Автор: Аликина Алёна Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: Свердловская обл. г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности"
Раздел: дополнительное образование
Декоративно-прикладное искусство как средство развития,
творческой личности
Высокий
художественный
уровень
творческого
освоения
всех
доступных
форм
материала
в
современном
декоративном
искусстве
позволяет
утверждать,
что
и
художественный
труд
рассматривается
как
необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания
детей.
С
учетом
общих
требований
нравственно-трудового
воспитания
рассматриваются
вопросы
формирования
трудовых
навыков
учащихся
в
области
прикладного
искусства,
их
дальнейшего
совершенствования,
постепенного расширения содержания трудовой деятельности, ручной труд
учащихся
является
одним
из
компонентов
эстетической
деятельности,
в
основе которой лежат принципы и художественное содержание декоративно-
прикладного
искусства.
Занятия
художественным
творче ством
демонстрируют
широкие
возможности
такой
продуктивной
деятельности,
которой
можно
увлечь
ребят,
чтобы
заполнить
их
свободное
время
интересным и содержательным делом. Развить стремление к прекрасному,
воспитать вкус и уважение к народным традициям.
Художественный
ручной
труд
-
это
творческая
работа
ребенка
с
различными
материалами,
в
процессе
которой
он
создает
полезные
и
эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд
является декоративной, художественно-прикладной деятельностью учащихся,
поскольку
при
создании
красивых
предметов
он
учитывает
эстетические
качества
материалов
на
основе
имеющихся
представлений,
знаний,
практического
опыта,
приобретенных
в
процессе
трудовой
деятельности,
учитель должен не только формировать и совершенствовать его трудовые
навыки,
но
и
постепенно
расширять
содержание
трудовой
деятельности
учащихся, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда.
Многие педагоги считают важным развитие у ребенка способности
заранее
предвидеть
результаты
своих
действий,
п л а н и р о ват ь
последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт.
Известный
психолог
А.В.Запорожец
писал,
что
способность
понимать
прекрасное
умом
и
сердцем
наиболее
успешно
развивается
тогда,
когда
ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении
при
восприятии
произведений
искусства,
одновременно
участвуя
в
доступных ему формах художественной самодеятельности.
Передача
навыков
ремесла
из
поколения
в
поколение,
творческий
процесс
изготовления
изделий
под
руководством
учителя
способствуют
закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению
спецификой
ремесленного
мастерства,
формированию
первоначальных
представлений
о
народно-декоративном
искусстве.
Понятие
наследия,
традиции
в
обучении
художественному
ремеслу
имело
важное
значение.
Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал в себе
не
только
индивидуальное
творчество,
но
и
наследованный
опыт
предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий.
Народное искусство - это цельный и стройный мир особого отношения
человека
к
окружающей
жизни,
к
своему
труду
и
быту.
Оно
отражает
мировоззрение,
историческую
обстановку
и
социальные
условия
жизни
человека, его мышление, чувства, характер, умение наблюдать и отображать
реальность и красоту в природе и общественной жизни.
Искусство, как один из видов проявления творчества человека, может
быть
по
отношению
к
объекту
не
только
изобразительным
(пейзаж,
натюрморт
и
т.п.),
но
и
преобразующим
-
художественно
изменяющим
окружающую материальную среду (например, сделать из дерева мебель, из
тканого холста сшить одежду), т.е. создать вещи так, чтобы они радовали
своей
красотой,
поэтому
искусство
идет
по
двум
путям:
образного
воспроизведения действительности и декоративного ее преобразования.
Народное
декоративно-прикладное
искусство
-
неотъемлемая
часть
культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки,
понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает
чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично
развитой
личности.
Основанное
на
глубоких
художественных
традициях,
народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно
влияет на формирование человека: будущего. Художественные произведения,
созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю,
умение видеть и понимать окружающий мир.
В
современной
культуре
народное
искусство
живет
в
своих
традиционных
формах.
Благодаря
этому
изделия
народных
мастеров
сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются, как носитель
целостной художественной культуры.
Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают
в
быт
людей,
формируя
художественный
вкус,
создавая
эстетически
полноценную
среду,
определяющую
творческий
потенциал
личности.
Поэтому велика роль школ, где успешно ведется работа по ознакомлению
детей с образцами народного творчества.
Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен
людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписным! подносами и
шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несет в себе
тепло рук мастера, тонкое понимание природы умение просто, но с большим
чутьем
к
форме
и
цвету
отбирать
для
своих
изделий
только
то,
что
необходимо, то, что поистине прекрасно.
Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну ту же
вещь, мастер всегда вносит что-то новое в узор, да и форма не может
получиться
каждый
раз
абсолютно
одинаковой.
Как
правило,
народный
мастер работает без предварительных эскизов. Все формы, элементы узоров
он держит в памяти и каждый раз, компонуя их по-разному, создает новые
варианты своих произведений.
Народный мастер создает разные изделия. Это и солонки с хохломской
росписью,
и
хлебницы,
и
блюда,
расписанные
Городецкими
мастерами.
Народное искусство - достояние не только взрослых, но и детей, которые с
увлечением играют как с деревянными расписными матрешками, так и с
глиняными фигурками кировских мастеров. Пользуются особым спросом
деревянные
ложки,
плетеные
корзины,
половики
из
лоскутов
и
другие
предметы народных умельцев.
Как
уже
говорилось,
изобразительное
народное
искусство
обладает
огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой
для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно,
красочно,
оригинально
по
своему
замыслу.
Оно
доступно
детскому
восприятию,
так
как
несет
в
себе
понятное
детям
содержание,
которое
конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает учащимся красоту и
прелесть окружающего мира.
Современное
декоративно-прикладное
искусство
развивается
на
лучших традициях народного искусства. В этом огромная сила нравственно
эстетического воздействия на человека, и в первую очередь на подрастающее
поколение,
интенсивно
впитывающее
в
себя
любую
поступающею
информацию.