Автор: Толиашвили Игорь Михайлович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Любовшанская СОШ
Населённый пункт: Брянская область пгт Красная Гора
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по технологии 9 класс
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Рабочая
программа
составлена
на
основе
примерной
программы
основного
общего
образования
«Технология».
Программы
начального
и
основного общего образования» М. «Вентана-Граф», 2010 по направлению
«Технология» в соответствии с Федеральным компонентом государственного
стандарта
основного
общего
образования
по
технологии,
утвержденным
приказом
Минобразования
России
«Об
утверждении
федерального
компонента
государственных
стандартов
начального
общего,
основного
общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
Курс
«Профессиональное
самоопределение
школьников»
является
составным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной
школы.
Цель
курса -
оказать
учащимся
9
класса
общеобразовательных
учреждений
помощь
в
подготовке
к
адекватному
профессиональному
самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями,
профессиональными
способностями
и
возможностями
и
с
учетом
потребностей рынка труда в кадрах.
Специфической
особенностью
данного
курса
является
то,
что
его
изучение
должно
осуществляться
в
процессе
выполнения
творческого
проекта «Мой выбор».
Задачи курса:
1.
Вооружить
учащихся
знаниями
основ
жизненного
и
профессионального самоопределения.
2.
Сформировать
у
школьников
представление
о
мире
труда
и
профессий.
3.
Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных
способностей и возможностей.
4.
Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами
активной подготовки к адекватному профессиональному самоопределению.
2
5.
Создать
условия
для
выполнения
и
защиты
учащимися
творческого проекта «Мой выбор».
Основным
методом
изучения
курс а
« П р о ф е с с и о н а л ь н о е
самоопределение
школьников»
является метод
проектов,
основными
конструктами
которого
являются
понятия
«проект»
и
«проектная
деятельность».
Выполненные проекты обсуждаются и защищаются.
Выполнение
учащимися
в
процессе
занятий
по
курсу
творческого
проекта «Мой выбор» позволяет:
-
осуществлять
в
единстве
теоретическую
и
практическую
подготовку
школьников
к
обоснованному
проф е ссиона льном у
самоопределению;
-
реализовать
все
компоненты
профессиональной
ориентации
(профпросвещение,
профдиагностику,
профконсультацию,
профотбор
(подбор), профадаптацию, профвоспитание);
-
активировать
деятельность
учащихся
по
подготовке
к
адекватному
профессиональному
самоопределению.
Во
время
защиты
проекта
учащиеся
представляют
его
печатную
или
электронную
презентацию. »
В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся
должны
осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или
иной
степени
их
будущую
профессиональную
деятельность.
В
качестве
профпроб
могут
выступать
материальные
изделия,
информационные
продукты,
доклады,
номера
художественной
с амодеятельно сти,
воспитательные мероприятия и др.
Значительная
часть
занятий
(29%)
отводится
на развивающую
профдиагно-стику, которая
предполагает
использование
комплекса
психологических
методик,
обеспечивающих,
с
одной
стороны,
диагностирование
профессионально
важных
качеств
учащихся,
и
их
развитие, с другой стороны.
3
Программа
развивающей
профдиагносгики
охватывает
следующие
сферы Эпичности:
-
мотивационную
(интересы,
склонности,
мотивы
выбора
профессии);
-
психологическую (особенности психических процессов);
-
типологическую (темперамент, характер, тип личности);
-
когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных
способностей
и
возможностей,
основ
жизненного
и
профессионального
самоопределения);
-
эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).
В
п р о ц е с с е
и зу ч е н и я
к у р с а
и с п о л ь зу ют с я
с л е д у ю щ и е
профдиагностические методики:
-
опросник
для
выявления
уровня
готовности
школьников
к
профессиональному самоопределению;
-
карта интересов;
-
опросник профессиональной готовности (ОПГ);
-
анкета мотивов выбора профессии;
-
шкала потребностей в достижении;
-
опросник темперамента;
-
методика «Мой характер»;
-
методика определения склонностей;
-
тест Дж. Холланда «Тип личности»;
-
карта здоровья;
-
тест «Уровень самооценки»;
-
карта
самоконтроля
готовности
к
профессиональному
самоопределению.
Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются
и другие методы беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение,
экскурсия, профконсультация и др.
В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение
4
мнемосхем
дает
возможность
не
только
оперативно
развивать
память
учащихся,
но
и
другие
психические
процессы,
такие,
как
мышление,
восприятие,
наблюдательность.
Мнемосхемы
возбуждают
мыслительную
деятельность
школьников,
обеспечивают
переход
информации
из
кратковременной памяти в долговременную и обратно, а также развивают
мыслительные
процессы,
последовательность
и
логику
мышления.
Они
выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также
более целенаправленно организовать самостоятельную работу учащихся.
По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с
помощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов.
Разрабатывается
конкретный план
проведения
каждого
занятия*
который включает в себя:
- формулировку цели и задач занятия;
- отбор содержания изучаемого материала;
- выбор основных методов и организационных форм обучения;
-тразработку дидактического и материально-технического оснащения
занятия
Содержание тем учебного курса
1.
Основы
жизненного
и
профессионального
самоопределения
(Зчаса)
Исторические
сведения.
Планируемый
результат.
Профессиональная
деятельность
в
жизни
человека.
Основные
признаки
профессиональной
деятельности.
Пути
освоения
профессией.
Система
профессиональной
подготовки кадров в России. Учебные заведения и особенности получения
образования и профессии в них. Роль правильного выбора профессии в
жизни человека. Ситуация выбора профессии. Правила выбора профессии.
Ошибки и затруднения при выборе профессии.
2.
Мир труда и профессии (3 часа).
Классификация
профессий.
Профессия,
специальность,
должность.
Определение степени выраженности интересов к разным группам (типам)
5
профессий. Профессиональная деятельность и карьера человека.
3.
Человек и профессия (5 часов.)
Общее представление о личности. Формирование и развитие личности.
Структура
личности.
Самооценка
-
понимание
собственного
«Я».
Роль
самооценки в профессиональном самоопределении личности. Определение
уровня собственной самооценки.
Профессиональные
интересы,
склонности
и
способности.
Развитие
способностей.
Общие
и
специальные
способности.
Деятельность
как
важнейшее
условие
проявления
и
развития
способностей.
Виды
темпераментов
человека.
Значение
темперамента
и
характера
в
профессиональном самоопределении.
Психиче ские
проце ссы,
важные
для
п р о ф е с с и о н а л ь н о го
самоопределения.
Ощущение
и
восприятие,
представление,
воображение,
память, внимание, мышление.
Мотивы,
ценностные
ориентации
и
их
роль
в
профессиональном
самоопределении.
Классификация
мотивов
деятельности.
Определение
ведущих мотивов деятельности – методика - «Мотивы выбора профессии".
Профессиональные и жизненные планы. Схема личного профессионального
плана. Карьера. Карьеризм. Анкета мотивов выбора профессии.
Профессиональная
пригодность.
Формирование
профпригодности.
Соответствие. Призвание. Профессионально важные качества.
4.
Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении (6 часов).
Роль профессиональной пробы в профессиональном самоопределении.
Оценка
способности
школьника
к
выбору
профессии.
Оценка
профессиональной
готовности
(ОПТ).
Сущность
понятий
"интерес"
и
"склонности".
Общие
представления
о
склонностях
и
интересах.
Учет
интересов и склонностей при выборе профессии. Творческий проект «Мой
выбор».
Учащиеся должны знать и понимать:
- сущность жизненного самоопределения;
6
- сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;
правила
выбора
профессии
и
типичные
ошибки
при
этом
выборе;
многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;
состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;
профессионально важные качества своей личности, свои профессиональные
способности и возможности;
-
способы
и
средства
анализа
профессиональной
деятельности;
методику выполнения профессиональных проб; структуру предпрофильной
подготовки и профильного обучения; пути получения профессионального
образования;
возможности
получения
профессиональной
консультации;
этапы,
способы
и
средства
профессионального
саморазвития
и
самовоспитания; этапы принятия решения о профессиональном выборе;
- Структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой
выбор».
Учащиеся должны уметь:
•
пользоваться
источниками
информации
о
профе ссиях,
профессиональных учебных заведениях и рынке труда;
•
определять формулу профессии;
•
проводить
общий
анализ
профессиональной
деятельности,
анализировать требования профессий к человеку;
•
выявлять свои профессионально важные качества;
•
соотносить
свои
возможности
с
требованиями
будущей
профессии;
•
выполнять профессиональные пробы;
•
пользоваться профессиограммами и психограммами;
•
выбирать способ приобретения будущей профессии;
•
получать профессиональную консультацию;
•
заполнять
карту
с амоконт роля
сво ей
готовно сти
к
профессиональному самоопределению;
•
выполнять,
оформлять
и
защищать
творческий
проект
«Мой
7
выбор» с электронной презентацией.
У учащихся должны быть сформированы:
•
убежденность в необходимости своевременного и правильного
выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном
самоопределении;
профессиональная направленность:
профессиональные
интересы
и
склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;
•
профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта
будущей профессиональной деятельности;
•
профессиональное
намерение:
знание
пути
дальнейшего
продолжения
образования,
условий
поступления
в
выбранно е
профессиональное
учебное
заведение
и
перспектив
профессионального
роста.
Занятия по курсу проводятся на протяжении всего учебного года через
неделю. Таким образом, всего на курс отводится 17 часов.
8
Используемая литература
1.
Зеер
Э.Ф.
Психология
профессий.
-
М.:
Акад.
Проспект;
Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 329 с.
2.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -
Ростов н/Д,.: Феникс, 2008.-512 с.
3.
Педагогическая подготовка профессионального самоопределения
старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. - М: Новая
школа, 2007. - 112с.
4.
Ретивых
Е.М.
Культура
профессионального
самоопределения:
Учебно-методическое пособие. - Брянск: Изд-во БГУ, 2003. - 97 с.
5.
Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. -
Тула: Приокск. книжное изд-во, 1990. - 132 с.
6.
Ретивых
М.В.,
Симоненко
В.Д.
П р о ф е с с и о н а л ь н о е
самоопределение школьников. - Брянск: Изд-во БГУ, 2007. — 183 с.
7.
Симоненко
В.Д.
Профессиональное
самоопределение
/ /
Технология:
Учебник для учителя.
8.
М. В. Ретивых, В, Д, Симоненко.: Рекомендации по изучению
курса
«Профессиональное
самоопределение
школьников».
Книга
для
учителя, - Брянск: БИПКРО, 2007.- 140 с.
Учебно-тематический план
9
№
Название раздела
Кол-во
Тестовые работы
Творческий
проект
1
Основы жизненного и
профессионального
самоопределения
3
1
2
Мир труда и
профессии
3
1
3
Человек и профессия
5
1
4
Слагаемые успеха в
профессиональном
самоопределении
6
1
1
5
Итого
17
4
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10
№
Тема урока
Кол-
во
часов
Требования к
уровню подготовки
обучающихся
Виды и формы
контроля
Дата
проведения
План
.
Факт
.
1
Жизненное
самоопределение
человека.
С у щ н о с т ь
и
структура процесса
самоопределения и
развития.
1
Знать:
сущно сть
самоопределения
ч е л о в е ка ;
в и д ы
самоопределения;
а с п е к т ы
ж и з н и
с м ы с л а
ж и з н и .
Уметь:
определять
смысл и цель своей
жизни
Ответы на вопросы;
Практическая
работа.
Фронтальная
2
Значение, ситуация
и
правила
выбора
профессии.
Типичные
ошибки
п р и
в ы б о р е
профессии
1
З н ат ь :
п о н я т и е
профессиональное
самоопределение,
его
компоненты;
этапы
профессионального
развития
человека.
Уметь
н а ход и т ь
компоненты
профессионального
развития человека.
Текущий опрос.
Индивидуальная,
фронтальная.
3
Тестовый контроль
знаний по разделу
1
Знать
о с н о в н ы е
понятия по разделу.
Уметь
работать
с
тестами
Тестирование.
Групповая
4
П р о ф е с с и я
и
специальность:
происхождение
и
сущность.
Многообразие
мира труда.
1
Знать
с у щ н о с т ь
понятий
профессия,
специальность;
структуру
современного
производства.
Уметь
определять
профессию,
специальность,
д о л ж н о с т ь
и
квалификацию;
классификации
профессий
Текущий
о п р о с .
Практическая
работа.
Индивидуальная,
фронтальная
5
Классификация
профессий.
Формула
профессии.
Профессиональная
деят ель но ст ь
и
карьера человека
1
З н а т ь
с п о с о б ы
квалификации
п р о ф е с с и й ,
и х
д о с т о и н с т в а
и
недостатки;
классификационны
е
признаки.
Уметь
составлять
формулу
будущей
профессии.
Текущий
о п р о с .
Практическая
работа.
Индивидуальная,
фронтальная
11
6
Рынок труда и его
т р е б о в а н и я
к
профессионализму.
Тестовый контроль
знаний по разделу.
1
Знать
с у щ н о с т ь
р ы н к а
т р уд а
и
п р и н ц и п ы
е г о
формирования;
т р е б о в а н и я
к
современному
профессионалу.
Уметь
определять
профессии
востребованные
на
рынке труда.
Текущий опрос.
Индивидуальная,
групповая,
фронтальная.
7
Профессионально
важные
качества
человека.
И н т е р е с ы
и
склонности.
1
Знать
сущность
и
структуру
профессионально
важных
к ач е с т в
человека;
типологические
особенности
человека.
Уметь
различать
общие,
о с о б е н н ы е
и
специфические
профессионально
важные
каче ства
личности.
Ответы на вопросы;
практическая
работа.
Групповая,
фронтальная.
8
Особенности
психических
процессов и выбор
профессии.
Темперамент.
1
Знать
с у щ н о с т ь
психических
п р о ц е с с о в
и х
характерные
особенности,
роль
в
профессиональном
самоопределении.
Уметь
оценивать
уровень
развития
кратковременной
наглядно-образной
памяти,
пространственных
представлений,
внимание,
мышления, тем-ра.
Текущий опрос.
Практическая
работа.
Индивидуальная;
групповая;
фронтальная
9
Характер
и
выбор
профессии.
Роль
спо собно стей
в
профессиональной
деятельности.
1
Знать суть понятия
«характер»,
черты
и
типы
характера.
Уметь
определять
требования
типов
п р о ф е с с и и
к
характеру человека
Текущий
о п р о с .
Практическая
работа.
Индивидуальная,
групповая,
фронтальная
10
Тип
личности
и
выбор
профессии.
Профессиональная
1
Знать
социально-
профессиональные
типы
людей,
их
Текущий
о п р о с .
Практическая
работа.
12
деят ель но ст ь
и
здоровье.
р о л ь
в
профессиональной
деятельности.
Уметь
в ы д е л я т ь
предпочитаемые
сферы
деятельности
для
различных
типов
личности; находить
с х о ж и е
и
противоположные
типы
Индивидуальная,
групповая,
фронтальная
11
Тестовый контроль
знаний по разделу
1
Знать
о с н о в н ы е
понятия по разделу.
Уметь
работами
с
тестами
Тестирование
12
Анализ
профессиональной
деятельности.
Профессиональная
проба и творческие
проекты.
1
Знать
сущно сть,
н а з н а ч е н и е
и
структуру
профессиограммы
и
п с и хо г р а м м ы .
Уметь
составлять
профессиограмму.
Ответы на вопросы.
Практическая
работа.
Групповая,
фронтальная
13
Профессиональное
о б у ч е н и е
и
предпрофильная
подготовка.
Пути
получения
профессиональног
о образования.
1
Знать
цель,
задачи
и
с о д е р ж а н и е
профильного
обучения.
Уметь
определять
предметы
п р о ф и л ь н о г о
и
предпрофильного
обучения
Тестирование.
Текущий
о п р о с .
Практическая
работа.
Индивидуальная,
групповая,
фронтальная.
14
Профессиональная
консультация,
самоопределение и
самовоспитание
1
Знать
сущно сть,
цель, задачи, виды
и
ф о р м ы ,
профессиональной
консультации.
Уметь
составлять
перечень
вопросов
к
профконсультантам
Тестирование,
т е ку щ и й
о п р о с .
Практическая
работа
Индивидуальная,
групповая,
фронтальная
15
Г о т о в н о с т ь
к
профессиональном
у
самоопределению.
Принятие решения
о
профессиональном
выборе.
Тестовый
контроль
1
Знать
показатели
г о т о в н о с т и
к
профсамоопределе
н и ю .
У м е т ь
заполнять
«Карту
г о т о в н о с т и
к
профессиональном
у
самоопределению».
Текущий
о п р о с .
Практическая
работа.
Индивидуальная,
групповая,
фронтальная
16
Творческий проект
« М о й
в ы б о р » :
1
З н ат ь
к р и т е р и и
оценки выполнения
Текущий
о п р о с .
Практическая
13
р а з р а б о т к а
и
оформление
проекта
и
о ф о р м л е н и я
творческого
п р о е кт а .
Ум е т ь
в ы п о л н я т ь
и
оформлять проект
работа
Индивидуальная
17
Защита творческих
п р о е кто в
« Мо й
выбор»
1
З н ат ь
к р и т е р и и
оценки выполнения
и защиты проекта,
последовательност
ь
защиты
проекта.
Уметь представлять
и защищать проект
Презентация
защиты проектов.
Индивидуальная
14