Автор: Ондар Шаннаан Олегович
Должность: воспитатель 2 учебной роты 22 взвода
Учебное заведение: ФГКОУ "Кызылского президентского кадетского училища"
Населённый пункт: г.Кызыл, Республика Тыва
Наименование материала: Разработка классного часа
Тема: "Традиции и обычаи тувинской семьи"
Раздел: среднее образование
ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ТУВИНЦЕВ
Тувинцы, народ в России, основное население Тувы. Говорят на тувинском языке тюркской группы
алтайской
семьи.
Верующие
Тувинцы
-
в
основном
буддисты-ламаисты,
сохраняются
также
добуддийские культы, шаманизм.
Традиционные
занятия
западных
и
восточных
тувинцев
существенно
различались.
Основу
хозяйства западных тувинцев вплоть до середины 20 века составляло кочевое скотоводство.
Разводили мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков (в высокогорных районах на западе и
юго-востоке республики), а также лошадей и верблюдов. Подсобное значение имело пашенное
земледелие
(просо,
ячмень).
Оно
было
почти
исключительно
ирригационным
с
самотёчным
способом орошения.
Часть мужского населения занималась также охотничьим промыслом. Существенную роль играло
собирательство луковиц и корней дикорастущих растений. Были развиты ремёсла (кузнечное,
столярное, шорное и др.). К началу 20 века в Туве насчитывалось свыше 500 кузнецов-ювелиров,
работавших главным образом на заказ. Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие
юрты, коврики и матрацы.
Традиционные занятия восточных тувинцев-тоджинцев, кочевавших в горной тайге Восточных
Саян: охота и оленеводство. Охота на диких копытных должна была обеспечить мясом и шкурами
семью в течение всего года, а пушной промысел носил преимущественно товарный характер и
вёлся поздней осенью и зимой (основные объекты охоты: марал, косуля, лось, дикий олень,
соболь, белка).
Древнейшим
и
важным
видом
хозяйственных
занятий
охотников-оленеводов
тоджи
было
собирательство (луковиц сараны, запасы которой достигали в семье ста и более кг, кедровых
орехов и др.). В домашнем производстве основными были обработка шкур и выработка кож,
выделка бересты. Было известно кузнечное дело, которое сочетали со столярным.
Основным жилищем западных тувинцев служила юрта: круглая в плане, имела разборный, легко
складываемый решётчатый остов из деревянных планок, скрепляемых кожаными ремешками. В
верхней части юрты укреплялся на палках деревянный обруч, над которым находилось дымовое
отверстие,
служившее
одновременно
и
окном
(свето-дымовое
отверстие).
Юрту
покрывали
войлочными полстями и так же, как и остов, скрепляли шерстяными поясами. Дверь делали либо
деревянной, либо ею служил кусок войлока, обычно декорированный стёжкой. В центре юрты
помещался очаг. В юрте находились парные деревянные сундуки, передние стенки которых были
обычно
декорированы
расписным
орнаментом.
Правая
часть
юрты
(по
отношению
к
входу)
считалась женской, левая - мужской. Пол покрывали узорные стёганые войлочные коврики.
Помимо юрты западные тувинцы использовали в качестве жилища также чум, который крыли
войлочными полстями.
Традиционным жилищем восточных тувинцев-оленеводов (тоджинцев) служил чум, который имел
остов
из
наклонно
поставленных
шестов.
Его
крыли
в
летне-осеннее
время
берестяными
полстями, а зимой - полстями, сшитыми из лосиных шкур. В период перехода к оседлости во вновь
создаваемых колхозных посёлках многие тоджинцы сооружали постоянные чумы, которые крыли
кусками лиственничной коры, а также большое распространение получили до начала застройки
типовыми домами лёгкие четырёх-, пяти- и шестиугольные каркасные постройки. Хозяйственные
постройки
западных
тувинцев
были
преимущественно
в
виде
четырёхугольных
загонов
(из
жердей) для скота. В начале 20 века под влиянием русских крестьян-переселенцев в Западной и
Центральной Туве начали сооружать срубные амбары для хранения зерна вблизи зимников.
Традиционную одежду, включая обувь, изготовляли из шкур и кож преимущественно домашних, а
также диких животных, из различных тканей и войлока. Наплечная одежда была туникообразной
распашной. Характерными чертами верхней одежды - халата - были ступенчатый вырез в верхней
части левой полы и длинные рукава с обшлагами, опускавшимися ниже кистей рук. Излюбленные
цвета ткани - фиолетовый, синий, жёлтый, красный, зелёный. Зимой носили длиннополые шубы с
застёжкой на правом боку и стоячим воротником. Весной и осенью носили шубы из овчины с
коротко подстриженной шерстью. Праздничной зимней одеждой была шуба из шкур подросших
ягнят, покрытая цветной тканью, нередко шёлковой, летней - халат, сшитый из цветной ткани
(чаще синей или вишнёвой. Один из наиболее распространённых головных уборов мужчин и
женщин
-
овчинная
шапка
с
широким
куполообразным
верхом
с
наушниками,
которые
завязывались
на
затылке,
и
назатыльником,
прикрывавшим
шею.
К
верхней
части
шапки
пришивали шишечку в виде плетёного узла, от неё вниз опускалось несколько красных лент.
Носили также меховые капоры.
Обувь
-
в
основном
двух
типов.
Кожаные
сапоги
кадыг
идик
с
характерным
загнутым
и
заострённым
мысом,
многослойной
войлочно-кожаной
подошвой.
Зимой
носили
в
сапогах
войлочные чулки (ук) с вшитыми подошвами. Верхнюю часть чулок украшали орнаментальными
вышивками.
Одежда
восточных
тувинцев-оленеводов
имела
ряд
существенных
особенностей.
Летом
излюбленной наплечной одеждой служил хаш тон, который выкраивали из изношенных оленьих
шкур или осенней косульей ровдуги. Он имел прямой покрой, расширявшийся в подоле, прямые
рукава с глубокими прямоугольными проймами. Головные уборы капорообразного покроя шили
из шкур с голов диких животных. Иногда пользовались головными уборами, сшитыми из утиной
кожи
и
перьев.
Поздней
осенью
и
зимой
пользовались
камусовыми
унтами
мехом
наружу
(бышкак идик). Оленеводы, находясь на промысле, опоясывали одежду узким ремнём из кожи
косули с копытцами на его концах.
Нижняя одежда как западных, так и восточных тувинцев состояла из рубашки и коротких штанов-
натазников. Летние штаны шили из ткани или ровдуги, а зимние - из шкур домашних и диких
животных, реже из ткани.
Женскими украшениями служили перстни, кольца, серьги, а также орнаментированные чеканкой
серебряные
браслеты.
Очень
ценились
накосные
серебряные
украшения
в
виде
пластинки,
декорированной гравировкой, чеканкой, драгоценными камнями. К ним подвешивали 3-5 низок
бус и чёрные пучки нитей. Как женщины, так и мужчины носили косы. Мужчины переднюю часть
головы брили, а оставшиеся волосы заплетали в одну косу.
В
традиционной
пище
преобладали
молочные
продукты
(особенно
летом),
в
том
числе
кисломолочный напиток хойтпак и кумыс (у восточных тувинцев - оленье молоко), различные типы
сыра:
кислый,
копчёный
(курут),
пресный
(пыштак);
ели
варёное
мясо
домашних
и
диких
животных (особенно баранину и конину). В пищу шло не только мясо, но и субпродукты, а также
кровь домашних животных. Употребляли растительную пищу: каши из круп, толокна, стебли и
корни дикорастущих. Важную роль играл чай (подсоленный и с молоком).
В социальной жизни существенное значение имели так называемые аальные общины - семейно-
родственные группы, включавшие обычно от трёх до пяти-шести семей (семья отца и семьи его
выделившихся женатых сыновей с детьми), которые кочевали совместно, образуя устойчивые
группы аалов, причём в летнее время они объединялись в более крупные соседские общины.
Сохранялся институт калыма. Свадебный цикл состоял из нескольких этапов: сговор (обычно ещё в
детском возрасте), сватание, особый обряд закрепления сватовства, бракосочетание и свадебное
пиршество. Существовали специальные свадебные накидки на голову невесты, ряд запретов,
связанных с обычаями избегания. Тувинцы имели богатые традиции - обычаи, обряды, нормы
поведения, являющиеся составной частью духовной культуры.
Тувинцы
воспитывали
детей
на
добрых
традициях
предков.
Привив
ребенку
с
младенчества
добрые качества, черты характера, родители на старости не могут нарадоваться достоинством
своего чада. Вырастить детей добрыми людьми – высший для тувинца закон, которому следовали
в веках.
Действия, которые противопоказаны детям:
- Детям нельзя проходить перед взрослыми.
- Детям не положено прямо называть старших по имени, это считалось крайне неприличным.
- Дети не должны воровать чужую вещь.
- Дети не должны обманывать.
- Дети не должны говорить злые слова.
- Дети не должны вмешиваться в разговоры взрослых.
Они
очень
бережно
относились
к
лесному
богатству:
зверям,
птицам,
рыбам.
Была
добрая
традиция, согласно которой строго запрещалось хищническое истребление зверей, птиц и рыб.
Запрещалось истребление птенцов. Запрещалось охота на зверя с детенышем. Тувинские охотники
никогда не убивали косулю или маралиху с маленьким детенышем. Предки говорили, что у
человека, который убил косулю с козленком, неизбежно заболеют дети. Люди просто обходили их
стороной.
С давних времен тувинцы весьма бережно относились к горам, рекам, озерам и ко всем недрам
земли. Запрещалось рубить плодоносные растения. При сборе ягод рвали только ягоды, а сами
растения не повреждали. Запрещалось перекрывать ручьи и реки.
В древние времена тувинский человек имел обычай – он брызгал чай с молоком в сторону тайги,
горы и солнца, обращался к ним с просьбой о том, чтобы у него в семье все было хорошо. Хозяйка
юрты
ежедневно
утром
брызгала
чай
девятиглазником
в
огонь,
затем
выходила
из
юрты
и
брызгала чай с молоком тос – караком ( девятиглазником) в сторону восходящего солнца, тайги,
горы, реки и молилась. После завершения молитвы хозяйка, вернувшись в юрту, наливает чай в
пиалу и подает его, прежде всего, хозяину, т. е. мужу.
У тувинцев в древние времена были священные обряды, правила и запреты:
- Нельзя плевать в огонь,
- Нельзя бросать мусор в огонь,
- Нельзя перешагивать через огонь,
- Нельзя загрязнять воду,
- Нельзя бросать мусор в реку,
- Нельзя рубить лес,
- Нельзя справлять естественные нужды около реки.
Был у тувинцев такой обычай: любого человека, проезжающего мимо аала или юрты, обязательно
приглашали в жилище отдохнуть с дороги, поднося в первую очередь аяк (пиалу) горячего чая с
молоком. В народе говорили: «Акты амзадыр, аяк эрнин ызыртыр» — «Белую пищу попробовать,
пиалу
слегка
пригубить».
Это
было
еще
не
угощение,
а
скорее
форма
выражения
доброго
отношения хозяина к гостю, которому подносится многими азиатскими народами «белая пища» —
«ак чем», цвет молока. И за чашкой чая обменивались новостями. Перед гостем ставят все виды
самого вкусного кушанья.
Традиционные
праздники:
Новый
год
-
шагаа,
общинные
праздники,
связанные
с
годовым
хозяйственным циклом, семейно-бытовые - свадебный цикл, рождение ребёнка, стрижка волос,
религиозно-ламаистские и др. Ни одно значительное событие в жизни общины или крупной
административной единицы не проходило без спортивных состязаний - национальной борьбы
(хуреш), конских скачек, стрельбы из лука, различных игр.
Развито устное поэтическое творчество различных жанров: героический эпос, легенды, мифы,
предания, песни, пословицы и поговорки. Поныне сохранились сказители, исполняющие в устной
форме огромные по объёму произведения эпоса Тувинцев. Музыкальное народное творчество
представлено многочисленными песнями, частушками. Особое место в тувинской музыкальной
культуре
занимает
так
называемое
горловое
пение,
в
котором
обычно
выделяют
четыре
разновидности и соответствующие им четыре мелодических стиля.
Из
музыкальных
инструментов
наиболее
распространёнными
были
губной
варган
(хомус)
-
железный и деревянный. Были распространены смычковые инструменты (древние прообразы
скрипки) - игил и бызанчы.
В последние годы в Туве быстро возрождается буддизм в ламаистской форме, вновь создаются
ламаистские
монастыри
с
монахами,
получающими
образование
в
религиозных
центрах
буддизма.
Сохранился
и
шаманизм,
а
также
промысловый
культ,
в
частности
до
недавнего
времени у восточных Тувинцев проводился так называемый медвежий праздник. Сохранили своё
значение и культ гор, почитание домашнего очага.
Тувинская юрта – неповторимый мир.
Юрта – традиционное жилище кочевых народов. Войлочная юрта – одно из выдающихся творений
мудрости
древних
народов
и
занимавшихся
преимущественно
скотоводством,
-
самое
приспособленное
к
требованиям
кочевого
уклада
жизни
и
пригодное
для
обитания
людей
жилище.
Юрту
можно
свернуть
за
считанные
минуты,
погрузить
на
лошадей
или
волов
и
отправиться в долгий и трудный путь при перекочевке к местам зимнего или летнего выпаса скота.
Современные исследования убедительно доказали что юрта – это жилище, диктующее своим
хозяевам наиболее бережное отношение к окружающей среде, экологически самое безопасное и
чистое жилище. Наука ХХ века с удивлением открыла тот факт, что юрта всеми своими частями и
целостным
видом
при
помощи
глубоких
символов
повторяет
строение
Вселенной,
является
миниатюрной моделью всего мироздания, согласно древнему миропониманию. Так как образ,
запечатленный
в
структуре
юрты,
является
образом
Вселенной
древнего
мифологического
сознания,
исследование
философии
юрты
означает
более
глубокое
исследование
корней,
традиционной культуры, мировоззрения, менталитета и психологии кочевых народов.
Внутреннее
убранство
юрты
также
глубоко
символично
отвечает
представлениям
древних
кочевников о гармонии межличностных и общественных отношений. К примеру, каждому члену
семьи, каждому гостю в юрте соответствует свое, определенное место, предписанное древними
правилами. Войдя в юрту, человек, знающий эти правила, сразу же определит, кто является
хозяином и хозяйкой юрты, кто из гостей старше по возрасту, каково общественное положение
каждого присутствующего и многие другие детали.
Чабанская юрта добра, гостеприимна: каждого встретит, согреет, посадит на лучшее место; и всем,
и при этом говорят: «Это наша традиция, обычай».
Тувинская юрта – это неповторимый мир, в которой все подчиняется принципам самоорганизации.
Каждый член тувинской семьи, его гости и вещи имеют свое почетное место – это дор, место
перед аптара (сундук). Двери тувинских юрт, как правило «смотрят» на восток. Восток для тувинца
священен, так как солнце восходит именно оттуда. Вот почему говорят: «Восток- дело тонкое». Вот
почему юрту сравнивают с солнцем, с луной, с грудью женщины.
У западных тувинцев, как отмечалось выше, использовалась разборная юрта с деревянным легким
каркасом,
покрытая
войлоком.
В
большинстве
районов
она
называлась
древним
тюркским
термином «өг». Ее легко и быстро устанавливали и разбирали, перевозили на быках вьюком.
Деревянный каркас юрты — ее стены — представлял собой шесть — восемь звеньев складной
решетки. Крыша была куполообразной, из тонких длинных палок, привязанных одним концом к
решетке, а другим вставленных в деревянный круг, служивший одновременно и светодымовым
отверстием. Ориентировалась юрта по-древнетюркски — входом на восток, но в южных районах
по монгольскому обычаю — на юг. Дверь делали либо из войлока, либо из дерева. Остов юрты
покрывали семью полосами войлока определенной формы и размера и скрепляли веревками.
Пол был земляной, но застилался войлоком, шкурами и т.п. В центре юрты на земле устраивался
очаг с железным таганом на трех ножках, в котором варили пищу. Костер давал тепло в холодное
время года, а вечером освещал юрту. Юрта не имела перегородок. Правая от входа сторона была
«женской», и здесь, почти у самой двери, находилась кухня. Левая сторона — «мужская»: здесь
близ двери лежали седла, сбруя, здесь же держали скот-молодняк в холодное время года. Прямо
против входа за очагом находился почетный угол (тор), где принимали гостей и сидел хозяин.
Утварь
была
приспособлена
к
перекочевкам.
Она
состояла
из
кухонной
деревянной
полки,
кровати, шкафчиков со створками или выдвижными ящиками для хранения различных мелких
вещей и ценностей, низенького деревянного столика, который ставился перед сидящими на полу
гостями, кожаных мешков для хранения зерна, одежды и пр. В переднем углу у многих, особенно
состоятельных,
тувинцев
стояли
деревянные
столики
с
предметами
буддистского
культа.
Домашняя
утварь
делалась
из
дерева,
кожи,
войлока
и
по
размерам
и
материалу
была
приспособлена к кочевому образу жизни. Наиболее характерны для утвари юрты рядового арата
были деревянные кадки или кожаные большие сосуды для хранения кислого молока, деревянные
ведра и подойники, выдолбленные из ствола тополя, с волосяной дужкой и берестяным дном,
прибитым деревянными гвоздями, деревянные большие ступки для размельчения зерна в крупу и
маленькие — для толчения соли и кирпичного чая. Чугунные котлы различных размеров для варки
мяса, чая, перегонки кислого молока в вино, ручная каменная мельница, а также различные
деревянные чашки, ложки, блюда, кожаные и войлочные мешки для хранения продуктов и посуды
почти
исчерпывают
перечень
домашней
утвари.
Использовались
также
покупные
изделия.
Богатые
тувинцы
пользовались
металлическими
чайниками,
серебряными
приборами,
фарфоровой и фаянсовой посудой как китайского, так и российского изготовления.
В зависимости от материального достатка владельца юрты ее мебель и утварь имели некоторые
различия. Юрта богача была больших размеров, деревянные ее части окрашивались. На полу
расстилали орнаментированный прочный белый войлок, ковры — войлочные, с аппликацией, на
богато орнаментированных кроватях лежали кроме войлочного матраца меховые одеяла, а также
красиво оформленные аппликациями кожаные или матерчатые наликовые подушки. На кухонной
полке стояла дорогая посуда.
Бедняцкие юрты покрывались коричневым или серым войлоком, служившим до полного износа.
Деревянная утварь была бедная и самодельная, нередко на земляном полу вместо войлока
лежали подогнанные куски бересты. Самые бедные жили в маленьких чумах, покрытых ветхим
войлоком. Каркас таких чумов составляли жерди, связанные вверху в пучок или вставленные в
деревянный
дымовой
круг
(хараача),
а
внизу
расставленные
по
кругу.
Называлось
такое
бедняцкое жилище «боодей».