Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ


Автор: Трифонова Наталья Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ средняя общеобразовательная школа №2 им. А.Н. Радищева
Населённый пункт: Малоярославец
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель начальных классов Трифонова Н.В. МОУ СОШ №2 им. А.Н. Радищева

«Здоровьесбережение на уроках в начальной школе»

Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно

набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными

факторами

формированию

этих

заболеваний

способствует

большое

психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения,

трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно

младших классов.

На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного

образования без потерь здоровья учащихся. Наша задача и можно сказать

заповедь – «Не навреди!». Если мы не в силах

исправить ситуацию, то, по

крайней мере, нужно постараться ее не ухудшить – это в наших силах.

Двигательный режим имеет большое значение в жизни детей младшего

школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма

ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его

физическое развитие и работоспособность. Длительная неподвижность ребенка

в течение 4-5 уроков в сидячем положении приводит к застою крови в области

нижних конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного

мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а,

следовательно, на внимании детей.

В 1-4-х классах в течение урока ученик может активно работать 15-20 минут.

Далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается его работоспособность.

Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение

утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных

классов.

Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную

направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает

появление сколиоза. Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление,

обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.

Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на

уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за

партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают

эмоционально – положительное состояние.

Требования к проведению физкультминуток:

Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.

Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает

интерес к ним, следовательно, их результативность;

Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления,

выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого

результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;

Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп

мышц.

Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст. При подборе

стихотворений следует обратить внимание на следующее:

Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;

Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом;

Текст произносится учителем или детьми;

Тематические физкультминутки на уроках математики.

Мы семь раз в ладоши хлопнем,

Восемь раз ногами топнем.

Прибавляем три к семи –

Столько мы присесть должны. (7хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10

приседаний.)

Кошка учится считать

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)

Целый месяц под дождем (Топаем ногами.)

Кошка учится считать. (Хлопаем в ладоши.)

Мокнет крыша, мокнет дом, (Прыжки на месте.)

Мокнут лужи и поля, (Руки в стороны-на пояс.)

Потихоньку, понемножку (Приседания.)

Мокнет мокрая земля. (Прыжки на месте.)

Прибавляем к мышке кошку. (Хлопаем в ладоши.)

И далеко от земли (Топаем ногами.)

Получается в ответ: (Прыжки на месте.)

Мокнут в море корабли. (Хлопаем в ладоши.)

Кошка есть, а мышки нет! (Шагаем на месте.)

Тематические физкультминутки на уроках русского языка

«Мягкий разделительный знак»

Если услышите в слове мягкий разделительный знак, вы присядете, если его

нет – прыгнете.

«Имена существительные»

Услышите существительные мужского рода - надо похлопать, если женского

надо подпрыгнуть, если среднего развести руками.

Поднимайте плечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на

другую.)

Виды физкультминуток:

Упражнения для снятия общего или локального утомления;

Упражнения для кистей рук;

Гимнастика для глаз;

Гимнастика для слуха;

Упражнения, корректирующие осанку;

Дыхательная гимнастика.

Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха,

мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки. Правильный

подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает

внимание учащихся.

При изучении темы «Геометрический фигуры» можно применить

гимнастику для глаз тематическую.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец! (Дети представляют внешний вид

геометрических фигур.)

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от

преобладающей деятельности учащихся на уроке:

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо. В процессе письма

школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка,

поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в

состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому

рекомендуются :- упражнения для снятия общего или локального утомления; -

упражнения для кистей рук. Пальчиковая гимнастика приносит и огромную

пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек

улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.

В гости в домик

На горе мы видим дом

(сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша

дома”)

Много зелени кругом

(сделайте волнообразные движения руками)

Вот деревья, вот кусты

(изобразите деревья и кусты)

Вот душистые цветы

(сделайте из ладоней “бутон”)

Окружает все забор

(изобразите забор, можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную

линию)

За забором – чистый двор

(погладьте ладонями стол или воздух)

Мы ворота открываем

(изобразите открывающиеся ворота)

К дому быстро подбегаем

(пальцы “побежали” по столу)

В дверь стучимся:

(кулаками по столу)

тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук?

(приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли

(вытяните руки вперед, как будто что-то несете)

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение. Нагрузка на

глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна,

поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в

режиме урока и использовать: - гимнастику для глаз.

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на

данном типе урока используют: - гимнастику для слуха, - дыхательную

гимнастику.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших

полушарий мозга, активизировать детей на уроке.

На каждом уроке необходимо проводить физкультминутки, игровые паузы,

зрительную гимнастику, эмоциональную разгрузку, чередование позы с учетом

видов деятельности. Учитель должен стремиться вызвать положительное

отношение к предметам. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога –

важный момент здоровьесберегающих технологий в школе. Итогом такой

деятельности являются такие результаты: учащиеся успешно усваивают

программный материал; ребята отличаются раскрепощенностью, повышенной

работоспособностью; у учащихся воспитывается положительное отношение к

своему здоровью как к ценности, которую нужно беречь. И о благоприятном

завершении этапа младшего школьного возраста можно говорить тогда, когда

при окончании начальной школы ребёнок: хочет учиться, может (умеет)

учиться, желает этого, верит в свои силы, ему хорошо, интересно, комфортно в

школе.

Литература:

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и

психология здоровья в школе.- М.: АРКТИ, 2006.- 320с.

Абрамова И.В. Бочкарёва Т.И. Здоровьесберегающие технологии в

начальной школе. - С.: СИПКРО, 2004.-138с.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4

классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с.

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной

школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки

учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. —

(Педагогическая мастерская).

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в

современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий,

рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. –

184 с.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!