Напоминание

"Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности"


Автор: Аликина Алёна Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: Свердловская обл. г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Декоративно-прикладное искусство как средство развития,

творческой личности

Высокий

художественный

уровень

творческого

освоения

всех

доступных

форм

материала

в

современном

декоративном

искусстве

позволяет

утверждать,

что

и

художественный

труд

рассматривается

как

необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания

детей.

С

учетом

общих

требований

нравственно-трудового

воспитания

рассматриваются

вопросы

формирования

трудовых

навыков

учащихся

в

области

прикладного

искусства,

их

дальнейшего

совершенствования,

постепенного расширения содержания трудовой деятельности, ручной труд

учащихся

является

одним

из

компонентов

эстетической

деятельности,

в

основе которой лежат принципы и художественное содержание декоративно-

прикладного

искусства.

Занятия

художественным

творче ством

демонстрируют

широкие

возможности

такой

продуктивной

деятельности,

которой

можно

увлечь

ребят,

чтобы

заполнить

их

свободное

время

интересным и содержательным делом. Развить стремление к прекрасному,

воспитать вкус и уважение к народным традициям.

Художественный

ручной

труд

-

это

творческая

работа

ребенка

с

различными

материалами,

в

процессе

которой

он

создает

полезные

и

эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд

является декоративной, художественно-прикладной деятельностью учащихся,

поскольку

при

создании

красивых

предметов

он

учитывает

эстетические

качества

материалов

на

основе

имеющихся

представлений,

знаний,

практического

опыта,

приобретенных

в

процессе

трудовой

деятельности,

учитель должен не только формировать и совершенствовать его трудовые

навыки,

но

и

постепенно

расширять

содержание

трудовой

деятельности

учащихся, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда.

Многие педагоги считают важным развитие у ребенка способности

заранее

предвидеть

результаты

своих

действий,

п л а н и р о ват ь

последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт.

Известный

психолог

А.В.Запорожец

писал,

что

способность

понимать

прекрасное

умом

и

сердцем

наиболее

успешно

развивается

тогда,

когда

ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении

при

восприятии

произведений

искусства,

одновременно

участвуя

в

доступных ему формах художественной самодеятельности.

Передача

навыков

ремесла

из

поколения

в

поколение,

творческий

процесс

изготовления

изделий

под

руководством

учителя

способствуют

закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению

спецификой

ремесленного

мастерства,

формированию

первоначальных

представлений

о

народно-декоративном

искусстве.

Понятие

наследия,

традиции

в

обучении

художественному

ремеслу

имело

важное

значение.

Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал в себе

не

только

индивидуальное

творчество,

но

и

наследованный

опыт

предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий.

Народное искусство - это цельный и стройный мир особого отношения

человека

к

окружающей

жизни,

к

своему

труду

и

быту.

Оно

отражает

мировоззрение,

историческую

обстановку

и

социальные

условия

жизни

человека, его мышление, чувства, характер, умение наблюдать и отображать

реальность и красоту в природе и общественной жизни.

Искусство, как один из видов проявления творчества человека, может

быть

по

отношению

к

объекту

не

только

изобразительным

(пейзаж,

натюрморт

и

т.п.),

но

и

преобразующим

-

художественно

изменяющим

окружающую материальную среду (например, сделать из дерева мебель, из

тканого холста сшить одежду), т.е. создать вещи так, чтобы они радовали

своей

красотой,

поэтому

искусство

идет

по

двум

путям:

образного

воспроизведения действительности и декоративного ее преобразования.

Народное

декоративно-прикладное

искусство

-

неотъемлемая

часть

культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки,

понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает

чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично

развитой

личности.

Основанное

на

глубоких

художественных

традициях,

народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно

влияет на формирование человека: будущего. Художественные произведения,

созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю,

умение видеть и понимать окружающий мир.

В

современной

культуре

народное

искусство

живет

в

своих

традиционных

формах.

Благодаря

этому

изделия

народных

мастеров

сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются, как носитель

целостной художественной культуры.

Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают

в

быт

людей,

формируя

художественный

вкус,

создавая

эстетически

полноценную

среду,

определяющую

творческий

потенциал

личности.

Поэтому велика роль школ, где успешно ведется работа по ознакомлению

детей с образцами народного творчества.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен

людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписным! подносами и

шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несет в себе

тепло рук мастера, тонкое понимание природы умение просто, но с большим

чутьем

к

форме

и

цвету

отбирать

для

своих

изделий

только

то,

что

необходимо, то, что поистине прекрасно.

Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну ту же

вещь, мастер всегда вносит что-то новое в узор, да и форма не может

получиться

каждый

раз

абсолютно

одинаковой.

Как

правило,

народный

мастер работает без предварительных эскизов. Все формы, элементы узоров

он держит в памяти и каждый раз, компонуя их по-разному, создает новые

варианты своих произведений.

Народный мастер создает разные изделия. Это и солонки с хохломской

росписью,

и

хлебницы,

и

блюда,

расписанные

Городецкими

мастерами.

Народное искусство - достояние не только взрослых, но и детей, которые с

увлечением играют как с деревянными расписными матрешками, так и с

глиняными фигурками кировских мастеров. Пользуются особым спросом

деревянные

ложки,

плетеные

корзины,

половики

из

лоскутов

и

другие

предметы народных умельцев.

Как

уже

говорилось,

изобразительное

народное

искусство

обладает

огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой

для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно,

красочно,

оригинально

по

своему

замыслу.

Оно

доступно

детскому

восприятию,

так

как

несет

в

себе

понятное

детям

содержание,

которое

конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает учащимся красоту и

прелесть окружающего мира.

Современное

декоративно-прикладное

искусство

развивается

на

лучших традициях народного искусства. В этом огромная сила нравственно

эстетического воздействия на человека, и в первую очередь на подрастающее

поколение,

интенсивно

впитывающее

в

себя

любую

поступающею

информацию.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!