Автор: Карымова Елена Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская хореографическая школа"Спектр" город Юрга"
Населённый пункт: Кемеровская область город Юрга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Пути формирования духовной культуры."
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская хореографическая школа «Спектр» город Юрга»
Методическая разработка
« Пути формирования духовной культуры учащихся»
Подготовил:
Преподаватель
.Карымова
Елена Николаевна
Юрга, 2017
Педагогика должна быть
духовна и
воспитывать
духовную
общность.
Ш.А.Амонашвили,
педагог-новатор.
Стремительные перемены происходят сегодня в жизни общества. И перемены
эти, при всей их разнонаправленности, с точки зрения традиционных ценностей, носят
во многом характер деструктивный, дестабилизирующий. Разрушаются уклады быта,
семьи,
производственных
отношений,
подвергаются
пересмотру
нравственные
и
моральные категории.
В этих условиях наиболее остро ощущается социальная потребность в духовном
воспитании
человека,
обладающего
свободным
духом,
независимостью
и
личной
ответственностью. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый
школьный
предмет
должен
эстетически
воспитывать,
раскрывая
красоту
и
целесообразность окружающего мира.
Духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность.
Поэтому духовная культура не тождественна "начитанности" или "образованности", и
никакие знания сами по себе не могут сделать человека личностью, способной к
сознательным и ответственным поступкам. Духовная культура - это обычаи, нормы,
мораль, духовные ценности.
Есть много вещей, которые люди начали делать задолго до того, как научиться
говорить. Одна из них – танец. Искусство танца – великолепное средство воспитания
и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребёнку
раскрыться
как
личности.
Органическое
соединение
движения,
музыки,
игры
формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают
ребёнка, делают его поведение естественным. Пройдёт совсем немного времени, и вы
заметите, как ваш ребёнок заметно преобразится. Кроме того, он научится чувствовать
ритм, понимать характер мелодии, у него разовьётся художественный вкус, творческая
фантазия. Всё это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше
понимать себя и других. Танец – это жизнь в гармонии с миром и с самим собой.
На педагога возложена ответственная миссия: не только обучать (развивать
интеллектуальные
способности,
закладывать определенные знания, умения), но и
воспитывать
новое
поколение.
Потому
важной
составляющей
профессиональной
культуры современного педагога, на мой взгляд, является его духовно-нравственная
культура и этика. Только на собственном примере можно воспитать человека.
Спектр этических качеств широк и многообразен. Исследования показывают, что
подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту,
справедливость, понимание детских проблем, общительность, доброжелательность,
требовательность
и
т.д.
Но
главное,
чем
дорожит
воспитанник,
-
это
душевная
щедрость,
искренность
и
сердечность
отношений. Отдавая
свою
сердце
ребёнку,
педагог раскрывает его душу, делает её лёгкой и ещё более прозрачной. А значит более
открытой к творчеству.
Процесс
формирования
духовной
культуры
у
ребенка
–
это
длительный,
упорный
процесс,
результатом
которого
должно
стать
правильное
восприятие
ребенком окружающего мира, видение целостной картины мира и отдельных его
частей.
Важным элементом является определенные умения, навыки педагога, правильно
поставленные цели и использованные методы.
Рассмотрим некоторые формы работы по формированию духовной культуры
обучающихся (дошкольный возраст) на примере обучения педагогом танцу:
1. Мини-этюды на тему: «Уроки вежливости»;
2. Постановка танцевального номера «Как научиться дружить»;
3. Беседы в игровой форме «Что такое хорошо и что такое плохо…».
Элементарные
«Уроки
вежливости»,
которые
педагог
ансамбля
преподносит и проводит с самыми маленькими учащимися и их родителями, как
раз
и
являются
первыми
шагами
на
пути
к
развитию
духовно-культурных
отношений.
Приоритетным направлением в воспитательной работе хореографического
ансамбля наряду является культурное воспитание.
Вышеперечисленные
формы
работы
с
детьми
проводятся
в
народной
стилизации. Одной из находок педагогов - это воспитание детей, через проведение
народных
праздников
и обрядов. Знакомясь
с
о б ы ч а я м и
и
традициями
с во и х
п р е д к о в
д е т и
проникаются
уважением и любовью
к
более
ст аршему
поколению,
любовью
к своей малой Родине
и России. Но самый
гл а в н ы й
у ч и т е л ь
духовной культуры – это танец.
Как сказал хореограф народно-сценического можно донести
духовные
ценности до зрителя, а так же воспитать и юное поколение маленьких танцоров.
Танец нельзя свести просто к ритмичным движениям под музыку или без неё,
это проявление индивидуальности и неповторимости каждого ребёнка и мы на
уроках
импровизации
стараемся
раскрепостить
ребёнка
с
помощью
тренингов,
например: «расскажи о себе», «что на душе».
Таким образом, танцевальное искусство несёт в себе красоту, здоровье и
эфф е кт
р а с к р е п о щ е н и я :
учащиеся
выражают
себя
открыто
и
ярко,
не
боясь,
внутренних
противоречий
и
страстей, педагог тем самым
о с в о б о ж д а е т
д е т е й
о т
з а ж и м о в
и
ко м п л е к с о в ,
которые уже успели пустить
корни
в
хрупкой
детской
душе.
Т а н е ц
т е м
и
прекрасен, что каждый может
п р о я в и т ь
в
н ё м
с в о ю
индивидуальность.
Думаю, что многие мои ученики запомнят наши удивительные праздники,
концерты и уроки, которые направлены на развития духовной культуры ребенка. Для
многих это станет интересной страницей в школьной жизни. Я считаю, что во имя
этого стоит работать. Одухотворенный человек, который, живет в мире людей,
творит добро - способен чувствовать, сопереживать.
Список литературы:
1.
Алексеева В. Самое важное, но невидимое. Искусство в школе №2,
1999 – 48с.
2.
Борис Черных. Чистая лампада: пед. Альм. Вып.2, Благовещенск, 201
3.
Кошмина И. Наследие духовной культуры. №4, Искусство в школе –
38с.
4.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.. Музыка. 1 – 4 классы. М.,
«Просвещение» 2002.
5. Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987.