Автор: Коротина Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №9, "ТЕРЕМОК"
Населённый пункт: г. Оленегорск, Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие детей от 1 года до 2 лет"
Раздел: дошкольное образование
Развитие детей от 1 года до 2 лет
В статье вы узнаете, что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в
возрасте от 1 до 2 лет. Вы узнаете как определить уровень развития вашего
ребенка.
Данная
статья
познакомит
вас
с
примерными
нормами
степени
сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте.
Получите информацию о том, как можно
проверить его потенциальные
возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний
ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.
Данный
материал
поможет
вам
и
вашему
ребенку
заниматься,
подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.
Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 1 до 2 лет должен уметь:
1.Ребенок должен уметь складывать башню или дом из 4-6 кубиков
2. Ребенок должен стремиться разобрать на части или разломать предмет,
чтобы изучить его (проявление исследовательской позиции)
Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 1 до 2 лет должен уметь:
1.Ребенок должен уметь произносить простые слова
2. Ребенок должен уметь называть всех членов семьи по именам.
Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 1 до 2 лет должен уметь:
1.Ребенок должен знать части тела и лица.
Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 1 до 2 лет должен уметь:
1. Ребенок должен проситься на горшок.
2. Ребенок должен уметь вставать на ножки без посторонней помощи,
самостоятельно ходить,
3. Ребенок должен уметь пить из чашки и пытаться есть самостоятельно.
4. Ребенок должен понимать требования родителей
5. Ребенок должен уметь ударить по мячу ногой.
6. Ребенок пытается подражать другим детям или взрослым.
7. Ребенок дает игрушку в ответ на просьбу.
8. Ребенок умеет открывать ящики
Развивающие занятия для детей от 1.5 года до 2 лет.
«Круг и шар».
Предлагаю Вам провести вместе с малышом развивающее занятие для детей
от 1.5 года до 2 лет на тему «Круг и шар».
Занятие довольно длинное, при желании его можно растянуть на несколько
дней.
1. Музыкальное развитие.
как заниматься с ребенком музыкой дома
Начнем наше занятие с музыкальной минутки.
Прослушиваем композицию Железновых «Игра в мяч». Делаем движения в
соответствии со словами песни:
По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём.
Мячик — мячик, мой дружок,
Звонкий, звонкий, звонкий бок.
По мячу ладошкой бьём,
Дружно, весело вдвоём.
Мяч бросаю и ловлю,
Я с мячом играть люблю.
Мячик, мамочка, не прячь,
Мне бросай обратно мяч.
Мяч бросаю и ловлю,
Я с мячом играть люблю.
2. Коробка с мячиками – учим свойства предметов, развиваем тактильные
о щ у щ е н и я ,
з а к р е п л я е м
п о н я т и е
« б о л ь ш о й
—
м а л е н ь к и й » :
Комплексное развивающее занятие для детей 1,5-2 года. Собираем
все
шарообразные предметы, которые есть в доме (подойдет все, даже то, что не
предназначено
для
детских
игр:
большие
мячи
для
игры
в
футбол
и
маленькие мячики для маленьких ручек, массажные мячики, клубочки ниток,
круглые фрукты: апельсины, мандарины, орехи: грецкие и лесные, настоящие
воздушные шары, маленькие круглые горошинки, круглые бусины и т.п.).
ПОДСКАЗКА: если в доме не нашлось подходящего количества шариков, по
аналогии
можно
подобрать
предметы
другой
формы,
например,
кубики,
машинки, коробочки и т.п. В этом случае игру можно адаптировать под
соответствующий предмет. Складываем все шарики в коробку или корзину (у
нас
все
отлично
поместилось
в
пластмассовую
детскую
ванночку).
Этап первый – изучаем свойства предметов: рассматриваем с ребенком все
шарики и сравниваем их друг с другом, важно рассмотреть и назвать как
можно больше свойств предметов, обращаем внимание на противоположные
понятия:
«Смотри,
это
большой
шарик,
а
это
совсем
маленький,
этот
твердый,
а
этот
мягкий,
и
т.п.).
Было
бы
хорошо,
если
бы
Вы
смогли
подобрать
шарики
таким
образом,
чтобы
среди
них
попались
шарики
с
такими
свойствами:
большой,
маленький,
твердый,
мягкий,
гладкий,
шершавый (шершавым и мягким, например, может быть клубок ниток или
комочек из бумаги).
Этап
второй
–
изучаем
понятия
«самый
большой,
самый
маленький»:
После того как все шарики исследованы и озвучены предлагаем малышу
выбрасывать по одному предметы из коробки: сначала самый большой, а за
тем по убыванию размера:
— Какой шарик у нас самый большой? Вот он! Кидай его!
—
А
т е п е р ь
к а ко й
с а м ы й
б о л ь ш о й ?
В о т
о н !
К и д а й
е г о !
(Не страшно если малыш самостоятельно не определит, какой из мячей
будет самым большим, даже если он это сделает вместе с мамой – нужная
информация у него в голове все равно отложится.)
Когда все мячики выкинули из корзины, начинаем их складывать обратно.
Можно продолжить игру «найди самый большой среди всех мячиков», а
можно просто учиться бросать мячики с расстояния в корзину.
Игра развивающая мелкую моторику — «сюрпризики» — фольга.
3.«Сюрпирзики» — развиваем мелкую моторику.
До
начала
занятия
нужно
приготовить
для
ребенка
«сюрприз»
завернуть в фольгу (а если ее нет – просто в бумагу) разные предметы.
Поскольку тема урока круги и шарики – было бы здорово, если бы мы
завернули именно шарики (разные — твердые, мягкие, гладкие и т.п.). Но
можно завернуть и другие предметы.
Складываем сюрпризики в ведерко, корзинку или коробочку и чем-то
их
накрываем
(создаем элемент
сюрприза).
Малышу
будет
гораздо
интереснее раскопать неизвестный клад, чем если бы ему просто предложили
о т к р ы т ь
в с е
с ю р п р и з ы .
— Ой, смотри какая коробка! Это, наверное, зайчик нам сюрприз оставил!
Что он туда положил?
Покажите
как открывать сюрпризики, озвучьте предмет, который был в
с ю р п р и з е
( м я ч и к ,
м я г к и й ,
к р а с н ы й ,
ш е р ш а в ы й
и
т . п . ) .
Для некоторых детей это задание может показаться достаточно сложным –
все зависит от того, насколько развиты детские пальчики (и, конечно же и от
того, насколько ему понравится сама игра).
Перед началом игры оцените способности развития ребенка, может
стоит наверх положить «сюрпризики» которые завернуты не очень плотно
(их легче будет разворачивать).
4.
Ищем
предметы
в
крупе
—
массаж
пальцев,
развитие
моторики,
сенсорный опыт.
Развивающая игра с крупой для детей 1-2 года
Положите в крупу различные предметы, покажите малышу, что в крупе кто-
то спрятал клад, и предложите ему их поискать. Поскольку наше занятие
тематическое – в крупу можно закопать шарообразные или круглые предметы
(пуговицы, бусины, орехи). Можно вырезать кружки из картона и раскрасить
их яркими цветами.
5. Аппликация – развиваем пальцы, творим, закрепляем понятие
«круг», «большой-маленький», учим цвета.
В возрасте от года до двух самый простой способ обучить малыша
названию цветов и фигур – это много раз озвучить название цвета и фигуры
в процессе игры (красный кружок, синий кружок и т.п.).
Вырезаем кружочки разной величины и цвета. Предлагаем малышу
наклеить их на бумагу в произвольном прядке. В ходе работы мы
комментируем цвет каждой фигуры: «Какой красивый кружочек ты взял! Он
красный, большой! И т.п.»
Либо аппликацию можно сделать сюжетной:
— Смотри, какой слоненок! Ему скучно! Давай наклеим ему веселых
мячиков, чтобы он мог поиграть!
Слоненка, котенка и даже просто человечка можно также нарисовать
самостоятельно.
Предлагаем выполнить любую из вариантов аппликации:
Вариант 1:
Это задание для тех, кто еще не очень хорошо знает цвета, и если вы хотите
закрепить знание определенного цвета. Вырезаем из цветной бумаги
кружочки двух цветов (допустим красный и синий). Предлагаем малышу
наклеить кружочки на бумагу в произвольном порядке, озвучиваем: это —
красный кружок ты сейчас клеишь, а это – синий.
Вариант2:
Готовим кружочки двух размеров — большой и маленький. При работе также
комментируем – ты сейчас взял большой кружочек, а это маленький.
Вариант 3 – более сложный:
Вырезаем кружки и большие и маленькие и разных цветов. При наклейке
озвучиваем – большой -маленький, красный, синий, большой синий,
маленький красный и т.п.
Вариант 4 – самый сложный:
Еще более сложный вариант такой аппликации — попросить наклеить
фигурки по просьбе:
А) простая просьба — «давай сейчас наклеим желтый кружок»;
Б) более сложная просьба — «найди и наклей большой желтый кружок».
6. Веселая зарядка — Игра на большом мяче игра на фитболе для детей
1.5 — 2 года эта игра проводится на большом мяче – фитболе. Но если его
нет – можно провести ее и стоя на полу – просто чуть изменив движения:
Прижимаем мяч вплотную к стене коленями так, чтобы хорошо его
зафиксировать (это важно!).
Ставим малыша на мяч, держим его за обе руки, выполняем движения под
стихотворение:
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, (прыгаем)
И ножками подрыгаем , подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем ,потопаем
Головкой покиваем
И снова поиграем
Повторяем упражнение несколько раз по кругу.
Более простой вариант стихотворения:
Девочки и мальчики прыгают, как мячики,
Ручками хлопают, ножками топают,
Глазками моргают, после отдыхают.
7. Учим предлоги.
Развивающее занятие, игра на обучение предлогов для возраста 1.5-2 года
кладем
мячик
на
диван,
под
диван,
за
стул,
у стула.
Озвучиваем
свои
действия
малышу
(«смотри,
я
положила
мячик
под
стул»).
Можно
попробовать дать малышу команду – «положи, пожалуйста, мячик под стул»
(но не все дети в этом возрасте любят выполнять такие команды. Если малыш
просто смотрит, как вы ставите мяч над и под – этого уже достаточно).
Для того, чтобы занятие было более игровым, мячик на стол и под стол может
класть медвежонок или зайчонок (мягкая игрушка).
8. Учимся катать мяч.
Это классическое упражнение, которое развивает координацию движений.
Мама и малыш садятся друг напротив друга и катают мяч друг к другу по
полу.
Для этой игры можно использовать вот такие стихи:
По небу солнце ходит
И в домики заходит.
И к Тане заходит (катим мячик к малышу),
И к маме заходит (малыш катит мячик обратно),
И к Тане заходит,
И к маме заходит…
Мой веселый звонкий мяч
9. Расширяем словарный запас.
В завершение предлагаю прочесть вместе с ребенком замечательные стихи
С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч»