Напоминание

Рабочая программа по технологии 9 класс


Автор: Толиашвили Игорь Михайлович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Любовшанская СОШ
Населённый пункт: Брянская область пгт Красная Гора
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по технологии 9 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая

программа

составлена

на

основе

примерной

программы

основного

общего

образования

«Технология».

Программы

начального

и

основного общего образования» М. «Вентана-Граф», 2010 по направлению

«Технология» в соответствии с Федеральным компонентом государственного

стандарта

основного

общего

образования

по

технологии,

утвержденным

приказом

Минобразования

России

«Об

утверждении

федерального

компонента

государственных

стандартов

начального

общего,

основного

общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Курс

«Профессиональное

самоопределение

школьников»

является

составным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной

школы.

Цель

курса -

оказать

учащимся

9

класса

общеобразовательных

учреждений

помощь

в

подготовке

к

адекватному

профессиональному

самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями,

профессиональными

способностями

и

возможностями

и

с

учетом

потребностей рынка труда в кадрах.

Специфической

особенностью

данного

курса

является

то,

что

его

изучение

должно

осуществляться

в

процессе

выполнения

творческого

проекта «Мой выбор».

Задачи курса:

1.

Вооружить

учащихся

знаниями

основ

жизненного

и

профессионального самоопределения.

2.

Сформировать

у

школьников

представление

о

мире

труда

и

профессий.

3.

Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных

способностей и возможностей.

4.

Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами

активной подготовки к адекватному профессиональному самоопределению.

2

5.

Создать

условия

для

выполнения

и

защиты

учащимися

творческого проекта «Мой выбор».

Основным

методом

изучения

курс а

« П р о ф е с с и о н а л ь н о е

самоопределение

школьников»

является метод

проектов,

основными

конструктами

которого

являются

понятия

«проект»

и

«проектная

деятельность».

Выполненные проекты обсуждаются и защищаются.

Выполнение

учащимися

в

процессе

занятий

по

курсу

творческого

проекта «Мой выбор» позволяет:

-

осуществлять

в

единстве

теоретическую

и

практическую

подготовку

школьников

к

обоснованному

проф е ссиона льном у

самоопределению;

-

реализовать

все

компоненты

профессиональной

ориентации

(профпросвещение,

профдиагностику,

профконсультацию,

профотбор

(подбор), профадаптацию, профвоспитание);

-

активировать

деятельность

учащихся

по

подготовке

к

адекватному

профессиональному

самоопределению.

Во

время

защиты

проекта

учащиеся

представляют

его

печатную

или

электронную

презентацию. »

В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся

должны

осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или

иной

степени

их

будущую

профессиональную

деятельность.

В

качестве

профпроб

могут

выступать

материальные

изделия,

информационные

продукты,

доклады,

номера

художественной

с амодеятельно сти,

воспитательные мероприятия и др.

Значительная

часть

занятий

(29%)

отводится

на развивающую

профдиагно-стику, которая

предполагает

использование

комплекса

психологических

методик,

обеспечивающих,

с

одной

стороны,

диагностирование

профессионально

важных

качеств

учащихся,

и

их

развитие, с другой стороны.

3

Программа

развивающей

профдиагносгики

охватывает

следующие

сферы Эпичности:

-

мотивационную

(интересы,

склонности,

мотивы

выбора

профессии);

-

психологическую (особенности психических процессов);

-

типологическую (темперамент, характер, тип личности);

-

когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных

способностей

и

возможностей,

основ

жизненного

и

профессионального

самоопределения);

-

эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).

В

п р о ц е с с е

и зу ч е н и я

к у р с а

и с п о л ь зу ют с я

с л е д у ю щ и е

профдиагностические методики:

-

опросник

для

выявления

уровня

готовности

школьников

к

профессиональному самоопределению;

-

карта интересов;

-

опросник профессиональной готовности (ОПГ);

-

анкета мотивов выбора профессии;

-

шкала потребностей в достижении;

-

опросник темперамента;

-

методика «Мой характер»;

-

методика определения склонностей;

-

тест Дж. Холланда «Тип личности»;

-

карта здоровья;

-

тест «Уровень самооценки»;

-

карта

самоконтроля

готовности

к

профессиональному

самоопределению.

Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются

и другие методы беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение,

экскурсия, профконсультация и др.

В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение

4

мнемосхем

дает

возможность

не

только

оперативно

развивать

память

учащихся,

но

и

другие

психические

процессы,

такие,

как

мышление,

восприятие,

наблюдательность.

Мнемосхемы

возбуждают

мыслительную

деятельность

школьников,

обеспечивают

переход

информации

из

кратковременной памяти в долговременную и обратно, а также развивают

мыслительные

процессы,

последовательность

и

логику

мышления.

Они

выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также

более целенаправленно организовать самостоятельную работу учащихся.

По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с

помощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов.

Разрабатывается

конкретный план

проведения

каждого

занятия*

который включает в себя:

- формулировку цели и задач занятия;

- отбор содержания изучаемого материала;

- выбор основных методов и организационных форм обучения;

-тразработку дидактического и материально-технического оснащения

занятия

Содержание тем учебного курса

1.

Основы

жизненного

и

профессионального

самоопределения

(Зчаса)

Исторические

сведения.

Планируемый

результат.

Профессиональная

деятельность

в

жизни

человека.

Основные

признаки

профессиональной

деятельности.

Пути

освоения

профессией.

Система

профессиональной

подготовки кадров в России. Учебные заведения и особенности получения

образования и профессии в них. Роль правильного выбора профессии в

жизни человека. Ситуация выбора профессии. Правила выбора профессии.

Ошибки и затруднения при выборе профессии.

2.

Мир труда и профессии (3 часа).

Классификация

профессий.

Профессия,

специальность,

должность.

Определение степени выраженности интересов к разным группам (типам)

5

профессий. Профессиональная деятельность и карьера человека.

3.

Человек и профессия (5 часов.)

Общее представление о личности. Формирование и развитие личности.

Структура

личности.

Самооценка

-

понимание

собственного

«Я».

Роль

самооценки в профессиональном самоопределении личности. Определение

уровня собственной самооценки.

Профессиональные

интересы,

склонности

и

способности.

Развитие

способностей.

Общие

и

специальные

способности.

Деятельность

как

важнейшее

условие

проявления

и

развития

способностей.

Виды

темпераментов

человека.

Значение

темперамента

и

характера

в

профессиональном самоопределении.

Психиче ские

проце ссы,

важные

для

п р о ф е с с и о н а л ь н о го

самоопределения.

Ощущение

и

восприятие,

представление,

воображение,

память, внимание, мышление.

Мотивы,

ценностные

ориентации

и

их

роль

в

профессиональном

самоопределении.

Классификация

мотивов

деятельности.

Определение

ведущих мотивов деятельности – методика - «Мотивы выбора профессии".

Профессиональные и жизненные планы. Схема личного профессионального

плана. Карьера. Карьеризм. Анкета мотивов выбора профессии.

Профессиональная

пригодность.

Формирование

профпригодности.

Соответствие. Призвание. Профессионально важные качества.

4.

Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении (6 часов).

Роль профессиональной пробы в профессиональном самоопределении.

Оценка

способности

школьника

к

выбору

профессии.

Оценка

профессиональной

готовности

(ОПТ).

Сущность

понятий

"интерес"

и

"склонности".

Общие

представления

о

склонностях

и

интересах.

Учет

интересов и склонностей при выборе профессии. Творческий проект «Мой

выбор».

Учащиеся должны знать и понимать:

- сущность жизненного самоопределения;

6

- сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;

правила

выбора

профессии

и

типичные

ошибки

при

этом

выборе;

многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;

состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;

профессионально важные качества своей личности, свои профессиональные

способности и возможности;

-

способы

и

средства

анализа

профессиональной

деятельности;

методику выполнения профессиональных проб; структуру предпрофильной

подготовки и профильного обучения; пути получения профессионального

образования;

возможности

получения

профессиональной

консультации;

этапы,

способы

и

средства

профессионального

саморазвития

и

самовоспитания; этапы принятия решения о профессиональном выборе;

- Структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой

выбор».

Учащиеся должны уметь:

пользоваться

источниками

информации

о

профе ссиях,

профессиональных учебных заведениях и рынке труда;

определять формулу профессии;

проводить

общий

анализ

профессиональной

деятельности,

анализировать требования профессий к человеку;

выявлять свои профессионально важные качества;

соотносить

свои

возможности

с

требованиями

будущей

профессии;

выполнять профессиональные пробы;

пользоваться профессиограммами и психограммами;

выбирать способ приобретения будущей профессии;

получать профессиональную консультацию;

заполнять

карту

с амоконт роля

сво ей

готовно сти

к

профессиональному самоопределению;

выполнять,

оформлять

и

защищать

творческий

проект

«Мой

7

выбор» с электронной презентацией.

У учащихся должны быть сформированы:

убежденность в необходимости своевременного и правильного

выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном

самоопределении;

профессиональная направленность:

профессиональные

интересы

и

склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;

профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта

будущей профессиональной деятельности;

профессиональное

намерение:

знание

пути

дальнейшего

продолжения

образования,

условий

поступления

в

выбранно е

профессиональное

учебное

заведение

и

перспектив

профессионального

роста.

Занятия по курсу проводятся на протяжении всего учебного года через

неделю. Таким образом, всего на курс отводится 17 часов.

8

Используемая литература

1.

Зеер

Э.Ф.

Психология

профессий.

-

М.:

Акад.

Проспект;

Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 329 с.

2.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -

Ростов н/Д,.: Феникс, 2008.-512 с.

3.

Педагогическая подготовка профессионального самоопределения

старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. - М: Новая

школа, 2007. - 112с.

4.

Ретивых

Е.М.

Культура

профессионального

самоопределения:

Учебно-методическое пособие. - Брянск: Изд-во БГУ, 2003. - 97 с.

5.

Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. -

Тула: Приокск. книжное изд-во, 1990. - 132 с.

6.

Ретивых

М.В.,

Симоненко

В.Д.

П р о ф е с с и о н а л ь н о е

самоопределение школьников. - Брянск: Изд-во БГУ, 2007. — 183 с.

7.

Симоненко

В.Д.

Профессиональное

самоопределение

/ /

Технология:

Учебник для учителя.

8.

М. В. Ретивых, В, Д, Симоненко.: Рекомендации по изучению

курса

«Профессиональное

самоопределение

школьников».

Книга

для

учителя, - Брянск: БИПКРО, 2007.- 140 с.

Учебно-тематический план

9

Название раздела

Кол-во

Тестовые работы

Творческий

проект

1

Основы жизненного и

профессионального

самоопределения

3

1

2

Мир труда и

профессии

3

1

3

Человек и профессия

5

1

4

Слагаемые успеха в

профессиональном

самоопределении

6

1

1

5

Итого

17

4

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10

Тема урока

Кол-

во

часов

Требования к

уровню подготовки

обучающихся

Виды и формы

контроля

Дата

проведения

План

.

Факт

.

1

Жизненное

самоопределение

человека.

С у щ н о с т ь

и

структура процесса

самоопределения и

развития.

1

Знать:

сущно сть

самоопределения

ч е л о в е ка ;

в и д ы

самоопределения;

а с п е к т ы

ж и з н и

с м ы с л а

ж и з н и .

Уметь:

определять

смысл и цель своей

жизни

Ответы на вопросы;

Практическая

работа.

Фронтальная

2

Значение, ситуация

и

правила

выбора

профессии.

Типичные

ошибки

п р и

в ы б о р е

профессии

1

З н ат ь :

п о н я т и е

профессиональное

самоопределение,

его

компоненты;

этапы

профессионального

развития

человека.

Уметь

н а ход и т ь

компоненты

профессионального

развития человека.

Текущий опрос.

Индивидуальная,

фронтальная.

3

Тестовый контроль

знаний по разделу

1

Знать

о с н о в н ы е

понятия по разделу.

Уметь

работать

с

тестами

Тестирование.

Групповая

4

П р о ф е с с и я

и

специальность:

происхождение

и

сущность.

Многообразие

мира труда.

1

Знать

с у щ н о с т ь

понятий

профессия,

специальность;

структуру

современного

производства.

Уметь

определять

профессию,

специальность,

д о л ж н о с т ь

и

квалификацию;

классификации

профессий

Текущий

о п р о с .

Практическая

работа.

Индивидуальная,

фронтальная

5

Классификация

профессий.

Формула

профессии.

Профессиональная

деят ель но ст ь

и

карьера человека

1

З н а т ь

с п о с о б ы

квалификации

п р о ф е с с и й ,

и х

д о с т о и н с т в а

и

недостатки;

классификационны

е

признаки.

Уметь

составлять

формулу

будущей

профессии.

Текущий

о п р о с .

Практическая

работа.

Индивидуальная,

фронтальная

11

6

Рынок труда и его

т р е б о в а н и я

к

профессионализму.

Тестовый контроль

знаний по разделу.

1

Знать

с у щ н о с т ь

р ы н к а

т р уд а

и

п р и н ц и п ы

е г о

формирования;

т р е б о в а н и я

к

современному

профессионалу.

Уметь

определять

профессии

востребованные

на

рынке труда.

Текущий опрос.

Индивидуальная,

групповая,

фронтальная.

7

Профессионально

важные

качества

человека.

И н т е р е с ы

и

склонности.

1

Знать

сущность

и

структуру

профессионально

важных

к ач е с т в

человека;

типологические

особенности

человека.

Уметь

различать

общие,

о с о б е н н ы е

и

специфические

профессионально

важные

каче ства

личности.

Ответы на вопросы;

практическая

работа.

Групповая,

фронтальная.

8

Особенности

психических

процессов и выбор

профессии.

Темперамент.

1

Знать

с у щ н о с т ь

психических

п р о ц е с с о в

и х

характерные

особенности,

роль

в

профессиональном

самоопределении.

Уметь

оценивать

уровень

развития

кратковременной

наглядно-образной

памяти,

пространственных

представлений,

внимание,

мышления, тем-ра.

Текущий опрос.

Практическая

работа.

Индивидуальная;

групповая;

фронтальная

9

Характер

и

выбор

профессии.

Роль

спо собно стей

в

профессиональной

деятельности.

1

Знать суть понятия

«характер»,

черты

и

типы

характера.

Уметь

определять

требования

типов

п р о ф е с с и и

к

характеру человека

Текущий

о п р о с .

Практическая

работа.

Индивидуальная,

групповая,

фронтальная

10

Тип

личности

и

выбор

профессии.

Профессиональная

1

Знать

социально-

профессиональные

типы

людей,

их

Текущий

о п р о с .

Практическая

работа.

12

деят ель но ст ь

и

здоровье.

р о л ь

в

профессиональной

деятельности.

Уметь

в ы д е л я т ь

предпочитаемые

сферы

деятельности

для

различных

типов

личности; находить

с х о ж и е

и

противоположные

типы

Индивидуальная,

групповая,

фронтальная

11

Тестовый контроль

знаний по разделу

1

Знать

о с н о в н ы е

понятия по разделу.

Уметь

работами

с

тестами

Тестирование

12

Анализ

профессиональной

деятельности.

Профессиональная

проба и творческие

проекты.

1

Знать

сущно сть,

н а з н а ч е н и е

и

структуру

профессиограммы

и

п с и хо г р а м м ы .

Уметь

составлять

профессиограмму.

Ответы на вопросы.

Практическая

работа.

Групповая,

фронтальная

13

Профессиональное

о б у ч е н и е

и

предпрофильная

подготовка.

Пути

получения

профессиональног

о образования.

1

Знать

цель,

задачи

и

с о д е р ж а н и е

профильного

обучения.

Уметь

определять

предметы

п р о ф и л ь н о г о

и

предпрофильного

обучения

Тестирование.

Текущий

о п р о с .

Практическая

работа.

Индивидуальная,

групповая,

фронтальная.

14

Профессиональная

консультация,

самоопределение и

самовоспитание

1

Знать

сущно сть,

цель, задачи, виды

и

ф о р м ы ,

профессиональной

консультации.

Уметь

составлять

перечень

вопросов

к

профконсультантам

Тестирование,

т е ку щ и й

о п р о с .

Практическая

работа

Индивидуальная,

групповая,

фронтальная

15

Г о т о в н о с т ь

к

профессиональном

у

самоопределению.

Принятие решения

о

профессиональном

выборе.

Тестовый

контроль

1

Знать

показатели

г о т о в н о с т и

к

профсамоопределе

н и ю .

У м е т ь

заполнять

«Карту

г о т о в н о с т и

к

профессиональном

у

самоопределению».

Текущий

о п р о с .

Практическая

работа.

Индивидуальная,

групповая,

фронтальная

16

Творческий проект

« М о й

в ы б о р » :

1

З н ат ь

к р и т е р и и

оценки выполнения

Текущий

о п р о с .

Практическая

13

р а з р а б о т к а

и

оформление

проекта

и

о ф о р м л е н и я

творческого

п р о е кт а .

Ум е т ь

в ы п о л н я т ь

и

оформлять проект

работа

Индивидуальная

17

Защита творческих

п р о е кто в

« Мо й

выбор»

1

З н ат ь

к р и т е р и и

оценки выполнения

и защиты проекта,

последовательност

ь

защиты

проекта.

Уметь представлять

и защищать проект

Презентация

защиты проектов.

Индивидуальная

14



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!