Автор: Трифонова Наталья Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ средняя общеобразовательная школа №2 им. А.Н. Радищева
Населённый пункт: Малоярославец
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов Трифонова Н.В. МОУ СОШ №2 им. А.Н. Радищева
«Здоровьесбережение на уроках в начальной школе»
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно
набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными
факторами
формированию
этих
заболеваний
способствует
большое
психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения,
трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно
младших классов.
На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного
образования без потерь здоровья учащихся. Наша задача и можно сказать
заповедь – «Не навреди!». Если мы не в силах
исправить ситуацию, то, по
крайней мере, нужно постараться ее не ухудшить – это в наших силах.
Двигательный режим имеет большое значение в жизни детей младшего
школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма
ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его
физическое развитие и работоспособность. Длительная неподвижность ребенка
в течение 4-5 уроков в сидячем положении приводит к застою крови в области
нижних конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного
мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а,
следовательно, на внимании детей.
В 1-4-х классах в течение урока ученик может активно работать 15-20 минут.
Далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается его работоспособность.
Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение
утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных
классов.
Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную
направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает
появление сколиоза. Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление,
обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.
Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на
уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за
партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают
эмоционально – положительное состояние.
Требования к проведению физкультминуток:
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает
интерес к ним, следовательно, их результативность;
Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления,
выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого
результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп
мышц.
Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст. При подборе
стихотворений следует обратить внимание на следующее:
Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;
Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом;
Текст произносится учителем или детьми;
Тематические физкультминутки на уроках математики.
Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Восемь раз ногами топнем.
Прибавляем три к семи –
Столько мы присесть должны. (7хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10
приседаний.)
Кошка учится считать
Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)
Целый месяц под дождем (Топаем ногами.)
Кошка учится считать. (Хлопаем в ладоши.)
Мокнет крыша, мокнет дом, (Прыжки на месте.)
Мокнут лужи и поля, (Руки в стороны-на пояс.)
Потихоньку, понемножку (Приседания.)
Мокнет мокрая земля. (Прыжки на месте.)
Прибавляем к мышке кошку. (Хлопаем в ладоши.)
И далеко от земли (Топаем ногами.)
Получается в ответ: (Прыжки на месте.)
Мокнут в море корабли. (Хлопаем в ладоши.)
Кошка есть, а мышки нет! (Шагаем на месте.)
Тематические физкультминутки на уроках русского языка
«Мягкий разделительный знак»
Если услышите в слове мягкий разделительный знак, вы присядете, если его
нет – прыгнете.
«Имена существительные»
Услышите существительные мужского рода - надо похлопать, если женского
надо подпрыгнуть, если среднего развести руками.
Поднимайте плечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на
другую.)
Виды физкультминуток:
Упражнения для снятия общего или локального утомления;
Упражнения для кистей рук;
Гимнастика для глаз;
Гимнастика для слуха;
Упражнения, корректирующие осанку;
Дыхательная гимнастика.
Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха,
мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки. Правильный
подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает
внимание учащихся.
При изучении темы «Геометрический фигуры» можно применить
гимнастику для глаз тематическую.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец! (Дети представляют внешний вид
геометрических фигур.)
Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от
преобладающей деятельности учащихся на уроке:
Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо. В процессе письма
школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка,
поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в
состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому
рекомендуются :- упражнения для снятия общего или локального утомления; -
упражнения для кистей рук. Пальчиковая гимнастика приносит и огромную
пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек
улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.
В гости в домик
На горе мы видим дом
(сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша
дома”)
Много зелени кругом
(сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты
(изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы
(сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор
(изобразите забор, можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную
линию)
За забором – чистый двор
(погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем
(изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем
(пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся:
(кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук?
(приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли
(вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение. Нагрузка на
глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна,
поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в
режиме урока и использовать: - гимнастику для глаз.
Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.
Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на
данном типе урока используют: - гимнастику для слуха, - дыхательную
гимнастику.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших
полушарий мозга, активизировать детей на уроке.
На каждом уроке необходимо проводить физкультминутки, игровые паузы,
зрительную гимнастику, эмоциональную разгрузку, чередование позы с учетом
видов деятельности. Учитель должен стремиться вызвать положительное
отношение к предметам. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога –
важный момент здоровьесберегающих технологий в школе. Итогом такой
деятельности являются такие результаты: учащиеся успешно усваивают
программный материал; ребята отличаются раскрепощенностью, повышенной
работоспособностью; у учащихся воспитывается положительное отношение к
своему здоровью как к ценности, которую нужно беречь. И о благоприятном
завершении этапа младшего школьного возраста можно говорить тогда, когда
при окончании начальной школы ребёнок: хочет учиться, может (умеет)
учиться, желает этого, верит в свои силы, ему хорошо, интересно, комфортно в
школе.
Литература:
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и
психология здоровья в школе.- М.: АРКТИ, 2006.- 320с.
Абрамова И.В. Бочкарёва Т.И. Здоровьесберегающие технологии в
начальной школе. - С.: СИПКРО, 2004.-138с.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4
классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с.
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной
школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки
учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. —
(Педагогическая мастерская).
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий,
рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. –
184 с.