Напоминание

"Пути формирования духовной культуры."


Автор: Карымова Елена Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская хореографическая школа"Спектр" город Юрга"
Населённый пункт: Кемеровская область город Юрга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Пути формирования духовной культуры."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская хореографическая школа «Спектр» город Юрга»

Методическая разработка

« Пути формирования духовной культуры учащихся»

Подготовил:

Преподаватель

.Карымова

Елена Николаевна

Юрга, 2017

Педагогика должна быть

духовна и

воспитывать

духовную

общность.

Ш.А.Амонашвили,

педагог-новатор.

Стремительные перемены происходят сегодня в жизни общества. И перемены

эти, при всей их разнонаправленности, с точки зрения традиционных ценностей, носят

во многом характер деструктивный, дестабилизирующий. Разрушаются уклады быта,

семьи,

производственных

отношений,

подвергаются

пересмотру

нравственные

и

моральные категории.

В этих условиях наиболее остро ощущается социальная потребность в духовном

воспитании

человека,

обладающего

свободным

духом,

независимостью

и

личной

ответственностью. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый

школьный

предмет

должен

эстетически

воспитывать,

раскрывая

красоту

и

целесообразность окружающего мира.

Духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность.

Поэтому духовная культура не тождественна "начитанности" или "образованности", и

никакие знания сами по себе не могут сделать человека личностью, способной к

сознательным и ответственным поступкам. Духовная культура - это обычаи, нормы,

мораль, духовные ценности.

Есть много вещей, которые люди начали делать задолго до того, как научиться

говорить. Одна из них – танец. Искусство танца – великолепное средство воспитания

и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребёнку

раскрыться

как

личности.

Органическое

соединение

движения,

музыки,

игры

формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают

ребёнка, делают его поведение естественным. Пройдёт совсем немного времени, и вы

заметите, как ваш ребёнок заметно преобразится. Кроме того, он научится чувствовать

ритм, понимать характер мелодии, у него разовьётся художественный вкус, творческая

фантазия. Всё это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше

понимать себя и других. Танец – это жизнь в гармонии с миром и с самим собой.

На педагога возложена ответственная миссия: не только обучать (развивать

интеллектуальные

способности,

закладывать определенные знания, умения), но и

воспитывать

новое

поколение.

Потому

важной

составляющей

профессиональной

культуры современного педагога, на мой взгляд, является его духовно-нравственная

культура и этика. Только на собственном примере можно воспитать человека.

Спектр этических качеств широк и многообразен. Исследования показывают, что

подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту,

справедливость, понимание детских проблем, общительность, доброжелательность,

требовательность

и

т.д.

Но

главное,

чем

дорожит

воспитанник,

-

это

душевная

щедрость,

искренность

и

сердечность

отношений. Отдавая

свою

сердце

ребёнку,

педагог раскрывает его душу, делает её лёгкой и ещё более прозрачной. А значит более

открытой к творчеству.

Процесс

формирования

духовной

культуры

у

ребенка

это

длительный,

упорный

процесс,

результатом

которого

должно

стать

правильное

восприятие

ребенком окружающего мира, видение целостной картины мира и отдельных его

частей.

Важным элементом является определенные умения, навыки педагога, правильно

поставленные цели и использованные методы.

Рассмотрим некоторые формы работы по формированию духовной культуры

обучающихся (дошкольный возраст) на примере обучения педагогом танцу:

1. Мини-этюды на тему: «Уроки вежливости»;

2. Постановка танцевального номера «Как научиться дружить»;

3. Беседы в игровой форме «Что такое хорошо и что такое плохо…».

Элементарные

«Уроки

вежливости»,

которые

педагог

ансамбля

преподносит и проводит с самыми маленькими учащимися и их родителями, как

раз

и

являются

первыми

шагами

на

пути

к

развитию

духовно-культурных

отношений.

Приоритетным направлением в воспитательной работе хореографического

ансамбля наряду является культурное воспитание.

Вышеперечисленные

формы

работы

с

детьми

проводятся

в

народной

стилизации. Одной из находок педагогов - это воспитание детей, через проведение

народных

праздников

и обрядов. Знакомясь

с

о б ы ч а я м и

и

традициями

с во и х

п р е д к о в

д е т и

проникаются

уважением и любовью

к

более

ст аршему

поколению,

любовью

к своей малой Родине

и России. Но самый

гл а в н ы й

у ч и т е л ь

духовной культуры – это танец.

Как сказал хореограф народно-сценического можно донести

духовные

ценности до зрителя, а так же воспитать и юное поколение маленьких танцоров.

Танец нельзя свести просто к ритмичным движениям под музыку или без неё,

это проявление индивидуальности и неповторимости каждого ребёнка и мы на

уроках

импровизации

стараемся

раскрепостить

ребёнка

с

помощью

тренингов,

например: «расскажи о себе», «что на душе».

Таким образом, танцевальное искусство несёт в себе красоту, здоровье и

эфф е кт

р а с к р е п о щ е н и я :

учащиеся

выражают

себя

открыто

и

ярко,

не

боясь,

внутренних

противоречий

и

страстей, педагог тем самым

о с в о б о ж д а е т

д е т е й

о т

з а ж и м о в

и

ко м п л е к с о в ,

которые уже успели пустить

корни

в

хрупкой

детской

душе.

Т а н е ц

т е м

и

прекрасен, что каждый может

п р о я в и т ь

в

н ё м

с в о ю

индивидуальность.

Думаю, что многие мои ученики запомнят наши удивительные праздники,

концерты и уроки, которые направлены на развития духовной культуры ребенка. Для

многих это станет интересной страницей в школьной жизни. Я считаю, что во имя

этого стоит работать. Одухотворенный человек, который, живет в мире людей,

творит добро - способен чувствовать, сопереживать.

Список литературы:

1.

Алексеева В. Самое важное, но невидимое. Искусство в школе №2,

1999 – 48с.

2.

Борис Черных. Чистая лампада: пед. Альм. Вып.2, Благовещенск, 201

3.

Кошмина И. Наследие духовной культуры. №4, Искусство в школе –

38с.

4.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.. Музыка. 1 – 4 классы. М.,

«Просвещение» 2002.

5. Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!