Напоминание

"Современные инновационные технологии в формирования универсальных учебных действий на уроках истории.


Автор: Гюлметова Марина Шамсудиновна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ№1
Населённый пункт: Республика Дагестан г.Каспийск
Наименование материала: Универсальные Учебные Действия на уроках истории.
Тема: "Современные инновационные технологии в формирования универсальных учебных действий на уроках истории.
Раздел: среднее образование





Назад




3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя

общеобразовательная школа №1. 368300 РД г. Каспийск

ул. Орджоникидзе, 8 8(87246) 5 22 40, 8 (87246) 5 20 73

Исследовательская работа в номинации «Универсальные учебные

действия на уроках истории»

на тему:

«Современные инновационные технологии в формирования

универсальных учебных действий на уроках истории».

Выполнила: учитель истории и обществознания

Гюлметова Марина Шамсудиновна

Тел: 8 928-056-10-04

gulmetova.marina2014@yandex

г. Каспийск 2017.

4

Содержание:

Введение…………………………………………………….………………….3

Глава1. Современные инновационные технологии в формирования УУД на

уроках истории…………………………………………………………..……..5

1.1 Понятие инновационные технологии в формировании УУД на уроках

истории………………………………………………………..………………..5

1.2. Основные виды и функции УУД на уроках истории………..…………..8

Глава

2.

Инновационные

технологии

в

формирования

УУД

на

уроках

истории…………………………………………………….………………….15

2.1. Формирование универсальных учебных действий на уроках истории.15

2.2.

Практическое

применение

различных

Инновационных

технологии

в

формирования УУД на уроках истории……………………………………..17

Заключение………………………………………………………...…………21

Список использованной литературы…………………………..……………23

5

Введение

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях –

одно из важнейших качеств, без наличия которого достичь высокого уровня

педагогического мастерства в условиях введения и реализации ФГОС просто

невозможно. Данный проект является результатом работы по изучению и

применению современных инновационных технологий в формировании УУД

на уроках истории в школе. Современный мир развивается очень быстрыми

темпами, и поэтому перед образовательными технологиями ставятся новые

задачи: формирования системы самостоятельной деятельности учащихся и

познавательных универсальных учебных действий. Универсальные учебные

действия предоставляют возможность самостоятельного успешного усвоения

новых компетентностей, умений и знаний, включая организацию усвоения, то

есть

умения

учиться.

В

настоящее

время

формы

организации

учебного

процесса, содержание учебного материала и традиционные методы обучения

в достаточной мере не способствуют полному и своевременному развитию

школьников

в

соответствии

с

современными

образовательными

требованиями.

Актуальной

и

новой

задачей

образования

становится

обеспечение

развития

универсальных

учебных

действий

(УУД)

как

психологической

составляющей

фундаментального

ядра

содержания

образования

наряду

с

традиционным

изложением

предметного

содержания

уроков

истории,

формирование

совокупности

универсальных

учебных

действий,

обеспечивающих

компетенцию

“научить

учиться”,

а

не

только

освоение

обучающимися

конкретных

предметных

знаний

и

навыков

в

рамках

отдельных дисциплин.

Цель

проекта: изучить

особенности

формирования,

развития

и

применения, современных

инновационных

технологий

в

формировании

6

универсальных учебных действий на уроках истории в системе обучения на

основе ФГОС.

Задачи:

- изучить УУД с целью использования на различных этапах уроков

истории;

- изучить приемы и методы использования УУД;

- апробировать полученные знания;

Объект

исследования: используемые

инновационные

методы

и

средства

в формировании

универсальных

учебных

действий

на

уроках

истории.

Предмет

исследования: м е т о д ы

п р и м е н е н и я современных

инновационных

технологий

в

формировании

универсальных

учебных

действий на уроках истории.

Современное информационное общество требует от нас подготовить

человека

обучаемого, способного

самостоятельно

учиться и

многократно

переучиваться

в

течение

постоянно

меняющейся

жизни, готового

к

самостоятельным

действиям

и

принятию

решений.

Школа

должна

ребёнка: «научить

учиться»,

«научить

жить»,

«научить

жить

вместе»,

«научить

работать

и

зарабатывать» (из

доклада

ЮНЕСКО

«В

новое

тысячелетие»). Большие возможности для этого предоставляет освоение и

применение

инновационных

технологий

в универсальных

учебных

действиях. Именно

поэтому

«Планируемые

результаты»

Стандартов

образования

второго

поколения

определяют

не

только предметные,

но

метапредметные

и

личностные

результаты. Принципиальным

отличием

школьных

стандартов

нового

поколения

является

их

ориентация

на

достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде

всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными

7

способами

учебной

деятельности, обеспечивающими

успешность

в

познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Глава1. Современные инновационные технологии в формирования

универсальных учебных действий на уроках истории.

1.1 Понятие инновационные технологии в формировании УУД на уроках

истории.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё

более

быстрыми

темпами. Я считаю, что профессиональная деятельность

педагога

неполноценна,

если

она

строится

только

на

воспроизводство

однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно

существующие

возможности

для

достижения

более

высоких

результатов

образования, если она не способствует развитию личности самого педагога.

Без творчества нет педагога-мастера, поэтому современный педагог должен

развивать

свои

навыки,

и

подстраиваться

под

те

изменения,

которые

происходят

в

образовательных

стандартах.

Современная

педагогическая

система

образования

представлена

различными

инновационными

технологиями:

ИКТ,

технология

развивающего

обучения,

личностно-

ориентированная

технология

и

т.д.

Инновационные технологии -

наборы

методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения.

Для учителя большое поле деятельности в усвоении и применении

современных методов обучения. Важно в погоне за ними не забывать цель

нашей деятельности - это качество образования. Новые стандарты ставят

перед нами (учителями истории) задачу формировать у учащихся умения

с а м о с тоя т е л ь н о

р е ш ат ь

п о з н а ват е л ь н ы е ,

ко м м у н и к а т и в н ы е ,

организационные, нравственные и другие проблемы.

8

Конечно, характер инновационной деятельности педагога зависит и от

существующих

в

конкретном

образовательном

учреждении

условий,

но

прежде всего от уровня его личностной готовности к этой деятельности.

Освоение

новых

требований

к

реализации

ФГОС

для

меня

как

молодого

педагога

не

составило

труда,

но

плохая

оснащённость

техническими средствами кабинета, в котором я работаю, не дает в полной

мере работать по этим инновационным подходам.

Почему

инновационный

подход

к

обучению

стал

обязательной

составляющей

профессионализма

современного

учителя?

Развивающаяся

система новых технологий выращивает новое поколение, которое за какие-то

считанные

секунды

имеет

возможность

найти

любую

информацию.

Мобильный, активный, самостоятельный человек имеет все шансы стать

успешным в современном мире. Повседневная школьная жизнь вынуждает

искать

и

находить

новые

приёмы,

технологии,

методики,

чтобы

быть

понятым

и

принятым

современными

школьниками.

Мир,

в

котором

предстоит жить нашим детям, меняется в четыре раза быстрее, чем наши

школы.

Учителю

стало

просто

не

выжить

без

участия

в

инновациях.

Занимаясь

инновационной

деятельностью

на

уроках

истории,

развивая

инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное

внимания, педагог и сам растет, поскольку «в творческих, доблестных делах

человека

важнейший

источник

его

роста»

1

.

На

сегодняшний

день

существуют

следующие требования

к

результатам

освоения

основной

образовательной

программы

о сновного

общего

о б р а з о в а н и я ,

сформулированы как итоговые навыки и умения учеников по истории, а

именно:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной,

культурной

самоидентификации

личности

обучающегося,

осмысление

им

1



Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании// Педагогика. № 10. – 2005. С. 27-33.

9

опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых

национальных

ценностей

современного

российского

обще ства:

гуманистических

и

демократических

ценностей,

идей

мира

и

взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2)

овладение

базовыми

историческими

знаниями,

а

также

представлениями

о

закономерностях

развития

человеческого

общества

с

древности

до

наших

дней

в

социальной,

экономической,

политической,

научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного,

цивилизационного

подхода

к

оценке

социальных

явлений,

современных

глобальных процессов;

3)

формирование

умений

применения

исторических

знаний

для

осмысления

сущности

современных

общественных

явлений,

жизни

в

современном

поликультурном,

полиэтничном

и

многоконфессиональном

мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для

г р а ж д а н с ко й ,

э т н о н а ц и о н а л ь н о й ,

с о ц и а л ь н о й ,

к у л ь т у р н о й

самоидентификации

личности,

миропонимания

и

познания

современного

общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать

содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях

прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё

отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России;

восприятие

традиций

исторического

диалога,

сложившихся

в

поликультурном,

полиэтничном

и

многоконфессиональном

Российском

государстве.

10

1.2. Основные виды и функции УУД на уроках истории.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях –

одно из важнейших качеств, без наличия которого достичь высокого уровня

педагогического мастерства в условиях введения и реализации ФГОС просто

невозможно.

В

широком

значении “универсальные

учебные

действия”

саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного

присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) “универсальные

учебные

действия”

это

совокупность

действий

обучающегося,

обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность,

толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и

умений, включая организацию этого процесса.

Одной

из

особенностей УУД является

их универсальность,

которая

п р о я в л я е т с я

в

т о м ,

ч т о

о н и :

-

н о с я т

н а д п р е д м е т н ы й ,

м е т а п р е д м е т н ы й

х а р а к т е р ;

-

обеспечивают

целостность

общекультурного,

личностного

и

п о з н а в а т е л ь н о г о

р а з в и т и я

и

с а м о р а з в и т и я

л и ч н о с т и ;

- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося

н е з а в и с и м о

о т

е е

с п е ц и а л ь н о - п р е д м е т н о г о

с о д е р ж а н и я ;

-

обеспечивают

этапы

усвоения

учебного

содержания

и

формирования

психологических способностей учащегося. Универсальные учебные действия

тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких

способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в

11

рамках

заданного

учебного

процесса,

но

и

в

различных

жизненных

ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются

мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике,

умение мыслить нестандартно.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1.Личностный.

2.Регулятивный.

3.Познавательный.

4.Коммуникативный.

Личностные

универсальные

учебные

действия обеспечивают

ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и

события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и

умение

выделить

нравственный

аспект

поведения)

и

ориентацию

в

социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной

д е я т е л ь н о с т и

с л е д у е т

в ы д е л и т ь

т р и

в и д а

д е й с т в и й :

л и ч н о с т н о е ,

ж и з н е н н о е

самоопределение;

• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между

целью

учебной

деятельности

и

ее

мотивом,

другими

словами,

между

результатом

учения,

и

тем,

что

побуждает

деятельность,

ради

чего

она

осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение,

смысл

имеет

для

меня

учение»,

и

уметь

находить

ответ

на

него;

действие

нравственно-этического оценивания усваиваемого

содержания,

исходя

из

социальных

и

личностных

ценностей,

обеспечивающее

личностный

моральный

выбор.

Ребенок

начинает

понимать

и

осознавать

«Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

Критериями сформированности личностных УУД следует считать:

1)структуру

ценностного

сознания; 2)уровень

развития

морального

сознания;

12

3)

присвоение

моральных

норм,

выступающих

регуляторами

морального

поведения; 4)

полноту

ориентации

учащихся

на

моральное

содержание

ситуации,

действия,

моральной

дилеммы,

требующей

осуществления

морального выбора.

Регулятивные

универсальные

учебные

действия обеспечивают

организацию

учащимися

своей

учебной

деятельности.

К

ним

относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,

что

уже

известно

и

усвоено

учащимся,

и

того,

что

еще

неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с

учетом

конечного

результата;

составление

плана

и

последовательности

действий;• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения,

его временных характеристик; • контроль в форме сличения способа действия

и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и

отличий

от

эталона;•

коррекция

внесение

необходимых

дополнений

и

корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального

действия и его продукта; • оценка - выделение и осознание учащимся того,

что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня

усвоения;• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к

волевому

усилию

выбору

в

ситуации

мотивационного

конфликта)

и

преодолению препятствий.

Познавательные

универсальные

учебные

действия включают:

общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение

проблемы.

К о м м у н и к а т и в н ы е

у н и в е р с а л ь н ы е

у ч е б н ы е

действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других

людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать

в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться

в

группу

сверстников

и

строить

продуктивное

взаимодействие

и

сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

13

К основным функциям УУД относятся:-обеспечение возможностей

учащегося

самостоятельно

осуществлять

деятельность

учения,

ставить

учебные

цели,

искать

и

использовать

необходимые

средства

и

способы

достижения,

контролировать

и

оценивать

процесс

и

результаты

деятельности;-

создание

условий

для

развития

лично сти

и

е е

самореализации

на

основе

готовности

к

непрерывному

образованию,

компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном

обществе,

высокой

социальной

и

профессиональной

мобильности;-

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование

картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном

процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

1.

Формирование

универсальных

учебных

действий

как

цель

образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

2. Формирование

универсальных

учебных

действий

происходит

в

контексте усвоения разных предметных дисциплин.

3. Универсальные

учебные

действия,

их

свойства

и

качества

определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение

знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций

учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности

2

.

В

качестве

психолого-педагогической

платформы

УУД

можно

рассматривать

развитие

личности

в

системе

образования,

которое

обеспечивается,

прежде

всего,

формированием

универсальных

учебных

действий,

выступающих

в

качестве

основы

образовательного

и

воспитательного

процесса.

Качество

усвоения

знания

определяется

характером

и

многообразием

видов

универсальных

действий.

Овладение

2



Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании// Педагогика. № 10. – 2005. С. 29.

14

учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте

разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по

формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного

предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. На

уроках истории при изучении одних тем может уделяться большое внимание

формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД.

Но в целом, содержание учебного курса истории должно быть выстроено так,

чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы

формирование

всех

четырех

видов

универсальных

учебных

действий.

Например,

формирование

универсальных

логических

действий,

т.е.

логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах,

но изучение истории позволяет целенаправленно формировать логические

универсальные действия, универсальные действия нравственно-этического

оценивания.

В

рамках

уроков

истории

формируются

и

основные

виды

коммуникативных универсальных действий, в т.ч. речевых действий в ходе

дискуссий, диспутов, деловых и ролевых игр, работы в малых группах и др.

Примером

формирования

всех

видов

УУД

и

применения

при

этом

инновационных технологий можно рассмотреть в учебной деятельности по

усвоению исторических понятий. Понятие может рассматриваться в качестве

деятельностной единицы содержания.

Об

этом

замечательно

писал

выдающийся

российский

психолог

Василий Давыдов - основатель деятельностного подхода в отечественном

образовании.

За

каждым

понятием

можно

восстановить

способ

его

порождения, если учитель раскрывает для учащегося такой способ и передает

его

последнему

как

средство

его

собственного

действия,

то

можно

утверждать, что учитель работает с понятием как с деятельностной единицей

содержания

образования.

В

качестве

деятельностных

единиц

содержания

могут

быть

рассмотрены

не

только

понятия,

но

также

модели,

схемы,

системы знаний. Все это можно добавить в презентацию к уроку что во

15

многом

улучшит

усвоение

данных

понятий.

Если

учитель,

работая

с

определенным предметным историческим понятием, передает учащемуся,

кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым

предметным понятием, или с моделью как с особого типа мыследеятельным

образованием, то он поднимается с предметного уровня на метапредметный.

Передаваемый преподавателем способ является универсальным, то есть он

применим в случае работы с понятием, с моделью или схемой к разным

предметным областям. Допустим, учитель работает на уроке истории или

обществознания

с

понятием

«государство».

Предлагая

учащимся

разные

источники,

он

может

показать,

что

это

понятие

у

разных

мыслителей

предстает

по-разному,

в

основе

разных

конструкций

понятия

лежат

совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у

Осипа Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с

текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их

тексты,

мы

вычленяем

некое

универсальное

метапредметное

правило:

понятие

создается

на

основе

различений.

Это

правило

можно

потом

проверить

при

работе

с

любым

другим

понятием

на

любом

другом

предметном материале. Метапредметный подход позволяет не запоминать, а

промысливать, прослеживать происхождение важнейших понятий, которые

определяют данную предметную область знания, как бы заново открывать

понятия.

Существуют различные приемы формирования коммуникативных УУД

на уроках истории:

- Давать учащимся время на обдумывание их ответов;

- Обращать свое внимание и внимание учеников на каждый ответ их

товарищей;

- Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от

ситуации);

16

- Поддерживать все высказывания, независимо от того верны они или

нет;

-

Предоставлять

возможность

учащимся

задавать

вопросы

на

понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении;

- Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было

выражено непонятно для учеников;

- Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Какова же роль учителя на уроках истории? Роль учителя истории в

формировании УУД прежде всего определяется в следующих методах:

- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение

цели;

- обеспечивает бесконфликтную совместную работу в группе;

- устраивает эффектные групповые обсуждения;

- адекватно реагировать на нужды других;

- обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия

эффективных совместных решений;

-

четко

формулировать

цели

группы

и

позволять

ее

участникам

проявлять собственную энергию для достижения этих целей

17

Глава 2. Инновационные технологии в формирования УУД на уроках

истории.

2.1. Формирование универсальных учебных действий на уроках

истории.

Изучение истории как науки, а не просто учебного предмета, в принципе не

может быть осуществлено в рамках только одного подхода, концепции или

технологии

так

как

историческая

наука

учит

критически

воспринимать

политическую

реальность,

кроме

того,

грамотный

в

историческом

плане

человек неплохо умеет вычленять правду из потока сфальсифицированной

информации.

Получается,

что

здесь

следует

говорить

не

столько

о

формировании способности использовать исторические знания в реальной

жизни

сколько

о

вкладе

этого

учебного

предмета

в

развитие

личности

ученика.

Важно

научить

детей

высказывать

свое

мнение,

вступать

в

полемику, причем красиво и доказательно- это пригодиться им и в жизни, и

на других уроках. Уроки истории дают возможность научить наших учеников

способности

к

самостоятельному

усвоению

новых

знаний,

добыванию

информации.

Причем

научить

детей

добывать

информацию

там,

где

это

нужно.

«Практикоориентированность"

исторического

знания

и

связанных

с

ним способов анализа социальной действительности заключается в том, что

они позволяют лучше понимать сегодняшний мир, в котором мы живем и

п р и н и м а т ь

о с о з н а н н ы е

с а м о с т о я т е л ь н ы е

р е ш е н и я

в

н е м .

Думаю, что именно к этой конечной цели должно вести обучение истории в

школе..

18

В

тоже

время,

История

это

"знаниеориентированной"

учебный

предмет

3

.

Стандартные

КИМы

государственной

итоговой

аттестации

по

истории в 9 и 11 классах содержат как задания, направленные на проверку

формализованных

знаний,

так

и

задания

требующие

умений

находить,

анализировать,

сравнивать,

обобщать,

преобразовывать

историческую

информацию (часть 2), поэтому в своей практической деятельности учитель

должен использовать эти задания. На своих уроках использую интерактивное

обучение

-

это форма

организации

познавательной

деятельности,

когда

учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся

оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность

понимать

и

рефлектировать

по

поводу

того,

что

они

знают

и

думают.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного

материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет

обмен

знаниями,

идеями,

способами

деятельности.

Происходит

это

в

атмосфере

доброжелательности

и

взаимной

поддержки,

что

позволяет

учащимся

не

только

получать

новое

знание,

но

и

развивать

свои

коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать

и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать

совместное

решение.

Значительны

и

воспитательные

возможности

интерактивных

форм

работы.

Они

способствуют

установлению

эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде,

снимают

нервную

нагрузку

школьников,

помогая

испытать

чувство

защищенности,

взаимопонимания

и

собственной

успешно сти

4

.

Интерактивное

обучение

требует

использования

специальных

форм

организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и

прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и

включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным

сам

процесс

обучения.

По

сравнению

с

традиционным

обучением

в

3



Власова А. Утром – практика, вечером – теория// Российская газета. № 286. 2006.С.11.

4



Власова А. Утром – практика, вечером – теория// Российская газета. № 286. 2006.С.13.

19

интерактивном

обучении

меняется

взаимодействие

педагога

и

учащихся:

активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога

становится создание условий для инициативы.

2.2. Практическое применение различных инновационных

технологии в формирования УУД на уроках истории.

Считаю, что современный учитель обязан и даже вынужден искать

эффективные

методы

и

технологии

в

преподавании

учебных

предметов,

потому что современное общество требует от образования подготовленных

учащихся, которые должны уметь самостоятельно находить информацию,

анализировать,

обобщать

и

передавать

её

другим,

осваивать

новые

технологии

в

рамках

реализации

ФГОС

5

.

Большую

роль

в

этом

может

сыграть

активное

применение

ИКТ

в

учебном

процессе,

поскольку,

как

показывает

практика:

-

использование

ИКТ

способствует

повышению

интереса и качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и

специальному

развитию

детей,

а

также

позволяет

более

оптимально

расходовать средства и время педагогов и детей для достижения устойчивых

положительных

результатов

обучения,

воспитания

и

развития;

-

использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-

воспитательного

процесса;

с

применением

ИКТ

появилась

возможность

организовывать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы

использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и

безграничны. Конечно, существует масса технологий, которые выполняют

свою миссию и на сегодняшний день, но ИК технологии - это наше будущее и

будущее подрастающего поколения. Они будут видоизменяться: расширяться,

углубляться,

модернизироваться,

но

останутся

в

школах

навсегда.

В

настоящее

время

расширение

информационного

пространства

-

основная

тенденция

общественного

развития,

которая

соответствует

социальному

5



Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва. 2017.

С.39.

20

заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных

методов работы в образовании.

Как

учитель

-

предметник,

я

стараюсь

использовать

ИКТ

в

своей

педагогической практике. В данный момент у меня сформировался опыт по

внедрению ИК технологий в свою практическую деятельность. Компьютер

дает

мне

новые

возможности,

позволяя

вместе

с

учеником

получать

удовольствие

от

увлекательного

процесса

познания,

не

только

силой

воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших

технологий

позволяет

погрузиться

в

яркий

красочный

мир.

Повысить

положительную мотивацию обучения, ведь в настоящее время существует

большое

количество

энциклопедических

мультимедийных

программ

демонстрационного характера

6

.

Систематическое

использование

персонального

компьютера

и

информационных

технологий

на

уроках

приводит

к

целому

ряду

положительных результатов:

1. Повышение положительной мотивации к предметам

2. Использование наглядности на уроке.

3. Повышение производительности труда.

4. Установление межпредметных связей.

5.

Учитель

способствует

организации

проектной

деятельности

учащихся.

6. Учитель,

создающий,

или

использующий

информационные

технологии,

вынужден

обращать

огромное

внимание

подачи

учебного

материала.

Что

положительным

образом

сказывается

на

уровне

знаний

учащихся.

6



Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М. 2015.С.119.

21

Главным

в

работе

педагога

является

результат

-

хорошие

знания

ученика, которые могут быть получены в том числе и путем правильного

подбора

форм

и

методов

обучения.

В

процессе

обучения

истории

я

использую цифровые образовательные ресурсы.

Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями,

документами, историческими источниками. На школьных олимпиадах есть

вопросы,

включающие

сведения

о

государственных,

общественных

и

культурных деятелях. Этот материал не всегда есть в нужном объеме даже в

районной библиотеке. Данная проблема решается в этом случае очень просто:

обратиться

к

интернету,

портреты,

картины,

архитектурные

сооружения,

музыкальные

произведения

и

т.д.

На

уроке

отпадает

необходимость

обеспечивать

документом

индивидуально

каждого

ученика,

достаточно

вывести

его

на

экран.

Уроки

истории

играют

огромную

роль

в

патриотическом воспитании учащихся. И здесь на помощь снова приходят

ИКТ. Они позволяют заинтересовать, вовлечь в учебный процесс даже самого

слабого ученика.

Очень

полезно

использовать

на

уроках

в

процессе

объяснения

и

закрепления нового материала презентации. Презентация составляется в той

форме, которая кажется наиболее эффективной, есть возможность составить

ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. В

старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе,

составляя

презентации

по

пройденным

темам,

демонстрируя

их

классу.

Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем.

Помню всегда о том, что центром внимания на уроке является не сама

презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и

методы обучения предмету с использованием той самой презентации.

В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег

и

собственные.

Данные

презентации

используются

при

изучении

и

закреплении

нового

материала

.

Также

в

Формирование

универсальных

22

учебных действий я в значительной степени использую методику изучения

материала крупными блоками. Основная идея данной методики: изучаемая

тема

не

дробится

на

отдельные

мелкие

фрагменты

(параграфы),

а

представляется целиком на лекционном занятии, затем повторно проводится

через различные виды практической самостоятельной работы и, наконец,

третий раз «пропускается» через сознание и память школьников посредством

контрольных

заданий

различного

характера

(как

репродуктивных

и

конструктивных, так и творческих).

Использование

новых

информационных

технологий

способно

существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных

методик

обучения

может

оказать

заметное

влияние

на

формирование

практических

умений

и

навыков,

учащихся

в

освоении

исторического

и

обществоведческого

материала,

более

глубокую

заинтересованность

предметами.

23

Заключение

В этом проекте я попыталась максимально доступно раскрыть как

эффективно преподавать уроки истории используя ИКТ в формировании УУД

так

как

современный

урок –

это

такой

урок,

когда

учащийся

под

руководством

преподавателя

добывает

и

усваивает

новые

знания,

сам

исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность

занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда

сливаются

воедино

мыслительная

активность

и

творческая

деятельность

педагога и учащегося.

Подводя

итог,

можно

выделить

несколько

позиций

обобщающего

характера:

1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему,

в

которой

происхождение

и

развитие

каждого

вида

учебного

действия

определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей

логикой возрастного развития. 2. Развитие системы универсальных учебных

действий в

составе

личностных,

регулятивных,

познавательных

и

коммуникативных

действий,

определяющих

развитие

психологических

способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного

р а з в и т и я

л и ч н о с т н о й

и

п о з н а в а т е л ь н о й

с ф е р ребёнка.

3. В

основе

формирования

УУД

лежит

«умение

учиться»,

которое

предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности

(познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные

действия

и

операции)

и

выступает

существенным

фактором

повышения

эффективности

освоения

учащимися

предметных

знаний,

умений

и

формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований

личностного морального выбора. 4. Формирование универсальных учебных

действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного

процесса

на

каждом

его

этапе

на

достижение

определенных,

заранее

24

планируемых

учителем

результатов.

5.

В

образовательной

практике

происходит переход от обучения как преподнесения учителем, обучающимся

системы

знаний

к

активному

решению

проблем

с

целью

выработки

определённых

решений; от

освоения

отдельных

учебных

предметов

к

межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству

обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию

последних

в

выборе

содержания

и

методов

обучения. Заложенные

в

Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения

о с н о в ы

ф о р м и р о в а н и я

у н и в е р с а л ь н ы х

у ч е б н ы х

д е й с т в и й

подчёркивают ценность

современного

образования –

школа

д о л ж н а

побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать

личностное

развитие

и

безопасную

социальную

включенность

в

жизнь

общества.

Таким

образом приоритетным

направлением

историче ского

образования

считаю

формирование

у

учащихся

ключевых

компетенций,

общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В

ходе

работы

развиваю

у

школьников

умение

самостоятельно

и

мотивированно

организовать

познавательную

деятельность,

использовать

элементы причинно-следственного и структурно- функционального анализа,

определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно

выбирать

критерии

для

сравнения,

сопоставления.

На

уроках

применяю

различные образовательные технологии, с помощью которых организую и

провожу учебно-исследовательскую работу, в том числе развиваю умение

выдвигать

гипотезы,

осуществлять

их

проверку,

владеть

элементарными

приёмами

исследовательской

деятельности,

самостоятельно

создавать

алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и

поискового характера.

25

Список использованной литературы:

1.

Власова А. Утром – практика, вечером – теория// Российская газета. –№

286. 2006.

2.

Зимняя

И.А.

Ключевые

компетентности

как

результативно-целевая

основа компетентностного подхода в образовании. – М. 2004.

3.

Купавцев

А.В.

Деятельностная

альтернатива

в

образовании//

Педагогика. № 10. – 2005.

4.

Леонтьева А.А. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня,

завтра. М.2006.

5.

Селевко

Г.К.

Современные

образовательные

технологии:

Учебное

пособие. М. 2015.

6.

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М. 2006.

7.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования. Москва. 2017.

26



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!