Автор: Самигуллина Лилия Рамильевна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: БУ "Нижневартовский политехнический колледж"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО - Югры
Наименование материала: статья
Тема: Стретчинг на занятиях шейпингом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее профессиональное
Стретчинг на занятиях шейпингом для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
Самигуллина Лилия Рамильевна,преподаватель,
БУ «Нижневартовский политехнический колледж»
г.Нижневартовск
Шейпинг - это одно из популярных занятий, положившее начало фитнес-
движению
по
всему
миру.
Перевод
с
английского
слово
“shape”
означает
«форма» или «придавать форму», другими словами – формирование. Понятие
шейпинга гораздо шире, чем понятие фитнеса.
Шейпинг – это комплексная программа, которая направлена не только на
физическое развитие, но и на развитие духовное, а также – эстетическое.
Шейпинг помогает обрести женственность, элегантность. В основе шейпинг-
программ лежат элементы гимнастики, танцевальных программ. Шейпингом
может
заниматься
любой
человек,
вне
зависимости
от
возраста
и
уровня
физической подготовки. Современный шейпинг шагнул далеко вперед: теперь
в
шейпинге
широко
задействованы
различного
рода
компьютерные
технологии,
позволяющие
максимально
улучшить
занятия
и
сделать
их
максимально эффективными.
Шейпинг
включает
в
себя
не
только
физические
упражнения
и
специальное питание, но и занятия по шейпинг-хореографии, по шейпинг-
стилю, а также занятия, направленные на работу с собственной внешностью.
Благодаря
комплексному
подходу,
женщина
получает
возможность
ознакомиться с искусством, модой, научиться следить за своей внешностью и
привлекательностью.
В программу шейпинга входит такой вид, как стретчинг.
Stretching (Стретчинг) – это система упражнений, основная цель которых
– растяжка связок и мышц, а также повышение гибкости тела. Название этого
пришло из английского языкас фитнеса.Слово Stretch в переводе на русский
означает «эластичность, растяжение».
Стретчинг
–
это
большое
количество
упражнений,
направленных
на
растяжку
мышц
шеи,
рук,
спины,
ног,
а
также
техник,
направленных
на
повышение пластичности суставов и растяжки глубоких мышц.
Стретчинг
является
составной
частью
комплекса
оздоровительной
гимнастики,
входит
в
антицеллюлитную
программу,
а
кроме
того,
его
обязательно используют во время подготовки спортсменов во многих видах
спорта.Стретчинг
можно
использовать
и
на
занятиях
с
обучающимися
с
ограниченными возможностями здоровья.
Во
время
каждого
упражнения
кратковременное
напряжение
мышц
чередуется
с
их
расслаблением.
Появляется
возможность
снять
лишнее
напряжение мышц, восстановить силы и отдохнуть за считанные минуты. При
чередовании интенсивной нагрузки и задействовании разнообразных видов
растяжек и их комбинаций вовлеченными в процесс оказываются почти все
группы мышц.
За счет стимуляции работы мышц во время растягивания, упражнения
стретчинга
улучшают
подвижность
суставов,
увеличивают
эластичность
сухожилий
и
связок,
что
способствует
улучшению
состояния
здоровья
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Убирает
напряжение, психологические расстройства и т.д.
Статическийстретчинг–
предусмотрены
медленные
движения,
с
помощью которых необходимо принять конкретную позу и удерживать ее на
протяжении
нескольких
секунд.Этот
вид
стрейтчинга
является
самым
популярным и эффективным для укрепления и растяжки мышц.
Медленный
стретчинг–
занятия
проходят
в
медленном
темпе,
используют
этот
метод
в
качестве
разминки.
С
помощью
медленного
стретчинга можно добиться растяжения мышц на максимально возможную
длину.
Статический
Медленный
Парный
Динамический
Баллистический
Виды стретчинга
Парный стретчинг - выполняется с партнером, который выступает в
роли противодействия растяжению.
Динамическийстретчинг–
это
плавные,
медленные,
пружинящие
движения.
Заканчивая
упражнения,
необходимо
на
несколько
секунд
задержаться в наивысшей точке растяжения.
Баллистический стретчинг – это достаточно быстрый вид нагрузки.
Он предполагает выполнение махов ногами и руками, а также сгибание и
разгибание туловища с большой амплитудой и скоростью.
Стретчингспособен оказывать стимулирующее влияние на циркуляцию
лимфы и крови в организме, что в свое время полезно для восстановления.
Упражнения,которые
входят
в
заключительную
часть
тренировочного
процесса, позволяют мышцам восстановиться.
Так
же,упражнения
стретчинга
помогают
мышцам
находиться
в
расслабленном состоянии. Из-за нервного напряжения и стресса, возникают
различного характера боли, которые можно снизить с помощью различных
упражнений
стретчинга.
Этот
вид
растяжки
способен
замедлить
ряд
в о з м о ж н ы х
п р о ц е с с о в ,
с в я з а н н ы х
с о
с т а р е н и е м
и
с л у ж и т
восстановлениюсердечно-сосудистой и дыхательной систем.
При регулярных занятиях, направленных на растяжение мышц, мышцы
начинают
сохранять
свою
эластичность,
снабжаются
питательными
веществами и кровью. Занимаясь упражнениями на растяжку, уменьшается
психическое напряжение.
За
счет
занятий
стретчингом,
улучшается
осанка,
которая
придает
ощущение гибкости, стройности.
Этот вид нагрузок эффективен при борьбе с солевыми отложениями,
служит
прекрасным
средством
профилактики
развития
остеопорза
и
гипокинезии.
Оптимальное время для занятий стретчингом – непосредственно после
ходьбы,
либо
какой-то
другой
формы
аэробной
тренировки,
т.е.
после
нагрузки.
Кроме
того,
поскольку
стретчинг
обладает
свойством
снимать
чрезмерное
мышечное
напряжение,
его
можно
применять
для
улучшения
самочувствия и повышения настроения.
Когда вы делаете упражнение на растягивание, не забывайте правильно
дышать. Непременное условие: не задерживать дыхание, но и не спешить с
выдохом. Правильнее всего дышать в обычном темпе, спокойно, а во время
перерыва между упражнениями можно глубоко вдохнуть и сделать полный
выдох.
Все, кому доктора разрешают заниматься общефизической подготовкой,
могут
заниматься
стретчингом,
а
так
же
лица
с
ограниченными
возможностями здоровья, для улучшения самочувствия нервной системы.
Дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья (ОВЗ)
–это
дети
в
возрастеот
0
до
18
лет
с
физическими
или
психическими
недостатками,
имеющие
ограничение
жизнедеятельности,
обусловленное
врожденными,
наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм,
подтвержденными в установленном порядке.
В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы
социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями
здоровья
(ОВЗ).
Само
понятие
«дети
с
ОВЗ»
стало
наполняться
другим
содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл.
Дети
с
нарушениями
в
здоровье
имеют
значительные
ограничения
в
жизнедеятельности,
в
способности
к
самообслуживанию,
передвижению,
самоконтролю
за
поведением,
обучению,
общению,
что
приводит
их
к
социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры
для
включения
ребенка
в
адекватные
возрасту
воспитательные
и
педагогические процессы.
Одна из важнейших задач системы образования заключается в развитии
готовности образовательной среды к работе с детьми, имеющими различные
нарушения в развитии. Для этого необходимо:
создание условий, необходимых для профилактики отрицательной
динамики в развитии ребенка;
создание условий для максимального проявления и развития всех
его способностей;
повышение комфортности образовательной среды для каждого
воспитанника;
организация сопровождения особого ребенка в образовательной
среде.
Заниматься можно в любое время дня, выбирайте наиболее удобное для
себя.
Стретчинг принесет ощутимый результат только в том случае, если будет
сочетаться
с
другими
видами
физической
активности.
Упражнения
на
растяжку можно делать после утреней гимнастики.
Тем,
кто
не
занимался
физкультурой
и
кому
упражнения
стретчинга
даются нелегко, следует начать с двух- или трехкратных повторений каждого
упражнения, при этом позу сохранять нужно не дольше трех-пяти секунд. По
мере
возрастания
натренированности
доводите
количество
повторений
в
одном занятии каждого упражнения до десяти, при этом продолжительность
удержания
позы
должна
составить
до
15
секунд.
Максимальная
продолжительность
одной
тренировки
–
30
минут.
Вообще,
стоит
внимательнее
прислушаться
к
собственным
ощущениям
и
самостоятельно
подбирать
количество
повторений
того
или
иного
упражнения
и
продолжительность
тренировки
в
зависимости
от
своего
настроения
и
самочувствия.
Ребенку
независимо
от
его
нарушения
необходимо
положительное
эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного
благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение
образовательных,
воспитательных
и
социальных
задач,
связанных
с
завтрашним днем подрастающего человека.
Упражнения
на
растяжку
не
должны
включать
резких
движений,
выполняйте их медленно и постепенно, увеличивайте растяжение и при этом
дышите глубоко.
В недостатках управления движениями данных детей, в первую очередь,
проявляются нарушения их нервно-психической деятельности.
Легкость и экономность выполнения движений зависит, в основном, от
правильной дозировки мышечного усилия.
Анализ литературных источников и практика по проблеме инвалидности
показали, что, средства стретчинга на занятиях шейпингом могут с успехом
использоваться
для
задачи
оздоровления,
двигательной
и
социальной
реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Процесс физического
воспитания обучающихся будет эффективным и способствующим развитию их
двигательной
активности,
сохранениюи
укреплениюсердечно-сосудистой
и
дыхательной систем, здоровья.
Список использованных источников
1.
Медведева
О.
А.
Фитнес-аэробика
в
системе
обучения
и
воспитания студентов; Инсан - Москва, 2007. - 160 c.
2.
Силлов Дмитрий Бодибилдинг, фитнес, аэробика без стероидов,
тренера и спортзала; Астрель, Астрель-СПб, Полиграфиздат - Москва, 2012. -
288 c.
3.
Хибер
Дэвид
,Бауэрман
Сьюзен
Шейпинг-диета;
Попурри
-
Москва, 2010. - 480 c.
4.
Артамонова,
Л.
Л.
Лечебная
и
адаптивно-оздоровительная
физическая
культура:
учеб.пособие
для
вузов
/
Л.
Л.
Артамонова,
О.
П.
Панфилов, В. В. Борисов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. – 389 с.
5.
Жигарева
Н.П.
Комплексная
реабилитация
инвалидов
в
учреждениях
социальной
защиты.
Учебно-практическое
пособие./
Москва.
Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2014. - 206 с.