Напоминание

Влияние семьи на развитие творческого потенциала дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.


Автор: Левина Алена Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №260"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Влияние семьи на развитие творческого потенциала дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Раздел: дошкольное образование





Назад




А.Г. Левина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 260»

Влияние семьи на развитие творческого потенциала дошкольников

в условиях реализации ФГОС ДО.

Семья

обладает

большими

потенциальными

возможностями

в

развитии

творческих

способностей детей.

Семейная среда, где с одной стороны есть внимание к ребенку, а с

другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где

мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется не

стереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

Модернизация

российского

образования

говорит

о

потребности

в

воспитании

творческой,

неординарно

мыслящей

личности.

Основной

ценностью

становится

сам

человек,

его

внутренний

мир,

специфика

индивидуального

процесса

познания

и

обретения

опыта

эмоционально-

ценностных отношений. То есть, если прежняя парадигма образования в

основном ориентировалась на образование, то современная – на развитие

творческих способностей и формирование культуры личности.

Семья обладает большими потенциальными возможностями в развитии

творческих способностей дошкольников. На это указывали такие ученые как

П.Торренс, К.Тэкекс, В.Н.Дружинин, Дж.Гетцельс, Ф.Джексон, М.В.Межиева

и другие.

Согласно

исследованиям

П.Торренса,

наследственный

потенциал

не

является

важнейшим

показателем

будущей

творческой

продуктивности.

Степень реализации творческих импульсов ребенка во многом зависит от

влияния

родителей

и

других

взрослых

дома

и

в

детском

саду.

Черты

характера,

способствующие

творческой

продуктивности,

могут

быть

обнаружены достаточно рано. Именно поэтому психологу, работающему с

детьми,

очень

важно

обратить

внимание

родителей

на

их

развитие.

Результаты

развития

творческих

способностей

ребенка

могут

быть

наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте.

Влияние родителей – первейший фактор, оказывающий воздействие на

формирование

Я-

концепции

ребенка.

Как

пишет

К.Тэкекс:

«Существует

немало

систем

поддержки

помимо

семьи,

которые

помогут

в

развитии

ребенка. Но ни одна из них не заменит семьи в развитии психики ребенка, в

создании

его

образа

как

заслуженно

любимой

личности,

счастливой

и

целостной в своем окружении». Благодаря общению со взрослыми ребенок

узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое

рискованно.

Здесь

родителям

важно

соблюдать

баланс.

Положительные

сообщения

поддержки

и

любви

должны

обязательно

перевешивать

негативные,

критические.

Благодаря

общению

со

взрослыми

у

ребенка

обязательно

должно

сформироваться

«здоровое

самоощущение

человека,

которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью».

Дж. Гетцельс и Ф. Джексон сопоставили условия, которые сопутствовали

развитию высокой креативности и высокого интеллекта у детей. В ходе

исследования было обнаружено, что уровень материального положения семьи

не играет роли. Более существенное влияние оказывает профессия родителей,

их

социальный

статус

и

позиция

по

отношению

к

детям.

Родители

креативных детей находили в своих детях меньше недостатков, чем родители

интеллектуалов.

Они

показывали

свое

благоприятное

расположение

к

индивидуальности

ребенка

и

уверенность

в

его

способности

делать

все

правильно. Если родители интеллектуалов основное внимание обращали на

внешние факторы, способствующие карьере ребенка, то родители креативов

главное внимание уделяли внутренним качествам ребенка. [2; 3]

Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений

следующие параметры:

1.

гармоничность

не

гармоничность

отношений

между

родителями, а также между родителями и детьми;

2.

творческая

нетворческая

личность

родителя

как

образец

подражания и субъект идентификации;

3.

общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее

отсутствие;

4.

ожидание родителей по отношению к ребенку – ожидание

достижений или независимости.

В своих трудах В.Н. Дружинин, ссылаясь на зарубежных исследователей

указывает на то, что если в семье культивируется регламентация поведения,

предъявляются

одинаковые

требования

ко

всем

детям,

существуют

гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому

уровню креативности детей. Например, в исследованиях Д.Манфилда (1981),

Р.Альберта и М.Рунко (1987) были обнаружены положительные корреляции

между

не

гармоничными

эмоциональными

отношениями

в

семье,

психотичностью

родителей

и

высокой

креативностью

детей.

Однако

ряд

других

исследователей,

указывают

на

необходимость

гармоничных

отношений

для

развития

креативности,

но

эти

выводы

в

меньшей

мере

эмпирически обоснованы. Похоже на то, что больший спектр допустимых

поведенческих

проявлений

том

числе

эмоциональных),

меньшая

однозначность требований не способствует раннему образованию жестких

социальных стереотипов и благоприятствует развитию креативности. Тем

самым

творческая

личность

выглядит

как

психологически

нестабильная.

Требование достижения успехов через послушание не способствует развитию

независимости и, как следствие, креативности.

Д. Саймонтон, а затем и ряд других исследователей выдвинули гипотезу о

том,

что

среда,

благоприятная

для

развития

креативности,

должна

подкреплять

креативное

поведение

детей,

предоставлять

образцы

творческого поведения для подражания. С его точки зрения максимальна

благоприятна

для

развития

креативности

социально

и

политически

не

стабильная среда.

Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль

семейно – родительских отношений, есть и такие:

-

большие

шансы

проявить

творческие

способности

имеет,

как

правило,

старший или единственный сын в семье;

-

меньше

шансов

проявить

творческие

способности

у

детей,

которые

идентифицируют

себя

с

родителями

(отцом).

Наоборот,

если

ребенок

отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у

него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители

«средние»,

нетворческие

люди,

идентификация

с

ними

приводит

к

формированию у детей нетворческого поведения;

- чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше

матери.

-

ранняя

смерть

родителей

приводит

к

отсутствию

образца

поведения

с

ограничением поведения в детстве.

- благоприятно для развития креативности повышенное внимание к

способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим

началом в семье. [4; 70]

Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в

развитии творческих способностей ребенка. Результаты их работ показывают,

что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а

матери - на творчество мальчиков. У отцов, проявляющих активный интерес

к занятиям своих дочерей, расширяющих горизонты их будущей карьеры и

укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить дочерей

творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно зависимые

или пассивные модели поведения в дочерях. Матери, занятые творческой или

деловой

карьерой,

склонны

воспитывать

в

своих

сыновьях

большую

независимость мысли и смелость. Родители, стремящиеся развить в ребенке

творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и

в собственной жизни. Компетентный родитель в этом случае – прежде всего

компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных

достижений дает ребенку прямой и убедительный пример.

Д. Льюисом был составлен для родителей список утверждений, с помощью

которых родители могут оценить степень своего участия в занятиях ребенка.

Несмотря

на

то,

что

этот

список

сформулирован

на

основе

изучения

обширной выборки семей одаренных детей, он достаточно удачно типизирует

подход к стимулированию позитивного умственного развития ребенка. [3; 74]

Анализируя

особенности

родительского

влияния

на

формирование

креативности детей, К. Тэкекс сформулировала некоторые рекомендации,

способствующие пониманию и стимулирования детского творчества. По ее

мнению, родителям необходимо внимательно прислушиваться к вопросам

ребенка, отмечать, чем ребенок предпочитает заниматься, следить за его

естественными

интересами.

Нет

ничего

хуже

родительской

фразы:

«Ты

задаешь

слишком

много

вопросов!».

Важно

развивать

у

ребенка

самые

различные интересы. Для родителей важно не делать излишнего акцента на

учебных занятиях в детском саду, так как учебные программы обращают

более

значительное

внимание

на

конвергентное,

а

не

на

дивергентное

мышление

и

скорее

суживают

мышление

ребенка,

а

не

расширяют

его.

Мышление

же

интуитивное,

ассоциативное,

более

свойственное

ребенку

дошкольного

возраста,

может

подавляться

ранними,

интенсивными

занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных

школьным учебникам. [1; 133]

Итак, семейная среда, где с одной стороны есть внимание к ребенку, а с

другой

стороны,

где

к

нему

предъявляются

различные,

несогласованные

требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие

члены семьи и поощряется не стереотипное поведение, приводит к развитию

креативности у ребенка.

Гипотеза

о

том,

что

подражание

является

основным

механизмом

формирования креативности, подразумевает, что для развития творческих

способностей ребенка необходимо, чтобы среди близких дошкольнику людей

был

творческий

человек,

с

которым

бы

ребенок

себя

идентифицировал.

Процесс идентификации зависит от отношений в семье: в качестве образца

для ребенка могут выступать не родители а «идеальный герой», обладающий

творческими чертами в большей мере, чем родители.

Задача

взрослых,

стремящихся

развить

в

ребенке

его

творческий

потенциал, реализовать его творческие способности, достаточно трудна. И

если родители с помощью специалистов психологов и педагогов постараются

создать

ребенку

возможности

для

интересного

образования,

окажут

необходимую помощь и эмоциональную поддержку, эта задача может быть

решена достаточно успешно.

Список литературы

1.

Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду/

Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. – М.: «Просвещение», 1983.

2.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский.

– М.: «Просвещение», 1967.

3.

Межиева,

М.В.

Развитие

творческих

способностей

у

детей

5-9

лет

/

М.В.

Межиева. – Ярославль: «Академия развития»: «Академия холдинг», 2002.

4.

Троян, А. Проблемы детства – проблемы творчества / А. Троян. // Дошкольная

педагогика . – 1993. - № 6

5.

Художественное творчество в детском саду / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.:

«Просвещение», 1974.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!