Напоминание

"Сенсомоторная алалия"


Автор: Курбачева Оксана Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Семицветик" г. Белоярский"
Населённый пункт: город Белоярский
Наименование материала: Календарно-тематическое планирование деятельности учителя-логопеда по формированию и развитию компонентов речи (звукоподражание, отраженное проговаривание звуков, слогов)
Тема: "Сенсомоторная алалия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Календарно-тематическое планирование деятельности учителя-логопеда

по формированию и развитию компонентов речи (звукоподражание, отраженное проговаривание звуков, слогов)

Сенсомоторная Алалия

п/п

Тема НОД

Задачи

Содержание

Кол-во

часов

СЕНТЯБРЬ

1

Диагностика 1 неделя

2

Звук или

голосовая

реакция

Учить отвечать на вопрос словом и только после

вопроса педагога. Вызвать эмоцию радости от

выполненного задания, учить произносить звук в

момент движения. Учить выражать просьбу жестом.

Формировать зрительный контроль над движением

пальцев. Формировать базовые движения на уровне

плечевого, локтевого и лучезапястного суставов.

1. Упражнение «Я».

2. Упражнение «Салют».

3. Игра «Дай».

4. Пальчиковая игра «Ладошка» (Т.Башинская)

5. Рисование на бумаге «Дождь».

6. Рефлексия.

3

3

Неречевые

звуки.

Формировать представление об основных приметах

осени, ввести в пассивный словарь приметы осени.

Формировать умение закрашивать лист с

ограничением поверхности. Развивать умение

прислушиваться к неречевым звукам, способность

соотносить неречевые звуки с предметами, которые

они извлекают.

1.

Артикуляционная

гимнастика:

сказка

«В

гости

к

язычку».

2. Работа по картине «Осень».

3. Пальчиковая игра «Сорока-ворона».

4. Рисование на бумаге «Тучка».

5. Компьютерная игра со звуками «Игры для Тигры» (1

вариант).

5. Рефлексия.

3

4

Звук или

голосовая

реакция

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Учить отвечать на вопрос

словом и только после вопроса педагога. Учить

выражать просьбу жестом. Упражнять в совмещении

движения крупных суставов рук с голосовой

реакцией.

1.

Артикуляционная

гимнастика:

сказка

«Домик

для

язычка».

2. Упражнение «Я».

3. Игра «Дай».

4. Упражнение «Мяч», «Камешки».

5. Рефлексия.

3

ОКТЯБРЬ

5

Неречевые

звуки.

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Формировать

представление об основных приметах осени, ввести в

активный словарь названия деревьев. Формировать

умение закрашивать лист с ограничением

поверхности. Развивать умение прислушиваться к

неречевым звукам, способность соотносить неречевые

звуки с предметами, которые они извлекают.

1. Артикуляционная гимнастика: сказка «Кто в домике

живет».

2. Работа по картине «Осень в лесу».

3. Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик».

4. Рисование на бумаге «Осеннее дерево».

5. Компьютерная игра со звуками «Игры для Тигры» (2

вариант).

5. Рефлексия.

3

6

Температура

Р а з в и в а т ь

д в и г а т е л ь н у ю

а к т и в н о с т ь

артикуляционного аппарата. Закрепить в пассивном

словаре

название

овощей.

Выполнять

движения,

имитирующие

способы

обработки

овощей

в

соответствии

с

текстом,

выкладывать

контур

предметов. Формировать понятия о температурных

признаках:

горячее,

теплое,

холодное.

Развивать

умение определять температуру предмета тактильно.

Учить находить в окружающей обстановке предметы

заданного цвета.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Работа с предметными картинками «Овощи».

3. Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик».

4.

Исследовательская

деятельность

«Определи

температуру».

5. Игра «Найди такой же по цвету».

6. Игра-поощрение: «Молодец».

3

7

Звуки

музыкальны

х

инструмент

ов.

Р а з в и в а т ь

д в и г а т е л ь н у ю

а к т и в н о с т ь

артикуляционного

аппарата.

Развивать

умение

различать

на

слух

звуки

барабана

и

дудочки.

Познакомить с громким и тихим звучанием одного и

того

же

музыкального

инструмента.

Расширять

пассивный

словарный

запас.

Выполнять

работу

в

технике «мозайка».

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Игры на звукоразличение: барабан и дудочка.

3.

Работа

с

предметными

картинками

«Музыкальные

инструменты».

4. Пальчиковая игра «Пианино».

5. Рефлексия.

3

8

Цвет

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Познакомить с

названиями домашних животных. Расширять

пассивный глагольный словарь: мычит, лает, мяукает.

Вызывать звукоподражание. Продолжать закреплять

знание названий пальцев рук. Формировать умение

рисовать клубочки карандашами. Расширять

представления об окружающем.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Работа по картине «Домашние животные».

3. Игра «Кто как говорит?»

4. Пальчиковая игра «Семья пальчиков-мальчиков».

5. Рисование на бумаге «Клубочки».

6. Рефлексия.

3

9

Размер.

Длинный-

короткий.

Развивать ориентировку на листе. Расширять

пассивный глагольный словарь: рычит, квакает, воет,

грызет, ползет. Вызывать звукоподражание.

Продолжать учить проводить вертикальные линии

(изображение линий по зрительным опорам).

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Работа по картине «Кто где живет?».

3. Игра «Кто как говорит?»

4. Пальчиковая игра «А у нас семья большая».

5. Рисование на бумаге «Тучи и дождь».

6. Рефлексия.

3

НОЯБРЬ

10

Размер.

Большой –

маленький.

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Обогащать словарь по

теме «Обувь». Формировать умение закрашивать

силуэт предметов, не выходя за контур. Развивать

мелкую моторику: застегивать и расстегивать

пуговицы разной величины, замочки. Раскрасим

одежду. Учить украшать обувь рисунком из точек

(рисование пальчиками).

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Игра «Ладошки».

3. Работа с предметными картинками «Обувь».

4. Игра «Застежки».

5. Рисование на бумаге «Укрась обувь».

6. Игра-поощрение: «Молодец».

3

11

Игрушки

Р а з в и в а т ь

д в и г а т е л ь н у ю

а к т и в н о с т ь

артикуляционного аппарата. Обогащение словаря по

теме «Игрушки». Формировать умение

шнуровать

кукольную

обувь.

Формировать

умение

отделять

игрушки

от

других

предметов,

выкладывать

из

фасоли заданный предмет по контуру.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Работа по картине «В магазине игрушек».

3. Игра «Шнуровка».

4. Игра «Найди игрушку».

5. Игра «Выложи по контуру».

6. Рефлексия.

3

12

Твердый –

мягкий.

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Обогащать словарь по

теме «Посуда». Расширить словарный запас знанием

посуды. Формировать умение воспринимать и

дифференцировать на ощупь твердые и мягкие

предметы. Закрепить умение выкладывать фигуры из

палочек по образцу.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Работа с предметными картинками «Посуда».

3. Игра «Определи на ощупь».

4. Игра «Выложи по образцу».

5. Игра-поощрение: «Молодец».

3

ДЕКАБРЬ

13

Вызывание

гласных

звуков. Звук

«А».

Р а з в и в а т ь

д в и г а т е л ь н у ю

а к т и в н о с т ь

артикуляционного

аппарата.

Развивать

умение

выполнять

движения

пальцами

по

подражанию.

Формировать умение выполнять задания с мелкими

предметами

по

подражанию

действиям

взрослого.

Вырабатывать

умение

производить

действие

в

момент

голосовой

реакции

и

произносить

звук

в

момент действия. Формировать пассивный словарь,

доступный пониманию.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика: «Зима».

3. Игра на координацию речи с движением.

4. Фонетическая гимнастика: гласный звук «А».

5. Игра «Индейцы».

6. Рефлексия.

3

14

Величина

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Продолжить знакомство

с названиями домашних животных и их детёнышами.

Вызывать звукоподражание. Знакомить с

относительностью величин предметов. Формировать

навык соотносить их по величине зрительно и путем

наложения.

Формировать умение поочередно сгибать пальцы,

начиная с большого. Формировать навык складывать

разрезную предметную картинку из трех – четырех

частей.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Игра «Массаж».

3. Игра «Сложи картинку».

4. Пение песенки «Жили у бабуси» (звукоподражание).

5. Рефлексия.

3

15

Вызывание

гласных

звуков. Звук

«О».

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Обогащать пассивный

словарь. Выполнять имитацию различных движений

(лепка комка из снега, поглаживание животного).

Развивать навык выполнения движения

разноименными руками одновременно.

Вырабатывать умение производить действие в

момент голосовой реакции и произносить звук в

момент действия.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика: «Мы слепили снежный ком».

3. Игра на координацию речи с движением.

4. Фонетическая гимнастика: гласный звук «О».

5. Игра-поощрение: «Молодец».

3

ЯНВАРЬ

16

Вызывание

гласных

звуков.

Различение

звуков «А»

и «О» на

слух.

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Расширять пассивный

словарь. Побуждать интерес прислушиваться к

звукам. Вызывать звукоподражание. Развивать

способность воспринимать величину – большой,

маленький, самый большой. Ввести в словарь

названия свойств предметов: большой, маленький,

самый большой.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Фонетическая гимнастика: гласные звуки А, О.

3. Игра «Бегемот».

4. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

5. Игра-поощрение: «Молодец».

3

17

Соотнесени

е предметов

по

величине.

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Расширять пассивный

словарь. Побуждать интерес прислушиваться к

звукам. Вызывать звукоподражание. Развивать

способность воспринимать величину – большой,

маленький, самый большой. Ввести в словарь

названия свойств предметов: большой, маленький,

самый большой.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Фонетическая гимнастика: гласные звуки А, О.

3. Игра «Большой, поменьше, маленький».

4. Игра «Массаж».

5. Рефлексия.

3

18

Вызывание

гласных

звуков. Звук

«У».

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Вырабатывать умение

производить действие в момент голосовой реакции и

произносить звук в момент действия. Формировать

умение вслушиваться в речь, понимать ее

содержание, сосредотачиваться, настраиваться на

восприятие речи и давать ответные двигательные и

звуковые реакции.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Фонетическая гимнастика: гласный звук «У».

3. Игра на координацию речи с движением «Мы топаем

ногами»

4. Игра с игрушкой «Паровоз» и произнесение

звукоподражания.

5. Игра «Графомоторные дорожки».

6. Рефлексия.

3

ФЕВРАЛЬ

19

Собираем

пирамидку.

Круг.

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Формировать навык

складывать пирамиду из трех-четырех колец с учетом

величины, пользуясь методом практического

примеривания. Формировать умение рисовать круги,

группировать предметы по обобщающему понятию.

Формировать навык различать предметы синего цвета

среди других.

Закрепить умение застегивать и расстегивать

пуговицы разной величины, замочки.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Фонетическая гимнастика: гласные звуки «У», «А»,

«О».

3. Игры с пирамидкой.

4. Игра «Застежки».

5. Рефлексия.

3

20

Вызывание

гласных

звуков.

Звуки «У»,

«А», «О».

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Вырабатывать умение

производить действие в момент голосовой реакции и

произносить звук в момент действия. Формировать

умение вслушиваться в речь, понимать ее

содержание, сосредотачиваться, настраиваться на

восприятие речи и давать ответные двигательные и

звуковые реакции.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Фонетическая гимнастика: гласные звуки «У», «А»,

«О».

3. Игра «Юла».

4. Игра «Запомни, повтори».

5. Игра-поощрение: «Молодец».

3

21

Вызывание

гласных

звуков. Звук

«И».

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Развивать умение

выполнять движения пальцами по подражанию.

Формировать умение выполнять задания с мелкими

предметами по подражанию действиям взрослого.

Вырабатывать умение производить действие в момент

голосовой реакции и произносить звук в момент

действия. Формировать пассивный словарь,

доступный пониманию.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Фонетическая гимнастика: гласный звук «И».

3. Пальчиковая гимнастика «Лапушки – ладушки».

4. Игра «В гости».

5. Игра-поощрение: «Молодец».

3

22

Квадрат.

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Формировать умение

выполнять общеразвивающие движения и движения

руками по подражанию с использованием

соответствующих стихотворных текстов. Обогащать

чувственный опыт за счет освоения способа

обследования квадрата осязательно-зрительным

путем. Формировать умение детей соотносить (в

пассиве) предметы и действия с их словесным

обозначением.

1. Артикуляционная гимнастика.

2.

Фонетическая

гимнастика

на

изученные

гласные

звуки.

3. Игра на соотношение предметов и действий с их

словесным обозначением: Кто это? Что это? Что делают?

Возьми машину. Дай маме мишку? Кто сидит? Кто

лежит? Кто смотрит?

4. Игра на координацию речи с движением «Кто живет у

нас в квартире?»

5. Игра-поощрение: «Я хороший».

3

МАРТ

23

Складывани

е разрезных

картинок.

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Формировать умение

поочередно сгибать пальцы, начиная с большого.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Фонетическая гимнастика на изученные гласные звуки.

3. Игра на понимание грамматических форм речи: Кто?

3

Формировать навык складывать разрезную

предметную картинку из трех – четырех частей.

Обогащать словарь по теме «Весна». Закрепить

умение проводить вертикальные линии.

Вырабатывать умение производить действие в момент

голосовой реакции и произносить звук в момент

действия. Развивать понимание грамматических форм

речи, понимание соотношения между членами

предложения, понимания вопросов.

Что? Кого? У кого? Кому? Чем? Где? Куда? Откуда?

4. Пальчиковая гимнастика «Компот».

5. Складывание разрезных картинок (4 части).

6. Игра-поощрение: «Я хороший».

24

Вызывание

гласных

звуков. Звук

«Ы».

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Развивать умение

выполнять движения пальцами по подражанию.

Формировать умение выполнять задания с мелкими

предметами по подражанию действиям взрослого.

Вырабатывать умение производить действие в момент

голосовой реакции и произносить звук в момент

действия. Формировать пассивный словарь,

доступный пониманию.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Фонетическая гимнастика: гласный звук «Ы».

3. Игра «Паровоз».

4. Игра «Следы тигра».

5. Игра-поощрение: «Молодец».

3

25

Вызывание

гласных

звуков.

Звуки «И-

А».

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Вырабатывать умение

производить действие в момент голосовой реакции и

произносить звук в момент действия. Формировать

умение вслушиваться в речь, понимать ее

содержание, сосредотачиваться, настраиваться на

восприятие речи и давать ответные двигательные и

звуковые реакции.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика «Ватрушки».

3. Фонетическая гимнастика: гласные звуки «И», «А».

4. Игра на координацию речи с движением «Посуда».

5. Игра-поощрение: «Молодец».

3

АПРЕЛЬ

26

Конструиро

вание из

палочек.

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Обогащать словарный

запас названиями перелетных птиц. Формировать

навык пользования карандашом: умение рисовать

кривые линии. Закрепить понимание большой-

маленький, умение сортировать два вида крупы.

Вырабатывать умение производить действие в момент

голосовой реакции и произносить звук в момент

действия.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Фонетическая гимнастика на изученные гласные звуки.

3. Графомоторные упражнения.

4. Игры с крупами.

5. Рефлексия.

3

27

Вызывание

гласных

звуков.

Звуки «А-

У».

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Обогащать пассивный

словарь. Выполнять имитацию различных движений

(лепка комка из снега, поглаживание животного).

Развивать навык выполнения движения

разноименными руками одновременно. Вырабатывать

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика «Царапки».

3. Фонетическая гимнастика: гласные звуки «А-У».

4. Игра на координацию речи с движением.

5. Рефлексия.

3

умение производить действие в момент голосовой

реакции и произносить звук в момент действия.

28

Понятие

«одинаковы

е».

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Расширять словарный

запас: письмо, почта. Формировать понятие

«одинаковые», умение находить среди предметов и

игрушек два одинаковых предмета. Вырабатывать

умение производить действие в момент голосовой

реакции и произносить звук в момент действия.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Фонетическая гимнастика на изученные гласные звуки.

3. Игра на координацию речи с движением «Мы идем на

почту»

4. Упражнение на звукоподражание «Дудочка».

5. Упражнения с игрушками.

6. Рефлексия.

3

29

Вызывание

гласных

звуков. Звук

«Э».

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Развивать умение

выполнять движения пальцами по подражанию.

Формировать умение выполнять задания с мелкими

предметами по подражанию действиям взрослого.

Вырабатывать умение производить действие в момент

голосовой реакции и произносить звук в момент

действия. Формировать пассивный словарь,

доступный пониманию.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Фонетическая гимнастика: гласный звук «Э».

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Подвижная игра с речевым сопровождением.

5. Игра-поощрение: «Молодец».

3

МАЙ

30

Работа над

гласными

звуками.

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Обогащать пассивный

словарь словами по теме «День Победы». Закрепить

знание основных цветов. Формировать умение

раскрашивать шарики разными цветами, не выходя за

линию. Вырабатывать умение производить действие

в момент голосовой реакции и произносить звук в

момент действия.

1. Артикуляционная гимнастика «Про кота»

2. Фонетическая гимнастика: упражнение «Лесенка»,

работа с картинками.

3. Игра «Круги».

4. Пальчиковая игра «Лапушки – ладушки».

5. Игра-поощрение: «Молодец».

3

31

Работа над

гласными

звуками.

Понятие

наверху,

внизу.

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Обогащать пассивный

словарь по теме. Формировать пространственные

представления и умение раскладывать картинки

одного цвета внизу от заданной черты, а наверху

картинки другого цвета по образцу и по словесной

инструкции: «Положи наверху», «Положи внизу».

Вырабатывать умение производить действие в

момент голосовой реакции и произносить звук в

момент действия.

1. Артикуляционная гимнастика «Про кота»

2. Фонетическая гимнастика: пение на мягкой атаке

голоса цепочек гласных звуков; работа с картинками.

3. Игра «Ладошка».

4. Игра в сопровождении речи с движением «Мы во двор

пошли гулять».

5. Игра-поощрение: «Молодец».

3

32

Работа над

гласными

звуками.

Складывани

е картинок.

Развивать двигательную активность

артикуляционного аппарата. Расширять словарный

запас названиями насекомых: бабочка, жук, комар,

пчела; действиями: летит, жужжит, звенит.

Формировать понятие «одинаковые», умение

1. Артикуляционная гимнастика «Про кота»

2. Фонетическая гимнастика: пение на мягкой атаке

голоса цепочек гласных звуков; упражнение «Лесенка».

3. Игра на координацию речи с движением.

4. Игры на звукоподражания.

3

находить среди предметов и игрушек два одинаковых

предмета. Вырабатывать умение производить

действие в момент голосовой реакции и произносить

звук в момент действия.

5. Игра-поощрение: «Молодец».

Всего: 32 недели, 96 занятий.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!