Напоминание

Игротерапия. История понятия, ключевые формы и виды.


Автор: Камалова Рамзия Рахимджановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Центр развития ребенка Детский сад №20 "ДЮЙМОВОЧКА"
Населённый пункт: город Ступино, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Игротерапия. История понятия, ключевые формы и виды.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игротерапия.

История понятия, ключевые формы и виды.

Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с

использованием игры. Также эффективна при коррекции семейных противоречий, содействуя

супругам избавиться от межличностного разлада.

Как отмечал наш современник, основатель

и директор Центра игровой терапии в Университете Северного Техаса Гарри Лэндрет, игра для

ребенка является тем же, что речь является для взрослого человека. Игрушки служат словами, а

игра — непосредственно речью. Таким образом, в игре ребенок пытается создать свой опыт,

личный мир, проникается чувством контроля над ситуацией, даже если в действительности

складываются противоречащие обстоятельства. Говоря другими словами, игровая терапия - метод

психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры, посредством

которой

происходит

содействие

пациенту

взрослому

и

ребенку)

в

преодолении

психологических

и

социальных

трудностей,

создающих

препятствия

в

эмоциональном

или

личностном прогрессе.

Игровая терапия в качестве лечебно-коррекционного метода впервые была выдвинута

З.Фрейдом. Его практические труды, как и исследования Г.Хаг-Хельмут, М.Клейн и А.Фрейд,

заложили

краеугольный

камень

для

дальнейшего

развития

психоаналитического

подхода

к

игротерапии и ее становления в качестве самостоятельного направления в психотерапии.

Среди специалистов, в авангарде применивших игру в практике детской психотерапии в

формате вспомогательного метода, был Зигмунд Фрейд, преследовавший цель выявления через

цепь

ассоциаций

«истинного

источника

символической

игры».

Спустя

два

десятка

лет

британский психоаналитик Мелани Кляйн использовала игру уже в качестве главного метода

психотерапии в детском возрасте, задача которой заключалась в доведении путем интерпретации

до собственного сознания ребенка его действий, конфликтов, ставших причиной болезненного

состояния. При этом терапевту отводилась пассивная роль, а игра ребенка была спонтанной. Еще

через полтора десятилетия с противоположной точкой зрения выступила Анна Фрейд. Наоборот,

считавшая, что терапевту необходимо возглавлять процесс игры

по отношению к детям, она

также настаивала на обязательном привлечении к игровой терапии родителей с целью коррекции

их отношения к воспитанию. Анна Фрейд отвергала убежденность, что в игре непременно

происходит символизация вытесненных конфликтов, допуская, что в ней могут находить свое

отражение

реальные

жизненные

отношения.

В

своих

исследованиях

она

использовала

миниатюрные куклы, с изображениями членов семьи. Хотя Анна Фрейд одна из первых в

практике использования метода игровой терапии, вместе с тем, термин «игровая терапия» был

предложен Мелани Кляйн. Именно она еще в 1919 году начала использовать игровую технику как

средство анализа при работе с детьми младше 6 лет, считая, что детская игра и основанная на ней

игровая

терапия

позволяют

непосредственно

изучить

детское

бессознательное.

Британский

психолог

была

убеждена,

что

для

достичь

позитивного

эффекта

в

лечении

нарушения

психического

развития

ребенка

можно

при

помощи

анализа.

Вместе

с

тем,

попытки

непосредственного проецирования техник психоанализа на работу с детьми окончились фиаско

по причине специфических особенностей детского возраста, и главная причина в использовании

аналитических

техник

при

работе

с

ребенком

состояла

в

невозможности

применения

генерального для психоанализа метода свободных ассоциаций для определения бессознательных

влечений

и

их

анализа.

При

изучении

альтернативных

вариантов

М.Кляйн

(как

и

ее

современница,

австрийский

психоаналитик

и

педагог

Гермина

Хуг-Хельмут)

пришла

к

заключению, что игра вполне приемлемая замена методу свободных ассоциаций, обосновывая

такое умозаключение двумя характеристиками игры:

- В первую очередь, тем, что игра — это символическую деятельность, в которой находят

свободное выражение подавленные и ограниченные социальным контролем бессознательные

влечения и импульсы.

При этом в ролях, принимаемых на себя ребенком, как и в игровых действиях с игрушками

заложен определенный символический смысл.

-

Во-вторых,

игра

-

единственный

вид

деятельности,

где

ребенок

свободен

от

принуждения

и

давления

со

стороны,

соответственно,

перед

ним

раскрываются

широкие

возможности выражения бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут

быть приняты и поняты в реальных отношениях ребенка с миром.

Практически любое игровое действие ребенка, считала Мелани Кляйн, несет в себе

определенный символический смысл, выражает конфликты и подавленные влечения ребенка и

этот символический смысл необходимо раскрыть, растолковать терапевтом и довести до сознания

ребенка.

В

конце

30-х

годов

прошлого

века

британский

психолог

Маргарет

Ловенфельд

предложила так называемую методику миросозидания. Ребенку предоставляют

набор разных

предметов - фигурки людей, зверюшек, части игрушечных домиков, автомашины, деревья и из

всего этого ребенок выстраивал свой «мир» - будь то крепость, город

или нечто другое из

повседневной жизни, таки образом вырисовывал свои эмоциональные отношения к людям и

предметам. Результат методики представлял определенную диагностическую ценность, при этом

такая игра обладает психотерапевтической особенностью душевного конфликта ребенка.

Что касается отечественных исследований, важно отметить, что использование метода

игротерапии, основанного на теории игровой деятельности, наиболее фундаментально раскрыто

в

работах

Даниил

Борисовича

Эльконина.

Несколько

позже

психолог-практик,

ведущий

специалист в области детских и подростковых неврозов Захаров Александр Иванович разработал

методику игротерапии, входящую в

комплекс воздействий на ребенка. Из более детального

изучения работ А.И.Захарова следует, что он видел игру и как самостоятельный метод, и как

составную часть, в сочетании с рациональной и суггестивной психотерапией. Им рассматривался

метод последовательных воздействий посредством бесед, спонтанных игр, направленных игр и

внушения (именно в такой очередности, продолжительность игрового сеанса не более 30 мин).

Таким образом, по А.И.Захарову игротерапия осуществляет 3 функции, а именно:

А) Диагностическую функцию, суть которой заключается в уточнении психопатологии,

особенностей характера ребенка и взаимоотношений с окружающими.

Наблюдая

за

игрой,

выдается

возможность

получить

дополнительную

информацию,

так

как

в

процессе

игры

ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует когда-либо пережитое и отложившееся в

памяти.

Б) Терапевтическую функцию, заключающуюся в предоставлении ребенку эмоционального

и

моторного

самовыражения,

отреагирования

напряжения,

страхов

и

фантазий.

Ребенку

важен сам процесс игры, а не ее результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя

их

в

новом

восприятии

и

в

новых

формах

поведения.

Аналогичным

образом

он

пытается

разрешить свои проблемы и внутренние конфликты, проиграть свое затруднение или смущение.

В)

и

обучающую

функцию, воплощается

в

перестройке

отношений,

расширении

диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации

все три вышеупомянутые функции связаны между собой и воплощаются как на начальном

этапе

спонтанной

игре),

так

и

в

направленной

игре,

обычно

представляющей

собой

импровизацию

какого-либо

сюжета.

Вместе

с

тем,

А.И.Захаровым

выделяется

несколько

постулатов методики, необходимых к соблюдению:

- выбор игровых тем отражает их значимость для терапевта и интерес для ребенка;

- руководство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей;

- спонтанные и направленные игры - две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в

котором главное - возможность импровизации;

- игра не комментируется терапевтом;

- направленное воздействие на ребенка осуществляется посредством характера воспроизводимых

им и терапевтом персонажей.

Поэтапно контент терапевтически направленных ролевых игр сменяется на обучающий.

Целью терапевтически направленных игр является устранение эмоциональных препятствий в

межличностных отношениях, в то время как обучающие ставят перед собой задачу достичь

адекватную

адаптацию

и

социализацию

детей.

А.И.Захаров

определяет

четыре

взаимно

перекрывающихся этапа процесса игровой психотерапии:

1 . Объединение детей в группу - начинается с совместной и представляющей для них интерес

деятельностью в виде предметных игр, рассказов об увлечениях и экскурсий.

2. Рассказы - сочиняются дома и по очереди рассказываются в группе.

3. Игра - организуется на тему, предлагаемую детьми и терапевтом. В ходе игр последовательно

воспроизводятся рассказы, сказки, а также условные и реальные ситуации. На данном этапе игры

требуют включения психолога и высокой активности играющих, в отличие от этапа объединения.

4. Обсуждение - заключительный этап игровой психотерапии.

Наряду

с

А.И.Захаровым,

необходимо

отметить

работы

многих

других

известных

отечественных

психологов,

обращавшихся

к

игре

в

психокоррекционных

целях,

среди

них

Л.Абрамян, А.Варга, И.Выгодская, А.Спиваковская и др.

Касаясь теоретической стороны темы публикации, вкратце определим основные виды и

формы игротерапии:

1. Виды игротерапии (в случае если критерий - теоретический подход):

1.1) Игротерапия в психоанализе;

Игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая деятельность, в

которой ребенок, находясь в среде без внешнего давления и запретов со стороны социального

окружения

с

помощью

игрушек,

игровых

действий

с

ними

и

ролей,

выражает

в

особой

символической

форме

бессознательные

импульсы

и

влечения.

Среди

основных

целей:

установление аналитической связи, эмоционально позитивного контакта между ребенком и

взрослым, позволяющего игротерапевту осуществлять функции интерпретаций и трансляций

ребенку

символического

значения

детской

игры;

принимать

участие

в

игре

ребенка

и

организовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов.

1.2) Игротерапия, центрированная на клиенте;

Данная терапия преследует цель предоставить ребенку возможность быть самим собой, не

переделывать его, тем более, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам.

Основная

задача

-

создание

или

восстановление

значимых

отношений

между

ребенком

и

взрослым с целью оптимизации личностного роста и развития.

1.3) Игротерапия отреагирования;

Представляет

собой

структурированную

игровую

терапию

для

работы

с

детьми,

переживающими

травмирующее

событие.

Основатель

данного

направления

американский

психолог Морено Джекоб Леви, исходил из того, что игра предоставляет детям возможность

отреагирования.

В

рамках

этого

подхода

игротерапевт

воссоздает

соответствующую

обстановку,

чтобы

специально

подобранные

игрушки

помогли

ребенку

восстановить

опыт,

вызвавший

у

него

реакцию тревоги.

1.4) Игротерапия построения отношений;

В этом виде терапии взгляд сконцентрирован на лечебной силе эмоциональных отношений

между терапевтом и клиентом. В данном случае не предпринимается никаких усилий для того,

чтобы объяснить или интерпретировать прошлый опыт, все базируется на чувствах и реакции

«сию минуту». Гипотеза состояла в том, что дети постепенно приходят к пониманию того,

что они являются отдельными личностями со своими желаниями и могут существовать в

системе отношений с другими людьми, обладающими своими специфическими качествами. То

есть коррекция заключается

в помощи ребенку утвердить свое "Я", чувство собственной

ценности.

1.5) Примитивная игротерапия;

Метод данной терапии находит свое применение в работе школьного психолога для того,

чтобы удовлетворить потребности, возникающие в жизни любого ребенка, а не только ребенка

с дефектом психического развития. Главная задача использования игровой терапии с детьми в

начальной школе состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к тому, чтобы усвоить

предлагаемые знания наилучшим образом.

2. Виды игротерапии, если в основе функции взрослого (терапевта):

2.1) директивная игротерапия;

Директивная/направленная

игротерапия

предполагает

выполнение

игротерапевтом

функций

интерпретации и трансляции ребенку символического значения детской игры, другими словами,

взрослый является ключевым в игре с функциями организатора этой игры. Характерными

особенностями

такого

подхода

являются

заранее

подготовленные

планы

игры,

четкое

распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций. Ребенку предлагается в готовом

виде несколько возможных вариантов решения проблемы, в результате имеет место осознание

ребенком себя и своих конфликтов.

2.2) недирективная игротерапия;

Недирективная/ненаправленная

игротерапия,

будучи

для

детей

с

невротическими

расстройствами,

эмоционально

напряженных

и

подавляющих

свои

чувства,

акцентирует

ударение

на

свободной

игре

как

на

средстве

самовыражения

ребенка.

Что

позволяет

одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи: а) расширение репертуара

самовыражения ребенка; б) достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, в)

коррекция отношений в системе «ребенок — взрослый». Психотерапевт не вмешивается в

спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла,

безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств клиента.

Основная идея коррекции личности ребенка в формировании адекватной системы отношений

между ребенком и взрослым, ребенком и сверстником, системы конгруэнтной коммуникации.

3. Виды игротерапии по форме организации:

3.1) Индивидуальная игротерапия;

В данной форме терапии оптимальна для решения особой задачи формирования потребности

ребенка в социальном общении при отсутствии социальной потребности у него.

3.2) Групповая игротерапия;

Соответственно основным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие

у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского

развития.

Отметим, что проведению групповой игротерапии должна предшествовать ее индивидуальная

форма, обеспечивающая снятие острой симптоматики и подготовку ребенка к работе в группе.

Потому

что

в

отличие

от

индивидуальной

игротерапии

(противопоказанием

может

выступать

сверхглубокая

степень

умственной

отсталости

ребенка),

для

групповой

игротерапии круг противопоказаний значительно шире и включает ярко выраженные детскую

ревность, агрессивность, асоциальное поведение, а также, ускоренное сексуальное развитие и

актуальное стрессовое состояние.

Важно держать во внимании, что деятельность терапевта направлена на каждого члена

группы в отдельности, а не на группу в целом, так как коррекция группы как социальной единицы

не является задачей.

4. Виды игротерапии, базируясь на используемом материале:

4.1) Игротерапия с неструктурированным материалом;

К ней относятся двигательные игры и упражнения (прыганье, лазание), игры с водой, песком,

глиной,

группа

игр,

принадлежащих

к

сфере

арт-терапии

(рисование

пальцами,

кистью,

пастелью, цветными карандашами). Занятия с неструктурированным материалом особенно

важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства ребенка еще не выделены и не осознаны им.

В частности, игры с водой, красками, глиной дают возможность выразить свои чувства в

ненаправленной форме и испытать чувство достижения.

4.2) Игротерапия со структурированным материалом;

Сюда входят игры в семью (людей и животных), агрессивные, кукольный театр, строительные,

выражающие конструктивные и деструктивные намерения. Структурированный материал

провоцирует

выражение

агрессии

(огнестрельное,

холодное

оружие),

прямое

выражение

желаний

(человеческие

фигуры),

а

также

коммуникативных

действий

(игры

в

телефон,

телеграф, поезда, машины).

Поднимая тему об основных видах и формах игротерапии, также важно помнить различие

между понятиями «обучающая функция игры» и «обучающие/развивающие игры». Ребенка не

следует заставлять играть. Спонтанность игры детей обеспечивает приобретение разнообразного

опыта, который отлично усваивается постепенно и незаметно в процессе игры. В другом случае,

стремление ускорить повышение эрудированности ребенка путем специальных методик, которые

также называют играми, может сказать негативно. Посредством такого воздействия на ребенка с

целью его обучения и воспитания, в итоге мы блокируем его эмоциональность, то есть из сферы

внимания выпадают душевное состояние, психическое развитие, самооценка и формирование

системы взаимоотношений.

Резюмируя

данную

работу,

можно

с

определенностью

утверждать

об

огромном

потенциале и важности игровой терапии, а также необходимости дальнейшего развития этого

направления в психологии.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!