: Финансовая грамотность дошкольников через игру
Раздел: дошкольное образование





Назад




Краевой конкурс: Лучшая методическая разработка мероприятия

по финансовой грамотности.

Номинация: Учебно – методическая разработка по обучению

основам финансовой

грамотности для воспитанников 4-

7 лет дошкольных образовательных организаций.

Методическая разработка: Финансовая грамотность

дошкольников через игру

Автор: Говяденко Елена Николаевна, музыкальный руководитель

муниципального казенного дошкольного образовательного

учреждения комбинированного вида «Детский сад №5»

Адрес Учреждения: 356420 город Благодарный, улица Свобода, 98

Сегодняшним

детям

выпало

нелегкое

испытание:

вместе

со

взрослыми

«выплывать»

из

невежества

и

хаоса.

Без

знания

экономики

преодолеть это испытание невозможно. Чтобы уверенней себя чувствовать в

новых обстоятельствах, нужно подняться на новый уровень экономических

знаний, экономического мышления.

На

протяжении

нескольких

лет

я

вела

кружок

«Маленький

бизнесмен» для воспитанников старших групп (6-7 лет). Мой опыт показал,

как важно привлекать детей к участию в планировании семейного бюджета,

грамотно распоряжаться карманными деньгами. На мой взгляд, развитие

ребенка

по

данным

вопросам

эффективнее

проводить

через

игру,

ненавязчиво,

так

как

именно

в

играх

приходит

опыт

понимания

общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. В

игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и

психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в

игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в

такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу,

самостоятельность,

развивать

организаторские

навыки,

стремиться

к

достижению цели. Наблюдая за играми детей, я видела, что их интересует

жизнь взрослых. Они с удовольствием играют в игры: «Семья и семейный

бюджет», «В банке», «Супермаркет», «Центр здоровья» и другие.

Но

для

обогащения

игр

необходимы

новые

сведения

об

окружающей

действительности,

тем

более,

что

интерес

повышает

работоспособность,

делает

увлекательным

самое

трудное

и

даже

скучное

занятие.

Тем,

что

вызывает

интерес

ребенок

занимается

с

увлечением,

переживая

чувства

удовлетворения, радости.

В процессе работы над этой темой я поставила следующие задачи:

1.Дать детям доступные знания из области экономики:

-

Познакомить

с

простейшими

смысловыми

значениями

экономических

терминов;

-

Сформировать

определенное

отношение

к

предметному

миру,

окружающему ребенка;

- Сформировать знания об экономном хозяине;

2.Помочь детям усвоить элементарные знания о некоторых профессиях.

3.Создать

условия,

чтобы

игры

были

не

только

развлекающими,

но

и

вызывали интерес детей, радовали их.

Я

составила

перспективные

планы

по

теме:

«Экономическое

воспитание

дошкольников через игру». Они рассчитаны на детей 2 младшей группы,

средней и старшей групп.

Перспективный план для детей второй младшей группы является

подготовительным этапом для восприятия детьми средней и старшей групп

материалов по экономическому воспитанию. Направлены они на то, чтобы у

детей

3-4

лет

расширить

горизонты

познания

окружающего

мира,

вводя

малышей последовательно в мир человеческих отношений, мир финансовых

Категорий, профессий, денег, рекламы, развивать у детей познавательный

интерес.

Основная цель планов для средней и старшей групп: помочь детям

ненавязчиво, в игре, получить интеллектуальное развитие в области

экономики. План реализуется в основной образовательной деятельности 2

раза в месяц, а так же во всех режимных моментах в течении дня. Часть

экономических игр тщательно подобрана, часть разработана мною и

систематизированы по всем 7 темам кружка «Маленький бизнесмен».

Игры распределены помесячно, к каждой указана цель. Они подобраны с

учетом классификации, что дает полную информацию о каждой игре: ее

класс, вид, возрастные особенности. Согласно этой классификации, в своей

работе я использую разные игры: сюжетно- отобразительные, сюжетно-

ролевые, режиссерские, театрализованные, интеллектуальные, семейные,

сезонные и другие.

Осуществляя экономическое воспитание детей я ставлю их перед

необходимостью думать, поощряю процесс поиска, поддерживаю при

возникновении трудностей. Очень важным в работе считаю индивидуальный

подход к детям. Дети робкие не потому, что они безучастны ко всему, а

потому, что у них не хватает уверенности. К ним стараюсь быть особенно

внимательной, поддерживаю их усилия, помогаю в достижении успеха,

создаю доброжелательное отношение других детей. В реализации

поставленных задач мне помогает использование ТРИЗ.

Проведенная работа показала, что игры детей стали более интересными,

продолжительными. Пополняются знания детей с помощью игр «Кому что

нужно?», «Определи цену товара», «Волшебная мозаика» и другие.

В играх «Ярмарка», «Дороже - дешевле», дети узнали новые термины: цена,

стоимость, обмен, товар, дороже-дешевле. Интереснее стала игра «Рынок».

Дети поняли , что рынок отличается от магазина, и во время игры пытаются

снизить цену, соотнося ее с количеством денег. Заметив попытки детей

нарисовать понравившуюся им рекламу, я поддержала это желание. Сначала

дети рисовали знакомые им рекламы, затем стали придумывать свои на

разные темы: «Менеджмент», «Бюро находок», «Все работы хороши» и

другие. Мы оформили альбом «Наши рекламы».

Работу провожу в тесном контакте с родителями. Подготовила для них

консультации «Экономическое воспитание в трудовой деятельности»,

«Экономическое воспитание в детском саду». Беседовала индивидуально.

Затем проводила анкетирование и результат показа л , что у детей созданы

условия для игровой деятельности, но выявлена недостаточная теоретическая

подготовка родителей. Я разработала рекомендации «Как нужно играть с

детьми?», «Что нельзя делать во время игры?». Подготовила консультацию

«Играйте дома с детьми в экономику». Мною разработан диагностический

блок, куда вошли: циклограммы, схемы, диаграмма, карта индивидуальных

проявлений детей в области экономики по развитию интересов и карта

наблюдений по развитию игровой деятельности по экономическому

воспитанию в средней и старшей группах. Начало -1,8 балла, промежуточный

результат -2,2 балла, конечный 2,5 балла. В перспективе я планирую довести

уровень развития до 2,8 балла. И в дальнейшем проводить работу по

описанию игр на экономическую тему.

Перспективные планы по теме:

«Экономическое воспитание дошкольников через

игру»

(Для 2 младшей, средней и старшей групп)

Перспективные планы во 2 младшей группе предусматривают

подготовительную работу к курсу «Маленький бизнесмен».

Цель: подготовить детей к усвоению материала по программе «Маленький

бизнесмен»; расширить горизонты познания окружающего мира, вводя

дошкольника последовательно в мир человеческих отношений, мир

финансовых категорий, профессий, денег, рекламы; развивать у детей

познавательный интерес. Он предполагает работу вне занятий один раз в

неделю с ноября месяца и захватывает следующие темы:

- мир человека

-мир финансовых категорий

-профессии

-реклама

-труд и человек

В результате проведенной работы у детей появятся элементарные знания по

экономике, познавательный интерес и любознательность к данной теме.

Перспективные планы рассчитаны на детей средней и старшей групп,

предусматривают системную работу по экономическому воспитанию через

игру и представляют собой дополнительный материал к спецкурсу

«Маленький бизнесмен».

Цель: помочь детям ненавязчиво, в игре получить интелектуальное развитие

в области экономики; воспитывать индивидуальность, раскрепощенность,

самостоятельность. В планах предусмотрены различные виды игр:

Дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, сюжетно-

отобразительные, режисерские, семейные и т.д. Они проводятся как часть

занятия «Маленький бизнесмен» 2 раза в месяц согласно программе, а также

в индивидуальной работе в течении дня. При наборе игр учитывались

программы, знания детей и их индивидуальные особенности. В итоге у детей

развиваются умственные способности, интеллектуальное мышление,

целеустремленность, раскованность.

2 младшая группа

1.Мир человека

Цель: углубить представление детей о людях, семье - понимать различие по

полу, возрасту, семейному положению, пробуждать эмоциональную

отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и

желание помочь, пожелать, сказать ласковое слово.

Ноябрь

1н. Беседа «Моя семья»

2н. Игровое упражнение «Назови девочек, мальчиков»

3н. Дидактическая игра «Чем похожи, чем отличаются»

4н. Дидактическое упражнение «Кто есть кто»

Декабрь

1н. Дидактическое упражнение «Какое настроение»

2н. Дидактическое упражнение «Назови ласково»

3н. Обыгрывание ситуации «К нам гости пришли»

4н. Урок вежливости «Поищем и найдем вежливые слова»

2. Мир финансовых категорий.

Цель: Дать детям элементарные понятия о деньгах, о купле, продаже.

Воспитывать предприимчивость.

Январь

1н. Беседа о деньгах, рассматривание.

2н. Дидактическое упражнение «Каждому рублю свое место».

3н. Сюжетно-ролевая игра «Рынок».

4н. Заучивание Воронько «Обновки».

Февраль

1н. Дидактическая игра « Магазин».

2н. Дидактическое упражнение «Что можно купить , что не продается»

3. Профессии

Цель: расширять знания детей о профессиях, продолжать учить правильно

называть трудовые действия и орудия труда. Воспитывать уважение к

трудовому человеку.

Февраль

3н. Чтение Заходер «Строители» (хрестоматия)

4н. Дидактическая игра «Кто больше знает профессий?»

Март

1н. Сюжетно-ролевая игра «Я - медсестра».

2н. Наблюдение за автомобилем.

4. Реклама

Цель: выявить у детей знания о рекламе, систематизировать их. Воспитывать

Положительное отношение к рекламе.

Март

3н. «Разговор с детьми о рекламе».

4н. «Рассматривание рекламных проспектов».

Апрель

1н. Оформить альбом «Рекламы».

2н. Беседа о телевизионной рекламе.

5. Труд и человек

Цель: расширять знания детей о труде взрослых, дать представление о

необходимости экономии в быту, воспитывать трудолюбие.

Апрель

3н. Беседа о необходимости экономии в быту.

4н. Чтение Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться» (хрестоматия)

Май

1н. Разговор с детьми «Наши хорошие поступки».

2н.

Дидактическая игра «Наши помощники электроприборы».

3н. Игровая ситуация «Каждой вещи свое место».

4н. Наблюдение за трудом продавца.

Средняя группа

Сентябрь

Цель: Развивать умение составлять небольшие рассказы о семье, закрепить

понятие-семья, воспитывать положительное, заботливое отношение к своей

семье.

1н. Дидактическое упражнение «Внимание» - угадайка.

2н. Дидактическая игра – перевоплощение «Если был бы я девчонкой».

Цель: развивать фантазию, воображение, воспитывать доброжелательность в

отношении к окружающим.

Октябрь

1.ДИДАКТИЧЕСКА Я ИГРА «Экономно шей одеяло».

Цель: развивать мышление, желательно самостоятельно выполнить задание,

Воспитывать экономичность.

2. Дидактическая игра «Дороже-дешевле».

Цель: учить детей понимать значение слов дороже, дешевле, развивать

умение употреблять их в речи.

Ноябрь

1.Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Цель: познакомить детей с понятиями – цена, стоимость, закрепить

употребление в речи понятий дороже - дешевле.

2.Дидактическая игра «Волшебная мозаика».

Цель: развивать внимание, умение и желание довести дело до конца.

Декабрь

1.Дидактическая игра «Что нужно для работы?».

Цель: уточнить знания детей о профессиях, воспитывать любознательность

и уважение к труду.

2. Дидактическая игра «Кукла Маша купила»

Цель: Закрепить умение определять товар по названным признакам,

активизировать в речи детей экономические термины: купил-продал, цена,

дороже - дешевле.

Январь

1. Дидактическая игра «Следствия ведут колобки».

Цель: дать детям простейшие сведения о сберкассе, развивать интерес к

труду взрослых (сберкасса).

2. Дидактическая игра «Все работы хороши».

Цель: закрепить знания детей о профессии, пополнить их новыми

сведениями, воспитывать любознательность.

Февраль:

1. Дидактическая игра «Бюро находок».

Цель: Развивать умение классифицировать товар , воспитывать аккуратность,

самостоятельность.

2. Дидактическое упражнение упражнение «Вывески» (расскажи о любимой

рекламе).

Цель: развивать умение ориентироваться в рекламе, формировать

эстетический вкус.

Март

1.Сюжетно-ролевая игра « День зарплаты».

Цель: закрепить знания детей о профессиях- банкир, кассир, продавец.

Развивать умение выполнять свою роль согласно общему замыслу.

2. Дидактическое упражнение «Хорошо - плохо»

Цель: развивать мышление, умение видеть положительные и отрицательные

качества, воспитывать самостоятельность.

Апрель

1.Дидактическая игра «12 поваров».

Цель: закрепить умение определять профессию по внешнему виду,

воспитывать познавательный интерес.

2. Дидактическая игра «Что может купить кот?».

Цель: формировать представление о том, что необходимо соотносить цену

товара с количеством имеющихся денег, воспитывать желание помочь коту.

Май

1.Дидактическая игра «Хитрые картинки».

Цель: развивать мышление, воспитывать усидчивость, умение доводить

дело до конца.

2. Итоговое занятие.

Старшая группа

Сентябрь

1.Дидактическая игра «Кодирование и зарисовка семьи».

Цель: познакомить с кодированием семьи, закрепить знания о семье.

2. Дидактическая игра «Чем похожи - чем отличаются?»

Цель: помочь осознать себя как личность; дать понятие, что человек

личность с индивидуальными особенностями.

Октябрь

1.Дидактическая игра «Театр денег».

Цель: закрепить знания детей о деньгах, развивать умение их

классифицировать по разным признакам.

2.Дидактическое упражнение «Цифры из палочек».

Цель: закрепить умение узнавать и называть цифры, вызвать желание

выложить из палочек.

Ноябрь

1.Дидактическая игра «Каталог товаров».

Цель: развивать умение соотносить цену товара и наличие денег,

воспитывать уверенность в себе.

2. Дидактическая игра «Определи цену товара».

Цель: развивать умение высчитывать цену товара, воспитывать

самостоятельность, активность.

Декабрь

1.Дидактическая игра «Лесной аукцион».

Цель: познакомить с правилами игры, понятиями аукцион, лот, продано,

активизировать их в речи.

2.Дидактическая игра «Ярмарка».

Цель: дать детям понятие, что такое «Ярмарка». Воспитывать

любознательность, находчивость.

Январь

1.Дидактическая игра «Волшебный лес»

Цель: развивать внимание, умение слушать и узнавать по стихотворным

строкам о какой рекламе идет речь.

2. Дидактическая игра «Какой товар лучше?».

Цель: дать воспитанникам понятие «Спрос зависит от качества товара».

Февраль

1.Дидактическое упражнение «Подарок для именинника?».

Цель: совершенствовать умение соотносить качество к цене товара,

развивать мышление, внимание.

2.Дидактическое упражнение «Изобретатель».

Цель: развивать творческие способности детей, воспитывать

индивидуальность, самостоятельность.

Март:

1.Шопинг «Семейный магазин».

Цель: совершенствование навыков финансовой грамотности у

воспитанников.

2.Дидактическая игра «Где я нахожусь?»

Цель: развивать умственные способности, умение по описанию узнавать

местонахождение, закрепить сведения о рынках, супермаркетах.

Апрель:

1.Компьютерная игра « Аукцион».

Цель: Познакомить с правилами игры, закрепить понятия - аукцион, банк,

налог; воспитывать доброжелательное отношение к успехам товарищей.

2. Дидактическая игра: « Телефон»

Цель: развивать умение находить наилучший выход в ситуации, воспитывать

уверенность в себе.

Май:

1.Экономический кроссворд.

2. Дидактическая игра: «Хочу все знать».

Цель: Закрепить знания, полученные ранее; способствовать развитию

умственных способностей.

Литература:

1.Спецкурс «Маленький бизнесмен» С. И. Сатина

2. «Зачем нужны деньги» Ц. А. Рубе, Е.С. Шабельник.

3. «Поиграем в экономику» Н.И.Акеенова, Ц.М.Левин, Е.А.Луговой,

Л.А.Павленко.

4. «Азбука рынка» Л.Д.Теряева.

5. «Экономическая игротека» Н. И. Романов, 1994-95г.

6. «Экономика детям, большим и маленьким» О. И. Меньшикова, Т.Л.

Попова, Л.В. Кнышева.

7. «Я познаю мир» Экономика.

8. «Первые шаги к рынку» Е. В. Смирнова.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!