Автор: Устюжанина Екатерина Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №63 "Лесная полянка" Населённый пункт: г.Белово, Кемеровская область Наименование материала: Консультация для родителей Тема: "Играем пальчиками дома". Раздел: дошкольное образование
пальчиками дома».
Развитие мелкой моторики рук оказывает
развивающее действие на ребенка в целом.
В последние 5-10 лет уровень
речевого развития детей заметно снизился.
Это можно объяснить несколькими причинами:
- взрослые меньше говорят с детьми, потому
что многие из них заняты и на работе, и дома .
- дети и сами меньше говорят, потому что
больше смотрят и слушают (теле-аудио-
видео.).
- дети редко делают что-то своими руками,
потому что современные игрушки и вещи
устроены максимально удобно, но не
эффективно для развития моторики(одежда и
обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц,
книжки и пособия с наклейками вместо
картинок для вырезания и т. д.)
Ученые, которые изучают деятельность
детского мозга, психику детей, отмечают, что
уровень развитияречи детей находится в
прямой зависимости от степени развития
тонких движений пальцев рук.. Что же
такое мелкая моторика и почему она так
важна?
Нас педагогов и, конечно же, вас, родителей,
всегда волнует вопрос, как обеспечить
полноценное развитие ребенка в дошкольном
возрасте, как правильно подготовить его к
школе Работа по развитию мелкой
моторики рук должна начаться задолго до
поступления ребёнка в школу. Взрослые,
уделяя должное внимание упражнениям, играм,
различным заданиям на развитиемелкой
моторики и координации движений рук,
решают сразу две задачи:
- косвенным образом влияют на общее
интеллектуальное развитие ребёнка;
- готовят к овладению навыком письма, что в
будущем поможет избежать многих проблем
школьного обучения
Какую работу можно дать детским пальчикам
дома , например - на кухне?
На кухне у нас традиционным хит-парадом
выступают игры с крупой. Занятие
увлекательное, и на нем ребенок может быть
сосредоточен достаточно долго. Мама
занимается приготовлением обеда — и малыш
при деле. Итак, достается крупа (гречка, горох,
рис, ребенку вручаются маленькие чашечки из
кукольного сервиза (ими удобно пересыпать,
ложечки, миски, стаканчики — все это ставится
на поднос, и дальше малыш играет с крупой в
свое удовольствие: загребает руками,
перебирает крупинки, пересыпает из одной
емкости в другую и т. д. Однако крупа — не
единственный вид "кухонной деятельности".
Например, перебирать и перемывать в
кастрюле картофелины. Чистить руками
вареные овощи (картофель, морковку) или
яйца. Чем не развивающее упражнение для
пальчиков?
Как можно развивать мелкую моторику во
время прогулки ? Тут можно долго
рассказывать: все знают, насколько увлекает
ребенка собирание природного материала —
камушков, каштанов, желудей и пр. Очень
благодатная в этом плане пора осень — всегда
нужно возвращаться из парка с запасами
свежесобранных желудей и каштанов,
которые дома перебрать, раскладывали по
стаканчикам, сооружали незамысловатые
поделки. А летом замечательно собирать
ракушки и камушки на берегу реки или моря,
бросать их в воду или, наоборот, пытаться
захватить пальчиками изводы. Еще лучше —
совместными с мамой усилиями соорудить на
берегу песчаный замок и украсить его
природными материалами.
Кроме того, для развития мелкоймоторики рук
можно использовать;
• игры с глиной, пластилином или тестом.
Детские ручки усердно трудятся с такими
материалами, выполняя с ними различные
манипуляции - раскатывая, приминая,
отщипывая, примазывая и т. д.
• рисование карандашами. Именно карандаши,
а не краски или фломастеры
«заставляют» мышцы руки напрягаться,
прикладывать усилия для того, чтобы оставить
на бумаге след – ребенок учиться
регулировать силу нажима, для того, чтобы
провести линию, той или иной толщины.
• мозаика, пазлы, конструктор –
развивающий эффект этих игрушек тоже
невозможно недооценить.
Нравятся детям и пальчиковый театр.
Театр - это еще и прекрасный речевой и
сенсорно – двигательный тренажер,
подходящий для деток старше 1 года.
Куклы развивают подвижность пальцевобеих
рук . Помогают освоить речь персонажей, и
научат ставить домашние мини –
представления. А также
помогает развивать пространственное
восприятие, развивает воображение, память,
мышление, помогает развивать словарный
запас .
Занимаясь с ребёнком, помните, что внимание
у детей этого возраста неустойчивое, они легко
отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших
игр не превышало 10 -15 минут.
Лучше выполнить небольшое по объёму
задание, но качественно и с хорошим
настроением.
И напоследок, стоит заметить, что ни одна
игрушка, ни одно упражнение не станут
развивающими , если не будут интересны
ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами
задача, поддержать ребенка, при
необходимости оказать помощь, и конечно
быть терпеливыми и спокойным