Автор: Акчурина Саида Ибрагимовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБОУ ПО " Пензенский областной медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Кузнецк Пензенская область
Наименование материала: Учебно-методическое пособие
Тема: Рабочая тетрадь по дисциплине "Анатомия и физиология человека"
Раздел: среднее профессиональное
Акчурина С.И.
Акчурина С.И.
Рабочая тетрадь
Рабочая тетрадь
по дисциплине
по дисциплине
«Анатомия и физиология
«Анатомия и физиология
человека»
человека»
0
1
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Кузнецкий медицинский колледж
Рабочая тетрадь
Рабочая тетрадь
по дисциплине
по дисциплине
«Анатомия и физиология челове
«Анатомия и физиология челове
-
-
ка»
ка»
Учебно-методическое пособие
для студентов
медицинского колледжа.
Задания по изучению анатомии человека.
Составлена преподавателем
анатомии и физиологии:
Акчуриной С.И.
Кузнецк
2012
Печатается по решению методического совета Государственного бюджет-
ного образовательного учреждения, среднего профессионального образования
Кузнецкого медицинского колледжа (ГБОУ СПО Кузнецкий медицинский кол-
ледж)
Н.М. Кудеева, методист, преподаватель первой квалификационной категории
ГБОУ СПО Кузнецкий медицинский колледж.
Рецензенты:
Внутренний: О.В. Вяльшина, преподаватель высшей квалификационной
категории ГБОУ СПО Кузнецкий медицинский колледж.
Внешний: Г.В.Баева, базовый методист, преподаватель высшей квалифи-
кационной категории ФГОУ СПО «ПБМК Росздрава».
Акчурина С.И.
Рабочая тетрадь. Учебно-методическое пособие для сту-
дентов по специальности 060101 «Лечебное дело».- Кузнецк; ГБОУ СПО Куз-
нецкий медицинский колледж, 2012. -
Цель учебно-методического пособия – помощь в организации усвоения
нового учебного материала, закрепление полученных знаний, а также повыше-
ние эффективности самостоятельной работы студентов.
Рабочая тетрадь включает в себя разделы, изучаемые в первом полугодии
обучения (гистология, опорно-двигательная система, нервно-гуморальная ре-
гуляция функций организма).
Учебное пособие можно использовать для текущего контроля, зачетных
занятий.
ГБОУ СПО Кузнецкий медицинский колледж, 2012
С.И. Акчурина, 2012
2
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1.
Пояснительная записка.
2.
Темы занятий:
Клетка.
Эпителиальная и мышечная ткань.
Соединительная и нервная ткань.
Анатомо-физиологические особенности процесса движения.
Скелет головы.
Скелет туловища.
Скелет верхней конечности.
Скелет нижней конечности.
Анатомия и физиология мышечной системы.
Мышцы головы и шеи.
Мышцы туловища.
Мышцы верхней и нижней конечности.
Анатомо-физиологические особенности нервной системы.
Функциональная анатомия спинного мозга.
Спинномозговые нервы.
Функциональная анатомия головного мозга.
Черепно-мозговые нервы.
Вегетативная нервная система.
Соматическая и проприоцептивная, обонятельная и вкусовая
сенсорные системы.
Зрительная сенсорная система.
Слуховая и вестибулярная сенсорные системы.
Железы внутренней секреции.
3. Список литературы.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение анатомии важная составная часть медицинского образования
студентов. Будущим медицинским работникам необходимо знать и понимать
строение и развитие организма человека. На практических занятиях студенты
изучают анатомию человека на фактическом материале. При этом обращается
внимание на возрастные особенности органов, на влияние условий жизни и
трудовой деятельности, на строение и развитие человеческого организма.
Подготовка к практическим занятиям по курсу анатомии человека преду-
сматривает изучение анатомических объектов и последующее закрепление
пройденного материала по учебнику, анатомическому атласу.
Рабочая тетрадь призвана помочь в организации усвоения нового учебно-
го материала, в его систематизации и закреплении полученных знаний.
Предлагаемые рисунки могут быть использованы преподавателем в каче-
стве контрольных заданий на итоговых занятиях, а также студентами для само-
контроля после ознакомления с анатомическим материалом на препаратах, та-
блицах и муляжах.
При проведении контрольных занятий преподаватель раздает каждому
студенту отдельные разделы и предлагает вписать номера анатомических тер-
минов, соответственно тем обозначениям, которые имеются под каждым ри-
сунком.
Использование
данного
пособия
значительно
повысит
эффективность
самостоятельной работы студентов.
4
Анатомия есть ключ и руль
медицины.
Anatomica clavis et clavus
medicinae.
Тело ! Никто не знает, что это такое и к чему оно
способно.
Может быть, ты - храм души из кожи, мышц, костей
и жил, или же пустое собрание висков, губ, глаз, ладоней,
плеч и щек, или биологический феномен, или святая свя-
тых ?
Тело ! Ты чудесно, ибо воплощаешь собой человека, его
мысли, чувства, поступки.
5
КЛЕТКА.
Цель:
изучить
строение
клетки,
строение
и
функции
органоидов
клетки.
Образовательная цель: изучить строение клетки, как элементарной еди-
ницы всего живого.
Развивающая цель: уметь пользоваться микроскопом, умение работать с
таблицами, развитие познавательной активности.
Студент должен знать:
-
клетка, определение, строение, функции;
-
ткань, определение, классификацию, расположение в организме, виды,
функции, строение;
Студент должен уметь:
-
пользоваться наглядными пособиями;
-
пользоваться микроскопом;
Оснащение занятия: Таблица «Клетка», «Ткани», гистологические пре-
параты, микроскопы, атлас нормальной анатомии человека, учебники.
* * *
1. Заполните таблицу.
«ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ»
Органоиды
Особенности строения
Функции
2. Рассмотрите рисунок, надпишите названия органоидов.
6
1.____________________________
2.____________________________
3.____________________________
4.____________________________
5.____________________________
6.____________________________
7.____________________________
8.____________________________
9.____________________________
10.___________________________
11.___________________________
12.___________________________
13.___________________________
14.___________________________
15.___________________________
16.___________________________
3.
Впишите
названия
процессов,
обеспечивающих
жизнедеятель-
ность клетки.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________
4.
Выполните тестовое задание. Выберите правильные ответы.
1.
Основной функцией эндоплазматической сети является:
а) секреция биологически активных веществ
б) пищеварительная
в) депо кальция
г) передача генетической информации
2.
Выведение веществ из клетки называется:
а) пиноцитоз
б) фагоцитоз
в) эндоцитоз
г) экзоцитоз
3.
Функцию избирательной проницаемости в клетке выполняет:
а) клеточная стенка
б) мембрана
7
в) капсула
г) вакуоли
4.
Поглощение клеткой капель жидкости называется:
а) фагоцитоз
б) экзоцитоз
в) пиноцитоз
г) эндоцитоз
5.
Синтез АТФ происходит в:
а) ядре
б) митохондриях
в) вакуолях
г) лизосомах
6.
Процесс проникновения веществ в клетку:
а) пиноцитоз
б) фагоцитоз
в) эндоцитоз
г) экзоцитоз
7. Органоиды характерные только для растительных клеток:
а) клеточные включения
б) микротрубочки
в) центросома
г) пластиды
8. Полужидкая часть клетки:
а) цитоплазма
б) протоплазма
в) гиалоплазма
г) цитолемма
9. Движение ионов из области высокой концентрации в область с низкой:
а) диффузии
б) фагоцитоза
в) осмоса
г) пиноцитоза
10
. Основной функцией лизосом является:
а) секреция биологически активных веществ
б) передача генетической информации
в) депо кальция
г) расщепление веществ
ЭПИТЕЛИАЛЬНАЯ И МЫШЕЧНАЯ ТКАНИ.
8
Цель: изучить строение эпителиальной и мышечной тканей, а также
их функции и расположение в организме.
Образовательная цель: изучить строение тканей, а также расположение
и функции эпителиальной и мышечной тканей, обратить внимание на раз-
новидность тканей.
Развивающая цель: уметь пользоваться микроскопом, умение работать с
таблицами, развитие познавательной активности.
Студент должен знать:
-
ткань, определение, классификацию, расположение в организме, виды,
функции, строение;
Студент должен уметь:
-
пользоваться наглядными пособиями;
-
пользоваться микроскопом;
Оснащение занятия: Таблица «Ткани», гистологические препара-
ты, микроскопы, атлас нормальной анатомии человека, учебники.
А. ЭПИТЕЛИАЛЬНАЯ ТКАНЬ.
1.
Рассмотрите под микроскопом гистологические препараты раз-
личных видов тканей.
2.
Изучите, сравните их строение и зарисуйте.
9
3.
Укажите, какие функции выполняет эпителиальная ткань.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
___________________
Б. МЫШЕЧНАЯ ТКАНЬ.
1.
Рассмотрите рисунки.
Надпишите названия мышечных тканей.
Опишите особенности их строения.
1.
Выполните тестовое задание. Выберите правильные ответы.
1.
Эпителий образующий поверхностный слой кожи:
10
а) неороговевающий
б) ороговевающий
в) многорядный реснитчатый
г) плоский
2.
Переходный эпителий выстилает:
а) слизистую оболочку полости носа
б) слизистую оболочку мочевыводящих органов
в) слизистую оболочку полости рта
г) слизистую оболочку кишечника
3.
Все клетки эпителиальной ткани расположены на:
а) тонких волокнах
б) базальной мембране
в) межклеточном веществе
г) соединительной ткани
4.
В ороговевающем эпителии способностью к делению обладает:
а) зернистый слой
б) шиповатый слой
в) блестящий слой
г) роговой слой
5.
Эпителий, выстилающий серозные оболочки:
а) неороговевающий
б) циллиндрический
в) многорядный реснитчатый
г) плоский
6.
Какая из названных тканей мышечная:
а) гиалиновый хрящ
б) поперечно-полосатая
в) однослойный плоский эпителий
г) плотная волокнистая соединительная ткань
7.
Гладкая мышечная ткань выстилает:
а) сердце
б) поверхность кожи
в) суставные поверхности
г) внутренние органы
СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ И НЕРВНАЯ ТКАНИ.
11
Цель: знать основы строения и функции различных видов соедини-
тельной и нервной тканей.
Образовательная цель: изучить строение и функции нервной и соедини-
тельной тканей, научить студентов видеть сходство и различия в строении
и функциях данных видов тканей.
Развивающая цель: развитие умения работать с таблицами, микроско-
пом и микропрепаратами, развитие умения логически мыслить.
Студент должен знать:
-
ткань, определение, классификацию, расположение в организме, виды,
функции, строение;
Студент должен уметь:
-
пользоваться наглядными пособиями;
-
работать с микроскопом и микропрепаратами;
Оснащение занятия: таблица «Ткани», «Синапс», микроскоп, микропре-
параты, атлас нормальной анатомии человека, учебники, тестовые зада-
ния.
А. СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ.
2.
Рассмотрите поочередно различные виды соединительной ткани.
3.
Изучите, сравните их строение и зарисуйте.
12
Б. НЕРВНАЯ ТКАНЬ.
1.
Зарисуйте нейрон. Подпишите название его частей.
2.
В зависимости от строения оболочки нервные волокна бывают
двух видов.
3.
Какие три группы нервных окончаний вам известны? В чем их
различие?
13
Нервные волокна
Нервные окончания
4. Какие функции в организме человека выполняет нервная ткань?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
___
2. Заполните таблицу
«ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ТКА
НЕЙ»
Типы тканей
Особенности строения
Функции
3.Сделайте вывод, как особенности строения тканей связаны с вы-
полняемыми функциями.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_____________________
4. Выполните тестовые задания. Выберите правильные ответы.
1.
Рецептор это:
14
а) нервная клетка
б) нервные волокна
в) нервные окончания
г) нервные импульсы
2.
Нервные клетки содержат отростки- какие:
а) эластические волокна
б) дендриты
в) реснички
г) ретикулярные волокна
3.
Хрящевые клетки :
а) макрофаги
б) остеоциты
в) фиброциты
г) хондроциты
4.
Основной вещество костной ткани состоит из:
а) солей кальция и фосфора
б) коллагеновых и эластических волокон
в) остеоцитов
г) остеонов
5.
Гиалиновый хрящ образует:
а) связки
б) суставные поверхности
в) межпозвоночные диски
г) хрящи гортани
6.
Какой вид соединительной ткани участвует в теплорегуляции:
а) ретикулярная
б) жировая
в) плотная волокнистая
г) рыхлая волокнистая
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННО-
СТИ ПРОЦЕССА ДВИЖЕНИЯ.
15
Цель: Показать особенности строения скелета и его отдельных частей
в связи с их функциями и трудовой деятельностью человека.
Образовательная цель: изучить строение костей, виды костей, строение
и функции сустава, виды соединения костей.
Развивающая
цель: развитие познавательной активности, внимания,
умения работать с наглядностью.
Студент должен знать:
-
опорно-двигательный аппарат – определение;
-
виды движений;
-
скелет, понятие, функции;
-
кость как орган, виды костей;
-
строение сустава, классификацию суставов, виды движений в суставах;
Студент должен уметь:
-
работать с таблицами;
-
работать с муляжами, раздаточными материалом.
Оснащение занятия: таблицы «Строение сустава», отдельные кости ту-
ловища, учебники, атласы, тесты.
1.
Р а с с мот р и т е
р и су н о к .
Н а д п и ш и т е
н а з в а н и я
к о с т е й .
2.
Какие вещества входят в состав костей? Что придает костям проч-
ность?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
16
1
2
3
4
5
6
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
____
_______________________________________________________________
_
3.
Рассмотрите
рисунок.
Надпишите
кости
в
зависимости
от
их
строения и формы.
4.
Строение сустава. Рассмотрите рисунок. Сделайте подписи.
5.
Назовите изображенные на рисунке соединения костей. Какие дви-
жения они обеспечивают?
17
1._______________________
2._______________________
3._______________________
4._______________________
5._______________________
1._________________________
__________________________
____________________
2._________________________
__________________________
____________________
3._________________________
__________________________
____________________
6.
Выполните тестовые задания. Выберите правильные ответы.
1.
Красный костный мозг локализован:
а) в костно-мозговом канале
б) в позвоночном канале
с) в эпифизах трубчатых костей
д) в метафизах трубчатых костей
2.
Подвижное соединение костей:
а) гемиартроз
б) синартроз
с) диартроз
д) полиартроз
3.
По форме суставных поверхностей плечевой сустав относят:
а) к эллипсовидным
б) к плоским
с) к седловидным
д) к шаровидным
4.
Тело трубчатой кости называют:
а) диафиз
б) метафиз
с) апофиз
д) эпифиз
5.
Ростковую зону трубчатой кости называют:
а) диафиз
б) метафиз
с) апофиз
д) эпифиз
6.
Синостоз осуществляется посредством:
а) костной ткани
б) хрящевой ткани
18
с) связок
д) мышц
7.
Эластичность костей зависит от наличия в костной ткани:
а) органических и неорганических веществ
б) минеральных солей
с) оссеина
д) органических веществ
8.
К плоским костям скелета человека относятся:
а) кости плюсны
б) лучевая
с) теменная
д) кости таза
9.
Функции надкостницы:
а) трофическая
б) участвует в рассасывании кости
с) обеспечивает иннервацию кости
д) обеспечивает рост кости в толщину
10. По форме суставных поверхностей различают суставы:
а) плоские
б) шаровидные
с) трапециевидные
д) эллипсовидные
СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ.
Цель: изучить строение отдельных костей черепа, обратить особое
внимание на особенности строения черепа человека, связанные с раз-
витием головного мозга, изучить наружное и внутренне основание че-
репа.
Образовательная цель: изучить строение и значение черепа, рассмот-
реть половые и возрастные отличия черепа.
Развивающая цель:
развитие познавательной активности, умения логи-
чески мыслить, умения работать с наглядностью.
Студент должен знать:
-
скелет головы, отделы, особенности строения черепа;
-
соединения костей черепа;
19
-
череп в целом, свод, основание, черепные ямки;
-
возрастные особенности черепа;
Студент должен уметь:
-
работать с наглядностью, раздаточным материалом;
-
показывать составные части костей;
Оснащение занятия: таблицы «Кости черепа», «Детский череп», череп,
основание черепа, отдельные коси мозгового и лицевого черепа, сагит-
тальный распил черепа, тесты, учебник, атлас.
1.
Рассмотрите рисунок, подпишите названия костей.
2.
Впишите названия костей и их составляющие части
20
21
22
6.
Перечислите соединения костей черепа.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
____
7.
Чем образован височно-нижнечелюстной сустав?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
23
_______________________________________________________________
________________
8.
Какие кости участвуют в образовании передней, средней и задней
черепной ямки?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
________________
9.
Какие роднички имеются на черепе новорожденного? В каком воз-
расте они закрываются?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
________________
10.Выполните тестовое задание. Выберите правильные ответы.
1.
К лицевому черепу относятся следующие кости:
а) затылочная
б) клиновидная
в) сошник
г) теменная
2.
Части клиновидной кости:
а) молоточек
б) базилярная часть
в) крыловидные отростки
г) малые крылья
3.
Части височной кости:
24
а) каменистая часть
б) решетчатая пластинка
в) подбородочное отверстие
г) лобный отросток
4.
Назовите воздухоносную кость:
а) нижняя челюсть
б) верхняя челюсть
в) затылочная кость
г) лобная кость
5.
Гипофиз расположен в:
а) височной кости
б) затылочной кости
в) в центральной части средней черепной ямки
г) в передней черепной ямке
6.
Турецкое седло расположено:
а) на локтевой кости
б) на большеберцовой кости
в) в височной кости
г) на клиновидной кости
7.
Сосцевидный отросток расположен:
а) на большеберцовой кости
б) в клиновидной кости
в) в височной кости
г) в затылочной кости
8.
В состав мозгового отдела черепа у человека входят следующие кости:
а) слезная
б) парные височные и теменные
с) непарные затылочные и лобные
д) решетчатая и клиновидная
9.
Кости лицевого отдела черепа:
а) верхняя и нижняя челюсть
б) решетчатая
с) скуловые
д) носовые, небные
10. Шиловидный отросток расположен:
а) в клиновидной кости
б) в височной кости
с) в лобной кости
д) в затылочной кости
25
СКЕЛЕТ ТУЛОВИЩА
Цель: знать строение и функции костей туловища, их соединения
между собой,
строения
позвоночного столба, грудной клетки, их
функции.
Образовательная
цель: изучить строение и функции костей туловища,
уметь различать шейные, грудные, поясничные позвонки, изучить строе-
ние крестца, грудины, ребер, изучить соединения костей.
Развивающая цель: развитие умения различать позвонки, ребра, разви-
тие умения работать с раздаточным материалом.
Студент должен знать:
-
скелет туловища, структуры его составляющие;
-
позвоночный столб, отделы, количество позвонков, строение позвон-
ков;
-
соединения позвоночного столба, движения в нем, физиологические
изгибы;
-
строение грудины, апертуры, реберные дуги;
-
строение ребер;
Студент должен уметь:
-
работать с раздаточным материалом, учебниками, атласом.
-
различать позвонки, отличать правое ребро от левого;
Оснащение
занятия: скелет человека, отдельные кости скелета, атлас
нормальной анатомии человека, таблицы «Строение сустава», «Виды со-
единения костей».
1. Рассмотрите рисунок. Назовите отделы позвоночника, изгибы, ука-
жите количество позвонков каждого из отделов.
26
1.________________________
2.________________________
3.________________________
4.________________________
5.________________________
I._______________________
II.______________________
III.______________________
IV.______________________
V._______________________
2. Рассмотрите и зарисуйте позвонки каждого отдела. Найдите их осо-
бенности.
I шейный позвонок
II шейный позвонок
Шейный позвонок
27
Грудной позвонок
Поясничный позвонок
Крестцовые позвонки
28
4.
Перечислите названия костей, составляющих грудную клетку.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
______
5.
Надпишите основные части грудины.
6.
Сколько всего пар ребер ___________
Сколько пар истинных ребер ___________
Сколько пар ложных ребер ___________
Сколько пар колеблющихся ребер ___________
7.
А. Верхняя апертура грудной клетки представлена :
29
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
__
В. Нижняя апертура грудной клетки представлена:
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
__
8.
Выполните тестовое задание. Выберите правильные ответы.
1.
Физиологический изгиб позвоночника выпуклостью назад называется:
а) кифозом
б) лордозом
с) сколиозом
д) синостозом
2.
Лордоз имеется в отделах позвоночника:
а) грудном
б) шейном
с) крестцовом
д) поясничном
3.
В поясничном отделе позвоночника :
а) 3 позвонка
б) 4 позвонка
с) 5 позвонков
д) 7 позвонков
4.
Грудная клетка человека образована:
а) грудиной
б) 7-ю грудными позвонками
с) 12-ю грудными позвонками
д) 12-ю парами ребер
5.
Сколько истинных ребер в грудной клетке:
а) 12
б) 3
с) 7
д) 2
6.
Отдел грудины образующий грудино-ключичный сустав:
а) тело
б) мечевидный отросток
с) рукоятка
д) яремная вырезка
КЛИНИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
Самый слабый элемент позвоночника – его диски. В течение дня они
подвергаются сильному давлению, сплющиваются, теряют жидкость, а вме-
30
сте с этим упругость и эластичность, что обычно и приводит к возникнове-
нию болей. Когда расстояния между позвонками уменьшаются, они сдавлива-
ют нервы, выходящие через отверстия позвонковых дуг. Так, сдавливание нер-
вов в верхней части шеи, как правило, приводит к сильным головным болям.
Они могут возникать при длительном сидении за столом или ночью, когда че-
ловек долго лежит в неудобном положении. Если сдавливание нервных оконча-
ний происходит чуть ниже – сантиметра на 2-3 – это может привести к
ухудшению зрения. Давление на нервы, идущие к органам пищеварения, вызы-
вает расстройство их работы. Еще ниже – и уже затрагиваются почки и
кишечный тракт.
!!! Несколько советов, как уберегать
позвоночник от излишних нагрузок !!!
Если предстоит делать какую-то работу на полу, опуститесь на ко-
лени с упором на руку.
Если поднимаете какой-то тяжелый предмет, то не наклоняйтесь, а
присядьте.
Если трудитесь у кухонного стола или гладите белье, то лучше для
разгрузки одну ногу поставить, допустим, на скамеечку.
Если вы подолгу работаете стоя, то прислонитесь спиной к стене,
чтобы ноги были дальше от нее, а колени чуть согнуты и вы как бы
повисните, расслабитесь. После работы отдохните лежа.
При длительной работе за письменным столом – хороший отдых
«ходьба» на коленях и локтях. Хорошо бы несколько раз в день над
чем ни будь повисеть, ну хоть на дверном косяке.
!!! Чтобы не было сколиоза, надо:
Делать 15-минутную зарядку по утрам
Научиться правильно сидеть за столом
Два часа после занятий гулять на улице
Не сидеть на одном месте более двух часов без движения
Не спать на слишком мягкой постели, на высокой подушке, свернув-
шись калачиком
Заниматься плаванием, гимнастикой, танцами, балетом.
31
СКЕЛЕТ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
Цель: знать строение костей верхней конечности, виды их со-
единений и места типичных переломов, дать конкретное представ-
ление о строении длинных костей и показать взаимодействие между
строением и функцией костей.
Образовательная
цель: изучить
строение и функции костей
верхней конечности, изучить соединения костей плечевого пояса и сво-
бодной верхней конечности.
Развивающая цель: развитие познавательной активности, внима-
ния, трудолюбия.
Студент должен знать:
-
скелет верхней конечности – отделы, кости его образующие;
-
соединения костей верхней конечности;
Студент должен уметь:
-
работать с таблицами, наглядностью, учебниками, атласами;
-
показывать составные части костей;
Оснащение занятия: скелет человека, таблицы, костные препара-
ты плечевого пояса, свободной верхней конечностей, учебники, атлас
нормальной анатомии человека.
1.
Составьте схему отделов скелета верхней конечности и костей их со-
ставляющих.
ВЕРХНЯЯ КОНЕЧНОСТЬ
32
2.
Надпишите название костей пояса верхней конечности и костей со-
ставляющих скелет свободной
верхней конечности.
2.
Изучите строение лопатки. Отметьте
основные части.
3.
Изучите строение плечевой кости, отметьте основные части.
33
__________________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_____
________________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_________
4.
Изучите строение локтевой и лучевой костей.
5.
Перечислите соединения (суставы) костей верхней конечности.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
____
6.
Сколько суставов можно выделить в локтевом суставе?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
___
Рассмотрите строение лучезапястного сустава. Какие кости образуют
этот сустав?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
34
_______________________________________________________________
___
7.
Строение кисти. Надпишите названия костей и отдельных частей
кисти.
8. Перечислите кости запястья:
35
1.__________________________
2.__________________________
3.__________________________
А. Проксимальный ряд:
-
-
-
-
Б. Дистальный ряд:
-
-
-
-
1
СКЕЛЕТ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
Цель: знать строение костей нижней конечности, виды их соедине-
ний и места типичных переломов,
дать конкретное представление о
строении длинных костей и показать взаимодействие между строением и
функцией костей.
Образовательная
цель: изучить строение и функции костей нижней
конечности, изучить строение тазовой кости, соединения тазового пояса и сво-
бодной нижней конечности. Уметь отличать женский таз от мужского.
Развивающая
цель: развитие познавательной активности, внимания,
трудолюбия.
Студент должен знать:
-
скелет нижней конечности – отделы, кости его образующие;
-
соединения костей нижней конечности;
Студент должен уметь:
-
работать с таблицами, наглядностью, учебниками, атласами;
-
показывать составные части костей;
Оснащение занятия: скелет человека, таблицы, костные препараты та-
зового пояса, свободной нижней конечностей, мужской и женский таз, учеб-
ники, атлас нормальной анатомии человека.
1.
Составьте схему отделов скелета нижней конечности и костей
их составляющих.
НИЖНЯЯ КОНЕЧНОСТЬ
2
2.
Надпишите название костей пояса нижней конечности и костей, со-
ставляющих скелет свободной нижней конечности.
4. Перечислите соединения (суставы) костей свободной нижней конечности.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________
5. Выпишите особенности отличия женского таза от мужского.
3.Тазовая кость. Надпишите название
частей ее составляющих.
1._________________________________________
2._________________________________________
3._________________________________________
4._________________________________________
5._________________________________________
6._________________________________________
7._________________________________________
8._________________________________________
9._________________________________________
10.________________________________________
11.________________________________________
12.________________________________________
13.________________________________________
14.________________________________________
15.________________________________________
16.________________________________________
17.________________________________________
18.________________________________________
19.________________________________________
20.________________________________________
3
6.Заполните таблицу.
СРЕДНИЕ РАЗМЕРЫ БОЛЬШОГО ТАЗА У ЖЕНЩИН
Линии размеров
Размеры, см
СРЕДНИЕ РАЗМЕРЫ МАЛОГО ТАЗА У ЖЕНЩИН
Линии размеров
Размеры, см
4
7.
Бедренная кость. Надпишите названия частей ее составляющих.
8.
Кости голени. Надпишите названия частей ее составляющих.
9.
Кости стопы. Подпишите названия костей.
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ
1.__________________________
2.__________________________
3.__________________________
4.__________________________
5.__________________________
6.__________________________
7.__________________________
8.__________________________
9.__________________________
10._________________________
5
МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА.
Цель: изучить строение и функции мышечной ткани, форму мышц,
принцип работы мышц.
Образовательная цель: изучить скелетные мышцы, рассмотреть различ-
ные виды мышц по форме, функции мышц, выполняемую ими работу.
Развивающая цель: развитие умения работать с раздаточным материалом,
умения логически мыслить, формирование навыков самообразования.
Студент должен знать:
-
скелетные мышцы – расположение, значение, мышечные группы;
-
внешнее строение мышц;
-
внутреннее строение мышц;
-
работу мышц;
-
виды мышц по форме;
-
вспомогательный аппарат мышц;
-
физиологический свойства мышц;
Студент должен уметь:
- уметь находить и показывать мышцы на планшетах и муляжах;
- пользоваться наглядностью, планшетами, муляжами, учебниками;
Оснащение занятия: таблицы «Форма мышц», «Работа мышц», планшеты,
тесты, учебники, атласы.
1.
Дайте определение понятий:
6
Фасция _____________________________________________________
_____________________________________________________
Эндомизий __________________________________________________
_____________________________________________________
Перимизий __________________________________________________
_____________________________________________________
Синергисты___________________________________________________
____________________________________________________
Антагонисты _________________________________________________
_____________________________________________________
2.
Подпишите названия мышц в зависимости от их формы.
3.
Выполните тестовое задание. Выберите правильные ответы.
1.
Скелетные мышцы человека:
а) образованы поперечно-полосатыми мышечными волокнами
б) содержат кровеносные сосуды
с) образованы гладкомышечными клетками
д) имеют нервы
2.
По форме и размерам скелетные мышцы у человека разделяют на:
а) длинные
б) шарообразные
с) короткие
д) широкие
3.
По функции скелетные мышцы у человека подразделяются на:
а) сгибатели
7
б) разгибатели
с) отводящие
д) приводящие
4.
Синергистами называются мышцы:
а) выполняющие аналогичные функции
б) сгибатели и разгибатели
с) приводящие и отводящие
д) выполняющие противоположные функции
5.
Работа мышц:
а) связана с затратами энергии
б) зависит от кровоснабжения мышц
с) осуществляется при участии нервной системы
д) носит рефлекторный характер
6.
Скорость утомления мышц зависит от:
а) формы мышц
б) ритма сокращения мышц
с) величины нагрузки
д) ритма работы
МЫШЦЫ ГОЛОВЫ И ШЕИ.
Цель: знать название, топографию и функции мышц головы и шеи.
Образовательная цель:
изучить строение скелетных мышц, рассмотреть
различные виды мышц по форме, уметь находить и показывать эти мышцы на
муляжах и планшетах, прощупывать некоторые из них у себя.
Развивающая цель: развить умение работать с раздаточным материалом,
развитие познавательной активности.
Студент должен знать:
-
мышцы головы и шеи;
-
принципы начала и прикрепления, функции;
-
топографические образования шеи;
Студент должен уметь:
-
находить и показывать мышцы на таблицах, планшетах;
-
уметь пользоваться наглядностью;
8
Оснащение занятия: таблицы «Мышцы головы и шеи», планшеты мышц
головы, шеи, учебники, атлас, муляжи мышц.
1. Рассмотрите рисунок. Отметьте указан-
ные мимические мышцы.
2.
Отметьте названия мышц шеи.
________________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________
9
3. Составьте таблицу «Жевательные мышцы человека»
№
Название мышц
Начало и место
прикрепления
Функция
МЫШЦЫ ТУЛОВИЩА
Цель: знать название, топографию и функции мышц спины, груди и
живота.
Образовательная цель: изучить топографию мышц туловища, их строение
и значение, уметь находить и показывать на муляжах, планшетах, знать
принцип начала и прикрепления.
Развивающая цель: развить умение работать с раздаточным материалом,
развитие познавательной активности.
Студент должен знать:
-
мышцы спины, принципа начала и прикрепления, функции;
-
мышцы груди, принцип начала и прикрепление, функции;
-
мышцы живота, принцип начала и прикрепления, функции;
-
диафрагма, отверстия, расположение, функции;
Студент должен уметь:
-
находить и показывать мышцы на планшетах, таблицах;
-
пользоваться наглядностью;
Оснащение
занятия: таблица «Мышцы туловища», планшеты «Мышцы
туловища», учебники, атлас.
10
1.
Рассмотрите рисунок. Отметьте указанные мышцы.
2.
Мышцы груди и жи-
вота.
________________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________
11
МЫШЦЫ ВЕРХНЕЙ И НИЖНЕЙ
КОНЕЧНОСТИ
Цель: знать название, топографию и функции мышц верхней и ниж-
ней конечности.
Образовательная цель: изучить топографию мышц конечностей, их строе-
ние и значение, уметь находить и показывать на муляжах, планшетах, знать
принцип начала и прикрепления.
Развивающая цель: развитие познавательной активности, умения работать
с раздаточным материалом, формирование навыков самообразования.
Студент должен знать:
-
мышцы верхней конечности, принцип начала и прикрепления, функции;
-
мышцы нижней конечности, принцип начала и прикрепления, функции;
-
топографические образования верхней конечности;
-
топографические образования нижней конечности;
Студент должен уметь:
-
находить и показывать мышцы на планшетах и муляжах;
-
уметь работать с наглядностью;
Оснащение
занятия: таблица «Мышцы конечностей», «Мышцы тазового
пояса», «Физиология мышц», учебники, атлас, планшеты «Мышцы конечно-
стей».
1.
Рассмотрите рисунок. Отметьте указанные мышцы.
12
2. Рассмотрите рисунок. Отметьте указанные мышцы.
_____________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
______________
13
3. Выполните тестовое задание. Выберите правильные ответы
.
1.
Сгибание бедра обеспечивают мышцы:
а) квадратная
б) супинатор
с) подвздошно-поясничная
д) ягодичная
2.
К передней группе мышц предплечья относится мышца:
а) двуглавая
б) супинатор
с) трехглавая
д) пронатор
3.
Сгибание голени осуществляет группа мышц:
а) задняя таза
б) передняя таза
с) передняя голени
д) задняя бедра
4.
Сгибание стопы и пальцев обеспечивает мышца:
а) задняя
б) медиальная
с) передняя
14
д) латеральная
5.
Разгибание стопы и пальцев обеспечивает мышца голени:
а) задняя
б) медиальная
с) передняя
д) латеральная
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Цель: знать общую схему строения нервной системы, а также процесс фи-
зиологической регуляции, изучить строения и функции нервной ткани, ре-
флекторный характер деятельности нервной системы, усвоить понятие о
рефлексе.
Образовательная цель: изучить общие принципы строения нервной системы,
процесс физиологической регуляции, виды нейронов, нервных волокон, про-
цесс передачи информации с нейрона на нейрон, изучить строение синапса, ре-
флекторной дуги, изучить различные виды рефлекса.
Развивающая цель: развитие познавательной активности, умения работать с
таблицами, учебниками.
Студент должен знать:
-
понятие физиологической регуляции;
-
классификацию нервной системы человека;
-
виды нейронов, нервных волокон, нервов;
-
синапс- понятие, виды;
-
рефлекторную дугу, рефлекс- понятие, виды;
Студент должен уметь:
- пользоваться наглядностью, таблицами, учебниками;
Оснащение
занятия: таблица «Строение нервной системы», «Рефлекторная
дуга», учебники, атлас, тесты, карточки, таблица «Синапс», лекции.
1.
Дайте определение понятий:
15
Серое вещество___________________________________________________
Белое вещество___________________________________________________
Рецептор________________________________________________________
Эффектор________________________________________________________
Рефлекс_________________________________________________________
Рефлекторная дуга________________________________________________
________________________________________________________________
1.
Подпишите схему строения рефлекторной дуги.
2.
Заполните схему. Укажите, на какие три вида подразделяются нервы в
зависимости от составляющих их волокон.
3.
Зарисуйте строение нервного синапса и укажите его элементы.
4.
Выполните тестовое задание. Выберите правильные ответы.
Нервы
16
1.
Чувствительные нервные волокна проводят импульсы:
а) в центробежном направлении
б) в эффекторы
с) в центростремительном направлении
д) в рецепторы
2.
Нерв снаружи покрыт:
а) периневрием
б) эндоневрием
с) эпиневрием
д) фасцией
3.
Проводниковую функцию выполняют:
а) пучки волокон белого вещества
б) ядра серого вещества
с) автономная нервная система
д) соматическая нервная система
4.
Соматическая нервная система иннервирует:
а) внутренние органы
б) тело
с) железы
д) гладкую мускулатуру
5.
Чувствительное окончание нервного волокна называется:
а) рецептором
б) аксоном
с) дендритом
д) нейритом
6.
Рефлекторная дуга начинается:
а) эффектором
б) рецептором
с) вставочным нейроном
д) чувствительным нейроном
7.
Двигательным окончанием нервного волокна является:
а) нейрит
б) эффектор
с) рецептор
д) синапс
17
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ СПИННОГО
МОЗГА.
Цель: изучить топографию, строение и функции спинного мозга.
Образовательная цель: изучить анатомию и физиологию спинного мозга, изу-
чить основные восходящие и нисходящие проводящие пути белого вещества
спинного мозга, изучить процесс поступления и передачи информации по спин-
ному мозгу.
Развивающая цель: развитие познавательной активности, умения работать с
таблицами, развитие творческого мышления.
Студент должен знать:
-
спинной мозг – расположение, внешнее строение;
-
локализацию чувствительных нейронов;
-
поступление чувствительной информации в спинной мозг;
-
функции спинного мозга;
-
рефлексы спинного мозга;
Студент должен уметь:
-
пользоваться таблицами, наглядностью;
-
определять сухожильные рефлексы;
Оснащение занятия: таблица «Спинной мозг», «Схема нервной системы чело-
века», «Поперечный разрез спинного мозга», учебники атлас, тесты.
1.
Рассмотрите внешнее строение спинного мозга. Надпишите его части.
18
2.
Заполните схему :
3.
Отметьте основные части спинного мозга.
4.
Заполните схему:
«Проводящие пути спинного мозга».
5.
Что такое «конский хвост», из чего он построен?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Сегмент это:
___________________
___________________
___________________
___________________
19
6.
Укажите, какие функции выполняет спинной мозг в организме челове-
ка?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________
7.
Выполните тестовое задание. Выберите правильные ответы.
1.
Спинной мозг составляет:
а) периферическую нервную систему
б) вегетативную нервную систему
с) центральную нервную систему
д) симпатическую нервную систему
2.
В передних рогах серого вещества находятся:
а) чувствительные нейроны
б) двигательные нейроны
с) вегетативные нейроны
д) ассоциативные нейроны
3.
Задний корешок спинного мозга по функции:
а) двигательный
б) чувствительный
с) смешанный
д) вегетативный
4.
Воспаление корешков спинного мозга:
а) радикулит
б) миелит
с) менингит
д) энцефалит
5.
Корешки объединяются в:
а) спинномозговой нерв
б) нервные центры
с) спинномозговой узел
д) симпатический ствол
20
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Сухожильные и кожные рефлексы, наиболее часто определяемые
в клинической практике.
С помощью неврологических молотков получаемых у преподавателя, произве-
дите исследование друг у друга сухожильных рефлексов.
№
Название
рефлекса
Способ обна-
ружения
Двигательный
эффект
Центр
рефлекса
1
2
3
4
5
1
Ахиллов
Постукивание
по Ахиллову
сухожилию
Подошвенное
сгибание стопы
I-II крестцо-
вые сег-
менты
2
Брюшные
поверхностные
Штриховое
раздражение
кожи живота
Сокращение
брюшных
мышц
VII-XII
Грудные сег-
менты
3
Коленный
Постукивание
по сухожилию
четырехглавой
мышцы бедра
Разгибание в ко-
ленном суставе
II-IV пояс-
ничные
сегмен-
ты
4
Локтевой
Постукивание
по сухожилию
двуглавой
мышцы плеча
Сгибание в
локтевом суста-
ве
V-VI шей-
ные сег-
менты
5
Пястно-луче-
вой
Постукивание
по сухожилию
лучевого сги-
бателя запя-
стья
Сгибание кисти
в лучезапястном
суставе
V-VIII шей-
ные сег-
менты
6
Разгибатель-
ный ре-
флекс пред-
плечья
Постукивание
по сухожилию
трехглавой
мышцы плеча
Разгибание
предплечья в
локтевом суста-
ве
VII-VIII
шейные
сегмен-
ты
7
Подошвенный
Штриховое
раздражение
кожи подошвы
Сгибание паль-
цев и стопы
I-II крестцо-
вые сег-
менты
21
СПИННОМОЗГОВЫЕ НЕРВЫ
Цель: изучить строение и функции спинномозговых нервов, схему рас-
пределения, топографию и строение их сплетений, области иннервации.
Образовательная цель: изучить схему распределения передних и задних
ветвей спинномозговых нервов, топографию и строение шейного, плечевого,
поясничного и крестцового сплетений, представлять зоны иннервации задних
и передних ветвей спинномозговых нервов, уметь показывать на плакатах
наиболее крупные нервы сплетений.
Развивающая цель: развитие логического мышления, познавательной ак-
тивности, умения работать с таблицами.
Студент должен знать:
-
спинномозговые нервы: образование, виды, количество;
-
сплетения спинномозговых нервов: образование, расположение;
-
области иннервации сплетений;
Студент должен уметь:
-
работать с таблицами, учебниками, атласами;
-
показывать на таблицах нервы;
Оснащение занятия: таблицы «Сплетения спинного мозга», «Области ин-
нервации спинномозговыми нервами», «Образование спинномозгового нер-
ва», учебники, атласы.
1.
Как образуются спинномозговые нервы, на какие ветви они распадают-
ся?
2.
Заполните таблицу.
22
«СПИННОМОЗГОВЫЕ НЕРВЫ»
23
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ
ГОЛОВНОГО МОЗГА
Цель: изучить топографию, строение и функции отделов головного мозга.
Образовательная цель: изучить анатомо-физиологические данные отделов го-
ловного мозга, изучить строение и функции коры
головного мозга, локализацию
функций в коре большого мозга, оболочки головного мозга, уметь показывать на
планшетах, муляжах основные отделы мозга, их составные части.
Развивающая
цель: развитие логического мышления, познавательной актив-
ности, уметь работать с наглядностью.
Студент должен знать:
-
головной мозг, расположение, отделы, функции;
-
оболочки головного мозга;
-
физиологические свойства коры большого мозга;
Студент должен уметь:
-
пользоваться наглядностью;
-
показывать отделы головного мозга;
Оснащение занятия: череп, муляж стволовой части головного мозга, таблицы
«Головной мозг, планшеты, учебники, атласы, муляж мозга, влажный препарат го-
ловного мозга, тесты, таблица «Локализация функций в коре головного мозга».
* * *
1.
Рассмотрите рисунок. Надпишите названия отделов головного
мозга.
24
2.
Заполните таблицу
«ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА»
Отдел голов-
ного мозга
Основные
образования
Функции
25
3.
Какой отдел головного мозга изображен на рисунке. Из каких частей он
состоит?
4.
На рисунке отметьте борозды и извилины больших полушарий головно-
го мозга.
5.
На рисунке отметьте положение зон коры больших полушарий.
26
6.
Составьте таблицу
«ЛОКАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ В КОРЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА»
Название зоны
Локализация в коре
Воспринимающий
отдел
7.
Дайте определение понятий:
Головной мозг___________________________________________________
________________________________________________________________
Мозолистое тело _________________________________________________
Мозговые борозды________________________________________________
Мозговые извилины_______________________________________________
Сенсорные зоны__________________________________________________
________________________________________________________________
Агнозия_________________________________________________________
Афазия _________________________________________________________
Базальные ядра_______________________________________________
Желудочки мозга______________________________________________
27
8.
Выполните тестовое задание. Выберите правильные ответы.
1.
Какой отдел головного мозга отвечает за координацию движений?
а) продолговатый мозг
б) средний мозг
с) мозжечок
д) мост
2.
Таламус и гипоталамус входят в состав:
а) мозжечка
б) большого мозга
с) моста
д) промежуточного мозга
3.
Спайка, связывающая оба полушарий большого мозга:
а) червь
б) мозолистое тело
с) передняя срединная щель
д) ножки мозга
4.
Продолжением спинного мозга является:
а) продолговатый мозг
б) средний мозг
с) мозжечок
д) большой мозг
5.
Из каких отделов состоит ствол мозга:
а) средний мозг
б) мозжечок
с) продолговатый мозг
д) мост
6.
К оболочкам головного мозга относятся:
а) твердая
б) паутинная
с) эпидуральная
д) мягкая
7.
К структурам головного мозга относятся:
а) четверохолмие
б) мост
с) гипоталамус
д) метаталамус
28
ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫЕ НЕРВЫ
Цель: знать названия черепномозговых нервов и области их иннервации.
Образовательная цель: рассмотреть принцип образования черепномозговых
нервов, их виды, порядковый номер, топографию ядер, места выхода из полости че-
репа и функции двенадцати пар черепных нервов, изучить зоны иннервации череп-
ных нервов, уметь показывать на черепе места выхода из него черепных нервов.
Развивающая цель: развитие умений сравнивать, сопоставлять, развитие по-
знавательной активности.
Студент должен знать:
-
количество черепномозговых нервов;
-
принцип образования чувствительных, двигательных и парасимпатических
волокон ЧМН;
-
области иннервации;
Студент должен уметь:
-
пользоваться наглядностью;
-
самостоятельно работать с учебником;
Оснащение занятия: основание черепа, таблица «Черепно-мозговые нервы»,
планшеты, учебники, атлас, лекции.
* * *
1.
Заполните таблицу.
«ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫЕ НЕРВЫ»
Название
ЧМН
Функция
Отношение к
черепу
Отношение к
мозгу
Области
иннервации
29
ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Цель: изучить анатомические особенности вегетативной нервной системы,
значение ее для жизнедеятельности организма.
30
Образовательная цель: изучить локализацию центров симпатического и пара-
симпатического отделов вегетативной нервной системы и влияние этих отделов
на функции внутренних органов и скелетных мышц.
Развивающая цель: развитие познавательной активности, умений сравнивать,
сопоставлять.
Студент должен знать:
-
области иннервации и функции вегетативной нервной системы;
-
классификацию вегетативной нервной системы;
Студент должен уметь:
-
пользоваться наглядностью;
-
самостоятельно работать с учебником;
Оснащение занятия: таблица «Вегетативная нервная система», учебники, ат-
лас, тесты, карточки.
* * *
1.
Заполните схему.
2. В чем заключается отличие соматической нервной системы от вегета-
тивной нервной системы.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________
2.
Заполните таблицу:
«ВЛИЯНИЕ СИМПАТИЧЕСКИХ И ПАРАСИМПАТИЧЕСКИХ
НЕРВОВ НА ФУНКЦИИ ОРГАНОВ»
Орган
Симпатическая нерв-
ная система
Парасимпатическая
нервная система
Вегетативная нервная система
Центры
Периферический
отдел
Центры
Периферический
отдел
31
3.
Дайте определение понятий:
Центральный отдел_______________________________________________
Периферический отдел____________________________________________
Ганглии_________________________________________________________
Преганглионарные
нервные волокна_________________________________________________
Постганглионарные
нервные волокна_________________________________________________
Симпатический ствол_____________________________________________
4. Используя таблицу, перечислите вегетативные сплетения:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________
5. Объясните с позиции физиологии смысл пословицы
«У страха глаза велики».
____________________________________________________________________
___________________________________________________________
32
СОМАТИЧЕСКАЯ И ПРОПРИОЦЕПТИВНАЯ ,
ОБОНЯТЕЛЬНАЯ И ВКУСОВАЯ СЕНСОРНЫЕ
СИСТЕМЫ
Цель: знать строение и функции кожи, строение и функции обонятельного
и вкусового анализаторов.
Образовательная цель: изучить строение и функции кожи и ее производных,
строение и функции обонятельного и вкусового анализаторов, составить схему
проводящих путей кожного и других анализаторов, изучить различные виды ре-
цепторов кожи.
Развивающая цель: развитие познавательной активности, логического мышле-
ния, умений сопоставлять, сравнивать.
Студент должен знать:
-
вспомогательный аппарат обонятельной сенсорной системы;
-
обонятельные рецепторы;
-
вспомогательный аппарат вкусовой сенсорной системы;
-
вкусовые рецепторы;
-
проводниковый и центральный отделы;
-
кожа, строение, функции;
Студент должен уметь:
-
показывать по таблицам отдельные части систем;
-
работать с таблицами, планшетами;
Оснащение
занятия: таблица «Орган вкуса», «Орган обоняния», «Кожа»,
планшеты «Кожа», атлас, учебники, карточки, тесты, пробирки с различными
веществами.
1.
Заполните схему
2.
Заполните таблицу.
«КОЖА, ЕЕ СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ»
Анализатор это:________________
__________________________________
__________________________________
33
Слои, образующие
кожу
Особенности строения
Функции
3.
Рассмотрите рисунок. Надпишите названия слоев, образующих кожу.
4.
Перечислите рецепторы кожи, места их локализации в коже.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________
5.
Отметьте отделы кожного анализатора
Кожный анализатор
34
6.
Где расположены рецепторные обонятельные клетки.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________
7.
Найдите на рисунке рецепторные и опорные клетки. Отметьте основ-
ные элементы.
8.
Вставьте пропущенные слова:
Отростки обонятельных клеток образуют … … , которые проходят в по-
лость черепа и подходят к … … .
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«РАСПОЗНАВАНИЕ ВЕЩЕСТВ»
ЦЕЛЬ: познакомиться с особенностями распознавания различных пахучих ве-
ществ; выяснить, какие вещества вызывают неприятные ощущения.
Оборудование: восемь пронумерованных пробирок с различными пахучими ве-
ществами, например следующими:
№ 1 – настойка мяты перечной;
№ 2 – любое парфюмерное средство – одеколон, духи;
№ 3 – нашатырный спирт;
35
№ 4 – любые сердечные капли, например «Корвалол»;
№ 5 – подсолнечное масло;
№ 6 – бензин;
№ 7 – спирт;
№ 8 – вода;
Ход работы
Студенты берут поочередно пробирки и плавными колебательными движения-
ми подносят к носу, делая несколько сильных и коротких вдохов, определяют ве-
щество, записывают в тетрадь номер и вещество. Нельзя подносить пробирки к
носовым ходам очень быстро, т.к. запахи могут быть достаточно резкими и вызо-
вут защитные реакции – кашель, чихание, слезотечение.
По результатам распознавания делается обобщающая таблица.
Общее количество
проб
Определяемое
вещество
Правильный ответ
Вывод по лабораторной работе ___________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________
9.
Отметьте основные отделы обонятельного анализатора.
Обонятельный анализатор
10.Что включает в себя орган вкуса ?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________
11.Опишите механизм восприятия и передачи вкусовых ощущений.
36
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________
12. Отметьте основные отделы вкусового анализатора.
Вкусовой анализатор
13. Выполните тестовые задания. Выберите правильные ответы.
1.
Ростковый слой кожи
а) сетчатый
б) роговой
с) сосочковый
д) шиповатый
2.
Слоем кожи, определяющим ее цвет, является:
а) зернистый
б) блестящий
с) сосочковый
д) шиповатый
3.
Нервные центры обонятельного анализатора расположены:
а) в обонятельных луковицах
б) в рецепторных клетках слизистой носа
с) в обонятельных нервах
д) парагиппокампе
4.
Зона кожной чувствительности локализована:
а) в передней центральной извилине
б) в затылочной доле
с) в задней центральной извилине
д) в теменной доле
5.
Обонятельная зона локализована:
а) в задней центральной извилине
б) в затылочной доле
с) в височной доле
д) в лобной доле
37
6.
Корень волоса посещается в:
а) волосяном сосочке
б) волосяной луковице
с) волосяном фолликуле
д) волосяной луковице
7.
Потовые железы по строению относятся к:
а) трубчатым
б) альвеолярным
с) одноклеточным
д) эндокринным
8.
Кожная артериальная сеть располагается в:
а) эпидермисе
б) дерме
с) на границе между дермой и подкожным слоем
д) подкожный слой
9.
Тактильные рецепторы кожи воспринимают:
а) боль
б) прикосновение, давление
с) тепло
д) холод
10. Дерма образована
а) рыхлой волокнистой соединительной тканью
б) плотной волокнистой соединительной тканью
с) ретикулярной соединительной тканью
д) пигментной соединительной тканью
ЗРИТЕЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
Цель: знать строение глаза и его функции.
Образовательная цель: изучить строение и функции глаза, представлять ано-
малии рефракции глаза, схему проводящих путей зрительного анализатора,
уметь определять остроту зрения с помощью таблицы.
Развивающая цель: развитие умения работать с таблицами, формирование на-
выков самообразования, развитие творческого мышления, развитие познава-
тельной активности.
Студент должен знать:
38
-
глазное яблоко – строение, функции;
-
вспомогательный аппарат глаза;
-
оптическую систему глаза;
-
механизм аккомодации;
Студент должен уметь:
-
работать с таблицами, муляжами;
-
определять зрачковый рефлекс;
-
определять остроту зрения;
Оснащение занятия: таблица «Орган зрения», модель глаза - разборная, иллю-
страции в учебнике, тесты, карточки, атласы.
* * *
1.
Рассмотреть рисунок. Надпишите названия частей глаза.
2.
Заполните таблицу.
«СТРОЕНИЕ ГЛАЗНОГО ЯБ
ЛОКА»
Части глазного яблока
Значение
39
3.
Отметьте основные отделы зрительного анализатора
4.
Дайте определение понятий
Палочки ________________________________________________________
Колбочки _______________________________________________________
Сетчатка________________________________________________________
Желтое пятно ___________________________________________________
Слепое пятно____________________________________________________
5.
Выпишите названия частей глаза, через которые проходят лучи света,
прежде чем они попадут на сетчатку.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
__________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗРАЧКОВОГО РЕФЛЕКСА»
Величина зрачка может изменять при сокращении кольцевой и радиальной
мышц радужной оболочки.
Кольцевая мышца – суживает зрачок.
Радиальная мышца – расширяет зрачок.
40
Ход работы
1.
Поставить испытуемого лицом к свету. Рассмотреть зрачки обоих глаз, от-
метить одинаковые их размеры.
2.
Закрыть глаза испытуемого рукой, через минуту ее отнимают от лица. На-
блюдают сужение зрачков, расширившихся при затемнении.
3.
Ставят испытуемого к свету так, чтобы правый глаз был освещен, а левый
находился в тени. Закрывают рукой правый глаз, а затем через минуту его
открывают. Наблюдают сужение зрачка не только в правом, но и в левом
глазу.
4.
Испытуемый фиксирует глаза на карандаше, до которого 1- 0,5 м. затем ка-
рандаш быстро приближают к глазам. Происходит сведение зрительных
осей (конвергенция) и сужение зрачков.
Вывод по практической работе ___________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
6. Выполните тестовое задание. Выберите правильные ответы.
1.
Мышца расширяющая зрачок:
а) сфинктер
б) косая мышца
в) дилататор
г) прямые мышцы
2.
Склера входит в состав:
а) сетчатки
б) сосудистой оболочки
в) вспомогательного органа глаза
г) фиброзной оболочки
3.
В состав внутреннего ядра глазного яблока входит:
а) хрусталик
б) радужка
в) зрачок
г) ресничное тело
4.
Передняя часть склеры покрыта:
а) роговицей
б) конъюнктивой глаза
41
в) радужкой
г) эндотелием
5.
Для коррекции дальнозоркости используются линзы:
а) двояковыпуклые
б) двояковогнутые
с) простые
д) сложные
6.
К оптической системе глаза относятся структуры:
а) стекловидное тело
б) роговица
с) водянистая влага
д) хрусталик
7.
Преломляющая сила хрусталика увеличивается:
а) при сокращении ресничной мышцы
б) при сокращении дилататора зрачка
с) при расслаблении ресничной мышцы
д) при сокращении сфинктера зрачка
8.
К структурам слезного аппарата относятся:
а) слезный мешок
б) слезная железа
с) слезные канальцы
д) носослезный проток
СЛУХОВАЯ И ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СЕНСОРНЫЕ
СИСТЕМЫ
Цель: знать строение и функции органа слуха и вестибулярного аппарата.
Образовательная цель: изучить строение и функции органа слуха и вестибу-
лярного аппарата, представлять аномалии слуха, схему проводящих путей слу-
хового анализатора.
Развивающая цель: развитие умения работать с таблицами, формирование на-
выков самообразования, развитие творческого мышления, познавательной ак-
тивности.
Студент должен знать:
-
отделы уха, строение и функции;
42
-
рецепторы, локализация, проводниковый отдел;
-
вестибулярную сенсорную систему, рецепторы, корковый центр;
-
механизм звуковосприятия;
Студент должен уметь:
-
работать с таблицами,
-
определять остроту слуха;
Оснащение
занятия: таблица «Орган слуха и равновесия», планшет «Орган
слуха и равновесия», модель внутреннего уха, иллюстрации в учебнике, тесты,
карточки.
1. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия частей уха.
1.
Заполните таблицу.
«СТРОЕНИЕ ОРГАНА СЛУ
ХА»
Отделы органа
слуха
Части, их
составляющие
Функции
43
2.
Строение улитки. Отметьте основные элементы улитки.
3.
Опишите процесс восприятия звука.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________
4.
Каково строение органа равновесия? Какие функции он выполняет?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________
5.
Выполните тестовое задание. Выберите правильные ответы.
1.
Рецепторы слуха расположены:
а) в ампуллярных кристах
б) в кортиевом органе
с) в отолитовом аппарате
д) в слизистой среднего уха
2.
Барабанная перепонка образует стенку барабанной полости:
а) латеральную
б) медиальную
с) переднюю
д) заднюю
44
3.
Рецепторы равновесия расположены:
а) в ампуллярных кристах
б) в кортиевом органе
с) в отолитовом аппарате
д) в слизистой среднего уха
4.
Местом локализации кортиевого органа является:
а) улитка
б) преддверие
с) барабанная полость
д) полукружные каналы
5.
Местом локализации отолитового аппарата является:
а) улитка
б) преддверие
с) барабанная полость
д) полукружные каналы
6.
Среднее ухо включает:
а) слуховые косточки
б) полукружные каналы
с) улитку
д) барабанную перепонку
7.
Наружный слуховой проход отделен от среднего уха:
а) мембраной
б) барабанной перепонкой
с) овальным окном
д) круглым окном
8.
Рецепторные клетки, воспринимающие звуковые раздражения называются:
а) волосковыми клетками
б) нервными клетками
с) циллиндрическими клетками
д) реснитчатыми клетками
9.
Улитковый проток заполнен:
а) эндолимфой
б) перилимфой
с) водянистой влагой
д) межтканевой жидкостью
10.К органу равновесия относится:
а) преддверие
б) улитка
с) евстахиева труба
45
д) полукружные каналы
ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ
Цель: знать строение, расположение и функции желез внутренне секре-
ции.
Образовательная цель: изучить строение и функции желез внутренней се-
креции, виды гормонов, их характеристику, проявления гипер- и гипофунк-
ции гормонов.
Развивающая цель: развитие умения работать с таблицами, развитие твор-
ческого мышления, познавательной активности.
Студент должен знать:
-
железы внутренней секреции, расположение, строение ;
-
свойства гормонов, физиологические эффекты;
Студент должен уметь:
-
работать с наглядностью, муляжами;
Оснащение
занятия: таблица «Железы внутренне секреции», муляжи же-
лез, микропрепараты, учебники, тесты, задания по карточкам.
1.
Дайте определение понятий:
Гормон_______________________________________________________
Эндокринные железы________________________________________
______________________________________________________________
Секреция_________________________________________________
2.
Заполните таблицу.
«ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ»
Ж.В.С.
Гормоны
Физиологиче-
ский эффект
Гипо
- и гиперфунк-
ция
46
3.
Назовите эндокринные железы (1) и смешанные железы (2)
1.
2.
4.
Выполните тестовое задание. Выберите правильные ответы.
1.
Основная ткань выстилающая эндокринные железы:
а) соединительная ткань
б) призматический эпителий
в) железистый эпителий
г) неороговевающий эпителий
2.
Ведущую роль в эндокринной системе играет:
а) эпифиз
б) гипофиз
в) надпочечники
г) тимус
3.
Какая из указанных желез секретирует гормон-тироксин:
а) паращитовидная железа
б) вилочковая железа
в) эпифиз
г) щитовидная железа
47
4.
Какая железа влияет на углеводный обмен и вырабатывает гормон инсу-
лин:
а) поджелудочная железа
б) надпочечники
в) вилочковая железа
г) эпифиз
5.
Вилочковая железа отвечает за:
а) обмен кальция и фосфора
б) углеводный обмен
в) иммунную защиту организма
г) водно-солевой обмен
6.
Назовите гормон вилочковой железы:
а) антидиуретический
б) тимозин
в) фолликулин
г) тестостерон
7.
Назовите гормон поджелудочной железы:
а) окситоцин
б) тимопоэтин
в) вазопрессин
г) инсулин
8.
При недостаточности гормона какой железы развивается микседема:
а) гипофиза
б) паращитовидной железы
в) щитовидной железы
г) эпифиза
9.
Андрогены продуцируют:
а) паращитовидные железы
б) надпочечники
в) мужские половые железы
г) женские половые железы
10. Какой гормон вырабатывает мозговое вещество надпочечников:
а) тироксин
б) адреналин
в) эстроген
г) инсулин
11. Иннервацию эндокринных желез осуществляет:
а) черепно-мозговые нервы
б) вегетативная нервная система
48
в) спинномозговые нервы
г) симпатическая нервная система
12.Гормон, способствующий расщеплению гликогена является:
а) инсулин
б) глюкагон
с) интермедин
д) альдостерон
13. При гипофункции паращитовидных желез наблюдается:
а) гиперкальциемия
б) гипокальциемий
с) нормокальциемия
д) кальциемия
14. Гормоном эпифиза является:
а) серотонин
б) тиреотропный
с) меланотропный
д) андрогены
15.Гормонами передней доли гипофиза являются:
а) вазопрессин
б) соматотропный
с) тиреотропный
д) пролактин
49
50