Напоминание

О работе с неблагополучными семьями


Автор: Ратникова Наталья Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКОУКО "Кировская школа-интернат" Калужской обл.
Населённый пункт: Киров Калужской обл.
Наименование материала: Работа с неблагополучными семьями
Тема: О работе с неблагополучными семьями
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Калужской области «Кировская школа-

интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

«Работа с неблагополучными семьями»

Социальный педагог:

Ратникова Н.Н.

Работа с неблагополучными семьями.

Семья как модель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования

личности ребенка и именно она должна служить проводником включения человека в сложный и

противоречивый окружающий мир.

Как же определить неблагополучие семьи?

Если не посетил семью, а родители скрывают неблагополучие.

На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только

взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Душевное состояние и поведение ребенка

является своеобразным индикатором семейного благополучия, либо неблагополучия.

Основной признак неблагополучия:

По состоянию ребёнка и его поведению можно и нужно предположительно диагностировать

неблагополучие в семье и сразу же посетить семью с привлечением специалистов – социальных

педагогов Главное вовремя распознать проблемы в семье, оказывающие негативное влияние на

формирование личности ребёнка.

Так из спокойного доброжелательного мальчика Костин Коля стал всё чаще проявлять агрессию,

конфликтность.

Очевидно, постоянные ссоры между родителями, ложь, конфликты, драки, жестокость

способствуют срывам в нервной деятельности ребенка, и приводит к изменению личности ребёнка.

Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко

не лучшим образом сказываются не только на поведении сегодня, но и на их дальнейшей судьбе.

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности

ребенка,

Неблагополучные семьи условно делятся на две большие группы:

Первая группа - семьи с явной (открытой) формой неблагополучия. Это:

- конфликтные семьи;

- проблемные семьи;

- социально-опасные семьи

- педагогически некомпетентные семьи

- с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Вторая группа - внутренне неблагополучные семьи (со скрытой формой неблагополучия)

внешне респектабельные семьи

Отличительной особенностью семей второй группы является то, что взаимоотношения их

членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия

неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что вводит окружающих в

заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование

детей.

Особенно есть необходимость остановиться на внешне благополучных семьях. Таких у нас в

школе-интернате 76 %. А сколько из них внутренне неблагополучных семей, то есть со скрытой

формой неблагополучия мы не можем точно сказать, потому что, образ жизни этих семей не вызывает

беспокойства и нареканий со стороны общественности, не распознать их порой и нам без посещения.

Однако взаимоотношения, поведение родителей внутри семьи не соответствует моральными нормам,

что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Поэтому

мы просто обязаны знать реальное положение каждой семьи, использовать для этого все имеющиеся

формы и методы изучения семьи. Классные руководитель и воспитатели ответственны за это.

На начало года мы составили социальный паспорт каждого ребёнка, каждого класса, а также

социальный паспорт школы, который графически представлен педсовету.

Однако в ходе подготовки к педсовету, в результате посещения из 11 семей, которые мы оценивали

как благополучные, выявлено неблагополучие в трёх (3), для защиты детей из этих семей нужна

срочная помощь.

Эти три семьи у нас ошибочно были отнесены к категории «благополучных». Посещение семьи,

как правило, даёт объективное представление о типе и статусе семьи. Необходимо посетить семьи,

которые нам пока непонятны, вызывают тревогу у Кл. руководителя или воспитателя. Семьи детей,

проживающих в Кирове должны посещать при необходимости Кл. руководители и воспитатели сами.

Безусловно, с благополучной семьёй работать легче и интереснее, из таблицы исключены

классы, в которых семьи детей оцениваются, как благополучные. Это 2 «А» (Кл. руководитель

Брянгина Г.П.), 3 «А» (Кл. руководитель Шахаева Олеся Анатольевна),4(Кл. руководитель Володина

Ю.В. ), 6 «А» (Кл. руководитель Гостищева Евгения Ста),

11(Кл. руководитель Кожевко Галина Дмитриевна), 12 (Кл. руководитель Митюкова Людмила

Николаевна), профласса 1 года обучения (Кл. руководитель Суслова Татьяна Ивановна), профкласса 2

год обучении (Кл. руководитель Карья Л.П.

Классы

Благополучная

Проблемная

Педагогически

некомпетентная

Конфликт

ная

Опекае

мая

1 - 5

3 60%

2 40%

1 «В» - 4

1 25%

1 25%

2 50 %

2 «В» - 6

6 74 %

1 16 %

3 «В» - 5

4 80 %

1 20%

5 - 7

3 43 %

1 14%

2 29%

1 14%

6 «В - 5

4 80%

1 20%

7в 4

4 50%

1 25%

1 25%

8 6

5 80%

1 20%

9 5

4 75%

1 25 %

10 6

5 80%

1 20%

Про 2 год

– 7

4 58%

1 14%

2 28%

Классы

Благополучная

Проблемная

Педагогически

некомпетентная

Конфликтная

Социально

опасная

Опекае

мая

1 - 5

3 60%

2 40%

1 «В» - 4

1 25%

1 25%

2 50 %

2 «А» - 5

5 100 %

2 «В» - 6

6 74 %

1 16 %

3 «А» -7

7 100 %

3 «В» - 5

4 80 %

1 20%

4 - 6

6 100 %

5 - 7

3 43 %

1 14%

2 29%

1 14%

6 «А» - 6

6 100 %

6 «В - 5

4 80%

1 20%

7 - 5

3 60 %

2 40%

7в 4

4 50%

1 25%

1 25%

8 6

5 80%

1 20%

9 5

4 75%

1 25 %

10 6

5 80%

1 20%

11 4

3 100 %

1 25%

12 2

2 100 %

Пр 1

г о 4

4 100 %

Про 2 год

– 7

4 58%

1 14%

2 28%

Про 2 год

– 4

4 100 %

Над. 4

4 75 %

1

.

Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и

эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход

и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний).

Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство

неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и

будущее.

Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один

или несколько членов зависимы от употребления алкоголя.. Человек, страдающий от алкоголизма,

вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Алкоголизм родителей разрушает не только семью,

но и душевное равновесие ребенка.

Несколько лет семья двух наших воспитанников состояла на учёте, как социально опасная.

Постоянный контроль, посещение, профилактические и принудительные меры, а потом тяжёлая

болезнь матери помогли обоим родителям избавиться от алкогольной зависимости. И дети не стали

социальными сиротами.

В другой семье мы вместе с классным руководителем Афанасьевой И.А и воспитателем Кирюшкиной

Н.Г. вовремя заподозрили пьянство матери мальчика, Побывали в семье, убедились, что не ошиблись.

Принятые воспитательные меры в отношении матери остановили её на краю пропасти

И сегодня эти семьи на постоянном контроле. Диагностика благополучия начинается с наблюдения и

анализа по приезде детей из дома.

Какими приехали дети в школу после каникул? Ухожены ли? Как одеты? Всем ли обеспечены? Не

потеряли ли в весе? В каком настроении? Выполнили ли домашнее задания, данные на каникулы.

Ответы на эти вопросы на 95 % дадут ответ о благополучии в семье.

Определение неблагополучной семьи

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой

– либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с

возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс

семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно

Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско-

родительских отношений. Так называемые конфликтные семьи. Мы знаем о 3 таких семьях.

Слайд

« Конфликт – хроническое состояние такой семьи».

Конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать

причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения. Что и

произошло с Любимовой Снежаной. Только со временем стало ясно, что в основе проблем

Снежаны - семейный. глубокий конфликт, из которого нет выхода, но мы смогли оградить Снежану от

этих ссор и негативных последствий.

В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной

особенностью конфликтных семей является так же нарушение общения между ее членами.

Дети, пережившие ссоры между родителями, получают неблагоприятный опыт в жизни.

Негативные образы детства очень вредны, они негативно сказываются на чувствах и поступках уже в

зрелом возрасте. Поэтому нам необходимо внушать родителям, не умеющим найти взаимопонимания

друг с другом, что они обязаны всегда помнить о том, что даже при неудачном браке в семейные

конфликты не должны втягиваться дети, они просто не должны их видеть. Тем более семейные драки

порождают жестокость у ребёнка. Приведу статистику

ПОКАЗАТЕЛЕЙ

НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА

НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50%

Это

- Агрессивность;

- Хулиганство;

- Кражи;

- Правонарушения;

- Аморальные формы поведения;

- Неадекватные реакции на замечания взрослых.

НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.

Это

- Нежелание учиться;

- Отсутствие навыков личной гигиены;

- Неуравновешенность психики;

- Употребление спиртных напитков;

- Болезни

НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%

Это

- Конфликты с учителями;

- Частое проявление грубости;

- Суетливость или гиперактивность;

- Конфликты с родителями;

- Контакты сомнительные в сети Интернет.

Как уже было сказано в социальном паспорте школы-интерната в школе-интернате нет семей,

находящихся в социально опасном положении.

То есть семей, где ребёнку настолько плохо в семье, что пора его изолировать, защищать от

невыносимого положения, непригодных для проживания условий. Но такие семь могут проявить себя в

любой момент, Поэтому необходимо знать.

Критерии отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении

1. Неисполнение родителями обязанностей по содержанию и жизнеобеспечению

несовершеннолетних;

2. Жестокое обращение с детьми со стороны членов семьи;

3. Вовлечение детей в противоправные действия.

4. Отрицательное влияние родителей на поведение и развитие детей;

5. Отсутствие контроля за воспитанием и обучением ребенка.

При посещении неблагополучной семьи нужно подходить всесторонне и внимательно

Что нужно знать о неблагополучной семье

Материально-бытовые условия.

Эмоционально-нравственный климат.

Режим дня ребенка в семье.

Методы и приемы воздействия взрослых на детей.

Семейный досуг.

Уровень педагогической культуры родителей.

Этапы работы с неблагополучной, социально-опасной семьёй

1.

Постановка семьи на социальный патронаж.

2.Знакомство с семьей. Изучение семьи.

3.Составление акта обследования жилищных условий.

4.Составление плана действий по решению проблемы семьи.

Социального педагог школы подключаете по мере необходимости)

всех заинтересованных лиц к решению проблем семьи, ставит на ВШУ, или на учёт в КПДН.

Далее составляется план работы с семьей, намечаются мероприятия, проводимые

работниками школы-интерната, опеки, органов социальной защиты. ПДН.

5.Содержание работы с семьей определяется имеющимися у семьи проблемами.

6.Выход семьи с учёта: Вопрос о снятии семьи с ВШУ принимает Совет профилактики школы-

интерната, Снятие с социального патронажа рассматривается по ходатайству школы-интерната

решением КПДН.

Цель комплексной работы с семьей состоит в изменении ситуации в семье таким

образом, чтобы семья смогла сама себя обеспечить и не нуждаться в помощи извне.

А если, не удаётся нормализовать положение в семье подаются документы на лишение родительских

прав

Алгоритм изучения семьи

Изучить семью по параметрам:

Характер взаимоотношений в семье:

Положение ребёнка в семье: –.

Отношение ребёнка к родителям:

Рекомендуется выделить те проблемы семьи, которые оказывают негативное воздействие на

ребёнка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов.

Изучить семью по следующим параметрам:

– состав семьи, её структура;

– жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность;

– воспитательный потенциал семьи

Характер взаимоотношений в семье:

– между взрослыми членами семьи;

– между другими членами семьи и ребёнком

– позиция ребенка в семье

Положение ребёнка в семье:

– Я нужен и любим и люблю вас тоже;

– Я нужен и любим, вы существуете ради меня;

– Я нужен, но не любим и я от всей души хочу приблизиться к вам;

– Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.

Отношение ребёнка к родителям:

– дорожит семейными отношениями;

– родители авторитетны;

– относится пренебрежительно;

– остро переживает драму;

– тяготеет к одному из членов семьи.

Мне удалось наблюдать взаимоотношения одинокой матери с нашим учеником.

ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

УБЕЖДЕНИЕ - разьяснение и доказательство

правильности и необъективности определенного

поведения либо недопустимости какого-то поступка;

2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям

из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя

лишним, ненужным;

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

– поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит

веру в собственные силы:

4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто

отсутствует в неблагополучных семьях;

5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию

нравственных качеств.

Семейное благополучие - явление относительное и может носить временный характер. Часто

вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных

семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного

неблагополучия.

Ив заключение своего выступления позволю зачитать

Рекомендации нам, педагогам в работе с родителями

1. ДОВОДИТЕ начатое до конца. Вы, может быть, единственный человек, к которому обратился

ребёнок. Вам следует понять ребёнка и помочь ему советом и делом.

Помогите ребёнку “вспомнить” всех сочувствующих ему взрослых, которые играют важную

роль в его или её жизни и кто может помочь ему.

Если у ребёнка очень серьёзная проблема, убедите его в необходимости обратиться к

специалистам: социальному педагогу, психологу.

2. УБЕДИТЕСЬ, что ребёнок понимает три основных факта.

Во-первых, он не один.

Во-вторых, ребёнок не несёт ответственности за проблему и не может контролировать поведения

родителя.

В-третьих, ребёнок - ценная и стоящая личность.

3. ПОМНИТЕ, что дети алкоголиков могут бояться открытого выражения нежности, особенно

физического контакта.

Социальный педагог Н.Н.Ратникова



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!