Автор: Голикова Марина Алексеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Хайырская СОШ им.В.И.Барабанского"
Населённый пункт: село Хайыр Усть-Янский улус (район) Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы воспитания учащихся
Раздел: полное образование
Проблемы воспитания учащихся в условиях арктической школы
Голикова Марина Алексеевна,
социальный педагог,
Хайырская СОШ им. В.И.Барабанского,
Республика Саха (Якутия).
Село Хайыр Усть-Янского улуса Республики Саха (Якутия) находится за Северным
полярным кругом, на живописном берегу реки Омолой, притока реки Яны. Особенностью
села является его
труднодоступность и
отдаленность от других населенных пунктов,
оторванность от культурных и образовательных центров улуса и республики. Расстояние
до
районного
центра
составляет
464
км.
Сегодня
население
«
МО
национальный
Омолойский наслег» можно охарактеризовать как многонациональное, здесь проживают
представители разных национальностей: 49% - эвены и эвенки, 36% составляют якуты, 5%
- юкагиры и русские. Основу сельского хозяйства составляют традиционные отрасли
жителей
Севера:
оленеводство,
рыболовство,
пушной
промысел,
которые
сегодня
претерпевают трудности в своем развитии. В
школе обучаются
55 ученика, большая
часть которых является представителями коренного малочисленного эвенского народа.
Сегодня
арктическая
малокомплектная
школа
несет
на
себе
сложную
функцию
воспитания
нового
человека,
способного
брать
на
себя
ответственность
за
социокультурную
ситуацию,
в
которой
он
живет,
изменить
сложившееся
социально-
экономическое положение в селе в лучшую сторону. Для этого выпускник школы должен
быть патриотом своего северного края, чтобы применить все свои знания и духовные силы
во благо его развития и процветания.
Для
претворения
этой
задачи
школа
призвана
создать
современную
образовательную среду, в основе которой лежит возрождение материальной и духовной
культуры родного народа, развитие ключевой компетенции –
владение практическими
навыками жизнедеятельности, умение жить в суровых арктических условиях.
В решении этих задач мы признаем большую роль государственной политики
нашей республики, которая поддерживает и защищает интересы жителей арктических
улусов. Правительством Республики Саха (Якутия) 17 декабря 2007 года было принято
постановление
«О
Концепции
устойчивого
развития
арктических
улусов
и
мест
компактного
проживания
коренных
малочисленных
народов
Севера
Республики
Саха
(Якутия) до 2020 года». Для учителей действует проект «Учителя Арктики», который
призван формировать единую инновационную информационно-образовательную среду
профессионального
образования
всех
категорий
работников
образования,
осуществляющих свою деятельность в условиях арктических регионов. Все это вселяет
надежды
на
возрождение
языка,
культуры,
социально-экономическое
развитие
мест
компактного проживания коренных малочисленных народов.
Наша
школа
по
мере
возможностей
строит
свою
воспитательную
работу
по
внедрению вышеуказанных задач и компетенций.
Труднее всего стоит вопрос возрождения языка. Родной язык – основа развития
интеллекта,
формирования
эмоциональной
сферы
ребенка,
становления
творческой
личности, способной создавать национальные и общечеловеческие культурные ценности.
Любой язык, на котором не разговаривают 20-30 лет, может исчезнуть навсегда. За годы
советской власти, к сожалению, это произошло в нашем селе, и на данный момент среди
коренных жителей не осталось ни одного носителя эвенского языка. Результаты опроса
учащихся и родителей показывают, что все желают знать и изучать родной язык. Поэтому
в школе введено изучение эвенского языка в начальных классах на элективных курсах.
Ознакомление с эвенской литературой дело обстоит несколько лучше, так как многие
произведения
переведены
на
якутский
и
русский
языки.
Приобщение
к
литературе
происходит на уроках «Культура народов Республики Саха (Якутия), которые проводятся
по учебному плану на всей территории республики,
на уроках русской и якутской
литературы
как
национально-региональный
компонент,
а
также
во
внеурочной
и
внеклассной деятельности. Богатый мир эвенской литературы дает большие возможности
для нравственно-духовного воспитания учащихся. Эвенские легенды раскрывают древние
представления о происхождении эвенских родов. Стихи и рассказы А. Кривошапкина, А.
Лебедева, П.Ламутского раскрывают тесную связь северного человека с природой, мир,
психологию и черты характера северного человека. Повести и романы
Н.Тарабукина,
П.Ламутского,
А.
Кривошапкина,
В
Лебедева
отражают
материальную
и
духовную
культуру эвенского народа, показывают жизнь кочевого народа в разное историческое
время,
сложные
родовые
отношения,
антагонизм
бедных
и
богатых,
экологические
проблемы.
В привлечении детей к чтению родной литературы школа накопила богатый опыт.
Мы
являемся
пропагандистами
творчества
нашего
земляка
поэта
и
прозаика
В.И.Барабанского, имя которого носит наша школа, и вот уже много лет проводим улусные
Барабанские
чтения.
В
мероприятии
участвуют
учащиеся
школ
улуса.
Научно-
практическая конференция проходит по трем секциям: изучение биографии писателя,
поэзии
и
прозы.
Кроме
этого,
в
рамках
НПК
проводятся
конкурсы
перевода
стихотворений,
выразительного
чтения,
исполнения
песен
на
стихи
поэта
и
конкурс
рисунков по произведениям писателя. По возможности учащиеся других школ приезжают
на
конференцию,
а
также
некоторые
принимают
участие
заочно,
в
последние
годы
участвуют и учащиеся русскоязычных школ. Произведения
В.И.Барабанского находят
отклик в душе детей, и они с удовольствием исследуют различные аспекты творчества
поэта.
Вот
отрывок
из
работы
ученика
6
класса
Усть-Куйгинской
школы
Феглера
Михаила: «В школе мы читаем стихи русских и зарубежных поэтов. Очень редко на
внеклассных мероприятиях мы слышим стихи якутских, эвенских, юкагирских поэтов,
переведенные на русский язык. Когда мне предложили участвовать на НПК, я даже не знал
о существовании такого поэта. Но я согласился, так как всегда интересуюсь чем-то новым.
Первое
же
стихотворение,
переведенное
для
меня
подстрочным
переводом,
мне
понравилось.
Снег да снег – сверкающий, белеющий, сияющий!
Тундра вся, как белоснежный олененок,
Пушистым одеялом покрылась…
Я понял, что поэт пишет о тундре, снеге, оленях, а это все для меня любимо,
понятно. Все это для меня – родной край, родина». Эти слова подтверждают, что мы на
правильном пути, что это грандиозное в масштабах нашей маленькой школы мероприятие
нужно проводить, несмотря на все трудности, так как оно вносит свою лепту в дело
воспитания и возрождения духовных корней.
Особое
место
в
воспитании
детей
занимают
традиционные
знания
народа.
Традиционные знания в современном мире определяются как знания, которые являются
результатом интеллектуальной и практической деятельности многих поколений. Опыт
воспитания связан с хозяйственной деятельностью: охотой, рыбалкой, оленеводством,
сбором дикорастущих ягод, изготовлением орудий промысла, национальным шитьем. В
этом деле большое значение имеют кружки и неоценимую помощь оказывают родители. В
совместной
деятельности
акцент
делается
на
деятельностно-направленный
подход,
который формирует у учащихся социокультурные компетенции и базовые национальные
ценности путем взаимодействия взрослых и детей. В школе долгие годы работает кружок
«Хозяйка чума», руководимый учителем технологии Е.И.Неустроевой.
Девочки учатся
всему тому, что может им понадобиться во взрослой жизни: обработке шкур пушных
зверей, национальному шитью, приготовлению национальной пищи, обычаям, традициям.
Мальчики с родителями ходят на охоту, рыбалку. Особенно радостно и организованно
проходит традиционная подледная ловля рыбы. На «подледку» выходят все сельчане.
Здесь
проводятся
соревнования,
в
котором
обычно
участвуют
отец
и
сын.
Родители
прививают своим детям все практические навыки природопользования и хозяйствования:
способы
лова,
сбора,
обработки
продукции;
приемы
изготовления
орудий
труда
и
предметов домашнего обихода, домашние ремесла. Знакомят с промысловыми запретами,
основами
безопасности
жизнедеятельности.
Дети
оленеводов
целое
лето
проводят
в
оленеводческих стадах, где помогают взрослым, приобщаются к традиционному укладу
жизни
кочевого
стада.
То,
чему
дети
практически
научились,
демонстрируют
на
различных конкурсах, национальных праздниках, где также принимают участие вместе с
родителями. Красочно, с учетом всех обычаев, обрядов, традиций, с песнями, танцами,
конкурсами, выставками, соревнованиями, скачками на оленьих упряжках проводятся
национальные праздники. В августе – Праздник рыбы, в апреле – Праздник оленя. Эти
праздники объединяют всех селян от мала до велика, аккумулируют все воспитательные
усилия
социума:
школы,
клуба,
родителей,
общественных
организаций
-
и
наглядно
убеждают, что эвенский народ жив, жизнеспособен, у него есть будущее. Эти праздники
также показывают, что у детей сформированы такие базовые ценности, как уважение к
труду, истории своего народа, любовь к семье, чувство гордости за свой народ.
Еще об одном аспекте воспитательной работы нужно упомянуть обязательно.
Испокон веков на Севере ценились выносливость, сила, крепкое здоровье. Физическому
воспитанию в школе уделяется большое внимание. Учащиеся занимаются разными
видами спорта, особенно развиты якутская национальная борьба – хапсагай, северное
многоборье, куда входят прыжки через нарты, метание аркана и другие, а также
современные виды спорта – теннис, волейбол. Ежегодно проходят соревнования в память
учителя-энтузиаста Д.Е..Болтунова, которые носят улусный статус, пользуются большим
успехом у учащихся.
В заключение можно сделать выводы, что в современных условиях для воспитания
детей в малокомплектной арктической школе необходимо использовать новые способы,
методы
с
учетом
возрождения
языка,
культуры,
традиционного
уклада
жизни,
традиционных знаний коренного родного народа. Сохраняя и оберегая традиционный
уклад жизни коренных народов Севера, надо вовлекать детей в современные процессы
жизни,
вооружать
их
экологическими,
правовыми,
экономическими,
техническими
знаниями, чтобы они могли идти в ногу со временем, с новым веком.
Литература
1.
Афанасьев В.П. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего
Востока. – Якутск, 1979.
2.
2.Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха
(Якутия). М., Просвещение, 1992.
3.
Габышева Ф.В. Развитие системы образования через призму международных
арктических проектов. Народное образование Якутии. 2012, №4
4.
Никитина Р.С., Винокурова Е.И. Сохранение и использование традиционных
знаний коренных народов Севера и Арктики. Народное образование Якутии.
2012, №4