Автор: Семенова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСКВ № 10 "Белочка"
Населённый пункт: город Лангепас, ХМАО - Югра
Наименование материала: Методтческая разработка
Тема: "Развитие познавательных способностей старших дошкольников с нарушением речевого развития"
Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка
Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни
каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством
родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные
знания об окружающей действительности, усваивает те или иные навыки
поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому
воспитание в семье ребенка с нарушением речевого развития – ответственная
задача для каждого члена семьи. С детьми в домашней обстановке
необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять
рекомендации воспитателя, логопеда, психолога. Только совместная работа
специалистов детского сада и семьи пойдет ребенку на пользу и приведет к
положительным результатам. Поэтому, одним из главным направлением
работы воспитателей и специалистов логопедической группы является
активное сотрудничество с родителями.
Для этого в нашей группе систематически проводятся консультации,
практические занятия, тематические круглые столы, родительские собрания,
семинары,
семинары
–
практикумы, индивидуальные
встречи,
постоянно
обновляется
информационный
стенд,
разрабатываются
анкеты,
памятки,
рекомендации.
Опыт
работы
в
логопедической
группе
показывает,
что
наиболее
эффективной
формой
взаимодействия
с
родителями
является
проведение семинаров-практикумов.
Семинар – практикум – одна из форм сотрудничества с родителями, где
предполагается как теоретическое ознакомление с проблемой, так и
практические решения конкретной ситуации. Семинары-практикумы
позволяют раскрыть основные направления коррекционной работы,
вооружить родителей приемами и методами работы с детьми. Во время
практической части проведения семинаров, родители получают возможность
закрепить полученные знания, а воспитателям проведение таких
мероприятий позволяет, проанализировать результаты проведенного
мероприятия и определить (скорректировать) дальнейший план
взаимодействия с родителями.
Ниже представлены материалы проведения семинара – практикума для
родителей старшей логопедической группы. В ходе семинара родителям
освещалась теоретическая значимость развития познавательной
деятельности. Практическая часть включала в себя обучение родителей играм
и упражнениям, которые они смогут использовать в домашних условиях для
развития познавательных способностей своих детей.
Семинар – практикум для родителей
Тема: «Развитие познавательных способностей старших
дошкольников с нарушением речевого развития»
Цель: обратить внимание родителей на познавательный аспект развития
детей с речевыми нарушениями;
Задачи:
1.
Обогащение знаний родителей об особенностях
познавательного развития детей с нарушением речевого развития.
2.
Ознакомить родителей с играми, позволяющими развить
познавательные способности ребёнка.
3.
Обеспечить включенность родителей в совместную
деятельность.
Оборудование: шляпа, разные предметы в мешочке; игрушки: машинка,
медвежонок, чайник, стул, ложка, кукла, кубик; сюжетные картинки из серии
«Что не так?»; картинки с изображением сказочных предметов и героев; мяч.
План проведения семинара
1.
Вступительная часть.
2.
Теоретическая часть.
Знакомство с категориями познавательной области
дошкольников;
Характеристика аспектов познавательного развития детей с
нарушением речевого развития.
3.
Практическая часть.
Игры и упражнения для детей позволяющие развить
познавательные способности детей.
Ход семинара
1.
Теоретическая часть семинара
Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на
нашем родительском собрании. Оно посвящено развитию познавательных
способностей наших детей. Сегодня мы проведем семинар – практикум, на
котором
хотим
не
только
обратить
внимание
на
особенности
развития
познавательной
сферы
детей
с
нарушением
речевого
развития,
но
и
заинтересовать вас в накоплении практических навыков, которые оказывают
положительное воздействие на развитие познавательных способностей детей.
Для поднятия вашего настроения послушайте стихотворение!
Крикните хором и громко, друзья,
Помочь откажитесь мне? Нет или да? (ответ)
Деток вы любите? Да или нет? (ответ)
Пришли к нам сегодня, и сил совсем нет? (ответ)
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю… Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ: Помочь откажитесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я: Активными все будете? (Да)
Вот на такой позитивной ноте позвольте продолжить наш семинар.
Сегодня речь пойдет о развитии познавательных способностей у детей.
К
концу
дошкольного
возраста,
дети
достигают
определенных
познавательных категорий. Эти категории обозначают: знание (запоминание
и воспроизведение различных видов содержания от конкретных фактов до
целостных теорий ранее изученного материала); понимание (преобразование
материала из одной формы выражения в другую, «перевод» его с одного
языка
на
другой,
объяснение,
краткое
изложение
или
предположение
о
дальнейшем ходе явлений, событий, возможных результатах); применение
(умение
использовать
изученный
материал,
правила,
методы,
принципы,
законы,
теории
в
новых
условиях,
в
новых
ситуациях); анализ
(умение
разбить изучаемый материал на составные части, выделить его структуру,
взаимосвязи
между
отдельными
элементами,
основные
принципы
организации
целого); синтез (умение
комбинировать
элементы,
чтобы
получить целое); оценка (умение оценить значение того или иного материала
на основе ясно сформулированных внутренних или заданных из внешних
критериев).
Дети
с
нарушением
речевого
развития
обладают
некоторыми
особенностями
познавательного
развития.
Познавательное
развитие
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений
о
себе,
других
людях,
объектах
окружающего
мира,
о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале,
звучании,
ритме,
темпе,
количестве,
числе,
части
и
целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о
малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях
нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля
как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и
народов мира).
Восприятие –это основной познавательный процесс чувственного
отражения действительности, её предметов и явлений при их
непосредственном действии на органы чувств. Восприятия бывают простые,
сложные, а также специальные. К специальным видам относятся восприятие
пространства, времени, движения. К более простым видам относятся
восприятия величины, формы предметов, их цвета. Восприятие ребёнка с
нарушением речевого развития носит непроизвольный характер.
Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно
анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не
главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет
их на основном фоне других предметов: окраску, величину, форму. У детей с
нарушением речевого развития снижена способность воспринимать сразу
несколько сенсорных признаков предметов, они, как правило, выделяют либо
цвет, либо форму, либо величину.
Память является
из
основных
свойств
личности.
Развитие
познавательных способностей дошкольников противоположное свойство –
это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть
какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая
сказку, отклонится от первоначального текста, то ребёнок тотчас же поправит
его, напомнит пропущенную деталь. Но уже в возрасте 5 – 6 лет начинает
формироваться произвольная память. Наряду с наглядно – образной памятью
в дошкольный период возникает и развивается память словесно- логическая.
Задача взрослых – ускорить развитие этих видов памяти у детей. Развитию
памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов,
рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время
прогулок.
Стихотворения
выбираются
сюжетного
характера.
Взрослый
обязательно
должен
задавать
вопросы
ребёнку.
У
дошкольников
с
нарушениями речи наиболее развита моторная память и наименее – слуховая.
Снижены показатели объема памяти, особенно вербальной. Дети, имеющие
недоразвитие фонематического восприятия с трудом запоминают сложные
инструкции, путают порядок действий, пропускают элементы действий и
операций.
У
наиболее
слабых
детей
низкая
активность
припоминания,
которая
сочетается
с
ограниченными
возможностями
развития
познавательной деятельности в целом.
Внимание
– это
форма
организации
познавательной
деятельности.
Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность учебной деятельности во
многом
зависит
от
степени
сформированности
такого
познавательного
процесса, как внимание. Психологи отмечают недостаточную устойчивость
внимания,
повышенную
отвлекаемость,
причина
которой
заключается
в
воздействии на ребенка ярких и сильных раздражителей, импульсивность,
общая неорганизованность двигательной сферы и поведения. Наблюдается
снижение
всех
свойств
внимания:
концентрация,
переключение,
распределение, объем и устойчивость.
Мышление старших дошкольников с ОНР преимущественно
конкретно. Но
для усвоения основ научных знаний, составляющих основу школьного
обучения, необходимо, чтобы мышление обладало большей степенью
свободы от конкретных образов и представлений. Очень важно, чтобы уже с
дошкольного возраста у ребенка началось формирование словесно-
логического мышления. Только в этом случае он будет успешен в начальной
школе.
В целом для детей характерны сохранность познавательного интереса,
достаточная развитость предметно-практической и трудовой деятельности и
вместе
с
тем
отмечается
своеобразие
отдельных
сторон
мышления,
замедленность
мыслительных
процессов,
снижение
самоорганизации
(Голубева Л.Н., Зееман М., Ковшиков В.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., и
др.).
Обладая
в
целом
полноценными
предпосылками
для
овладения
мыслительными
операциями,
доступными
их
возрасту,
дети
отстают
в
развитии отчасти наглядно-образного и в полной мере словесно-логического
мышления. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и
синтезом, сравнением и обобщением.
Воображение и творческие способности формируются и развиваются
в различных видах деятельности. Первые его проявления относятся к 2,5 - 3
годам.
Именно
в
этом
возрасте
ребенок
начинает
действовать
с
воображаемыми предметами, подражая взрослым. У детей с нарушением
речевого развития представления о предметах оказываются неточными и
неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в
слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее
нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить
творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.
Наша
с
вами
задача
заключается
в
том,
чтобы
помочь
детям
адаптироваться и ориентироваться в окружающем мире.
2.
Практическая часть семинара
Сейчас я предлагаю вашему вниманию несколько игр для развития
познавательных способностей детей. В эти игры мы играем в группе, но и в
домашних условиях они могут успешно использоваться. Приглашаю на время
снова стать детьми и поиграть вместе со мной.
1.
И г р а «Волшебная
шляпа»
эта
игра
направлена
на
создание
положительного
эмоционального
настроения,
без
которого
невозможно
продуктивное общение.
Инструкция: Пока звучит музыка, передаем шляпу по кругу, когда музыка
останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит
комплимент любому стоящему в круге. Комплимент может быть любой,
касающийся одежды, украшений и т.д. Тот кому адресован «комплимент»,
должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно!»
По окончании все возвращаются на места.
Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было
принимать комплименты.
Эта игра очень нравится детям, и они с удовольствием играют в нее.
2.
Следующая игра, которую я предлагаю вам «Чудесный мешочек»
Эта игра способствует развитию восприятия.
У нас есть вот такой мешочек, в котором спрятаны разные предметы.
Инструкция: необходимо на ощупь определить, что это, из чего сделано,
какими
обладает
качествами
и
т.д.
Чем
больше
вы
назовете
признаков
предмета, тем лучше.
Мешочек передается по кругу, и каждый родитель отгадывает по одному
предмету.
3.
«Запрещенное движение» родители повторяют за ведущим все
движения, кроме одного - «запрещенного» (например, хлопка в ладоши). Кто
ошибается, выбывает из игры. Эта игра тренирует память.
Еще одна игра для развития памяти, в которую любят играть ваши дети:
«Что изменилось?»
Инструкция: на столе стоят разные предметы, вам необходимо запомнить эти
предметы и их порядок. По команде вы закрываете глаза, а я изменяю что-
нибудь (например, убираю или добавляю предмет, или изменяю порядок
нахождения).
По
другой
команде
вы
открываете
глаза
и
озвучиваете
изменения.
4.
«Что не так?» эта игра помогает развивать внимание детей. Я
раздам вам картинки, на которых изображены разные сюжеты, но есть на них
ошибки. Вы должны разглядеть картинки и рассказать про все неточности,
изображенные на картинке.
5.
Следующая
игра «Волшебные
предметы
из
сказок»
игра
направлена на развитие мышления, а именно, на установление логических
связей. Вам необходимо разделиться на две команды. У одной команды будут
картинки с изображением волшебных предметов, а у другой – картинки с
героями из сказок. Вам необходимо найти свою пару (Например, лампа –
Алладин,
стрела
–
Царевна
лягушка)
по
окончании
игры
проверяем
соответствие вашего выбора.
«Вордбол» Цель этой игры: развитие мышления, слухового восприятия. Для
этой игры нам нужен мяч. Я задам вам тему, например, «Мебель – не
мебель». Затем буду называть вперемешку слова, относящиеся к данной
категории, и слова, по смыслу далеко отстоящие от неё. Так,
наряду со
словами «стул», «кровать», «шкаф», прозвучат слова «пальто», «книга», и др.
При этом, называя слово, я бросаю кому – либо мяч, а тот либо ловит его,
если
слово
соответствует
заданной
теме,
либо
отбивает
его,
если
не
соответствует.
6.
Для развития воображения и творческих способностей можно
использовать упражнение «Дорисуй картинку». Я раздам вам карандаши и
лист бумаги, на котором начерчены линии или недорисованные фигуры. Вам
необходимо преобразовать их в какие-либо предметы.
Итог. Вот такие несложные упражнения можно использовать в совместной
деятельности
с
детьми
для
развития
познавательных
процессов.
В
заключении разрешите дать вам несколько советов:
Удовлетворяя любознательность детей, родители тем самым помогают
им приобрести навыки учебной деятельности.
Для родителей важно знать, как и во что играть с детьми, так как игра и
домашние занятия с ними помогают в учебе.
Чтобы развивать мышление детей, предлагайте им те предметы,
которые дают возможность делать что-либо новое, экспериментировать.
Дорогие игрушки не всегда дают простор для развития фантазии. Для
развития мышления детей можно предложить им строительный материал,
головоломки, мозаику, природный материал. Не забывайте про наблюдения за
животными и насекомыми в зоопарке и на улице, изготовление игрушек из
различных лоскутков, ракушек, листьев, поездки в город, деревню, экскурсии
в зоопарк, музеи и т.д.
Всего вам доброго! До следующей встречи! Успехов вам и вашим
детям!
Памятки для родителей «Развивающие игры для детей и родителей»
Для обеспечения обратной связи прошу заполнить небольшие анкеты.
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас поделиться своим мнением и комментариями.
1.
Актуальна ли для вас тема семинара-практикума?
Да
Нет
Другое
2.
Считаете ли вы целесообразным применением материалов семинара
– практикума в воспитании Вашего ребенка?
Да
Нет
Другое
3.
По каким вопросам коррекционной педагогики Вы считаете
необходимым углубить свои знания?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
4.
Оцените организацию и проведение семинара – практикума в баллах
(обведите) 1 2 3 4 5
Благодарим Вас за сотрудничество!
Список литературы
1.
Баданина Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов.
Практикум по общей психологии. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. - 264 с.
2.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном
детстве. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 с.
3.
Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и
методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. - Омск, 1997
4.
Исследование развития познавательной деятельности /Пол.ред. Дж.
Брунева, Р. Олвер, П.Гринфилд. - М.:1981