Автор: Цапаева Любовь Вячеславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3 "Улыбка"
Населённый пункт: г.о.г.Бор Нижегородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Продолжение идей Л.С. Выготского в трудах Д.Б. Эльконина
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Улыбка»
Статья на тему : Продолжение идей Л.С. Выготского в трудах Д.Б.
Эльконина
Продолжение идей Л.С. Выготского в трудах Д.Б. Эльконина
Многие психологи и педагоги сейчас работают именно в этом направлении.
Но, как я попытаюсь показать ниже, большим подспорьем для разработки и
теории, и практики развивающего образования могут быть основные
положения научной школы Эльконина. И мне кажется, что в теории и
практике развивающего образования необходимо опираться, прежде всего, на
мысли, идеи и ряд существенных положений Даниила Борисовича. Но это
уже дело ближайших лет. И когда будут появляться здесь соответсвующие
подходы, новые, оригинальные, неожиданные, их нужно приветствовать, но
при этом понимать, что все это коренится в ряде положений Эльконина.
Разрешите перейти к характеристике современного состояния научной школы
Д.Б. Эльконина. В целом
можно сказать следующее: основной, главной идеей научной школы
Эльконина является идея историзма детского психического развития. Этим
все определяется. О конкретном историзме детского психического развития
мыслили уже в двадцатые годы Блонский, Выготский; эта идея вообще гуляла
в конце XIX века – начале XX века по всей Европе и даже проникла в
Америку. Но она была весьма абстрактна, очень ограничена в своем
потенциале – даже у Выготского – и лишь в работах Даниила Борисовича
целесообразно и в теоретическом, а затем и в экспериментальном плане
продемонстрировать подлинный смысл историзма в психологии. В разные
десятилетия были разные подходы к историзму; в шестидесятые-семидесятые
годы, когда активно работал и мыслил Даниил Борисович, был тоже свой
подход к историзму. Присвоение
достижения культуры. Этот термин «присвоение» сейчас, на мой взгляд, не
совсем целесообразно отрицают все, кому не лень. Но за этим понятием –
большая мощь. Кстати, в недавно изданной на русском языке блестящей
книге Майкла Коула «Культурно-историческая психология» понятие
присвоения человеком культуры, ребенком, в частности, развернуто в такую
ширь, что позволило автору дать подзаголовок: «Будущая психология».
Культурно-историческая психология, созданная в свое время Выготским, в
нынешнее время Майклом Коулом называется: будущая наука! Так и есть. То,
что у Выготского по-настоящему не понимали и не понимают до сих пор у
нас, тем более на Западе, – нужно еще расшифровать. И большое значение в
этой расшифровке имеют как раз работы Даниила Борисовича. Корень этой
расшифровки – присвоение богатств культуры. Дальше я к этому вернусь.
Как подлинный детский психолог, Даниил Борисович показал, что основные
возраста – или периоды детской жизни – также имеют историческое
происхождение. Когда не было так называемого, говоря современным
языком, дошкольного детства. Даниил Борисович мельком, к сожалению, в
своей книге «Психология игры» показал, в каких условиях ребенок вынужден
был становиться ребенком, и вместо настоящих человеческих орудий стал
употреблять игрушки. А в ХХ веке, особенно с
двадцатых-сороковых годов, подросток стал возникать как особая возрастная
категория,еще не ставшая в массовом масштабе всеобщей, отсюда – большие
трудности и при психологической характеристике подростков, и при
определении методов педагогической работы с ними. Сейчас появляются
очень интересные статьи на эту тему, спорные, проблемные именно потому,
что подростковый возраст лишь возникает, еще не оформился окончательно.
Даниил Борисович когда-то это уловил в силу своего подхода ко всем
возрастам, как конкретно-историческим: тот и иной возраст возникает в
соответствующее время. Почему и как возникает? Это уже задача детской,
исторической, педагогической психологии, педагогики развития и так далее.
Но это – пронесенные через детскую психологию идеи историзма. Даниил
Борисович просто бился над идеей о том, где, собственно, корень детского
развития. Он писал об этом. Но после его кончины обнаружилось, что
наиболее глубинные заходы он вносил только в свои научные дневники.
Причем, вносил так, как будто эти куски прямо нужно давать в статью.
Оказывается, что только кроме чисто стилистического редактирования,
ничего не нужно. Все свидетельствовало, с одной стороны, о подлинном
интересе Даниила Борисовича к проблеме историзма, истоков детского
развития, а с другой стороны – о том, что он еще сам не был уверен в том, что
его выводы, которые делаются, достойны широкой публикации. В дневниках
говорится об условиях детского развития – это рост и созревание. То есть
органика – это условия детского развития, неизбежные, необходимые, но
условия. Источник детского развития – буквально в формулировке Даниила
Борисовича – это среда как культура или «идеальные формы». Причем на
странице 490 Даниил Борисович в дневниках пишет о том, что идеальные
формы надо понимать в смысле Ильенкова. В те годы вышла
замечательнейшая книжка Ильенкова «Диалектическая логика», где автор
показал, что суть природы идеального в том, что она заключена в
многообразных видах материальной и духовной культуры. Из этого сделал
вывод Даниил Борисович, и как он оригинально поставил вопрос!Источники
развития – не внутри ребенка (это, правда, исходная позиция и самого
Выготского; но как дальше развивал идею!), а в том, что заключается в
результате развития ребенка. Источник заключается в результатах развития!
Правда, представленных в идеальных формах культуры. Это понимание
идеальных форм культуры до сих пор с трудом усваивается даже зрелыми
психологами, не знаю, в какой степени его усваивают молодые психологи,
кое-кто уже встал на этот путь – понимание идеальных форм как источника
детского развития. Кстати, эта идея многосторонне обсуждается в
упомянутой книге Майкла Коула. Форма детского развития –
усвоение/присвоение. Об этом можно прочитать в «Дневниках» Даниила
Борисовича. И движущие силы… Слово «движущие силы» взято из
формального диалектического материализма – тогда обязательно нужно было
что-то называть в качестве движущих сил. Эльконин жил в соответствующее
конкретное время, он не мог обойтись без этого термина. И вот здесь, в
определении движущих сил детского развития, большую загадку поставил
именно Даниил Борисович перед самим собой, и перед нами. Он полагал, что
движущие силы детского развития – это противоречия между освоением
предметной и общественной сторонами действия. Для Даниила Борисовича
любое действие имеет предметное содержание и общественную форму. Более
того, Даниил Борисович как раз в «Дневниках» стремился разгадать самим
им поставленную перед собой загадку о двух типах отношений. Первое:
ребенок-предмет-взрослый; другое: ребенок-взрослый-предмет. Отношение
ребенка к взрослому опосредовано предметом, во втором случае отношение
ребенок-предмет опосредовано взрослым. И начинается загадка: что
первично, что вторично?Даниил Борисович пытался разрубить этот узел
своей знаменитой теорией периодизации детского развития. Он стремился
показать, что в одном возрасте дети присваивают общественно-
мотивационное строение деятельности, а затем на этой основе в
последующем возрасте овладевают предметно-операционной стороной
деятельности. И так как эти стороны едины в действии, в деятельности, то
возникает между ними противоречие. Вот это – своеобразно только для
Эльконина. Других подходов к анализу деятельности с двух сторон, других
подходов к выяснению последовательности смены возрастов, кроме работ
Эльконина, вы нигде не найдете. И в этом он демонстрировал общественную
природу человеческого в детстве. Правда, на мой взгляд (это моя позиция),
Даниил Борисович здесь ошибался. Две стороны, которые он указал, в
деятельности есть. Но для каждого вида деятельности они возникают и
формулируются в одном и том же возрасте. Что противоречие есть, но в чем-
то другом; противоречия между предметной и общественной сущностью
деятельности не может быть. То, что Даниил Борисович поставил вопрос о
движущих силах детского развития, так сформулировал, и постоянно в
«Дневниках» (посмотрите в уже опубликованной части этих дневников)
постоянно возвращался к этой проблеме, говорит о том, что он из всего
существа направления Выготского вывел наиболее интересное – подход к
природе детского развития. Это специфично для Эльконина. Это не просто
конкретизация Выготского.
Кстати, в 1986 году вышла лучшая книга о Выготском – Андрея Пузырея. По-
моему, она называется «Современное состояние культурно-исторической
теории». Издание плохое: на газетной бумаге, малым тиражом, мало кто ее
читал. Опираясь прямо на позиции Выготского, Пузырей, по-моему, сумел
показать, что самому Выготскому не было ясно то, что он натворил в науке.
Некоторые замечания самого Выготского – свидетельство того, что он
понимал, что он натворил больше, чем написал и осмыслил, и что это дело
будущего. Этот подход Пузырея к Выготскому, на мой взгляд, очень
правомерен, и то, что для Выготского было действительно делом будущего,
обнаружилось в подходе к природе детского развития – по внутренней
трагедийной развертке, к сожалению, хотя и проглядывает в его публикациях.
И хотелось бы отметить, что проблема движущих сил детского развития и
присвоение культуры посредством этих движущих сил в конкретном
оформлении – суть научной школы Эльконина. В важной степени спорная,
проблемная периодизация; она не может быть другой, поскольку это
коренной вопрос природы детского развития, о которой на Западе и не
подозревали. Пытаются сейчас в буме Выготского что-то поймать, но
недавно, выяснилось , что у Выготского не можете многого уловить потому,
что затем, после Выготского, это наиболее широкое выражение получило в
работах его учеников и последователей. Прямо читая Выготского, вы многого
не возьмете на сегодняшний день. А если вы Выготского возьмете вкупе с
работами его учеников и посмотрите, как из этих идей Выготского вырастали
особые своеобразные научные школы – вот тогда дело будет выглядеть иначе.
И в частности, с учетом работ именно Эльконина – при всей их спорности и
проблемности – можно сейчас давать иную периодизацию детского развития,
чем это принято на Западе. Таким образом, идеи оформляются в разных
словах, но смысл может быть один. А то, что основой смены возрастов
является смена ведущей деятельности, вошло в обиход последователей
Леонтьева и Эльконина. То высказывание , что это именно внутренне
основание детской периодизации, говорит о том, что так красиво
оформленная в своей теории периодизации, эта идея ведущей деятельности
стала не только фундаментальной, но и очень связана с именем Л.С.
Выготского и его последователя Д.Б. Эльконина.