Автор: Левина Алена Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №260"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Влияние семьи на развитие творческого потенциала дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Раздел: дошкольное образование
А.Г. Левина
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 260»
Влияние семьи на развитие творческого потенциала дошкольников
в условиях реализации ФГОС ДО.
Семья
обладает
большими
потенциальными
возможностями
в
развитии
творческих
способностей детей.
Семейная среда, где с одной стороны есть внимание к ребенку, а с
другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где
мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется не
стереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.
Модернизация
российского
образования
говорит
о
потребности
в
воспитании
творческой,
неординарно
мыслящей
личности.
Основной
ценностью
становится
сам
человек,
его
внутренний
мир,
специфика
индивидуального
процесса
познания
и
обретения
опыта
эмоционально-
ценностных отношений. То есть, если прежняя парадигма образования в
основном ориентировалась на образование, то современная – на развитие
творческих способностей и формирование культуры личности.
Семья обладает большими потенциальными возможностями в развитии
творческих способностей дошкольников. На это указывали такие ученые как
П.Торренс, К.Тэкекс, В.Н.Дружинин, Дж.Гетцельс, Ф.Джексон, М.В.Межиева
и другие.
Согласно
исследованиям
П.Торренса,
наследственный
потенциал
не
является
важнейшим
показателем
будущей
творческой
продуктивности.
Степень реализации творческих импульсов ребенка во многом зависит от
влияния
родителей
и
других
взрослых
дома
и
в
детском
саду.
Черты
характера,
способствующие
творческой
продуктивности,
могут
быть
обнаружены достаточно рано. Именно поэтому психологу, работающему с
детьми,
очень
важно
обратить
внимание
родителей
на
их
развитие.
Результаты
развития
творческих
способностей
ребенка
могут
быть
наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте.
Влияние родителей – первейший фактор, оказывающий воздействие на
формирование
Я-
концепции
ребенка.
Как
пишет
К.Тэкекс:
«Существует
немало
систем
поддержки
помимо
семьи,
которые
помогут
в
развитии
ребенка. Но ни одна из них не заменит семьи в развитии психики ребенка, в
создании
его
образа
как
заслуженно
любимой
личности,
счастливой
и
целостной в своем окружении». Благодаря общению со взрослыми ребенок
узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое
рискованно.
Здесь
родителям
важно
соблюдать
баланс.
Положительные
сообщения
поддержки
и
любви
должны
обязательно
перевешивать
негативные,
критические.
Благодаря
общению
со
взрослыми
у
ребенка
обязательно
должно
сформироваться
«здоровое
самоощущение
человека,
которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью».
Дж. Гетцельс и Ф. Джексон сопоставили условия, которые сопутствовали
развитию высокой креативности и высокого интеллекта у детей. В ходе
исследования было обнаружено, что уровень материального положения семьи
не играет роли. Более существенное влияние оказывает профессия родителей,
их
социальный
статус
и
позиция
по
отношению
к
детям.
Родители
креативных детей находили в своих детях меньше недостатков, чем родители
интеллектуалов.
Они
показывали
свое
благоприятное
расположение
к
индивидуальности
ребенка
и
уверенность
в
его
способности
делать
все
правильно. Если родители интеллектуалов основное внимание обращали на
внешние факторы, способствующие карьере ребенка, то родители креативов
главное внимание уделяли внутренним качествам ребенка. [2; 3]
Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений
следующие параметры:
1.
гармоничность
–
не
гармоничность
отношений
между
родителями, а также между родителями и детьми;
2.
творческая
–
нетворческая
личность
родителя
как
образец
подражания и субъект идентификации;
3.
общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее
отсутствие;
4.
ожидание родителей по отношению к ребенку – ожидание
достижений или независимости.
В своих трудах В.Н. Дружинин, ссылаясь на зарубежных исследователей
указывает на то, что если в семье культивируется регламентация поведения,
предъявляются
одинаковые
требования
ко
всем
детям,
существуют
гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому
уровню креативности детей. Например, в исследованиях Д.Манфилда (1981),
Р.Альберта и М.Рунко (1987) были обнаружены положительные корреляции
между
не
гармоничными
эмоциональными
отношениями
в
семье,
психотичностью
родителей
и
высокой
креативностью
детей.
Однако
ряд
других
исследователей,
указывают
на
необходимость
гармоничных
отношений
для
развития
креативности,
но
эти
выводы
в
меньшей
мере
эмпирически обоснованы. Похоже на то, что больший спектр допустимых
поведенческих
проявлений
(в
том
числе
–
эмоциональных),
меньшая
однозначность требований не способствует раннему образованию жестких
социальных стереотипов и благоприятствует развитию креативности. Тем
самым
творческая
личность
выглядит
как
психологически
нестабильная.
Требование достижения успехов через послушание не способствует развитию
независимости и, как следствие, креативности.
Д. Саймонтон, а затем и ряд других исследователей выдвинули гипотезу о
том,
что
среда,
благоприятная
для
развития
креативности,
должна
подкреплять
креативное
поведение
детей,
предоставлять
образцы
творческого поведения для подражания. С его точки зрения максимальна
благоприятна
для
развития
креативности
социально
и
политически
не
стабильная среда.
Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль
семейно – родительских отношений, есть и такие:
-
большие
шансы
проявить
творческие
способности
имеет,
как
правило,
старший или единственный сын в семье;
-
меньше
шансов
проявить
творческие
способности
у
детей,
которые
идентифицируют
себя
с
родителями
(отцом).
Наоборот,
если
ребенок
отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у
него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители
«средние»,
нетворческие
люди,
идентификация
с
ними
приводит
к
формированию у детей нетворческого поведения;
- чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше
матери.
-
ранняя
смерть
родителей
приводит
к
отсутствию
образца
поведения
с
ограничением поведения в детстве.
- благоприятно для развития креативности повышенное внимание к
способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим
началом в семье. [4; 70]
Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в
развитии творческих способностей ребенка. Результаты их работ показывают,
что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а
матери - на творчество мальчиков. У отцов, проявляющих активный интерес
к занятиям своих дочерей, расширяющих горизонты их будущей карьеры и
укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить дочерей
творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно зависимые
или пассивные модели поведения в дочерях. Матери, занятые творческой или
деловой
карьерой,
склонны
воспитывать
в
своих
сыновьях
большую
независимость мысли и смелость. Родители, стремящиеся развить в ребенке
творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и
в собственной жизни. Компетентный родитель в этом случае – прежде всего
компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных
достижений дает ребенку прямой и убедительный пример.
Д. Льюисом был составлен для родителей список утверждений, с помощью
которых родители могут оценить степень своего участия в занятиях ребенка.
Несмотря
на
то,
что
этот
список
сформулирован
на
основе
изучения
обширной выборки семей одаренных детей, он достаточно удачно типизирует
подход к стимулированию позитивного умственного развития ребенка. [3; 74]
Анализируя
особенности
родительского
влияния
на
формирование
креативности детей, К. Тэкекс сформулировала некоторые рекомендации,
способствующие пониманию и стимулирования детского творчества. По ее
мнению, родителям необходимо внимательно прислушиваться к вопросам
ребенка, отмечать, чем ребенок предпочитает заниматься, следить за его
естественными
интересами.
Нет
ничего
хуже
родительской
фразы:
«Ты
задаешь
слишком
много
вопросов!».
Важно
развивать
у
ребенка
самые
различные интересы. Для родителей важно не делать излишнего акцента на
учебных занятиях в детском саду, так как учебные программы обращают
более
значительное
внимание
на
конвергентное,
а
не
на
дивергентное
мышление
и
скорее
суживают
мышление
ребенка,
а
не
расширяют
его.
Мышление
же
интуитивное,
ассоциативное,
более
свойственное
ребенку
дошкольного
возраста,
может
подавляться
ранними,
интенсивными
занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных
школьным учебникам. [1; 133]
Итак, семейная среда, где с одной стороны есть внимание к ребенку, а с
другой
стороны,
где
к
нему
предъявляются
различные,
несогласованные
требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие
члены семьи и поощряется не стереотипное поведение, приводит к развитию
креативности у ребенка.
Гипотеза
о
том,
что
подражание
является
основным
механизмом
формирования креативности, подразумевает, что для развития творческих
способностей ребенка необходимо, чтобы среди близких дошкольнику людей
был
творческий
человек,
с
которым
бы
ребенок
себя
идентифицировал.
Процесс идентификации зависит от отношений в семье: в качестве образца
для ребенка могут выступать не родители а «идеальный герой», обладающий
творческими чертами в большей мере, чем родители.
Задача
взрослых,
стремящихся
развить
в
ребенке
его
творческий
потенциал, реализовать его творческие способности, достаточно трудна. И
если родители с помощью специалистов психологов и педагогов постараются
создать
ребенку
возможности
для
интересного
образования,
окажут
необходимую помощь и эмоциональную поддержку, эта задача может быть
решена достаточно успешно.
Список литературы
1.
Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду/
Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. – М.: «Просвещение», 1983.
2.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский.
– М.: «Просвещение», 1967.
3.
Межиева,
М.В.
Развитие
творческих
способностей
у
детей
5-9
лет
/
М.В.
Межиева. – Ярославль: «Академия развития»: «Академия холдинг», 2002.
4.
Троян, А. Проблемы детства – проблемы творчества / А. Троян. // Дошкольная
педагогика . – 1993. - № 6
5.
Художественное творчество в детском саду / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.:
«Просвещение», 1974.