Автор: Пьянова Наталья Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей имени Ивана Ивановича Федунца"
Населённый пункт: город Узловая, Тульская область
Наименование материала: урок литературы
Тема: "Ангелы земли" (по рассказу Р. Брэдбери "И все-таки наш…")
Раздел: полное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ ИМЕНИ ИВАНА ИВАНОВИЧА ФЕДУНЦА
ГОРОДА УЗЛОВАЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ НА ТЕМУ:
«
АНГЕЛЫ ЗЕМЛИ» ПО РАССКАЗУ РЭЯ БРЭДБЕРИ «И ВСЕ-ТАКИ НАШ…»
АВТОР: ПЬЯНОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
2017
1
Цели
Углубить знания учеников о личной и творческой биографии Р. Брэдбери;
Подвести к открытию идейного содержания рассказа "И все-таки наш"
Способствовать развитию навыков анализа художественного текста.
Формировать на данном учебном материале умственное, нравственное, эстетическое, общечеловеческое мировоззрение.
Задачи:
Раскрыть смысл названия рассказа.
Продолжить учиться читать Рэя Брэдбери, писателя-гуманиста, мыслителя, постигая его стиль.
Способствовать
развитию логического
мышления, умений
учащихся
обобщать
полученные
знания,
проводить
анализ,
синтез,
сравнения,
делать
необходимые выводы.
Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с художественным текстом, выделять главное.
Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях.
Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
Воспитание нравственных позиций учащихся: чувства гуманизма, милосердия и сострадания к людям с ограниченными возможностями, толерантности,
принятия их такими, как они есть, умения жить не только разумом, но и сердцем.
Формирование УУД:
- Личностные УУД: уметь делать выбор, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.
- Регулятивные УУД: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной
задачи и оценивать результат своей работы. Адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и
характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.
- Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; договариваться о распределении функций и ролей
в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию.
- Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации: применение анализа, сравнения, обобщения. Осознанно и
произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
владеют основами смыслового чтения художественных текстов; строят рассуждения.
Ход урока
2
п
п/п
Этапы урока
Время
Действия
Задачи
УУД
учителя
ученика
1
1
2
3
4
5
6
Организационн
ый момент
Приветствие учащихся.
Приветствие учителя.
Приветствие,
н а с т р о й
н а
работу.
Создание
благоприятной
психологиче ской
обстановки, настрой на роботу.
Личностные:
установление
учащимися
связи
между
ц е л ь ю
у ч е б н о й
деятельности и её мотивом.
Создание
проблемной
ситуации.
2 мин.
На экране высказывания.
Слайды 1, 2 с высказываниями известных людей.
В
самом
начале
своей
жизни
каждый
из
нас
подобен цветочному бутону - так же закрыт. Только
после того, как бутон получит тепло от солнечных
лучей и питание из почвы, он раскроется и станет
видна вся красота таившегося в нем цветка. Точно
так
же
человеческая
личность
с
самого
начала
жизни нуждается в тепле человеческой любви и
питании, то есть в родительской заботе, для того,
ч т о б ы
р а с к р ы т ь с я
и
о б н а р у ж и т ь
в с ю
неповторимую
красоту,
какую
Бог
вложил
в
к а ж д о г о
ч е л о в е к а .
В с е
м ы
я в л я е м с я
произведениями тех, кто нас любит или отказывает
нам в любви.
Джон Пауэлл.
Ребенок
становится
счастливым,
как
только
ощущает
к
себе
искреннюю
и
бескорыстную
любовь.
Ш.А. Амонашвили.
Мы считаем самоочевидными следующие истины:
что все люди созданы равными; что они наделены
своим творцом неотчуждаемыми правами; что в
Познавательные:
п о с т а н о в к а
и
формулирование проблемы.
Коммуникативные:
постановка
вопросов
–
инициативное
сотрудничество в поиске и
сборе информации.
3
число
этих
прав
входят
жизнь,
свобода
и
возможность добиваться счастья.
Джефферсон Т.
Я
верю
в
равенство
людей
и
полагаю,
что
р е л и г и о з н ы е
о б я з а н н о с т и
с о с т о я т
в
справедливости
поступков,
милосердии
и
стремлении сделать наших братьев счастливыми.
Пейн Т.
Худший
грех
по
отношению
к
ближнему
не
ненависть,
а
равнодушие,
вот
истинно
вершина
бесчеловечности.
Джордж Бернард Шоу
«А
пошлет
Бог
кому
детей
и
дочерей,
то
заботиться отцу и матери о чадах».
Из «Домостроя»
- Прочитайте данные высказывания? О чем они?
Что объединяет все эти суждения?
- Как данные высказывания могут быть связаны с
нашим
сегодняшним
уроком?
О
чем
мы
будем
говорить?
Сегодня
на
уроке
разговор
пойдет
о
вечных
понятиях:
любви,
сострадании,
равнодушии,
об
отношениях между людьми.
-
И
тема
нашего
занятия
необычна:
"Ангелы
земли".
СЛАЙД
№
3
Тема
урока
"Ангелы
Земли"
(по
рассказу Рэя Брэдбери "И все-таки наш")
- На вопрос "Почему именно так я назвала урок?"
попрошу вас ответить в конце урока.
Все они о человеке, о любви к людям, к
детям,
о
том,
что
каждый
ребенок,
родившийся
на
земле,
уникален,
он
нуждается в любви.
О вечных понятиях: любовь, сострадание,
равнодушие.
Этап
осмысления
учебного
материала.
4 мин.
а) - Наш сегодняшний урок будет посвящен мэтру
ф а н т а с т и к и Рэймонду
Дугласу
Б р эдбери,
поразившему
мир
своим
глубоко
нравственным
вымыслом.
б)
-
Помочь
нам
прикоснуться
к
личности
Личностные:
о сознание
ответственности
за
общее
дело
Регулятивные:
Самостоятельно
делать
4
знаменитого
американского
писателя
поможет
Борисова Валерия, которая подготовила небольшое
выступление о том, кто написал будущее.
Во время выступления класс получает задание:
- Каким вы увидели Рэя Брэдбери? Что вас больше
всего поразило в его личности, в его жизни?
в) - Брэдбери оставил заметный след в литературе.
Он
автор
свыше
четырех
сотен
рассказов
и
тринадцати
крупных
произведений.
Одним
из
ярких
его
творений,
наполненных
глубоким
нравственным смыслом является рассказ "И все-
таки наш..". И сегодня на уроке мы будем вести
разговор
именно
об
этом
уд и в и т е л ь н ом
произведении.
- На какие вопросы вы хотели бы получить ответ в
ходе работы над рассказом.
В ы с т у п л е н и е
у ч е н и к а ,
к о т о р о е
с о п р о в о ж д а е т с я презентацией.
(СЛАЙДЫ 4-17)
Ответы учащихся.
Ученики
формулируют
вопросы,
учитель
записывает
их
на
доске:
-
Какова
проблематика
данного
рассказа?
Что
хотел
автор
сказать
этим
рассказом?
Какой
выбор
сделают
родители?
О
чем
рассказ? Почему именно так назвал свое
произведение Рэй Брэдбери?
выводы,
перерабатывать
информацию,
п р е о б р а з о в ы в а т ь
е ё ,
представлять
информацию
на основе схем.
Коммуникативные:
умение
р а б о т а т ь
в
г р у п п е ,
р а с п р е д е л я т ь
р о л и ,
договариваться
друг
с
другом,
участвовать
в
диалоге;
умение слушать и понимать
других,
высказывать
свою
точку зрения.
Познавательные: поиск
и
выделение
необходимой
информации,
моделирование,
анализ
и
с и н т е з ,
ц е п о ч к и
рассуждений.
Этап
закрепления
учебного
материала.
19 мин.
2 мин.
Работа над содержание текста.
Дети дома прочитали рассказ Брэдбери «И все –
таки наш» до эпизода, когда доктор сообщает, что
"извлечь ребенка из того треклятого измерения мы
не можем". Ксерокопии текстов у каждого на столе.
а) Восприятие произведения.
Задание:
-
Какие
чувства
вы
испытали
во
время
чтения
рассказа.
Готовясь к уроку, в СМИ, Интернете я встретила
довольно много отзывов об этом писателе и его
рассказе.
Сравним
свои
ощущения
с
чувствами
сотен,
а,
может
быть,
и
нескольких
тысяч
Ученики
делятся
своими
чувствами,
возникшими во время прочтения рассказа.
Коммуникативные:
ф о р м у л и р о в а н и е
и
а р г у м е н т а ц и я
с в о е г о
м н е н и я ,
у м е н и е
высказывать
свою
точку
зрения.
5
3 мин.
читателей.
Н а
э к р а н е СЛАЙД
18
с
высказываниями
читателей:
- Сам рассказ потрясает. Он просто невероятен,
настолько
глубокий
и
трогательный.
И
это
не
очередной
фантастический
рассказ
(у
Брэдбери
ведь
не
бывает очередных рассказов), здесь все
гораздо серьезнее. Я читала со слезами на глазах,
но
улыбкой
на
губах.
Да-а-а,
и
такое
тоже
бывает!
- Ах, как жаль, что это оказался такой маленький
рассказ!
Я
впервые
читала
Брэдбери
и
не
разочаровалась, хотя фантастика меня раньше не
привлекала! Теперь я обязательно куплю большой
сборник
рассказов
и
познакомлюсь
с
автором
поближе!
-
Рассказ
очень
простой
и
одновременно
необычный,
создается
иллюзия
реальности
происходящего
-
вот
именно
этим
он
меня
и
подкупил! Несмотря на, казалось бы, трагические
собы т и я
р а с с ка з а ,
о н
п р о п и т а н
н е к и м
оптимизмом.
Один
маленький
рассказ
рождает
бурю
эмоций,
разных,
порой
противоположных
чувств, поражает воображение! Вот, что значит
талант автора!
- Наши мнения совпали. Что же так завораживает в
его произведении, не дает спокойно спать, меняет
наше
сознание,
заставляет
думать,
мыслить,
переживать, что не оставляет нас равнодушными?
Давайте обратимся к содержанию рассказа.
Задание:
-
Кратко
пересказать
сюжет
произведения
(где,
когда происходит действие, главные герои, завязка,
Ученик пересказывает сюжет рассказа, в
Регулятивные:
умение
запоминать
и
удерживать
правило,
инструкцию
во
времени, выбирать средства
для
организации
своего
п о в е д е н и я ,
у м е н и е
планировать,
к о н т р о л и р о в а т ь
и
выполнять
действие
по
з а д а н н о м у
о б р а з ц у
(алгоритму), правилу.
6
4 мин.
4 мин.
развитие событий).
- Кстати, дайте мне определение терминов "сюжет",
"композиция"
(работа
с
литературоведческими
терминами).
б) Беседа по содержанию произведения. Главное,
на что необходимо обратить внимание во время
беседы, это чувства, мысли, состояние, реакция на
произошедшее родителей, врачей, общества. Как и
какие изменения происходят с родителями. Когда
ученики называют ключевые слова, учитель крепит
на доску данные понятия.
- Расскажите, как отреагировал отец на рождения
своего сына, голубой пирамидки, каково было его
состояние?
Найдите
в
тексте
ключевые
слова,
характеризующие состояние героя.
- Питер Хорн говорит, что постарается полюбить
своего ребенка, принять его таким, каков он есть.
Легко ли ему это далось? С какими трудностями
пришлось
столкнуться
во
время
первого
года
это время идут фрагменты из фильма.
Учащиеся работают с текстом, отвечая
на
вопросы
учителя.
Свои
ответы,
суждения они подтверждают цитатами
из
текста.
Ученики,
отвечая
на
вопрос,
зачитывают
фрагменты
из
текста,
н а з ы в а ю т
к л ю ч е в ы е
с л о в а ,
характеризующие состояние героев.
Работа над образом Питера Хорна.
Ключевые слова:
Испуг,
оцепенение,
ужас
и
отвращение,
мысли об убийстве. Это какое-то чудище.
Его надо уничтожить.
Что бы там ни было, это его ребенок.
Хо р н
со д р о г н ул с я .
П у с т ь
с
в и д у
страшилище, но это его первенец.
Но, какой он ни есть, он наш – мой и Полли.
Он останется у нас. Я буду растить его,
как
растил
бы
любого
ребенка.
У
него
будет
дом,
семья.
Я
постараюсь
его
полюбить. И обращаться с ним буду, как
положено.
Я-
то
сам
уже
готов
к
тому,
что
вы
уничтожите ребенка, я бы это пережил.
Но я не допущу, чтобы эта история убила
Полли.
А
пока
что
ему
нужна
еда,
молоко
и
любовь.
Ему
худо
пришлось,
так
пускай
хоть дальше будет все по справедливости.
7
1 мин.
жизни?
Найдите
в
тексте
ключевые
слова,
характеризующие состояние героя.
-
Расскажите, каковой была реакция матери на
рождения своего сына, голубой пирамидки, каково
было ее состояние? Найдите в тексте ключевые
слова, характеризующие состояние героини
- В каком душевном состоянии она пребывала на
протяжении
всего
этого
времени?
Почему
стала
много курить и пить?
Сделать
выводы: родителям
очень
тяжело
принять
необычного
ребенка,
понять,
что
он
обыкновенный ребенок. Говоря о ребенке, писатель
чаще употребляет слово не ребенок, а пирамидка:
родители пока не готовы видеть в нем сына
-
Найдите
в
тексте
эпизоды,
раскрывающие
позицию доктора Уолкота.
Поддерживал жену, по ночам сам вставал
к ребенку, все вечера он неизменно проводил
дома, никого у себя не принимали боялись –
вдруг
кто-нибудь
наткнется
на
Пая,
на
милую, любимую пирамидку.
Пирамидка оставалась пирамидкой. Барьер
был непробиваем. Хорн потихоньку снова
начал пить.
Работа над образом Полли Хорн.
Ключевые слова:
Полли не ожидала ничего плохого.
Нет ли тут ее вины.
Он вовсе не так уж плох, когда узнаешь его
поближе.
Пока я верю, что впереди ждет что-то
хорошее, я не позволю себе терзаться и
мучиться.
Я еще подожду с полгода, а потом, может
быть, убью себя.
Но
если
доктор
не
сумеет
нам
помочь,
рассудку
этого
не
вынести,
рассудка
только и хватит – приказать телу влезть
на крышу и прыгнуть вниз.
Одной ей было очень тяжело.
Стала много пить и курить
–
Яркий,
как
яйцо
дрозда,
–
здоров,
тусклый, как кобальт, – болен.
– Он ласковый, как щенок или котенок, –
говорила Полли, ведя пирамидку по двору, –
Нет, нет, не бойтесь, он совсем не опасен.
Он ласковый, прямо как ребенок. Мой муж
привез его из Пакистана
8
1 мин.
4 мин.
- А что чувствует сам ребенок? Что важно для
него?
в)
Работа
по
определению
темы,
проблематики,
идейной направленности произведения. Дискуссия.
Слово учителя: - Рассказ был написан в 1975 году,
события, разворачивающиеся в нем, происходят в
будущем, в 1989 году, для нас уже прошлом.
- Какие проблемы смог предвидеть Брэдбери?
Работа над образом
доктора Уолкота.
Ключевые слова:
Это ваш ребенок. Поймите же, мистер
Хорн. – Мы не убийцы, нельзя уничтожить
человека.
Он не мутант, не результат разрушения
генов или их перестановки.
Ребенок
и
не
уродец.
И
он
совершенно
здоров и отлично себя чувствует,
Несмотря на такое странное обличье, на
пирамидальную форму и щупальца, это и
е с т ь
в а ш
р е б е н о к .
Е м у
н уж н а
материнская любовь.
Понимаете ли вы, что берете на себя.
Этому
ребенку
нельзя
будет
иметь
обычных товарищей, ему не с кем будет
играть – ведь его в два счета задразнят до
смерти.
В с ю
е г о
ж и з н ь
п р и д ет с я
с т р о г о
ограничить, никто не должен его видеть.
Образ голубой пирамидки
Любовь,
внимание
и
забота
со
стороны
родителей.
Ключевые слова:
Ему нужны любовь, внимание и забота со
стороны родителей.
В
этом
рассказе
поднимается
очень
серьезная
проблема:
судьба
детей
с
о г р а н и ч е н н ы м и
в о з м о ж н о с т я м и ,
отношение к ним общества, государства,
трудности, связанные с их воспитанием и
9
- О чем этот рассказ?
- В связи с чем данная проблема стала актуальной?
-
Готово
ли
общество
видеть
рядом
детей-
инвалидов?
Как
в
рассказе
показано
отношение
окружающих к голубой пирамидке?
- Почему, если родители решили оставить ребенка,
его никто не должен видеть?
Слово
учителя:
на
сегодняшний
день
проблема
выживания детей с ограниченными возможностями
является
очень
острой.
В
обществе
существуют
разные мнения к этим детям.
СЛАЙД
19
с
высказываниями
различных
точек
зрения:
- Нигде в законе естественно не прописано, что
права инвалидов как-то ограничиваются, но вот на
практике совсем другое дело. Тут даже суть не в
том, что государство их притесняет, хотя проблемы
развитием,
принятие
их
такими,
какими
они есть. Рассказ о том, как детки "из
другого измерения", в частности аутисты,
слепоглухие,
и
другие
"особенные"
дети
воспринимаются нашим обществом. Ведь
их не все и воспринимают как людей.
Автор
говорит
о
детях,
которые
рождаются
не
похожими
на
других
(умственно, физически или просто внешне).
Этот рассказ о том, сумеют ли родители
полюбить это маленькое существо, милое,
родное, но не такое, как все. Этот рассказ
о
том,
что
важнее
для
нас:
мнение
окружающих,
или
все
же
бл и з к и й
маленький
человечек,
который
еще
не
з н а е т
о
т ом ,
н а с кол ь ко
ж е с т о к
окружающий мир.
(Проблема
в
нас
самих:
многие
люди
отказываются
видеть
в
них
обычных
детей, имеющих право на жизнь).
Дети находят ответы в тексте и делают
выводы. Ключевые слова:
Переполошилась вся клиника.
Люди
высыпали
в
коридоры,
сновали
из
палаты в палату.
Сойдясь тесным кружком, стояли сестры
и санитарки в белых халатах, таращили
друг
на
друга
глаза
и
шепт ались:
"Невероятно!"
Какая
славная
у
вас
зверюшка,
мистер
Хорн! Где вы ее откопали?
10
с
лекарствами,
спецсредствами
и
мизерными
пенсиями очень и очень значимы, а в отношении к
ним
окружающих
не
инвалидов.
Инвалидов
не
любят, боятся и избегают.
- В ряде федеральных СМИ была озвучена позиция
московского журналиста А. Никонова, призвавшего
убивать
новорождённых
детей,
имеющих
отклонения
в
развитии.
Он
называет
их
«неполноценными», «дебилами», «бракованными»,
«овощами», сравнивает он их с «куском мяса» и
«бракованной дискетой».
Цитата: «Генетик вам скажет — да, этот кусок мяса
принадлежит человеку, но это ещё не социальная
личность, не человек, это только заготовка. И если
дискета бракованная, бросьте её в мусорное ведро,
сделайте новую, пишите новую личность на новую
дискету.
На
бракованную
дискету
вы
запишете
бракованную личность. Не тратьте на это время».
- Дети-аутисты и страдающие синдромом Дауна
являются
для
нас
теми
солнечными
лучами,
которые освещают наши будни и напоминают нам о
доброте Творца. Известный итальянский сценарист
Тонино Гуэрра как-то сказал: “Мы должны начать
смотреть
на
мир
нежнее,
с
душой”.
Дети
с
физическими
и
умственными
недостатками
помогают нам в этом.
- С каким мнением вы согласны?
Мнения детей.
11
Этап
применения
знаний в новой
ситуации.
7 мин.
- Мы оставили наших героев в трудной ситуации:
они стоят перед выбором.
- Находясь во власти противоречивых чувств, какой
выбор ни смогут сделать?
Учитель
обращает
внимание
на
доску,
где
магнитами прикреплены различные чувства:
испуг, ужас, волнение, отвращение, страх, попытки
полюбить,
неприятие
окружающими,
насмешки,
осуждение.
- В предложенном для чтения
варианте рассказа
были опущены кульминация и развязка. Дома вы
должны были завершить рассказ: либо написать
продолжение
рассказа
в
художественном
стиле,
либо
со ст авить
связно е
высказывание
-
размышление о судьбе героев произведения. Для
этого вам пришлось пережить ситуацию, встать на
место
главных
героев
–
родителей,
предугадать
логику
их
поведения.
Зачитайте
свои
варианты
концовки произведения.
Чтение своих вариантов. Дискуссия.
Л и ч н о с т н ы е :
у м е н и е
организовывать
себя
на
выполнение
поставленной
задачи.
Познавательные:
анализировать,
сравнивать,
группировать
различные
объекты,
явления,
факты;
выполнение
действий
по
алгоритму;
умение
подводить
под
понятие,
применять
новые
знания на практике.
Регулятивные:
оценивание
и
к о р р е к т и р о в к а
собственных ответов.
Образование
разрыва,
формирование
информационн
ого запроса
5 мин.
-
А
какова
версия
автора?
Просмотр
финала
рассказа.
Личностные:
нравственно-
эстетическое
оценивание
усваиваемого содержания
Рефлексия
4 мин.
-
Что
скажете?
Соотнесите
свои
гипотезы
с
вариантом Брэдбери.
-
Что
повлияло
на
такое
решение
родителей?
Почему
они
все-таки
не
отказались
от
своего
Ребенок
оказался
для
них
важнее,
чем
личные
интересы,
карьера,
мнение
Регулятивные: оценка
–
выделение
и
осознание
учащимися
того,
что
уже
у с в о е н о ,
а
ч т о
е щ ё
12
ребенка? Что явилось для них важнее?
-
Какие
чувства
все-таки
одержали
победу?
(Победила
любовь,
забота,
материнский
инстинкт)
- Через что пришлось им пройти, чтобы принять
такое решение?
На
доску
учитель
вывешивает
слова:
любовь,
самопожертвование, забота, ласка, принятие своего
ребенка, желание быть рядом.
Учитель зачитывает ключевые слова: Пирамидки
словно
не
бывало.
Вот
он,
сын
Питера
Хорна.
Живой,
розовощекий,
голубоглазый
мальчуган
лежит в объятьях матери, растерянно озирается
и
захлебывается
плачем.
Полли
плакала
от
счастья.
Весь
дрожа,
но
силясь
улыбнуться,
Питер Хорн пошел к ним – обнять, наконец, и
Полли,
и
малыша
разом
и
заплакать
вместе
с
ними.
Выводы:
- О чем заставляет задуматься рассказ Брэдбери?
- Как вы понимаете смысл названия рассказа?
- Почему именно так я назвала урок?
окружающих.
Они
сумели
преодолеть
испуг, страх, сомнение. Барьер, казавшийся
до этого непробиваемым, рухнул.
Им
пришлось
пожертвовать
прежним
укладом жизни, отказаться от карьеры,
от
собственных
амбиций,
желаний,
от
личных интересов, подчинить свою жизнь
любимому сыну.
( Э т о
р а с с к а з
о
б е з г р а н и ч н о с т и
родительской
любви,
об
материнском
инстинкте,
который
сильнее
самого
могучего
инстинкта
самосохранения.
Для
того, чтобы просто любить своего ребенка,
и
быть
счастливым
рядом
с
ним,
нужно
уйти в его измерение).
Н е
и с п у г а т ь с я ,
н е
б р о с и т ь ,
н е
отступить - вот о чем говорит Брэдбери в
своем фантастическом (ну нет, он слишком
р е а л и с т и ч е н
д л я
ф а н т а с т и к и )
-
реалистическом рассказе.
И
пока
работники
больницы,
соседи
и
друзья охают, ахают, сочувствуют и в душе
радуются,
что
подобная
беда
обошла
их
стороной, родителям остается только одно -
любить
своего
ребенка,
каким
бы
он
ни
был, и, пересилив боль, страх и сожаления,
всегда быть рядом с ним и делать все для
п о д л е ж и т
у с в о е н и ю ,
о с о з н а н и е
у р о в н я
и
качества усвоения
13
его благополучия.
Домашнее
задание.
Познавательные: умение
подводить
под
понятие,
применять новые знания на
практике.
Коммуникативные:
объективно оценивать себя.
Р е г у л я т и в н ы е : умение
работать
по
алгоритму,
с
памятками,
правилами,
о в л а д е н и е
п р и ё м а м и
контроля
и
самоконтроля
усвоения изученного.
4 мин.
Видеоролик "Дети-инвалиды - ангелы Земли".
Личностные:
нравственно-
эстетическое
оценивание
усваиваемого содержания
ПРИЛОЖЕНИЕ
Работа над образом Питера Хорна.
Вопросы для беседы по содержанию:
- Расскажите, как отреагировал отец на рождения своего сына, голубой пирамидки, каково было его состояние? Найдите в тексте ключевые слова,
характеризующие состояние героя.
- Не было даже мыслей о том, что в их семье может произойти трагедия, с кем угодно, только не с нами:
Цитаты: "Питер Хорн вовсе не собирался стать отцом голубой пирамидки. Ничего похожего он не предвидел. Им с женой и не снилось, что с ними может
случиться такое."
- В первые минуты, как только почувствовал, что произошло что-то неладное,
им овладели испуг, оцепенение, ужас и отвращение. Затем, увидев
голубую пирамидку, , так не похожую на обычных детей, отказывается признавать в ней своего родного сына. У него даже появляются мысли об убийстве:
"Питер Хорн оцепенел с третьим коктейлем в руке. Стиснул стакан и прошептал: "Она умерла." Пока Питер Хорн шел за доктором, ему стало совсем худо.
Питер Хорн протиснулся сквозь толпу и в ужасе посмотрел на стол. Он побелел и задыхался. – Неужели… это и есть?.." "Меня разыгрывают, – подумал Хорн. –
Это такая шутка. И все это затеял, конечно, Чарли Расколл. Вот сейчас он заглянет в дверь, крикнет: "С первым апреля!" – и все засмеются. Не может быть, что
14
это мой ребенок. Какой ужас! Нет, меня разыгрывают". Ноги Хорна пристыли к полу, по лицу струился пот. – Уведите меня отсюда. Он отвернулся, сам того не
замечая, он сжимал и разжимал кулаки, веки его вздрагивали. – Нет. Нет, невозможно. – Такое не умещалось у него в голове. – Это какое-то чудище. Его надо
уничтожить. – Это не человек! Это святотатство!
- Постепенно Хорн приходит в себя, он отказывается от предложения доктора оставить ребенка в институте, но его больше заботят только мысли о
Полли, что теперь будет с ней. Внутри него борьба между разумом и сердцем:
Он устало опустился в кресло. Постепенно все начало проясняться. Все медленно становилось на место. Что бы там ни было, это его ребенок. Хорн
содрогнулся. Пусть с виду страшилище, но это его первенец. Наконец он поднял голову, хоть бы лицо доктора не расплывалось перед глазами. – А что мы скажем
Полли? – спросил он еле слышно.
– Я понимаю, какой это удар для вас, мистер Хорн. Что ж, если вам нестерпимо его видеть, мы охотно вырастим ребенка здесь, в институте. – Спасибо. Но,
какой он ни есть, он наш – мой и Полли. Он останется у нас. Я буду растить его, как растил бы любого ребенка. У него будет дом, семья. Я постараюсь его
полюбить. И обращаться с ним буду, как положено. – Я не хочу потерять еще и Полли. Я- то сам уже готов к тому, что вы уничтожите ребенка, я бы это пережил.
Но я не допущу, чтобы эта история убила Полли.
Хорн безмерно устал. Все внутри дрожало.
– Ладно, доктор. А пока что ему нужна еда, молоко и любовь. Ему худо пришлось, так пускай хоть дальше будет все по справедливости.
Ключевые слова:
Испуг, оцепенение, ужас и отвращение, мысли об убийстве. Это какое-то чудище. Его надо уничтожить.
Что бы там ни было, это его ребенок. Хорн содрогнулся. Пусть с виду страшилище, но это его первенец.
Но, какой он ни есть, он наш – мой и Полли. Он останется у нас. Я буду растить его, как растил бы любого ребенка. У него будет дом, семья. Я
постараюсь его полюбить. И обращаться с ним буду, как положено.
Я- то сам уже готов к тому, что вы уничтожите ребенка, я бы это пережил. Но я не допущу, чтобы эта история убила Полли.
А пока что ему нужна еда, молоко и любовь. Ему худо пришлось, так пускай хоть дальше будет все по справедливости.
- Питер Хорн говорит, что постарается полюбить своего ребенка, принять его таким, каков он есть. Легко ли ему это далось? С какими трудностями
пришлось столкнуться во время первого года жизни? Найдите в тексте ключевые слова, характеризующие состояние героя.
Ответы учеников, работа с текстом произведения.
- Питер все свободное время проводит с женой, застав однажды жену без чувств, по ночам сам вставал к ребенку:
Цитаты: Настало лето, у Питера Хорна в экспортно-импортной конторе хлопот было по горло. Но все вечера он неизменно проводил дома.
- Питеру Хорну тяжело, он стеснялся своего ребенка, не хотел, чтобы о нем знали окружающие:
Цитаты: Питер сделал в детской звуконепроницаемые стены. – Это чтоб ваша жена не слыхала, как плачет маленький? – спросил рабочий, который ему
помогал. – Да, чтоб она не слыхала, – ответил Питер Xopн. Они почти никого у себя не принимали. Боялись – вдруг кто-нибудь наткнется на Пая, маленького
Пая, на милую, любимую пирамидку.
- Хорн переживает тяжелое душевное состояние, он понимает, с какими большими трудностями им придется столкнуться. выдержит ли он. Все
его попытки увидеть в пирамидке обычного ребенка тщетны. Герой начинает снова пить:
Цитаты: Питер Хорн тайком привез домой большие пластины особым образом отлитого голубого и серого стекла. Сквозь них он всматривался в своего
"ребенка". Ничего. Пирамидка оставалась пирамидкой, просвечивал ли он ее рентгеновскими лучами или разглядывал сквозь желтый целлофан. Барьер был
непробиваем. Хорн потихоньку снова начал пить.
15
- Видя тяжелое душевное состояние своей жены, обращается за помощью к врачам.
– Доктор Уолкот, говорит Хорн. Извольте подготовить вашу механику. Сегодня или никогда.
Ключевые слова:
Поддерживал жену, по ночам сам вставал к ребенку, все вечера он неизменно проводил дома, никого у себя не принимали боялись – вдруг кто-нибудь
наткнется на Пая, на милую, любимую пирамидку.
Пирамидка оставалась пирамидкой. Барьер был непробиваем.
Хорн потихоньку снова начал пить.
Работа над образом Полли Хорн.
- Расскажите, каковой была реакция матери на рождения своего сына, голубой пирамидки, каково было ее состояние? Найдите в тексте ключевые слова,
характеризующие состояние героини.
Цитаты:
Так же, как и ее супруг, Полли не ожидала ничего плохого.
Они спокойно ждали рождения первенца, много о нем говорили, нормально питались, подолгу спали, изредка бывали в театре.
В первые минуты ее заботит только одно: нет ли тут ее вины:
Цитаты: – Мне надо знать только одно, – сказала Полли. Доктор Уолкот вопросительно поднял брови. – Это я виновата, что он такой? – Никакой вашей
вины тут нет. – Он не выродок, не чудовище? – допытывалась Полли.
Полли находится в напряженном состоянии, не хочет думать о том, что ее ребенок - голубая пирамидка. Ее мысли сбивчивы, она в полушоковом
состоянии. Боится, что ее рассудок не выдержит. Постепенно она начинает много курить и пить, что свидетельствует о тяжелом душевном
состоянии.
Цитаты: – Право, он вовсе не так уж плох, когда узнаешь его поближе, – сказала Полли. – Я… я даже могу взять его на руки Он теплый, и плачет, и ему
надо менять пеленки, хоть они и треугольные, – Она засмеялась. Но в этом смехе Питер расслышал дрожащую болезненную нотку. – Нет, я не заплакала, Пит,
ведь это мой ребенок. Или будет моим. Слава богу, он не родился мертвый. Он… не знаю, как тебе объяснить… он еще не совсем родился. Я стараюсь думать, что
он еще не родился. – Пока я верю, что впереди ждет что-то хорошее, я не позволю себе терзаться и мучиться. Я еще подожду с полгода, а потом, может быть,
убью себя. – Прости меня. Пит. Но ведь так не бывает, просто не бывает. Когда все кончится и малыш родится по-настоящему, я тут же обо всем забуду, точно
ничего и не было. Но если доктор не сумеет нам помочь, рассудку этого не вынести, рассудка только и хватит – приказать телу влезть на крышу и прыгнуть вниз.
Ключевые слова:
Полли не ожидала ничего плохого.
Нет ли тут ее вины.
Он вовсе не так уж плох, когда узнаешь его поближе.
Пока я верю, что впереди ждет что-то хорошее, я не позволю себе терзаться и мучиться.
Я еще подожду с полгода, а потом, может быть, убью себя.
Но если доктор не сумеет нам помочь, рассудку этого не вынести, рассудка только и хватит – приказать телу влезть на крышу и прыгнуть вниз.
- В каком душевном состоянии она пребывала на протяжении всего этого времени? Почему стала много курить и пить?
16
Цитаты: Дни с малышом давались Полли без труда, но, если приходилось оставаться с ним одной до ночи, она слишком много курила, а однажды
поздним вечером Питер застал ее на кушетке без чувств, и рядом стояла пустая бутылка из-под коньяка.
Она с иронией относится к ребенку, позволяет себе грубые шутки в его адрес, ей тяжело свыкнуться с мыслями, что ее ребенок не такой, как все.
Ей он видится не обычным ребенком, а голубой пирамидкой с шестью гибкими голубыми отростками, у которой на выдвинутых вперед стерженьках
моргали три глаза:
Цитаты: – Правда, потрясающе? – сказала она, – Даже голос у него в четвертом измерении. Вот будет мило, когда он научится говорить! Мы дадим ему
выучить монолог Гамлета, и он станет читать наизусть, и это прозвучит как отрывок из Джойса. Повезло нам, правда? Дай мне выпить.
– Если малыш весь ярко-голубой, значит, здоров, – сказал он однажды, – Если же голубизна тускнеет, выцветает, значит, ребенок чувствует себя плохо.
Запомните это. – Да, да, я запомню, – сказала Полли. – Яркий, как яйцо дрозда, – здоров, тусклый, как кобальт, – болен.
Во дворе гуляла Полли с "ребенком". Она была совсем пьяная. Сжимая в руке щупальце голубой пирамидки, она водила Пая взад и вперед. Не заметила, как
сел вертолет, не обратила никакого внимания на мужа, когда он бегом бросился к ней. – Он ласковый, как щенок или котенок, – говорила Полли, ведя пирамидку
по двору, – Нет, нет, не бойтесь, он совсем не опасен. Он ласковый, прямо как ребенок. Мой муж привез его из Пакистана. Соседи начали расходиться. – Куда же
вы? – Полли замахала им рукой, – Не хотите поглядеть на моего малютку? Разве он не красавчик?
Ключевые слова:
Одной ей было очень тяжело.
Стала много пить и курить
– Яркий, как яйцо дрозда, – здоров, тусклый, как кобальт, – болен.
– Он ласковый, как щенок или котенок, – говорила Полли, ведя пирамидку по двору, – Нет, нет, не бойтесь, он совсем не опасен. Он ласковый, прямо как
ребенок. Мой муж привез его из Пакистана.
Сделать
выводы: родителям очень тяжело принять необычного ребенка, понять, что он обыкновенный ребенок. Говоря о ребенке, писатель чаще
употребляет слово не ребенок, а пирамидка: родители пока не готовы видеть в нем сына.
Работа над образом
доктора Уолкота.
- Найдите в тексте эпизоды, раскрывающие позицию доктора Уолкота.
Большая уверенность в науку, в свои силы:
Врач по имени Уолкот был исполнен спокойствия и уверенности. Через час в приемную вышел доктор Уолкот. Он был бледен как смерть.
Он постоянно утверждает, что это абсолютно здоровый ребенок, который нуждается в любви и заботе.
Цитаты: Уолкот взял его за локоть и спокойно заговорил:
– Это ваш ребенок. Поймите же, мистер Хорн. – Мы не убийцы, нельзя уничтожить человека. – Человека? – Хорн смигнул слезы – Это не человек! Это
святотатство! – Мы осмотрели этого ребенка и установили, что он не мутант, не результат разрушения генов или их перестановки, – быстро заговорил доктор. –
Ребенок и не уродец. И он совершенно здоров.
– Ваш ребенок жив, здоров и отлично себя чувствует, – со всей силой убеждения сказал доктор Уолкот. – Вот он лежит на столе. Но он непохож на человека,
потому что родился в другое измерение. Наши глаза, привыкшие воспринимать все в трех измерениях, отказываются видеть в нем ребенка. Но все равно он
ребенок. Несмотря на такое странное обличье, на пирамидальную форму и щупальца, это и есть ваш ребенок. Ему нужна материнская любовь. Истина избитая,
17
но с нею не поспоришь. Его надо кормить грудью. Конечно, мы договорились – там, где его кормит новая специальная машина, для него нашлись и ласковый
голос, и теплые руки, и прочее.
Предупреждает о том, что воспитание этого необычного ребенка - большая ответственность:
Цитаты: – Понимаете ли вы, что берете на себя, мистер Хорн! Этому ребенку нельзя будет иметь обычных товарищей, ему не с кем будет играть – ведь
его в два счета задразнят до смерти. Вы же знаете, что такое дети. Если вы решите воспитывать ребенка дома, всю его жизнь придется строго ограничить, никто
не должен его видеть. Это вы понимаете?
– Я понимаю, какой это удар для вас, мистер Хорн. Что ж, если вам нестерпимо его видеть, мы охотно вырастим ребенка здесь, в институте.
– Надеюсь, мы сможем вернуть ребенка в наше измерение. Это и заставляет меня колебаться. Считай я, что надежды нет, я бы сейчас же удостоверил,
что необходимо его умертвить. Но, думаю, не все потеряно, надо попытаться.
Признается, что медицина бессильно что-либо сделать.
Цитаты: – Я пытался вытащить малыша из того измерения, куда он попал, – четвертого, пятого или шестого, сам черт не разберет. Всякий раз, как вы
привозили его сюда на осмотр, мы бились над этой задачей. И в известном смысле она решена, но извлечь ребенка из того треклятого измерения мы покуда не
можем.
Ключевые слова:
Это ваш ребенок. Поймите же, мистер Хорн. – Мы не убийцы, нельзя уничтожить человека.
Он не мутант, не результат разрушения генов или их перестановки.
Ребенок и не уродец. И он совершенно здоров и отлично себя чувствует,
Несмотря на такое странное обличье, на пирамидальную форму и щупальца, это и есть ваш ребенок. Ему нужна материнская любовь.
Понимаете ли вы, что берете на себя.
Этому ребенку нельзя будет иметь обычных товарищей, ему не с кем будет играть – ведь его в два счета задразнят до смерти.
Всю его жизнь придется строго ограничить, никто не должен его видеть.
Образ голубой пирамидки
- А что чувствует сам ребенок? Что важно для него? (Любовь, внимание и забота со стороны родителей).
Цитаты: Он только что родился, но был уже смышленый, на диво смышленый Он воспринимал окружающий мир.
Ребенок ведет себя как все младенцы: столько-то часов спит, столько-то бодрствует, временами спокоен, а временами нет, в точности как всякий младенец, и
так же ест, и так же пачкает пеленки.
Малыш подмечал каждый шаг этих двух славных Белых кубов, которые всегда с ним, когда он не спит. Есть еще один куб – Серый, тот появляется не
каждый день. Но главные в его жизни – два Белых куба, они его любят и заботятся о нем. Малыш поднял глаза на Белый куб, тот, что с округленными гранями,
потеплей и помягче, – и, очень довольный, тихонько защебетал. Белый куб кормит его. Малыш доволен. Он растет. Все привычно и хорошо.
Ключевые слова:
Ему нужны любовь, внимание и забота со стороны родителей.
Работа по определению темы, проблематики, идейной направленности произведения. Дискуссия.
Слово учителя: - Рассказ был написан в 1975 году, события, разворачивающиеся в нем, происходят в будущем, в 1989 году, для нас уже прошлом.
- Какие проблемы смог предвидеть Брэдбери?
- О чем этот рассказ?
18
В этом рассказе поднимается очень серьезная проблема: судьба детей с ограниченными возможностями, отношение к ним общества, государства,
трудности, связанные с их воспитанием и развитием, принятие их такими, какими они есть. Рассказ о том, как детки "из другого измерения", в частности
аутисты, слепоглухие, и другие "особенные" дети воспринимаются нашим обществом. Ведь их не все и воспринимают как людей.
Автор говорит о детях, которые рождаются не похожими на других (умственно, физически или просто внешне). Этот рассказ о том, сумеют ли
родители полюбить это маленькое существо, милое, родное, но не такое, как все. Этот рассказ о том, что важнее для нас: мнение окружающих, или все же
близкий маленький человечек, который еще не знает о том, насколько жесток окружающий мир.
- В связи с чем данная проблема стала актуальной? (Проблема в нас самих: многие люди отказываются видеть в них обычных детей, имеющих право на
жизнь).
- Готово ли общество видеть рядом детей-инвалидов? Как в рассказе показано отношение окружающих к голубой пирамидке?
- Почему, если родители решили оставить ребенка, его никто не должен видеть? (Дети находят ответы в тексте и делают выводы)
Цитаты: Да, несомненно, кое-что произошло. Нечто такое, из-за чего переполошилась вся клиника. Люди высыпали в коридоры, сновали из палаты в
палату. Пока Питер Хорн шел за доктором, ему стало совсем худо; там и сям, сойдясь тесным кружком, стояли сестры и санитарки в белых халатах, таращили
друг на друга глаза и шептались:
– Нет, вы видали? Ребенок Питера Хорна! Невероятно!
Один из соседей обернулся. – Какая славная у вас зверюшка, мистер Хорн! Где вы ее откопали? Еще кто-то крикнул:
– Видно, вы порядком постранствовали, Хорн! Это откуда же, из Южной Африки?
Ключевые слова:
Переполошилась вся клиника.
Люди высыпали в коридоры, сновали из палаты в палату.
Сойдясь тесным кружком, стояли сестры и санитарки в белых халатах, таращили друг на друга глаза и шептались: "Невероятно!"
Какая славная у вас зверюшка, мистер Хорн! Где вы ее откопали?
19