Автор: Купырина Оксана Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ №35
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Мы в одной лодке"
Раздел: среднее образование
Мы в одной лодке…
Меняется наша жизнь, меняются взаимоотношения между людьми. И
школа как воплощение будущего претерпевает изменения как никто иной.
Сегодня она призвана не просто давать ребенку знания, ее основная задача –
научить учиться, раскрыть творческий, индивидуальный потенциал
личности, привить нестандартные формы мышления. Именно эти качества
личности будут востребованы в обществе. Но школа не может справиться с
этой задачей самостоятельно, она нуждается в помощи самых близких людей
для ребенка, его родителей. Кто как не они знают особенности своего ребенка
и могут помочь учителю строить отношения с учеником. Таким образом, в
условиях изменяющегося мира претерпеть изменения должны будут и
отношения между учителями и родителями. На смену авторитарному
лидерству школы должно прийти равноправное сотрудничество между
педагогом и родителями.
Первый опыт – участие мам в открытом внеклассном мероприятии,
посвященном »Дню матери». Три мамы из моего пятого класса
рассказывали о своей школьной жизни, своей работе и своих увлечениях.
Ребятам было интересно, задавали вопросы, особенно горды были те ребята,
чьи мамы пришли на эту встречу. Сами мамы боялись общения с детьми,
волнение сразу было видно. Во мне они старались найти поддержку, сами
себя успокаивая: »Оксана Юрьевна каждый день с ними одна, а нас-то
много!» И обращались ко мне: «Оксана Юрьевна, если что, помогите!»
Провала не произошло, все прошло отлично. Каждая мама была интересна
по-своему: одна увлекается спортом, вяжет, создает поделки из открыток,
цветной бумаги; другая – врач, пишет стихи, находя вдохновение в своих
детях и работе; третья - вяжет картины, создает просто шедевры.
Посмотрев на то, что у меня получилось на классном часе, я решила
показать это своим коллегам, да просто похвалиться своими родителями.
Элемент классного часа мы с детьми и родителями показали на
педагогическом совете, наша встреча прошла под девизом «Мы такие разные,
но…мы вместе!» После педсовета подходили коллеги, восхищались
родителями, а я сказала: «У вас не менее талантливые родители, только
нужно поискать».
Саму идею подобных мероприятий подала мне моя мама – Луконина Т.Я.,
учитель начальных классов. Она проводила такую встречу родителей и детей
в своем классе. Многое передала и многому научила меня моя мама. И до сих
пор поддерживает, и помогает мне во всем. Именно она поддержала мою
идею - привлечь родителей к работе на уроке. От внеклассного мероприятия к
учебной деятельности решила перейти я. Пусть родители посмотрят, как
работаю я на уроке и как работают их дети. Одно дело рассказать, а другое –
увидеть работу своего ребенка на уроке, оценить, как он ведет себя в
коллективе. Но мне нужно было не пассивное присутствие родителей, а их
активное участие в уроке.
Подготовка началась. Это уже был 6 класс. Во-первых, нужно было найти
таких родителей, которые смогли бы построить разговор с детьми по
определенной теме. Во-вторых, необходимо найти такой материал для урока,
в котором могли бы поучаствовать родители. В-третьих, и это самое трудное -
уговорить родителей на подобный эксперимент. Приблизительно я
представляла, с кем могу работать в собственном классе. Я не ошиблась,
меня поддержали, мамам показалось это интересным. Но родители
сомневались: смогут ли? Меня порадовало, что никто мне не отказал, значит,
я рассчитала верно. А самое главное, что было приятно, - это волнение
родителей: не подведут ли они учителя? Взаимопонимания мы достигли. Это
уже был успех. Тема, которую я решила взять, актуальна в наше время-
милосердие по повести Короленко В.Г. «Дети подземелья». Мамы честно
прочитали повесть, поделились своими мыслями со мной. Я поставила перед
ними задачу: в определенный момент урока каждая из них становится
учителем вместо меня. У мам началась паника. Одно дело - сидеть рядом с
детьми, отвечая на вопросы учителя, и совсем другое- быть учителем, самим
строить разговор. Но мамы взяли себя в руки и признали, что в таких
мероприятиях они не участвовали, и этот эксперимент будет для них
интересен.
Открытый урок с родителями прошел отлично. Дети активно работали.
Такая необычная форма урока и им была интересна, ведь перед ними не
просто их мамы, а учителя. Ребята старались, помогали друг другу, мамам,
учителю. Эмоций было много. Слезы в глазах мам, некоторых детей,
переживания за судьбу героев нас объединили, итог урока - мы были вместе.
Разговаривая с родителями после урока, обсуждая его, услышала такие слова:
«Никогда бы не подумала, что мой сын может так рассуждать. А слова - то
какие подбирал!»
Вот он, успех, - родители по-новому взглянули на ребенка, да и ко мне
отношение изменилось. Во мне видели не чужого человека, а близкого и
понятного, профессионала своего дела.
Но это родители, которых я знала хорошо. Это был класс, в котором я
-классный руководитель. А что если подобное провести в другом классе, где я
только предметник? Мне показалось это интересным. Но здесь я просто
учитель, родителей не знаю совсем. Я обратилась к классному руководителю,
она подсказала, на кого можно опереться. Мое предложение родителям
поучаствовать в уроке вызвало удивление. Но, несомненно, заинтересовало.
При подготовке одна мама отказалась : » Я не смогу!» Две другие решили
рискнуть. Рисковала и я. Урок снова был открытым, пришли гости. Урок
получился, но… совершенно другим. Другой класс, другие родители, другая
я. Детям вновь было интересно. А родители уходили со словами: «Спасибо
вам, Оксана Юрьевна, я много узнала о своем ребенке». Цель, которую я
ставила перед собой, я достигла.
Школа призвана помочь семье в воспитании детей. Эффективность
воспитательной работы зависит от взаимоотношений учителя с родителями,
его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку.
Взаимоотношения родителей школьников и учителей должны строиться на
началах тесного и доверительного сотрудничества. Основной задачей по этой
проблеме является организация системы работы учителя с родителями. И
тогда мы поможем ребёнку стать уверенной зрелой личностью, которая
сможет найти своё место в современном обществе, понимать и принимать
общечеловеческие ценности.
Мы все в одной лодке, так давайте сотрудничать.