Напоминание

"Традиции и обычаи тувинской семьи"


Автор: Ондар Шаннаан Олегович
Должность: воспитатель 2 учебной роты 22 взвода
Учебное заведение: ФГКОУ "Кызылского президентского кадетского училища"
Населённый пункт: г.Кызыл, Республика Тыва
Наименование материала: Разработка классного часа
Тема: "Традиции и обычаи тувинской семьи"
Раздел: среднее образование





Назад




ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ТУВИНЦЕВ

Тувинцы, народ в России, основное население Тувы. Говорят на тувинском языке тюркской группы

алтайской

семьи.

Верующие

Тувинцы

-

в

основном

буддисты-ламаисты,

сохраняются

также

добуддийские культы, шаманизм.

Традиционные

занятия

западных

и

восточных

тувинцев

существенно

различались.

Основу

хозяйства западных тувинцев вплоть до середины 20 века составляло кочевое скотоводство.

Разводили мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков (в высокогорных районах на западе и

юго-востоке республики), а также лошадей и верблюдов. Подсобное значение имело пашенное

земледелие

(просо,

ячмень).

Оно

было

почти

исключительно

ирригационным

с

самотёчным

способом орошения.

Часть мужского населения занималась также охотничьим промыслом. Существенную роль играло

собирательство луковиц и корней дикорастущих растений. Были развиты ремёсла (кузнечное,

столярное, шорное и др.). К началу 20 века в Туве насчитывалось свыше 500 кузнецов-ювелиров,

работавших главным образом на заказ. Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие

юрты, коврики и матрацы.

Традиционные занятия восточных тувинцев-тоджинцев, кочевавших в горной тайге Восточных

Саян: охота и оленеводство. Охота на диких копытных должна была обеспечить мясом и шкурами

семью в течение всего года, а пушной промысел носил преимущественно товарный характер и

вёлся поздней осенью и зимой (основные объекты охоты: марал, косуля, лось, дикий олень,

соболь, белка).

Древнейшим

и

важным

видом

хозяйственных

занятий

охотников-оленеводов

тоджи

было

собирательство (луковиц сараны, запасы которой достигали в семье ста и более кг, кедровых

орехов и др.). В домашнем производстве основными были обработка шкур и выработка кож,

выделка бересты. Было известно кузнечное дело, которое сочетали со столярным.

Основным жилищем западных тувинцев служила юрта: круглая в плане, имела разборный, легко

складываемый решётчатый остов из деревянных планок, скрепляемых кожаными ремешками. В

верхней части юрты укреплялся на палках деревянный обруч, над которым находилось дымовое

отверстие,

служившее

одновременно

и

окном

(свето-дымовое

отверстие).

Юрту

покрывали

войлочными полстями и так же, как и остов, скрепляли шерстяными поясами. Дверь делали либо

деревянной, либо ею служил кусок войлока, обычно декорированный стёжкой. В центре юрты

помещался очаг. В юрте находились парные деревянные сундуки, передние стенки которых были

обычно

декорированы

расписным

орнаментом.

Правая

часть

юрты

(по

отношению

к

входу)

считалась женской, левая - мужской. Пол покрывали узорные стёганые войлочные коврики.

Помимо юрты западные тувинцы использовали в качестве жилища также чум, который крыли

войлочными полстями.

Традиционным жилищем восточных тувинцев-оленеводов (тоджинцев) служил чум, который имел

остов

из

наклонно

поставленных

шестов.

Его

крыли

в

летне-осеннее

время

берестяными

полстями, а зимой - полстями, сшитыми из лосиных шкур. В период перехода к оседлости во вновь

создаваемых колхозных посёлках многие тоджинцы сооружали постоянные чумы, которые крыли

кусками лиственничной коры, а также большое распространение получили до начала застройки

типовыми домами лёгкие четырёх-, пяти- и шестиугольные каркасные постройки. Хозяйственные

постройки

западных

тувинцев

были

преимущественно

в

виде

четырёхугольных

загонов

(из

жердей) для скота. В начале 20 века под влиянием русских крестьян-переселенцев в Западной и

Центральной Туве начали сооружать срубные амбары для хранения зерна вблизи зимников.

Традиционную одежду, включая обувь, изготовляли из шкур и кож преимущественно домашних, а

также диких животных, из различных тканей и войлока. Наплечная одежда была туникообразной

распашной. Характерными чертами верхней одежды - халата - были ступенчатый вырез в верхней

части левой полы и длинные рукава с обшлагами, опускавшимися ниже кистей рук. Излюбленные

цвета ткани - фиолетовый, синий, жёлтый, красный, зелёный. Зимой носили длиннополые шубы с

застёжкой на правом боку и стоячим воротником. Весной и осенью носили шубы из овчины с

коротко подстриженной шерстью. Праздничной зимней одеждой была шуба из шкур подросших

ягнят, покрытая цветной тканью, нередко шёлковой, летней - халат, сшитый из цветной ткани

(чаще синей или вишнёвой. Один из наиболее распространённых головных уборов мужчин и

женщин

-

овчинная

шапка

с

широким

куполообразным

верхом

с

наушниками,

которые

завязывались

на

затылке,

и

назатыльником,

прикрывавшим

шею.

К

верхней

части

шапки

пришивали шишечку в виде плетёного узла, от неё вниз опускалось несколько красных лент.

Носили также меховые капоры.

Обувь

-

в

основном

двух

типов.

Кожаные

сапоги

кадыг

идик

с

характерным

загнутым

и

заострённым

мысом,

многослойной

войлочно-кожаной

подошвой.

Зимой

носили

в

сапогах

войлочные чулки (ук) с вшитыми подошвами. Верхнюю часть чулок украшали орнаментальными

вышивками.

Одежда

восточных

тувинцев-оленеводов

имела

ряд

существенных

особенностей.

Летом

излюбленной наплечной одеждой служил хаш тон, который выкраивали из изношенных оленьих

шкур или осенней косульей ровдуги. Он имел прямой покрой, расширявшийся в подоле, прямые

рукава с глубокими прямоугольными проймами. Головные уборы капорообразного покроя шили

из шкур с голов диких животных. Иногда пользовались головными уборами, сшитыми из утиной

кожи

и

перьев.

Поздней

осенью

и

зимой

пользовались

камусовыми

унтами

мехом

наружу

(бышкак идик). Оленеводы, находясь на промысле, опоясывали одежду узким ремнём из кожи

косули с копытцами на его концах.

Нижняя одежда как западных, так и восточных тувинцев состояла из рубашки и коротких штанов-

натазников. Летние штаны шили из ткани или ровдуги, а зимние - из шкур домашних и диких

животных, реже из ткани.

Женскими украшениями служили перстни, кольца, серьги, а также орнаментированные чеканкой

серебряные

браслеты.

Очень

ценились

накосные

серебряные

украшения

в

виде

пластинки,

декорированной гравировкой, чеканкой, драгоценными камнями. К ним подвешивали 3-5 низок

бус и чёрные пучки нитей. Как женщины, так и мужчины носили косы. Мужчины переднюю часть

головы брили, а оставшиеся волосы заплетали в одну косу.

В

традиционной

пище

преобладали

молочные

продукты

(особенно

летом),

в

том

числе

кисломолочный напиток хойтпак и кумыс (у восточных тувинцев - оленье молоко), различные типы

сыра:

кислый,

копчёный

(курут),

пресный

(пыштак);

ели

варёное

мясо

домашних

и

диких

животных (особенно баранину и конину). В пищу шло не только мясо, но и субпродукты, а также

кровь домашних животных. Употребляли растительную пищу: каши из круп, толокна, стебли и

корни дикорастущих. Важную роль играл чай (подсоленный и с молоком).

В социальной жизни существенное значение имели так называемые аальные общины - семейно-

родственные группы, включавшие обычно от трёх до пяти-шести семей (семья отца и семьи его

выделившихся женатых сыновей с детьми), которые кочевали совместно, образуя устойчивые

группы аалов, причём в летнее время они объединялись в более крупные соседские общины.

Сохранялся институт калыма. Свадебный цикл состоял из нескольких этапов: сговор (обычно ещё в

детском возрасте), сватание, особый обряд закрепления сватовства, бракосочетание и свадебное

пиршество. Существовали специальные свадебные накидки на голову невесты, ряд запретов,

связанных с обычаями избегания. Тувинцы имели богатые традиции - обычаи, обряды, нормы

поведения, являющиеся составной частью духовной культуры.

Тувинцы

воспитывали

детей

на

добрых

традициях

предков.

Привив

ребенку

с

младенчества

добрые качества, черты характера, родители на старости не могут нарадоваться достоинством

своего чада. Вырастить детей добрыми людьми – высший для тувинца закон, которому следовали

в веках.

Действия, которые противопоказаны детям:

- Детям нельзя проходить перед взрослыми.

- Детям не положено прямо называть старших по имени, это считалось крайне неприличным.

- Дети не должны воровать чужую вещь.

- Дети не должны обманывать.

- Дети не должны говорить злые слова.

- Дети не должны вмешиваться в разговоры взрослых.

Они

очень

бережно

относились

к

лесному

богатству:

зверям,

птицам,

рыбам.

Была

добрая

традиция, согласно которой строго запрещалось хищническое истребление зверей, птиц и рыб.

Запрещалось истребление птенцов. Запрещалось охота на зверя с детенышем. Тувинские охотники

никогда не убивали косулю или маралиху с маленьким детенышем. Предки говорили, что у

человека, который убил косулю с козленком, неизбежно заболеют дети. Люди просто обходили их

стороной.

С давних времен тувинцы весьма бережно относились к горам, рекам, озерам и ко всем недрам

земли. Запрещалось рубить плодоносные растения. При сборе ягод рвали только ягоды, а сами

растения не повреждали. Запрещалось перекрывать ручьи и реки.

В древние времена тувинский человек имел обычай – он брызгал чай с молоком в сторону тайги,

горы и солнца, обращался к ним с просьбой о том, чтобы у него в семье все было хорошо. Хозяйка

юрты

ежедневно

утром

брызгала

чай

девятиглазником

в

огонь,

затем

выходила

из

юрты

и

брызгала чай с молоком тос – караком ( девятиглазником) в сторону восходящего солнца, тайги,

горы, реки и молилась. После завершения молитвы хозяйка, вернувшись в юрту, наливает чай в

пиалу и подает его, прежде всего, хозяину, т. е. мужу.

У тувинцев в древние времена были священные обряды, правила и запреты:

- Нельзя плевать в огонь,

- Нельзя бросать мусор в огонь,

- Нельзя перешагивать через огонь,

- Нельзя загрязнять воду,

- Нельзя бросать мусор в реку,

- Нельзя рубить лес,

- Нельзя справлять естественные нужды около реки.

Был у тувинцев такой обычай: любого человека, проезжающего мимо аала или юрты, обязательно

приглашали в жилище отдохнуть с дороги, поднося в первую очередь аяк (пиалу) горячего чая с

молоком. В народе говорили: «Акты амзадыр, аяк эрнин ызыртыр» — «Белую пищу попробовать,

пиалу

слегка

пригубить».

Это

было

еще

не

угощение,

а

скорее

форма

выражения

доброго

отношения хозяина к гостю, которому подносится многими азиатскими народами «белая пища» —

«ак чем», цвет молока. И за чашкой чая обменивались новостями. Перед гостем ставят все виды

самого вкусного кушанья.

Традиционные

праздники:

Новый

год

-

шагаа,

общинные

праздники,

связанные

с

годовым

хозяйственным циклом, семейно-бытовые - свадебный цикл, рождение ребёнка, стрижка волос,

религиозно-ламаистские и др. Ни одно значительное событие в жизни общины или крупной

административной единицы не проходило без спортивных состязаний - национальной борьбы

(хуреш), конских скачек, стрельбы из лука, различных игр.

Развито устное поэтическое творчество различных жанров: героический эпос, легенды, мифы,

предания, песни, пословицы и поговорки. Поныне сохранились сказители, исполняющие в устной

форме огромные по объёму произведения эпоса Тувинцев. Музыкальное народное творчество

представлено многочисленными песнями, частушками. Особое место в тувинской музыкальной

культуре

занимает

так

называемое

горловое

пение,

в

котором

обычно

выделяют

четыре

разновидности и соответствующие им четыре мелодических стиля.

Из

музыкальных

инструментов

наиболее

распространёнными

были

губной

варган

(хомус)

-

железный и деревянный. Были распространены смычковые инструменты (древние прообразы

скрипки) - игил и бызанчы.

В последние годы в Туве быстро возрождается буддизм в ламаистской форме, вновь создаются

ламаистские

монастыри

с

монахами,

получающими

образование

в

религиозных

центрах

буддизма.

Сохранился

и

шаманизм,

а

также

промысловый

культ,

в

частности

до

недавнего

времени у восточных Тувинцев проводился так называемый медвежий праздник. Сохранили своё

значение и культ гор, почитание домашнего очага.

Тувинская юрта – неповторимый мир.

Юрта – традиционное жилище кочевых народов. Войлочная юрта – одно из выдающихся творений

мудрости

древних

народов

и

занимавшихся

преимущественно

скотоводством,

-

самое

приспособленное

к

требованиям

кочевого

уклада

жизни

и

пригодное

для

обитания

людей

жилище.

Юрту

можно

свернуть

за

считанные

минуты,

погрузить

на

лошадей

или

волов

и

отправиться в долгий и трудный путь при перекочевке к местам зимнего или летнего выпаса скота.

Современные исследования убедительно доказали что юрта – это жилище, диктующее своим

хозяевам наиболее бережное отношение к окружающей среде, экологически самое безопасное и

чистое жилище. Наука ХХ века с удивлением открыла тот факт, что юрта всеми своими частями и

целостным

видом

при

помощи

глубоких

символов

повторяет

строение

Вселенной,

является

миниатюрной моделью всего мироздания, согласно древнему миропониманию. Так как образ,

запечатленный

в

структуре

юрты,

является

образом

Вселенной

древнего

мифологического

сознания,

исследование

философии

юрты

означает

более

глубокое

исследование

корней,

традиционной культуры, мировоззрения, менталитета и психологии кочевых народов.

Внутреннее

убранство

юрты

также

глубоко

символично

отвечает

представлениям

древних

кочевников о гармонии межличностных и общественных отношений. К примеру, каждому члену

семьи, каждому гостю в юрте соответствует свое, определенное место, предписанное древними

правилами. Войдя в юрту, человек, знающий эти правила, сразу же определит, кто является

хозяином и хозяйкой юрты, кто из гостей старше по возрасту, каково общественное положение

каждого присутствующего и многие другие детали.

Чабанская юрта добра, гостеприимна: каждого встретит, согреет, посадит на лучшее место; и всем,

и при этом говорят: «Это наша традиция, обычай».

Тувинская юрта – это неповторимый мир, в которой все подчиняется принципам самоорганизации.

Каждый член тувинской семьи, его гости и вещи имеют свое почетное место – это дор, место

перед аптара (сундук). Двери тувинских юрт, как правило «смотрят» на восток. Восток для тувинца

священен, так как солнце восходит именно оттуда. Вот почему говорят: «Восток- дело тонкое». Вот

почему юрту сравнивают с солнцем, с луной, с грудью женщины.

У западных тувинцев, как отмечалось выше, использовалась разборная юрта с деревянным легким

каркасом,

покрытая

войлоком.

В

большинстве

районов

она

называлась

древним

тюркским

термином «өг». Ее легко и быстро устанавливали и разбирали, перевозили на быках вьюком.

Деревянный каркас юрты — ее стены — представлял собой шесть — восемь звеньев складной

решетки. Крыша была куполообразной, из тонких длинных палок, привязанных одним концом к

решетке, а другим вставленных в деревянный круг, служивший одновременно и светодымовым

отверстием. Ориентировалась юрта по-древнетюркски — входом на восток, но в южных районах

по монгольскому обычаю — на юг. Дверь делали либо из войлока, либо из дерева. Остов юрты

покрывали семью полосами войлока определенной формы и размера и скрепляли веревками.

Пол был земляной, но застилался войлоком, шкурами и т.п. В центре юрты на земле устраивался

очаг с железным таганом на трех ножках, в котором варили пищу. Костер давал тепло в холодное

время года, а вечером освещал юрту. Юрта не имела перегородок. Правая от входа сторона была

«женской», и здесь, почти у самой двери, находилась кухня. Левая сторона — «мужская»: здесь

близ двери лежали седла, сбруя, здесь же держали скот-молодняк в холодное время года. Прямо

против входа за очагом находился почетный угол (тор), где принимали гостей и сидел хозяин.

Утварь

была

приспособлена

к

перекочевкам.

Она

состояла

из

кухонной

деревянной

полки,

кровати, шкафчиков со створками или выдвижными ящиками для хранения различных мелких

вещей и ценностей, низенького деревянного столика, который ставился перед сидящими на полу

гостями, кожаных мешков для хранения зерна, одежды и пр. В переднем углу у многих, особенно

состоятельных,

тувинцев

стояли

деревянные

столики

с

предметами

буддистского

культа.

Домашняя

утварь

делалась

из

дерева,

кожи,

войлока

и

по

размерам

и

материалу

была

приспособлена к кочевому образу жизни. Наиболее характерны для утвари юрты рядового арата

были деревянные кадки или кожаные большие сосуды для хранения кислого молока, деревянные

ведра и подойники, выдолбленные из ствола тополя, с волосяной дужкой и берестяным дном,

прибитым деревянными гвоздями, деревянные большие ступки для размельчения зерна в крупу и

маленькие — для толчения соли и кирпичного чая. Чугунные котлы различных размеров для варки

мяса, чая, перегонки кислого молока в вино, ручная каменная мельница, а также различные

деревянные чашки, ложки, блюда, кожаные и войлочные мешки для хранения продуктов и посуды

почти

исчерпывают

перечень

домашней

утвари.

Использовались

также

покупные

изделия.

Богатые

тувинцы

пользовались

металлическими

чайниками,

серебряными

приборами,

фарфоровой и фаянсовой посудой как китайского, так и российского изготовления.

В зависимости от материального достатка владельца юрты ее мебель и утварь имели некоторые

различия. Юрта богача была больших размеров, деревянные ее части окрашивались. На полу

расстилали орнаментированный прочный белый войлок, ковры — войлочные, с аппликацией, на

богато орнаментированных кроватях лежали кроме войлочного матраца меховые одеяла, а также

красиво оформленные аппликациями кожаные или матерчатые наликовые подушки. На кухонной

полке стояла дорогая посуда.

Бедняцкие юрты покрывались коричневым или серым войлоком, служившим до полного износа.

Деревянная утварь была бедная и самодельная, нередко на земляном полу вместо войлока

лежали подогнанные куски бересты. Самые бедные жили в маленьких чумах, покрытых ветхим

войлоком. Каркас таких чумов составляли жерди, связанные вверху в пучок или вставленные в

деревянный

дымовой

круг

(хараача),

а

внизу

расставленные

по

кругу.

Называлось

такое

бедняцкое жилище «боодей».



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!