Авторы: Терентьева Тамара Александровна, Зорина Татьяна Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 96 им. В.П. Астафьева
Населённый пункт: г. Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Урок литературного чтения"
Раздел: начальное образование
А.П.Гайдар «Ёлка в тайге»
(технологическая карта урока литературного чтения)
Терентьева Тамара Александровна,
учитель начальных классов
г.Железногорск, МБОУ Гимназия №96 им.В.П.Астафьева
Учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина. ( УМК « Начальная школа 21 века)Тема: « А.Гайдар "Ёлка в тайге»".
Цель:
Полноценное восприятие художественного рассказа
Задачи:
Создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы:
а) чтение с остановками;
б) анализ сюжета:
Формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение, автора, тему.
Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность.
Создать условия для положительной мотивации к учению посредством чтения.
Познавательные УУД:
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию повести;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование урока:
1.
Учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» 1 часть, 2 класс
2.
Компьютерная презентация.
3.
Цветные карточки. Плакат – рисунок ёлка, для самооценки, цветные самоклеющие шары.
Этап урока
Задачи этапа
Методы,
приёмы
обучения/
Формы
учебного
взаимодейств
ия
Деятельность учителя/ Задания
для учащихся, выполнение
которых приведёт к достижению
запланированных результатов
Деятельность
ученика
Формируемые
универсальные
учебные действия
и предметные
действия
1.
Мотивация
и
самоопреде
ление к
деятельност
и.
-создание
положительно
й мотивации
на включение в
учебную
деятельност
Р./словесный//
////
(Фронтальн.)
1.
проверяет готовность детей к
уроку, сосредотачивает
внимание детей;
2.
просит настроиться на
работу
-----
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрели
Улыбнулись и присели.
Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
( слайд №1. Песня « В лесу
родилась ёлочка»)
Воспринимают на
слух слова учителя
и мысленно
проговаривают про
себя,
контролируют
готовность к уроку
визуально и на слух
К: -
умение слушать и
понимать речь
других
Р : - мобилизовать
умственную силу и
энергию на уч.
процесс
2.
Актуализац
ия знаний
-создание
ситуации
успеха,
подвести
детей к
постановке
новой учебной
Р.
Словесный///
Групповая
форма
1.
Проверка дом/задания
????? - В каком разделе уч.
« Лит.чтение» мы с вами работаем?
- Какое произведение открывает
этот раздел?
П- выполнять
классификацию и
сравнение,
находить ответы на
вопросы, используя
схемы;
Р -осуществлять
задачи
( слайд №2.)
- Как вы думаете, почему это
стихотворение изучают первым в
этом разделе?
- Давайте нарядим нашу ёлочку!
- Проговорите в группах какие
шары вы повесите на ёлку для
украшения?
(Работа на доске. Ватман-
рисунок ёлочки)
- Какая у нас появилась красивая
ёлочка?
2.
Сравнительный анализ-
соотношение
-
Давайте
попробуем
описать
Новогоднее
деревце,
используя
сравнения,
приведенные
на
доске.
( слайд № 3.)
Слово мостик сравнение
Елочка словно - Девочка в зеленой
- выразительное
чтение группа
детей
- работа в группе ,
карточка-игрушка с
правилом работы
на уроке чтения
- работа в группе
по карточке
самоконтроль
высказывать
предположение.
К- точно и полно
выражать свои
мысли, умение
слушать других.
Л – самооценка на
основе критериев
учебной
успешности
П. - анализ
объектов с целью
выделения
признаков
шубке
Фонарики как- будто звездочки в
ясную ночь
Игрушки - хрустальные сосульки
Украшение- серебряный дождь
Модница- в нарядном платье.
( слайд № 4. - проверка)
- работа в группе
по карточке
3.
Переход к
новой теме.
-Определить и
сформулироват
ь цель урока;
- Определить
последователь
ность
действий на
уроке
Р.Тв.////
(Фронтальн.,
групповой)
1.- Прослушайте загадку (Чтение
загадки…)
Беседа по уточнению и
конкретизации знаний
Её всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет
Под Новый год –
Ребята будут рады,
Хлопот веселых полон рот:
Готовят ей наряды. Ведь в этот
праздник она бывает главной!
( слайд №5.)
????? – Почему ЁЛКА считается
главной в этот праздник?
????? Но везде ли это так? Я хочу
вам показать, что не во всех
Отгадывают –
ЁЛКА
- символ Нового
года
Л- устанавливают
связь между
учебной деят-тью и
её мотивом
( зачем?)
Р- определять и
формулировать
цель урока;
планировать свою
деятельность.
К- слушать и
понимать речь
других, достаточно
полно выражать
свою мысль
странах ЁЛКА является символом
Нового года.
( слайды « другие страны» № 6,
7 ,8, 9 )
( слайд № 10 - ЁЛКА в России)
???? - Согласны с тем, что это
действительно – главный символ
Н.года?
2.- Посмотрите на нашу ёлочку
на доске.
???? – что не хватает на ней?
???!!!! Как вы думаете, что мы
поместим на макушке? ( подвожу
к главной задаче урока)
( Звезда)
3.
Вопросы?????
-С каким произведением мы
сегодня познакомимся?
( слайд № 11.)
-Как вы понимаете такой заголовок
текста? Что представляете?
- Кто автор?
( слайд №12.)
- Ребята, мы вчера на уроке
-Подтверждают
- Знакомство с
новым
произведением
- уточняют в
группе
- « Ёлка в тайге»
- рассуждают
- Гайдар
Р.- планирование,
прогнозирование;
П.-построение
плана
( задач)работы над
текстом,
построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство;
познакомились с творчеством этого
известного автора, который много
книг написал для детей.
Но самая любимая у детей была
Повесть А.Гайдара про двух
озорных мальчиков – о братьях «
Чук и Гек»
- НО сегодня мы познакомимся
только с отрывком из повести
А.П.Гайдара о том, как встречали
Новый год два маленьких мальчика
Чук и Гек в тайге.
( слайд №13.)
4.Простройте алгоритм работы
над новым текстом
( слайд №14.)
- вступление повести « Чук и
Гек»….
( слайд №15.- как попали в тайгу)
- воспринимают на
слух
К.– инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе
информации
.
4.
Физкультми
нутка
Снять
эмоциональную
и умственную
нагрузку
А сейчас мы отдохнём и рассказ
читать начнём!
Новогодняя музыкальная
физ.минутка
--- Смотрите на экран и повторяйте
за ёлочкой
Повторяют
упражнения
( слайд №16.)
5. Работа по
теме урока
I
этап.
-
Ознакомлен
ие с
содержание
м нового
текста
Открытие
нового;
Первичное
восприятие
прочитанного
текста
Р, АМО-
напрвленное
чтение//
(парная)
1.
Словарная работа
- В тексте встретятся такие слова ,
как вы понимаете значение этих
слов?
( слайд № 17.)
2. Работа над содержанием
текста
I
этап. Первичное чтение по
частям:
- Читает учитель, учащиеся
( лучшие чтецы)
- Чтение и обсуждение
1 части:
Вопросы –
-О чем мы с вами прочитали?
-Как зовут мальчиков?
-А с каким героем еще
встретились?
-Как вы думаете, для чего они
мастерили игрушки?
-А из чего они мастерили игрушки
мальчики?
Прочитайте из текста.
- объясняют
Слушают, следят за
чтецами
ответы на
вопросы ,
подтверждая
словами из текста
--игрушечная
фабрика, свечной
завод
( обсуждают в
П- умение
структуризировать
знания;
ориентироваться в
учебнике, уметь
находить
необходимую
информацию
К- слушать и
понимать речь
других; достаточно
полно выражать
свою мысль
АМО -
направленное
выслушивание
и
обдумывание//
(фронтальная
)
-Как автор образно назвал
подготовку к празднику, чтобы
показать важность и серьезность?
( слайд « 18.)
-Какие игрушки смастерили Чук и
Гек? Перечислить.
-А как вы думаете, из
прочитанного, была ли у них ёлка?
-А предположите, если бы у них не
было елки?
-А где бы они могли ее взять?
!!!!-Узнаем, что было дальше?
- Чтение и бсуждение
2 части:
-Кто привез из лесу елку?
-Какая она была?
-Найдите ее описание в книге.
( слайд №18.)
----- Предположите, как они
встречали новый год в глухой
тайге?
- Чтение и бсуждение
3 части:
парах)
- Сходить в лес и
срубить ёлку
-сторож
находят и
зачитывают в
тексте ответ
Пели и танцевали
Устроили
Л. – понимание
ценностей
традиции
российского
общества;
IIэтап.
Обсуждение
всего
прочитанног
о текста
Проверка
уровня
осмысленного
чтения текста
-Как автор описывает праздник?
-Как веселились взрослые?
-Чем занимались дети во время
праздника? ( прочитайте в
тексте).
( слайд №19.)
- Чтение и бсуждение
4 части:
!!!!( слайд №20. Остановка при
чтении на словах «…и откуда то
издалека донёсся мелодичный
звон…»)- БОЙ Курантов!
- Что имел в виду папа, когда
сказал : «А сейчас начнётся самое
главное?»
- Что люди желали друг другу?
3. Беседа по содержанию
текста
-Давайте вспомним, с чего начался
урок, и проверим предположение:
-О чем этот рассказ?
-Из чего мастерили ребята
настоящий концерт
находят и
зачитывают в
тексте ответ
(предполагаемый
ответ)
- Со звоном
курантов начнётся
Новый год! По
календарю…
- СЧАСТЬЯ!
( ответы детей)
- Из подручного
высказывание
своей точки зрения;
проявление
учебной и
коммуникативной
активности с целью
реализации
возможностей
успешного
сотрудничества с
учителем и
учащимися класса
в коллективном
обсуждении
проблем
игрушки?
(Слайд № 21)
-Как вы думаете, понравился ли
детям праздник в тайге?
-Почему?
-Какое настроение вызвал у вас
рассказ?
2. Обсуждение, сопоставление
пословиц с текстом
-А теперь, посмотрите на дслайд.
( Слайд « 22.)
Прочитайте пословицы и скажите.
Маленькая дружба лучше
большой ссоры.
Вся семья вместе, так и
душа на месте.
Добрая семья прибавит
ума-разума.
-Какая пословица соотносится с
содержанием нашего рассказа.
--Почему?
Вывод: Вы правы, к этому
рассказу подходит вторая
пословица. – Новый год- это
традиционно семейный
праздник!
материала
(Обсуждение в
парах)
- 2 пословица
5.Итог урока
Включение в
систему
знаний и
повторение
Самоконтр./ф
ронтальный
?????
-Назовите произведение, с которым
мы познакомились на уроке?
- Почему же этот отрывок получил
такое название?
-Кто автор?
-А кто знает , из какого
произведения взят отрывок ,
который мы с вами читали на
уроке?
- Если вы хотите узнать как эти два
брата попали в тайгу и другие
интересные моменты из их жизни,
вы можете взять в библиотеке эту
книгу и прочитать её полностью.
( ответы детей)
П. - оценивание
учебных действий в
соответствии с
поставленной
задачей;
-освоение
начальных форм
познавательной и
личностной
рефлексии;
К.- формируют
свою мысль в
устной форме;
- умение слушать и
понимать речь
других;
- договариваются
друг с другом при
работе в паре и
группе;
Р.- принимают и
сохраняют
учебную задачу;
- высказывают своё
предположение на
основе работы по
содержанию текста;
- адекватно
воспринимают
оценку учителя и
товарищей
Л. - проявляют
учебную и
коммуникативную
активность с целью
реализации
возможностей
успешного
сотрудничества с
учителем и
учащимися класса
в коллективном
обсуждении
проблем
6.
Рефлексия
учебной
деятельност
и.
Организовать
рефлексию и
самооценку
собственной
деятельности
Творч.
( беседа,
диспут)///
фронтальный
Посмотрите на слайд № 23.
Продолжите фразы…
1.
Сегодня на уроке я узнал(а)
новое….
2.
Я хотел(а) бы узнать……
3.
Мне очень понравилось…
Покажите карточку по цвету,
оценивая свою работу:
К.-–всё получилось, доволен
своей работой;
Ж.- Не всё получилось, но могу
работать лучше;
С.- есть затруднения в работе ( в
паре, в группе)
Осуществляют
самооценку
собственной
учебной
деятельности,
соотносят цель и
результаты, степень
их соответствия
П- уметь
производить
выводы
К- грамотно
представлять
информацию.
Критично
относиться к
собствен. мнению
Р- преобразовывать
практ. задачу в
основательную
познавательную.
Л.-
самоопределение,
рефлексия
7.Домашнее
задание
8. Итог
1. Учебник- стр.164-167;
2.Рассказ « Как вы встречаете
Новый год в семье?»;
3. Как понимаете слово-
СЧАСТЬЕ?
( слайд № 24)
----- А теперь наклейте свои
шарики на ёлочку. ( Слайд № 25)
- Посмотрите, у нас получилась
красивая, новогодняя красавица!
- Спасибо за урок!
- наклеили
игрушки на ёлку
Дополнительный материал:
1. Карточка
- составь мостик – сравнение
2. Пословицы: ( на слайде)
-Маленькая дружба лучше большой ссоры.
-Вся семья вместе, так и душа на месте.
-Добрая семья прибавит ума-разума.
3.Предлагаемая дополнительная загадка ( на выбор):
Зелена красавица
Платьем своим славится,
Как зима закружит,
Она с нами дружит.
Мы вокруг неё идём,
Хором песенку поём.
Примечание:
АМО- активные методы обучения (предположение на основе предложенных
слов, направленное выслушивание и обдумывание, направленное чтение, нарта
персонажей и т.д.)
Елочка словно
Фонарики
Игрушки
Украшение
модница
как- будто звездочки в ясную ночь
девочка в зеленой шубке
хрустальные сосульки
в нарядном платье
серебряный дождик