Автор: Точеная Татьяна Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО СЮТ г.Донецка
Населённый пункт: город Донецк, Ростовская обл.
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по начальному техническому моделированию для дополнительной образовательной общеразвивающей программы "Мастерилка"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
станция юных техников муниципального образования «Город Донецк»
Принято Утверждаено
Решением педагогического Директор МБУДО СЮТ г.Донецка
совета ________________Е.В. Гусак
протокол № ___ Приказ № ___от________2017г.
от_____________2017г.
Рабочая программа
по начальному техническому моделированию
для дополнительной образовательной общеразвивающей программы
«Мастерилка»
группа № 1
Количество обучающихся:
группа № 1- 12чел.
Возраст обучающихся- 5-7лет
Срок реализации-1г
Составитель:
Педагог дополнительного
образования
Точеная Татьяна Евгеньевна
г
.
Донецк 2017
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана для 1-ой,2-ой и 3-й,4-й группы на 2017-
2018 учебный год. Составлена в соответствии с модифицированной
дополнительной образовательной программой общеразвивающего вида
«Мастерилка» на 148 часов в год.
Программа имеет научно-техническую направленность. Сегодняшний мир
трудно представить себе без современных инноваций и компьютерных
технологий. Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с
раннего детства, но в основном, как объект потребления .Моделирование и
конструирование способствуют познанию мира техники и расширению
технического кругозора, развивают конструкторские способности,
техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической
деятельности.
Новизна программы « Мастерилка» в практической ориентированности
изделий, в работе с разными по фактуре и структуре материалами и их
сочетанием. Совершенствование мелкой моторики рук происходит наряду с
развитием технического сознания. Занятия начальным техническим
моделированием учат детей аккуратности, усидчивости, умению доводить
начатое дело до конца, видеть изделие в перспективе, знать основы технической
грамоты.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях
техническим творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника,
т.е. развитие творческой культуры ребенка. Развитие творческого
нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия,
интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя
что-то нового.
Данная программа рассчитана на детей 5-7 лет. В дошкольном возрасте
особый акцент ставится на развитии творческих способностей каждого ребёнка,
на гармоничном развитии его внутреннего мира
Дошкольники имеют огромное желание «мастерить» что-либо своими руками,
особенно если несложная поделка по окончании процесса изготовления
выглядит красиво и привлекательно или её можно использовать в играх или
соревнованиях.
В настоящее время искусство работы с бумагой, картоном и другим несложным
поделочным материалом в детском творчестве не потеряло своей актуальности.
Даже в наш век высоких компьютерных технологий, бумага остается
инструментом творчества, который доступен и интересен каждому, а
применение разнообразного поделочного материала ( коробки, пластиковые
трубочки , баночки, стаканчики и многое др.) способствует развитию
воображения и созидательного творчества.
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из
бумаги, картона и другого разнообразного поделочного материала с
использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование,
аппликация). Она предлагает развитие ребенка в самых различных
направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус,
образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному
человеку, чтобы ощущать себя гармонично развитой личностью.
Цель
и
задачи
.
Цель
:
- содействовать развитию у детей
способностей к техническому творчеству,
создать
оптимальные
организационно-педагогические
условия
для
самовыражения,
самоопределения ребенка, усвоения ребенком практических
навыков
работы
с
бумагой,
воспитание
творческой
активности,
общее
и
творческое развитие личности, развитие сотрудничества детей при создании
сложных
композиций,
вовлечение
детей
в
соревновательную
и
игровую
деятельность.
ЗАДАЧИ:
Воспитательные:
- развивать аккуратность и самостоятельность при изготовлении поделок;
-
воспитывать
дисциплинированность,
ответственность,
самоорганизацию,
социальное поведение;
- воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
- формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;
- воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности,
- формировать у детей эстетический и художественный вкус;
Развивающие:
- пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших
технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой
творческой деятельности;
- знакомить с простейшими элементами художественного конструирования и
оформления изделий.
Образовательные:
- совершенствовать умения и формировать навыки работы с наиболее
распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда при
обработке различных материалов;
- формировать образное техническое мышление и умение выразить свой
замысел на плоскости (с помощью наброска, рисунка, простейшего чертежа,
силуэта);
- обучить самостоятельно анализировать и планировать предстоящую работу.
Ожидаемые результаты
По окончании учебного года
должны знать: назначение машин, виды бумаги, ее основные свойства, работа
по шаблону. Инструменты и приспособления для работы с бумагой (линейка,
угольник, ножницы), способы соединения деталей из разных материалов,
правила техники безопасности и пользование ими.
должны уметь: читать технические рисунка изделий и эскизы разверток.
Размечать, разрезать ножницами, сгибать, склеивать. Отделывать изделия
аппликацией, подготовить рабочее место, выбрать материалы для изготовления
отдельных деталей, определить наиболее рациональные способы соединения
деталей между собой, способы наиболее рационального использования
материалов.
У учащихся необходимо воспитать:
- чувство коллективизма;
- аккуратность, самостоятельность в работе.
Подведение результатов освоения программы проходит согласно
Положению по МБУДО СЮТ г.Донецка и образовательной программе.
Проводится 2 раза в год. В декабре промежуточное (за 1 полугодие), в мае
итоговое (2 полугодие).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом между занятиями 10
минут.
Учебно-тематический план группы №1
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие. Материалы и
инструменты. Инструктаж по
Т.Б.
2
0
2
2.
Аппликационные работы.
3
7
10
3.
Игрушки-оригами.
5
13
18
4.
Конструирование мебели.
3
9
12
5.
Рукотворный город.
5
17
22
6.
Новогодняя мастерская.
3
9
12
7.
Объемные модели технических
объектов.
10
34
44
8.
Игрушки из ничего.
5
17
22
9.
Аттестация.
2
2
4
10.
Заключительное занятие.
0
2
2
В с е г о:
38
110
148
Содержание разделов программы
1. Вводное занятие (2 ч.)
Теория (2ч) значение техники в жизни человека. Показ образцов готовых
моделей.
Свойства бумаги, картона, проволоки и других материалов, их использование.
Назначение инструментов, правила пользования ими, правила безопасной
работы.
2. Аппликационные работы (10 ч.)
Теория (3 ч.): способы разметки деталей простой формы на бумаге, картоне.
Разметка по шаблону. Приемы и способы выполнения аппликационных работ.
Способы соединения деталей. Правила безопасной работы.
Практическая работа (7 ч.): изготовление аппликаций с подвижными
элементами. Вырезание внутреннего конт
3.Игрушки-оригами (18 ч.)
Теория (5ч) Что такое «оригами»? Базовые формы оригами. Основные приемы
при складывании изделий из бумаги.
Практика(113ч) Складывание различных изделий и технических объектов (1-й
уровень сложности) из бумаги. Работа по образцу с объяснениями.
4. Конструирование мебели (12 ч.)
Теория (3 ч.): знакомство с шаблоном, а также способами и приемами работы с
ним. Разметка и изготовление плоских деталей по шаблонам. Соединение
(сборка) плоских деталей между собой. Вырезывание заготовок для изделий и
отдельных деталей по шаблонам из бумаги, сложенной вдвое. Элементы
предварительного планирования отдельных этапов работы. Правила безопасной
работы с ножницами.
Практическая работа (9 ч.): изготовление из картона макетов игрушечной
мебели. Оформление поделок аппликацией.
Выставка работ.
5. Рукотворный город (22 ч.)
Теория (5 ч.): сопоставление формы окружающих предметов, технических
объектов и их частей с формой геометрических фигур – прямоугольник,
квадрат, круг. Совершенствование способов и приемов работы по шаблонам.
Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке.
Соединение (сборка) плоских деталей между собой при помощи клея.
Практическая работа (17 ч.): конструирование из бумаги и картона макетов и
моделей технических объектов: дома, светофор, дорожные знаки.
Выставка коллективной работы.
6. Новогодняя Мастерская (12 ч.)
Теория (3 ч.): способы разметки деталей простой формы на разных материалах.
Приемы и способы выполнения новогодних игрушек из разных материалов.
Способы и приемы отделочных работ. Правила безопасной работы.
Практическая работа (9 ч.): изготовление новогодних гирлянд, украшений,
карнавальных масок из различных материалов. Оформление работ.
Украшение елки выполненными поделками.
7. Объемные модели технических объектов (44 ч.)
Теория (10ч.): деление квадрата, прямоугольника на 2,4 равные части путем
сгибания и резания. Вырезание заготовок для изделий и отдельных деталей по
шаблонам и линейке из бумаги и тонкого картона, сложенных в два-три слоя.
Практическая работа (34 ч.): конструирование из бумаги и тонкого картона
макетов и моделей технических объектов. Игры и соревнования с моделями.
8. Игрушки из ничего (22 ч.)
Теория (5 ч.): изучение формы окружающих предметов, технических объектов,
транспортных машин и сравнение их с формами геометрических тел – таких,
как куб, цилиндр. Использование бросового материала. Соединение объемных
деталей (коробочек) между собой путем склеивания.
Практическая работа (17 ч.) изготовление игрушек из готовых коробочек
Игры и соревнования с моделями. Выставка работ.
9.Аттестация. (4ч.)
Мониторинг результатов обучения по программе (теоретическая и практическая
подготовка). Мониторинг развития качеств личности обучающихся.
10. Заключительное занятие (2 ч.)
Подведение итогов за год. Вручение грамот.
Календарно-тематический план группы №1
№
п/п
Планир
уемая
дата
Факти
ческая
дата
Содержание занятий
те
ор
ия
Практика в:
все
го
груп
пе
подг
рупп
е
1.
05.09
Вводное занятие. Материалы и
инструменты. Инструктаж поТ.Б.
2
0
-
2
2.
07.09
Аппликационные работы.
Аппликация «Корабль» - вырезание
внутреннего контура.
1
1
-
2
3.
12.09
Машины на дорогах. Беседа о
правилах дорожного движения.
0.5
1.5
-
2
4.
14.09
«Космическая ракета» - аппликация
с подвижными элементами.
0.5
1.5
-
2
5.
19.09
«Пожарная машина» - аппликация с
подвижными элементами.
0.5
1.5
-
2
6.
21.09
«Подводная лодка» - аппликация с
подвижными элементами.
0.5
1.5
-
2
7.
26.09
Игрушки-оригами.
Базовые формы.
Изготовление рыбы.
1
1
-
2
8.
28.09
Изготовление корзинки.
0.5
1.5
-
2
9.
03.10
Изготовление лебедя на озере.
0.5
1.5
-
2
10.
05.10
Изготовление курочки.
0.5
1.5
-
2
11.
10.10
Изготовленное лягушки
(соревнование на дальность
прыжка).
0.5
1.5
-
2
12.
12.10
Изготовление домика.
0.5
1.5
-
2
13.
17.10
Изготовление конверта.
0.5
1.5
-
2
14.
19.10
Изготовление лодки.
0.5
1.5
-
2
15.
24.10
Изготовление парохода.
0.5
1.5
-
2
16.
26.10
Конструирование мебели.
Конструирование игрушечной
мебели из картона с
использованием шаблонов. Стол.
0.5
1.5
-
2
17.
31.10
Конструирование игрушечной
мебели из картона с
использованием шаблонов. Стул.
0.5
1.5
-
2
18.
02.11
Конструирование игрушечной
мебели из картона с
использованием шаблонов.
Кровать.
0.5
1.5
-
2
19.
07.11
Конструирование игрушечной
мебели из картона с
использованием шаблонов. Диван.
0.5
1.5
-
2
20.
09.11
Конструирование игрушечной
мебели из картона с использованием
шаблонов. Шкаф.
0.5
1.5
-
2
21.
14.11
Коллективная работа «Аквариум».
Выставка работ.
0.5
1.5
-
2
22.
16.11
Рукотворный город.
Макет сельского домика.
0.5
1.5
-
2
23.
21.11
Макет многоэтажного дома.
0.5
1.5
-
2
24.
23.11
Изготовление светофора.
0.5
1.5
-
2
25.
28.11
Дорожные знаки.
0.5
1.5
-
2
26.
30.11
Дорожные знаки.
0.5
1.5
-
2
27.
05.12
Модели машин, изготовленные из
вторичного сырья.
1
1
-
2
28.
07.12
Новогодняя мастерская.
Изготовление гирлянд.
0.5
1.5
-
2
29.
12.12
Изготовление елочного украшения.
0.5
1.5
-
2
30.
14.12
Изготовление елочного украшения.
0
2
-
2
31.
19.12
Изготовление карнавальных масок.
0.5
1.5
-
2
32.
21.12
Изготовление карнавальных масок.
0
2
-
2
33.
26.12
Изготовление символа года.
0.5
1.5
-
2
34.
28.12
Аттестация промежуточная
(I полугодие)
1
1
-
2
35.
09.01
Рукотворный город.
Модели машин, изготовленные из
вторичного сырья.
0
2
-
2
36.
11.01
Модели машин, изготовленные из
вторичного сырья.
1
1
-
2
37.
16.01
Сборка и оформление детской
площадки.
0
2
-
2
38.
18.01
Оформление улиц, дорог.
0.5
1.5
-
2
39.
23.01
Оформление улиц, дорог.
0
2
-
2
40.
25.01
Объемные модели технических
объектов.
Изготовление модели легкового
транспорта.
1
1
-
2
41.
30.01
Изготовление модели легкового
транспорта.
0.5
1.5
-
2
42.
01.02
Изготовление модели легкового
транспорта.
0
2
-
2
43.
06.02
Сборка и оформление модели.
0
2
-
2
44.
08.02
Изготовление модели грузового
транспорта.
1
1
-
2
45.
13.02
Изготовление модели грузового
транспорта.
0.5
1.5
-
2
46.
15.02
Изготовление модели грузового
транспорта.
0
2
-
2
47.
20.02
Сборка и оформление модели.
0
2
-
2
48.
22.02
Изготовление модели танка.
1
1
-
2
49.
27.02
Изготовление модели танка.
0.5
1.5
-
2
50.
01.03
Изготовление модели танка.
0
2
-
2
51.
06.03
Сборка и оформление модели.
0
2
-
2
52.
13.03
Изготовление модели катамарана.
1
1
-
2
53.
15.03
Изготовление модели катамарана.
0.5
1.5
-
2
54.
20.03
Изготовление модели лодки.
1
1
-
2
55.
22.03
Сборка и оформление модели.
0
2
-
2
56.
27.03
Изготовление модели летающей
1
1
-
2
тарелки.
57.
29.03
Сборка и оформление летающей
тарелки.
0
2
-
2
58.
03.04
Изготовление модели самолета.
1
1
-
9
59.
05.04
Сборка и оформление модели
самолета.
0
2
-
2
60.
10.04
Изготовление модели космической
ракеты.
1
1
-
2
61.
12.04
Сборка и оформление космической
ракеты.
0
2
-
2
62.
17.04
Игрушки из ничего.
Фотоаппарат.
1
1
-
2
63.
19.04
Сборка и оформление
фотоаппарата.
0
2
-
2
64.
24.04
Бинокль.
1
1
-
2
65.
26.04
Сборка и оформление бинокля.
0
2
-
2
66.
03.05
Речная флотилия. Буксир.
1
1
-
2
67.
08.05
Речная флотилия. Буксир.
0
2
-
2
68.
10.05
Речная флотилия. Катер.
1
1
-
2
69.
15.05
Речная флотилия. Катер.
0
2
-
2
70.
17.05
Речная флотилия. Баржа.
1
1
-
2
71.
22.05
Речная флотилия. Баржа.
0
2
-
2
72.
24.05
Подготовка к выставке
1
1
2
73.
29.05
Аттестация промежуточная
(II полугодие).
1
1
-
2
74.
31.05
Заключительное занятие.
Подведение итогов. Выставка
детских работ. Награждение.
0
2
-
2
Итого:
38
110
148
Методическое обеспечение программы
Методы
и
приемы
образовательной
деятельности:
репродуктивный,
словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация), графические работы
(работа со схемами, чертежами и их составление), метод проблемного обучения
(постановка
проблемных
вопросов
и
самостоятельный
поиск
ответа),
проектный
метод,
проектно-конструкторские
методы
(конструирование
из
бумаги, создание моделей), игры (на развитие внимания, памяти, глазомера,
воображения, игра-путешествие, ролевые игры (конструкторы, соревнования,
викторины),
наглядный
(рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, схемы,
модели, литература), создание творческих работ для выставки.
На
занятиях
объединения
НТМ
создаются
все
необходимые
условия
для
творческого развития обучающихся. Каждое занятие строится в зависимости от
темы
и
конкретных
задач,
которые
предусмотрены
программой,
с
учетом
возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.
Типы занятий : комплексное, занятия-беседы, экскурсии, самостоятельная
работа.
Виды занятий: работа с литературой, чертежами, схемами; практическая
работа; встреча с интересными людьми; выставка; конкурс; творческий
проект; соревнования; праздник;
игра.
При проведении занятия выполняются санитарно-гигиенические нормы. На
каждом занятии
проводятся
физкультминутки
(дыхательные упражнения,
упражнения для глазных мышц).
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной
программы: проведение открытых занятий, выставок, конкурсов, соревнований,
викторин, игр-путешествий, ролевых игр.
Материально-техническое
обеспечение:
учебный
кабинет,
оборудованный
рабочими местами, доска, стеллажи
для
демонстрации
работ,
чертежная
бумага, картон,
чертежные инструменты, комплект
режущего инструмента,
кисти для склейки и покраски, клей ПВА, водорастворимые краски.
Методическое и дидактическое обеспечение: специализированная литература
по
истории
судостроения,
развитию
авиации,
космонавтики
и
автомобилестроения,
подборка
журналов,
наборы
чертежей,
шаблонов
для
изготовления различных моделей, образцами моделей (судо-, авиа-, ракето- и
автомодели), выполненные учащимися и педагогом.
Литература
для педагога.
1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги М.:Просвещение, 1992 г.
2. Бортон П., Кэйв В. Игрушки забавные, ужасные. М.: Росмэн, 1997 г.
3. Гибсон Р. Тайлер Д. Веселые игры. Вырезаем из бумаги. М.: Росмэн, 1995.
4. Гибсон Р., Тайлер Д. Веселое рождество. Праздники. М.: Росмэн, 1996.
5. Журавлева А.П., Болотина JI.A. Начальное техническое моделирование. М.:
Просвещение, 1982.
6. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников.
М.: Вентана-Графф. 2002.
7. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в
начальных классах. Николаенко Н.Н. Рецензенты: Бежанов М.Х., Проноза В.В.
М.: Граф-Пресс; Ставрополь: Сервисшкола, 2001.
8. Научно-методический-журнал. Школа и производство. М.:Педагогика. №
7\90, № 5\95, № 3\01, № 7,8\02.
9. Программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Техническое творчество учащихся. М.: Просвещение, 1988
10. Фермин П. Сделай сам. М.:Русская книга. 1995.
11. Большая книга поделок. М.: Олма-Пресс, 2000.
для обучающихся
1. Журналы: «Левша», «Юный техник», «Оригами», «Звездочет».
2. Левитан Е. П. Космонавтика от «А» до «Я». – М.: Аргументы и факты,
1999
3. Порцевский К. А. Моя первая книга о космосе. М.: РОСМЭН, 2008.
4. Энциклопедия для детей. Т. 8. «Астрономия». – М.: Издательский центр
«Аванта +», 1997.
5.Интеренет ресурсы.