Автор: Захарова Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№40
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: статья
Тема: "Роль дидактических игр по сенсорному воспитанию в младших группах"
Раздел: дошкольное образование
Консультация на тему:
«Роль дидактических игр по сенсорному
воспитанию в младших группах».
Воспитание детей от 3 – 4 лет носит предметный характер, то есть все
свойства предмета не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно
с предметом. При восприятии дети видят не все свойства предмета, а только
наиболее яркие, а иногда и одно свойство, но и по нему отличают предмет от
других предметов.
Например
«лимон»
жёлтый,
«яблоко»
круглое
и
красное
и
так
далее.
Действуя
с
предметами,
ребёнок
начинает
обнаруживать
их
отдельные
свойства, разнообразие свойств в предметах.
Дидактические игры и упражнения для детей четвёртого года жизни
рассчитаны
на
ознакомление
с
шестью
цветами
спектра,
пятью
геометрическими формами, отношением трёх – пяти предметов по величине.
Важно чтобы
дети получили чёткие представления об этих свойствах,
научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах, что предполагает
обобщение цвета, формы, отношение величин.
Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и предельному
употреблению названий свойств предметов (цвета, формы, величины).
Надо
научить
детей
применять
полученные
представления
при
обследовании и обозначении свойств реальных вещей.
После ознакомления с шестью цветами спектра, детей следует ознакомить
со светлотными оттенками цветов, детям надо дать понятие о том, что любой
цвет
может
иметь
разные
оттенки.
Например:
в
дидактической
игре
«Воздушные шары» детей знакомят с шестью цветами, путём подбора к
образцу. Учат называть цвета словами «красный», «оранжевый», «желтый»,
«зелёный»,
«синий»,
«фиолетовый»
(объяснить
ход
игры)
(держа
в
руке
красную ниточку, нужно найти к ней красный шарик).
В дидактических играх: «Спрячь мышку», «Подбери по цвету», «Собери
капельки
в
стакан»,
«Какого
цвета
предмет»,
«Помоги
козлятам
быстро
спрятаться от волка» закрепляются представления о шести цветах. Детей учат
выделять
цвета,
отвлекаясь
от
других
признаков
предметов
(формы,
величины, функционального назначения)
В дидактических играх: «Окраска воды», «Украсим ёлочку», «У кого какое
платье?»
у
детей
формирует
представление
о
разных
оттенках
цвета
по
светлоте. Детей учат пользоваться словами светлый, тёмный, светлее, темнее.
Учат группировать оттенки (по 2 каждого оттенка из 6 цветов) (учить детей
группировать оттенки подбирать их по слову, обозначающему цвет).
В дидактических играх: «Какие бывают фигуры?», «Какая это фигура?»,
«Что лежит в мешочке?», «Разложи фигуры», «Геометрическое лото» детей
учат группировать геометрические фигуры, по форме отвлекаясь от цвета,
сопоставить формы предметов с геометрическими образцами (объяснить ход
игры) (сравнить формы изображенного предмета с геометрической фигурой и
подбирать предметы по геометрическому образцу).
В дидактических играх: «Три квадрата», «Башня», «Лесенка», «Грибочки
в лесу», «Семья», «Сестрёнки – Матрёшки», «Что изменилось», «Разложи
пуговицы» и другие, детей учат соотносить предметы по величине обозначая
их
свойства
«большой»,
«маленький»,
«средний»,
«самый
большой»,
«поменьше», и так далее путём обследования и на глаз (объяснить ход игры)
(расположить предметы в порядке убывания величины).