Автор: Сорокина Ирина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС "Звёздочка" Населённый пункт: г. Новый Уренгой, Ямало-Ненецкого АО Наименование материала: методическая разработка Тема: "Огород на подоконнике" Раздел: дошкольное образование
Огород на подоконнике.
"У ворот шумит народ.
Где тут зимний огород?
Говорят, что там растет.
Огуречная рассада.
И укропчик и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот"
Вид проекта: творческо-исследовательский
Продолжительность: 2 месяца.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, педагоги.
Проект
затрагивает
все
образовательные
области,
с
учетом
ФГОС
(социально-коммуникативная,
познавательная,
художественно-
эстетическая и физическая)
Актуальность: В современном мире все больший интерес детей, в том числе
и дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и
прочие
устройства.
А
все
меньше
интересует
детей
природные
явления,
процессы, взаимосвязи. Часто дети не имеют элементарных представлений
откуда
появляются
фрукты,
овощи
и
другие
продукты
в
магазине.
Взрослые(родители) из-за своей «загруженности», незнания или неумения не
могут или не считают важным донести до детей цикл развития растений от
«семени к плоду».
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню, дай попробовать -и я пойму».
Так и ребенок
усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок-
дошкольник - маленький исследователь, который с радостью и удивлением
открывает для себя окружающий мир. Поэтому проектно-исследовательская
деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду.
Цель . Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской
деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за ними.
Задачи:
1)
Способствовать
развитию
у
детей
познавательной
активности,
любознательности,
стремления
к
самостоятельному
познанию
и
размышлению,
развитию
умственных
способностей
и
речи
через
следующие
объекты
познания:
природы
и
трудовой
деятельности,
сформировать устойчивый интерес к семенам и растениям, закрепить
знания детей о развитии растений на разных этапах.
2)
Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и
назначении; учить классифицировать предметы по разным признакам,
находить
у
них
общие
и
отличительные
черты;
формировать
представление
о
стадиях
развития
растения
из
семени;
закрепить
полученные
знания
об
условиях
развития
растений.
Продолжать
развивать
у
детей
навыки
свободного
общения
со
взрослыми
и
сверстниками в процессе трудовой деятельности.
3)
Формировать
у
детей
основы
б е з о п а с н о с т и
собственной
жизнедеятельности
в
процессе
трудовой
деятельности и здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами
и
правилами
(в
питании,
при
формировании
полезных
привычек и др.).
4)
Воспитывать эстетический вкус при оформлении зарисовок, инвентаря,
материалов и «мира» огорода в целом.
Предварительная работа : наблюдения, сбор материала, беседы, чтение
художественной литературы.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный
этап :
определение
цели
и
задач
проекта,
сбор
информационного материала, создание условий для организации работы в
«огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской
деятельности.
Исследовательский этап :
проведение запланированных мероприятий для
реализации проекта: беседы, посев семян, опыты, эксперименты, уход и
наблюдение за растениями, зарисовка в дневник наблюдений, использование
интернет
ресурса
для
получения
информации,
творческая
деятельность,
рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы.
Заключительный этап: подведение итогов, создание схем «От семечки к
ростку».
Анализ
и
обобщение
результатов,
полученных
в
процессе
исследовательской деятельности детей. Создание книги «Советы «Юного
огородника». Пополнение дидактической базы.
План реализации проекта.
№
Мероприятия
Цели
Ответствен-
ные
Сроки
реализ
ации
1
1 этап–
подгото
вительн
ый.
Беседа с родителями:
«Участвуем в проекте
«огород на окне».
Обсудить
цели
и
з а д а ч и
проекта.
Сформировать
и н т е р е с
у
родителей
по
созданию
условий
д л я
реализации
проекта.
Воспитател
ь
3
неделя
феврал
я
2
Подбор наглядно –
дидактических пособий,
демонстрационного
материала, природного
материала,
Создать условия
для реализации
проекта «Огород
на окне».
Воспитател
ь и
родители.
4
неделя
феврал
я
художественной и
научной литературы,
приобретение
необходимого
оборудования.
3
4
Изготовление
табличек
с
к а р т и н к а м и
и
названиями растений.
Информация из интернет
ресурса.
Создать
эстетический вид
посадкам
Дети.
Воспитатель
Родители,
воспитатель
4
неделя
феврал
я
4
неделя
феврал
я
1
2 этап –
исследо
вательс
кий.
Рассматривание
иллюстраций, картин с
изображением овощей,
семян растений,
сравнение их по цвету,
форме, размеру.
Вызвать интерес
к растениям,
желание
заботиться о них,
углублять и
расширять
знания о видах
растений и
многообразии
семян
Воспитател
ь и дети
В
течение
и всего
этапа
2
Практическая
деятельность: посадка
овощных культур.
Вызвать интерес
к выращиванию
огородной
культуры.
Воспитатель
1
неделя
марта
3
Опытно-
экспериментальная
деятельность: «Строение
растений», «Условия,
необходимые для жизни
растений»,
«Размножение, рост,
развитие растений».
Продолжать
у ч и т ь
д е т е й
правильно
строить
с у ж д е н и я
и
делать выводы о
создании
благоприятных
условий (воды,
света, тепла)
Воспитател
ь и дети
1,2,3
неделя
марта
4
Трудовая деятельность
(наблюдение, уход за
растениями).
Зарисовка в дневник
наблюдений.
Советы «Юного
огородника» (книга)
Учить детей
замечать
изменения,
которые
происходят у
растений,
продолжать
обучать детей
правильным
навыкам работы
по уходу за
растениями.
Воспитатель
и дети
В
течение
всего
этапа
5
Наглядно-
исследовательская
деятельность с детьми: «В
мире овощей», «Все
начинается с семечка»,
«Посев семян», «Первые
всходы».
Пополнение
знаний детей,
учить детей
сравнивать,
сопоставлять,
находить
причинно-
следственные
связи.
Воспитатель
и дети
В
течение
всего
проект
а
6
Дидактические игры
«Узнай на ощупь», «Узнай
на вкус», «От какого
овоща эта часть?»,
«Овощной магазин»,
«Вершки и корешки», «Из
какого семени плод?»
Учить детей
играть в игру,
соблюдая все ее
правила.
Воспитатель
и дети
В
течение
всего
проект
а
7
Разучивание с детьми
стихов, загадок, поговорок
об овощах.
Обогащение
словарного
запаса, учить
детей
выразительно и
эмоционально
рассказывать
стихи.
Воспитатель
и дети
В
течение
всего
проект
а
8
Беседы о том, как
выращивают овощи на
огороде.
Закрепить знания
детей о процессе
развития
растений.
Воспитатель
В
течение
всего
этапа
1
3 этап –
заключи
тельный
.
Обработка и оформление
материалов проекта в виде
презентации.
Создание учебно-
дидактической
базы для
дальнейшего
использования в
работе.
Воспитатель
3
неделя
апреля
2
Оформление выставки
рисунков детей «От
семечки к ростку»,
фотовыставку «Чудо на
окне»
Создание схем «От
семечки к ростку»
Презентация
итогов работы
через рисунки
д е т е й
и
фотографии.
Дети,
воспитатель
Дети,
воспитатель
3, 4
неделя
апреля
3
4
Пополнение
дидактической базы
группы
Представление проекта
для групп старшего
возраста
Систематизация
дидактического
материала.
Умение делится
своим
полученным
опытом
Воспитатель
, родители
Дети,
воспитатель
4
неделя
апреля
Ожидаемые результаты по реализации проекта «Огород на окне»
- Дети познакомятся с культурными растениями.
-У детей сформируется интерес к опытнической и исследовательской
деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
-В результате практической и опытнической деятельности дети узнают
о необходимых условиях роста и развития растений.
-Дети познакомятся с многообразием посевного материала.
-Дети будут бережнее относиться к растительному миру.
-В группе будет создан огород на окне.
-Дети станут более уважительно относиться к труду и результатам
труда.
-Родители примут активное участие в проекте «Огород на окне».