Автор: Джиоева Ирина Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г.Волгодонска
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОО
Раздел: дошкольное образование
Сказкотерапия
–
один
из
видов
Сказкотерапия
–
один
из
видов
здоровьесберегающих
технологий
в
здоровьесберегающих
технологий
в
ДОО
.
ДОО
.
Сказкотерапия
–
один
из
видов
Сказкотерапия
–
один
из
видов
здоровьесберегающих
технологий
в
здоровьесберегающих
технологий
в
ДОО
.
ДОО
.
Методическая разработка для педагогов
дошкольных учреждений
Подготовила:
педагог-психолог МБДОУ
ДС «Голубые дорожки»
Джиоева И.В.
Актуальные задачи педагогики.
Ухудшение здоровья детей.
Рождение здорового ребенка в наше время стало
редкостью.
«здоровьесберегающие технологии» - комплекс
разнообразных форм и видов деятельности,
направленныых на сохранение и укрепление здоровья
воспитанников
Приоритетные задачи в программе модернизации
российского образования.
•
Оздоровление ребенка-дошкольника,
культивирование здорового образа
жизни.
•
Дошкольный возраст - период
интенсивного развития органов и
становление функциональных систем
организма
Здоровьесберегающие
педагогические технологии
•
Технологии сохранения и
стимулирования здоровья
(ритмопластика,
динамические паузы, подвижные и спортивные игры,
релаксация, пальчиковая гимнасика, гимнастика для
глаз, дыхательная гимнастика, игровая
оздоровительная гимнастика).
•
Технологии обучения здорового образа
жизни
(утренняя гимнастика, физкультурные занятия,
самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг,
точечный массаж).
•
Технологии коррекционные
(артикуляционная
гимнасика, психогимнастика, фонетическая ритмика,
цветотерапия , арттерапия, сказкотерапия).
Сказкотерапия -
«лечение
сказкой»
.
•
Сказка – любимый детьми жанр,
понятный и доступный их пониманию
•
Сказки — это кладезь мудрости,
советов, доброты и выходов из
различных ситуаций.
Функции сказок:
•
диагностическая (
выявление
существующей проблемы ребенка)
•
прогностическая (выявление
ранних
детских переживаний)
•
терапевтическая (коррекционная)
(
ребенку предлагается
положительный пример поведения)
Виды сказок:
По задаче:
По задаче:
•
Дидактические
(в форме учебного задания также учебные
задания и инструкции.
•
Медитативные
(для снятия психоэмоционального
напряжения). Похожи на путешествие.
•
Психотерапевтические
(для лечения души, с образом
главного героя “Я”, доброго волшебника
•
Психокоррекционные
(для мягкого влияния на поведение
ребенка)
•
Художественные
(знакомство ребенка с эстетическими
принципами, традициями человечества)
•
Диагностические
(герой является прообразом самого
ребенка, каким бы он хотел быть)
Виды сказок:
По содержанию:
По содержанию:
•
народные
(с идеями добра и зла, мира,
терпения, стремления к лучшему)
•
сказки о животных (
Дети до 5 лет
идентифицируют себя с животными и
стараются быть похожими на них
•
бытовые сказки
(рассказывают о
превратностях семейной жизни, показывают
способы разрешения конфликтных ситуаций)
•
волшебные сказки
(дети 5- 7 лет начинают
интересоваться человеческими
взаимоотношениями).
Задачи сказкотерапии
Развитие слухового и зрительного внимания
Развитие наблюдательности и зрительной
памяти
Развитие аналитических способностей
(умения сравнивать, обобщать, находить
причинно-следственные связи)
Развитие фантазии и творческого
воображения
Снятие эмоционального и физического
напряжения
Развитие умения быстро переключаться с
активной деятельности на пассивную
Развитие умения взаимодействовать с
окружающими, совершенствование
коммуникативных навыков
Решение дополнительных
задач.
•
отработка произвольного внимания
•
сплочение группы, развитие чувства
взаимопомощи и поддержки,
•
развитие памяти,
•
расширение эмоционально-
поведенческих реакций
•
работа с детьми, имеющими речевые
нарушения (задача логопеда).
Формы работы в сказкотерапии:
•
Рассказывание сказок
•
Сочинение сказок
•
Постановка (разыгрывание) сказки
•
Сказочная имидж-терапия.
•
Сказочное рисование
•
Медитации на сказку
Требования в работе со сказкой:
Уместность – психотерапевтическую сказку
уместно использовать лишь тогда, когда
произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора
детей, непослушание, тревожность и др.). В
противном случае можно исказить всю идею.
Искренность – безусловно, от воспитателя
требуется открытость и искренность
повествования.
Дозированность – сказкотерапия побуждает к
размышлению. Это длительный
процесс . Поэтому нельзя
«перегружать» детей
психотерапевтическими
сказками, чтобы они не утратили
к ним чувствительность.
1. Ритуал «вхождения в сказку».
2. Чтение сказки.
3. Обсуждение сказки.
4. В конце занятия - ритуал
«выхода из сказки».
Оборудование для сказкотерапии:
•
Куклы бибабо
(перчаточные куклы)
•
Пальчиковые куклы
Оборудование для сказкотерапии:
•
Пластиковые и деревянные персонажи людей и
животных
•
Красочные картины
по сюжету сказки
Какие сказки можно использовать в ДОУ
:
•
Развивающие и обучающие сказки, позволяют
накапливать опыт об окружающем мире, правилах
поведения.
•
Народные художественные сказки, способствуют
воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи,
поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.
•
Медитативные сказки, помогают расслабиться, снять
напряжение.
•
Диагностические сказки, позволяют определить
характер ребенка и его отношение к тому, что его
окружает.
•
Психологические сказки способствуют преодолению
страхов, обретению уверенности в себе и др.
Условия пространства и времени
•
1 раз в неделю.
•
В младшей и средней группах - 15-20 минут
•
В старшей и подготовительной до 25-30 минут.
•
Наличие хорошо освещенного помещения, без
лишней мебели и предметов, отвлекающих
внимание
У сказки есть счастливая возможность перелететь через
пропасти, охватить бесконечные пространства, сталкивать
различные времена, сочетать самые крупные вещи с самыми
маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия.
Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу
лишится всего: и мудрости, и чувства справедливости, и
дара воображения, и предвидения.
С.Я.Маршак
Счастливого
сказочного
путешествия
!