Напоминание

Использование инновационных технологий на уроках литературы (из опыта работы)


Автор: Гайсуркаева Марьям Донгаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "Гудермесский железнодорожный техникум"
Населённый пункт: г. Гудермес
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование инновационных технологий на уроках литературы (из опыта работы)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тезисы

Сегодня перед современным образованием стоит задача – приобщить учащихся к научно-

исследовательской и экспериментальной деятельности, воспитывать высокообразованную личность с

активной жизненной позицией, способной конкурировать на международном уровне. Немаловажную

роль играют здесь современные образовательные технологии. Их использование также важно потому,

что

они

во

многом

личностно-ориентированные,

выявляют,

прежде

всего,

особенности

учащихся,

содействует

развитию

и

проявлению

личностных

качеств

учащихся,

формированию

его

индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.

Технология проблемного обучения позволяет оживить и активизировать учебный процесс,

способствует

формированию

нравственного

воспитания

учащихся,

учит

проникать

в

суть

изучаемого произведения, выявлять не только идею, проблему художественного произведения, но

и определять значение средств художественной выразительности. Суть проблемного обучения в

том, чтобы создавать проблемные ситуации и организовать деятельность учащихся по решению

учебной проблемы, обеспечивая оптимальное сочетание самостоятельности учащихся в поисковой

деятельности с усвоением необходимых знаний.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной

информации.

Внедрение

новых

информационных

технологий

в

учебный

процесс

позволяет

активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы

учащихся. Применение

их

в

преподавании

литературы

способствует

совершенствованию

практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и

индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует

познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал

Применение

игровых

форм

на

уроке

создает

предпосылки

для

активизации

познавательной деятельности, для эффективности восприятия и понимания учащимся учебного

материала, для раскрытия творческих способностей обучающихся. Игра на уроке способствует

повышению общего развития, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах.

Использование

игровой

технологии

на

уроках

литературы

отражает

всё

многообразие

человеческой

деятельности:

интеллектуальную,

эстетическую,

нравственно-психологическую,

коммуникативную и другие.

Технология развития критического мышления – это естественный способ взаимодействия с

идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее

оценить, осмыслить, применить, делать

выводы относительно точности и ценности данной

информации.

Учащиеся

не

сидят

пассивно,

слушая

преподавателя,

а

становятся

главными

действующими лицами урока.

Введение

В

современном

образовании

много

внимания

уделяется

инновационным

технологиям. Это

объясняется

тем,

что

в

стратегии

модернизации

образования

подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех

ступенях обучения, позволяющих формировать целостную систему универсальных

знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной

ответственности

обучающихся,

то

есть

ключевые

компетенции,

определяющие

современное качество содержания образования.

Использование современных технологий на уроке актуально, так как позволяет

в

наибольшей

степени

решить

поставленную

государством

задачу

гуманизации

образования,

заключающуюся

в

построения

такого

учебного

процесса,

где

на

первый

план

выдвигается

взаимосвязанная

деятельность

учителя

и

ученика,

нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

Поэтому для меня, как для современного учителя, стало необходимым не только

давать

учащимся

образование

в

виде

системы

знаний-умений-навыков,

но

и

всемерно

развивать

познавательные

и

творческие

возможности

учеников,

воспитывать личность.

Опыт преподавания

уроков литературы

подтверждает, что эффективность

обучения повышается, если на занятиях использовать инновационное обучение, в

основе которого лежат современные образовательные технологии,

Они привлекательны тем, что

выявляют особенности развития

учащихся,

содействует развитию и проявлению личностных качеств учащихся, формированию

его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих

возможностей.

А

уроки

литературы,

по

моему

мнению,

как

никакие

другие,

помогают

личности

раскрыться.

Преподаватель

видит в

студенте

самобытную

личность, мыслящего собеседника, с мнением которого надо особенно считаться, так

как он видит мир непредубеждённым взглядом.

1. Цель

на ше й

ра б от ы

-

пока зат ь необходимость

использования

современных технологий на уроках литературы

Задачи:

2. Раскрыть

содержание

современных

педагогических

технологий.

Определить

их

роль и значение на современном этапе образовательного

процесса.

3. Рассказать о формах, приемах и методах их

использования во время

учебного процесса.

4. На приведенных примерах из практической работы показать позитивные

стороны использования современных технологий на уроках литературы

Среди множества современных технологий наиболее

приемлемыми для

уроков литературы для меня являются следующие:

- технология проблемного обучения ;

- технология развития критического мышления;

- компьютерные технологии ( ИКТ);

- создание ситуации успеха на уроке.

Эти

технологии

привлекательны

в

первую

очередь

тем,

что

являются

предметно-личностно-ориентированными, в центре их внимания

– ученик, его

личность, его неповторимый внутренний мир. Ведь от меня, как от современного

учителя, требуется не только дать учащемуся образование в виде системы знаний-

умений-навыков,

но

и

всемерно

развивать

познавательные

и

творческие

возможности студентов, воспитывать личность.

При

использовании

инновационных

технологий

в

обучении

литературы

успешно применяю следующие приемы, формы и методы:

- опорный конспект;

- мозговая атака;

- групповая дискуссия;

- чтение с остановками и Вопросы Блюма;

- кластеры;

- синквейн;

- перепутанные логические цепочки;

- дидактическая игра;

- работа с тестами;

- работа с текстами;

- групповая форма работы;

- коллективная форма работы;

- нетрадиционные формы домашнего задания и др.

Технология проблемного обучения

На уроках литературы наибольшее предпочтение

я отдаю

проблемному

обучению. Оно

привлекательно

тем,

что в процессе урока учащиеся заняты не

столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем,

подобранных в определенной системе. Преподаватель организует работу учащихся

таким

образом,

что

они

самостоятельно

отыскивают

в

материале

нужные

для

решения

поставленной

проблемы

сведения,

делают

необходимые

обобщения

и

выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже

известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить и т.п. При таком методе

работы

внимание

учащихся

обращается

не

только

на

содержание

усваиваемых

знаний, но и на способы организации учебной деятельности по их усвоению. Кроме

того,

усвоение

знаний

осуществляется

путем

совместной,

коллективной

деятельности преподавателя и студентов.

Основным

методом

проблемного

обучения

является

эвристический

метод

(частично поисковый.) Эвристический метод развивает литературные способности

учащихся,

учит

самостоятельному

приобретению

знаний

и

умений.

Он

предполагает работу над текстом художественного произведения: анализ эпизода

или целого произведения, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, анализ

образа

героя,

сравнительную

характеристику

героев;

выступления

на

диспуте,

сочинения

на

частные

и

обобщающие

темы

как

результат

своей

работы

над

произведением.

Основу проблемного обучения составляет умение найти острый, проблемный

вопрос, создав тем самым на уроке проблемную ситуацию и организовав способы

ее

решения.

Существует несколько методических приемов

выполнения этой

задачи. Я делаю это так.

1.

В начале урока создаю проблемную ситуацию

2.

Подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его

разрешения.

3.

Организую

поиски

гипотезы

и

предположительного

объяснения

обнаруженных противоречий.

4.

Побуждаю

учащихся

сравнивать,

обобщать,

делать

выводы

из

ситуации,

сопоставлять события, факты (например, сравнивать высказывания разных

героев)

5.

Организую проверку гипотезы и поиск средств решения данной проблемы .

6.

Излагаю

различные

точки

зрения

на

данную

проблем

у(например,

противоположные

точки

зрения

критиков

на

образы

главных

героев,

на

философскую концепцию автора).

7.

Анализируем результаты, делаем выводы, применяя полученные знания во

время занятия.

При проблемном обучении, на мой взгляд,

лучше использовать групповую

форму

работы,

чтобы

одновременно

выдвигать

и

проверять

несколько

гипотез,

что

я

активно

использую

в

своей

практике.

Ответ

на

поставленные

проблемы

организуется

в

форме

коллективного

поиска,

раскрепощенного

суждения,

дискуссии, организуемых и инициируемых преподавателем.

Технология

проблемного

обучения

привлекательна

тем,

что

применима

практически на уроках всех типов.

В

своей

работе

я

во

многом

опираюсь

на

работы

В.Г.Марацмана,

петербургского

методиста,

ученого,

считающего,

что

проблемная

ситуация

не

замыкается

в

рамках

одного

урока.

Проблемные

ситуации

каждого

урока

он

предлагает

рассматривать

как

развитие

общей,

исходной

проблемной

ситуации.

В соответствии с его концепцией

при изучении романа Л.Н.Толстого «Война и

мир» отдельные вопросы и задания для проблемного изучения данного романа

были разделены мною на три блока под следующими названиями:

«Люди как реки»

1.

Каков итог жизненных исканий Андрея Болконского?

2.

Что может послужить причиной кардинального изменения в жизни героев?

3.

Приведите

примеры

стремления

Пьера

Безухова

«быть

вполне

хорошим»

4.

В

чем

истинная

красота

человека?

(на

примере

характера

Наташи

Ростовой)

«Мысль народная в романе»

1.

Как в главных героях романа прослеживается «мысль народная»?

2.

Привести примеры о роли антитезы в идейном содержании романа.

3.

Согласны ли, что образ Платона Каратаева является основополагающим

в оценке деятельности Пера Безухова в эпилоге романа?

4.

Как вы понимаете метафору «дубина народной войны»?

Осуждение бонапартизма в романе

1.

В чем смысл противопоставления Кутузова и Наполеона?

2.

Какую роль при описании Наполеона играет эпитет «маленький»?

3.

Привести

примеры

проявления

бонапартизма

у

второстепенных

героев романа.

4.

Под

влиянием

чего

меняются

взгляды

Андрея

Болконского

и

Пера

Безухова на Наполеона?

5.

Перечитайте

эпилог

романа

и

объясните

значение

сна

Николеньки

Болконского.

Нередко

урок

проходит

в

форме

диспута,

который

п о з в ол я е т

аргументировано формировать суждения

и

оценки, делать их

развернутыми и

отточенными. Сам характер полемики заставляет четко определять свое и чужое,

совместное и несовместимое в мнениях. Например, рассматривая философскую

проблематику

поэмы

А.

Блока

„Двенадцать",

задаю

вопрос:

„Почему

в

конце

поэмы возникает образ Христа?"

В белом венчике из роз —

Впереди — Иисус Христос.

И предлагаю учащимся три мнения по этому вопросу.

1.

Образ

Христа

появляется

для

того,

чтобы

показать

«святость

революции», благословить ее

2.

.«Христос

вовсе

не

идет

во

главе

12

красногвардейцев,

а,

напротив,

преследуется

ими».

3.

Вероятнее всего, Иисус выступает в поэме как Спаситель грешных душ,

заблудших в политическом мраке людей. Он надеется на раскаяние тех,

которые „не ведают, что творят".

При обсуждении проблемных вопросов высказываются различные мнения,

нередко

противоположные.

И

это

особенно

важно,

так

как

показывает,

что

студенты думают, переживают, отстаивают свою точку зрения.

Таким

образом,

технология

проблемного

обучения

позволяет

оживить

и

активизировать

учебный

процесс,

способствует

формированию

нравственного

воспитания учащихся, учит проникать в суть изучаемого произведения, выявлять

не

только

идею,

проблему

художественного

произведения,

но

и

определять

значение

средств

художественной

выразительности.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)

Современный

урок

литературы

сегодня

невозможно

представить

без

использования информационных и коммуникативных технологий. Внедрение новых

информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс

обучения,

повысить

темп

урока,

увеличить

объем

самостоятельной

работы

у ч а щ и хс я . Применение

их

в

преподавании

литературы

спо собствует

совершенствованию

практических

умений

и

навыков,

позволяет

эффективнее

организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения,

повышает

интерес

к

урокам

словесности,

активизирует

познавательную

деятельность учащихся и развивает творческий потенциал

Каждый преподаватель литературы

мечтает о том, чтобы после его урока

учащиеся вышли не только с усвоенной суммой знаний, но и

в приподнятом

эмоциональном

состоянии.

Важное

место

в

этом

играет

наглядность.

В

методической

литературе

накоплен

большой

опыт

работы

с

иллюстрациями,

репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит

проблема

раздаточного

материала.

Эту

проблему

нам

могут

помочь

решить

компьютерные

информационные

технологии,

которые

дают

возможность

подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор

слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на

уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой

программы можно организовать на уроках литературы сопоставление иллюстраций,

сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Учащиеся

за у р о к

м о г у т

н е только

познакомиться

с портретами,

фотографиями,

иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи,

музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность,

яркость,

новизна

компьютерных

элементов

урока,

в

сочетании

с

другими

методическими

приемами

делают

урок

необычным,

увлекательным

и

запоминающимся.

Информационные

технологии

значительно

расширяют

возможности

предъявления учебной информации. Применение в презентациях цвета, графики,

звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную

обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию

учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя

наиболее

широкому

раскрытию

их

способностей,

активизации

умственной

деятельности.

Информационные технологии используются мной в обучении на всех

этапах учебного процесса, а также во внеурочное время при подготовке домашних

заданий,

выступлений

на

уроках

и

научно-практических

конференциях,

при

подготовке к внеклассным мероприятиям .

Я применяю ИКТ, во-первых, при изложении нового материала: визуализация

знаний

(демонстрационно-энциклопедические

программы,

программы

создания

презентаций, интерактивная доска). Во-вторых, на этапе закрепления изученного

материала (программы-тренажеры). В-третьих, при контроле и проверке изученного

(программы

для

тестирования

и

контроля).

В-четвертых,

при

самостоятельной

работе

учащихся

(программы-репетиторы,

электронные

энциклопедии,

развивающие программы). Наконец, для индивидуальной тренировки конкретных

способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п.

Особенно

эффективно

использование

компьютера

для

тренинга

и

контроля

усвоения знаний и навыков учащихся, так как в индивидуальной работе с учащимся

он способен выявить все пробелы в его знаниях и методически искоренять их до

полной

ликвидации.

Сейчас

в

распоряжении

преподавателя

появилось

много

образовательных

программ

на

CD

с

тренажерами,

моделирующими

и

контролирующими

тестами,

тренировочными

упражнениями.

Работая

на

компьютере

с

тестами,

выполняя

задания

на

интерактивной

доске,

студенты

проявляют

неподдельный

интерес,

а

элемент

новизны

способствует

усилению

внешней и внутренней мотивации обучения.

Хотелось бы отметить также коллекцию дисков виртуальной школы «БКМ», в

которой

материал

представлен

поурочно,

есть

аудио-

и

видеофрагменты,

великолепный иллюстративный материал, изучаемые тексты, терминологический

словарь. Разработчиками программного обеспечения материал дан по основным

разделам

литературы.

Замечательные

портреты

писателей,

иллюстрации

к

их

произведениям, отрывки, кроссворды, тексты позволяют разнообразить урок. Так,

при изучении романа в стихах «Евгений Онегин» после чтения соответствующей

главы

можно

послушать

арию

Ленского,

дуэт

Онегина

и

Татьяны.

Урок,

посвященный

теме

гордого

одиночества

в

лирике

Лермонтова,

будет

гораздо

интереснее, если звучит романс «И скучно, и грустно". Для знатоков и любителей

литературы

можно

воспользоваться

кроссвордами

для

уроков

обобщения

и

повторения.

На

уроках

литературы

я

использую

различные

обучающие

программы,

электронные

учебники,

тестовые

задания,

электронные

словари,

аудиокниги,

видеофильмы. Это «Фраза», «Литература. 1С Репетитор», «Школьный курс уроков

литературы», « «Подготовка к ЕГЭ по литературе ». Достоинство электронного

учебника в том, что большой объѐм информации собран на одном диске, наглядно

представлен

и

озвучен

теоретический

материал,

позволяющий

выявить

темы,

недостаточно усвоенные учеником.

На уроках закрепления изученного материала неоценимую помощь оказывают

обучающие тесты из коллекции образовательных ресурсов. Известно всего три вида

компьютерных заданий (выбор, ввод по шаблону, распределение по группам), но,

работая с коллекцией, ученики встретятся с множеством их модификаций. Это

разнообразие

заданий

объясняется

не

только

стремлением

сделать

их

более

интересными

для

учеников.

Чаще

всего

сама

тема,

языковой

материал,

ее

обеспечивающий, требуют поиска формы, максимально отвечающей содержанию, а

также поставленным задачам и целям. Многие задания иллюстрированы рисунками,

их

включение

обосновано

психологическими

особенностями

учащихся

данной

возрастной категории, а также игровой, занимательной формой многих заданий.

Часто рисунок помогает решить поставленную перед студентом задачу. Такие виды

работ повышают мотивацию учащихся к изучению правил, развивают внимание,

скорость, умение работать в команде.

С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в

программе MicrosoftPowerPoint, что позволяет, во-первых, значительно сэкономить

время

на

уроке,

во-вторых,

увеличить

яркость

восприятия

материала

за

счет

предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести

элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Таким

образом,

использование

ИКТ

на

уроках

литературы

значительно

повышает

не

только

эффективность

обучения,

но

и

помогает

создать

более

продуктивную

атмосферу

на

уроке,

заинтересовать

учащихся

изучаемым

материалом. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не

отстать от времени и от своих учеников.

Компьютер, конечно, не заменит учителя, но позволит индивидуализировать и

дифференцировать

процесс

обучения,

контролировать

деятельность

каждого,

активизировать

творческие

и

познавательные

способности

учащихся,

оптимизировать

учебный

процесс,

значительно

увеличить

темп

работы.

Это

приводит к росту качественной успеваемости по литературе и сохраняет устойчивый

интерес к предмету на протяжении всех лет его изучения.

Игровые технологии

Важную роль для повышения мотивации в обучении учащихся играют игровые

технологии. Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит ее

феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в

творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношении и проявлений в труде.

Это очень действенный метод для развития и совершенствования познавательных,

умственных и творческих способностей обучающихся.

Использование игровых технологий на уроках литературы привлекательно тем,

что они позволяют в непринужденной форме решать сложные задачи, а именно:

1.

Дидактические: расширение кругозора, формирование определенных умений и

навыков, необходимых в практической деятельности.

2.

Во спитывающие:

формирование

нравственных,

эстетиче ских

и

мировоззренческих

установок;

воспитание

сотрудничества,

чувства

коллективизма, воспитание самостоятельности, и воли.

3.

Развивающие:

развитие

внимания,

мышления,

творческих

способностей,

умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения;

развитие мотивации учебной деятельности.

4.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к

условиям среды; стрессовый контроль, обучение общению; психотерапия.

Чаще всего

для организации разносторонней работы учащихся по освоению

ими новых знаний, умений, навыков в практике своей работы мною используются

такие формы, как

- урок - викторина;

- урок - ролевая игра;

- урок – КВН;

- урок – театр;

- урок –конкурс;

- урок – диспут;

- урок – аукцион знаний;

- урок – концерт и др.

Большой интерес вызывают у студентов уроки, – концерты, уроки-конкурсы,

которые проводятся

при изучении творчества поэтов. На них представлены и

биография,

и

творчество

поэта,

и

его

стихи;

обязательно

музыкальное

сопровождение.

В

такой

форме

проводились

уроки

по

творчеству

поэтов

Серебряного века, А.А.Ахматовой, С.А.Есенина, А.А.Блока. Эти уроки позволили

за ограниченное время дать максимум эмоциональных впечатлений и обобщить

огромный учебный материал.

Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за

внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на

уроке стоит кропотливая подготовительная работа преподавателя,

но она окупается

сторицей, так как ставят учащихся в обстоятельства, побуждающие и обязывающие

их прочесть литературное произведение.

Игровые формы я использую и как элемент урока. Они легко подбираются

по тематическому принципу для каждого раздела учебного курса. Игры являются

удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения

новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного

занятия.

Очень часто использую на уроке

кроссворды, в особенности те, которые

составлены самими учащимися. Здесь творчество неиссякаемо.

Такие игры не

только разнообразят урок, но и заставляют учащихся мобилизовать все знания,

полученные ими во время обучения. Это своеобразный тест на проверку знаний и

умений их применить на практике.

Литературные викторины

используются

в познавательных играх, где на

первый

план

выступает

также

наличие

знаний.

Игра

должна

соответствовать

знаниям, которыми располагают учащиеся, и в этом случае надо определить, кому

следует адресовать ту или иную игру. Очень часто на уроке можно найти время для

небольшой викторины по произведениям, изучаемым в школе.

Ролевые игры позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся,

их

интересы,

расширяют

контекст

деятельности,

выступают

как

эффективное

средство создания мотива к диалогическому общению, способствуют реализации

деятельностного подхода в обучении, когда в центре внимания находится учащийся

со своими интересами и потребностями. Использования данной группы игр на уроке

усиливает эмоциональное восприятие материала.

Сюжетно-ролевые

игры – это

эффективный приём работы, вызывающий интерес у учащихся, активизирующий их

деятельность, дающий им возможность проявить свои творческие способности.

Опыт работы показывает, что применение

игровых форм на

уроке

создает

предпосылки для активизации познавательной деятельности, для эффективности

восприятия и понимания учащимся учебного материала, для раскрытия творческих

способностей

обучающихся.

Игра

на

уроке

создает

ситуацию

психологической

раскованности,

способствует

повышению

общего

развития,

умению

ориентироваться

в

различных

жизненных

обстоятельствах.

Таким

образом,

использование

игровой

технологии

на

уроках

литературы

отражает

всё

многообразие

человеческой

деятельности:

интеллектуальную,

эстетическую,

нравственно-психологическую, коммуникативную и другие.

Вывод.

Подводя

итог,

можно

отметить,

что

современные

образовательные

технологии обучения помогают формировать творческий, инновационный подход к

пониманию

изученного,

развивают

самостоятельность

мышления,

позволяют

преподавателю

отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и

навыки. О н и воспитывают

чувство ответственности по отношению к родному

слову, чуткость к красоте и выразительности родной речи, помогают формированию

внутренней

потребности

личности

в

непрерывном

духовно-нравственном

совершенствовании,

позволяющем

осознать

и

реализовать

свои

личные

возможности. Как показывает практика, использование разнообразных методов и

приемов активного обучения пробуждает у студентов интерес к самой учебно-

познавательной деятельности и формирует потребность в систематическом чтении

художественных

произведений,

способствующих

приобщению

к

величайшим

произведениям искусства.

Итогом моей педагогической деятельности является то, что, принимая участие

в

ежегодном

Всероссийском

конкурсе

достижений

талантливой

молодежи

«Национальное достояние России», мои студенты становятся его победителями и

призерами,

а

в

Международной

Олимпиаде

по

основам

наук

награждаются

Дипломами I степени.

Библиография

1.

Русская

литература ХХ века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных

учреждений. М., «Дрофа» 2009 г.

2.

Учебник литературы для студентов СПО под редакцией М. Ф. Обернихиной. –

М., изд. центр «Академия, 2012 г.

3.

Ю.К. Бабанский. Оптимизация процесса обучения. М., Просвещение,2007 г

4.

Компьютерные телекоммуникации в школе. Под ред. Е.С.Полат - М., 1995 г.

5.

Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы.- М,

Просвещение, 2010 г.

6.

Д.С.

Левитас.

Практика

обучения:

современные

образовательные

технологии. Мурманск, 2003 г.

7.

Селевко

Г.

К.,

Современные

образовательные

технологии.

М.,

Народное

образование, 1998 г.

8.

Максаков, А.И. Учите, игра: Игры и упражнения со звучащим словом ∕

А.И. Максаков ,Г.А. Тумакова. - М.: Просвещение, 2003.

9.

Михелькевич В.Н. и др. Справочник по педагогическим инновациям.- Самара,

2011г.

10. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей. М.,

1997 г.

11.

Роберт

И.В.

Современные

информационные

технологии

в

образовании.

Дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс,

2004.

12.Ширинкина

М.А.

Компьютерное

обеспечение

гуманитарного

образования.

Пермь: Пермский государственный университет, 2007 г.

13. Пташкина, В.Н. Игровые технологии на уроках литературы. Волгоград:

Учитель, 2008.

14.

Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Из опыта

работы ∕ Г.С. Швайко. - М., Просвещение, 2008 г.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!