Напоминание

Профилактика дисграфии у детей дошкольного и младшего школьного возраста


Автор: Дзисюк Виктория Фаритовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ЦППМиСП№9
Населённый пункт: г Красноярск
Наименование материала: Нарушение письма
Тема: Профилактика дисграфии у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Профилактика дисграфии у детей

дошкольного и младшего школьного возраста.

С момента, когда ребёнок идёт в первый класс, у его родителей

прибавляется забот и хлопот. Но, кроме этого, они всё больше узнают своего

карапуза,

теперь

уже

со

стороны

его

способности

воспринимать

и

анализировать полученную новую информацию. Вот тут-то иногда мам и пап

ждёт

неприятное

открытие:

выясняется,

что

их

малыш

путает

буквы,

дописывает

ненужные

элементы

и

обладает

некрасивым

почерком.

Это

первые

признаки

дисграфии.

Что

она

собой

представляет

и

каковы

упражнения для коррекции у младших школьников, рассмотрим ниже.

Дисграфия – это особенность мозга ребёнка, определяющая расстройство

письма при нормальном развитии интеллекта. К сожалению, до настоящего

момента учёными достоверно не установлены причины этого заболевания.

Большинство из них склоняются к мнению, что это результат наследственных

заболеваний, которые определяют недоразвитость некоторых групп клеток

головного мозга малыша.

Кроме этого, возможными предпосылками дисграфии могут быть:

соматические болезни матери;

резус-конфликт;

гормональный

сбой

в

организме

матери

в

первом

и

третьем

триместрах;

ядерная желтуха;

задержка психического развития;

недоношенность;

недостаточное общение с ребёнком;

многоязычие в семье (особенно если мама и папа говорят на разных

языках);

патологии во время беременности;

запущенные проблемы с речью ребёнка, например, при алалии, когда

малыш слышит, но не разговаривает, или дизартрии — расстройстве

произношения.

Признаки

К

счастью,

определить

дисграфию,

а,

значит,

подобрать

программу

коррекции, совсем несложно. Как правило, малыши с таким диагнозом:

не дописывают элементы букв;

пишут в зеркальном отображении;

заменяют буквы, сходные по звучанию;

пишут с большим количеством ошибок;

игнорируют заглавные буквы;

обладают корявым почерком;

непонятно говорят;

не любят уроки письма.

Виды

В

зависимости

от

признаков

заболевания

выделяются

следующие

виды

дисграфии:

o

артикуляционно-акустическая

(малыш

пишет

не

буквы,

а

звуки,

которые произносит совершенно неправильно, поэтому для коррекции

следует вначале избавиться от дефекта речи);

o

акустическая (ребёнок заменяет похожие по произнесению звуки и,

соответственно, на письме меняет глухие на звонкие, шипящие на

свистящие);

o

связанная с нарушением аналитической функции (малыш пропускает

или

меняет

местами

слоги,

приписывает

дополнительные

буквы

к

словам);

o

аграмматическая (сложности с изменением слов по родам и падежам,

например, «настольнЫЙ лампа»).

Диагностика у младших школьников.

Довольно часто родители первоклассников слышат упрёк от учителя или

логопеда в том, что они своевременно не начали обращать внимание на

дефекты письма у их чада. Между тем, диагностировать дисграфию можно

только после того, как малыш освоил навыки письма. А это, как правило,

происходит в 1-2 классах. В любом случае подобный диагноз может быть

поставлен

только

тогда,

когда

невролог,

офтальмолог

и

отоларинголог

исключили патологии каждый в своей области. Диагностику дисграфии и

определение её вида может сделать только квалифицированный логопед,

который:

-

предлагает

ребёнку

списать

текст

(затем

специалист

анализирует

ошибки и оценивает ряд внешних факторов);

-

оценивает

способность

дисграфика

воспринимать

устную

речь

с

помощью диктанта;

-

проводит оценку словарного запаса;

-

анализирует, насколько ребёнок внимателен.

Упражнения и советы для устранения проблем с письмом.

Чтобы помочь малышу справится с проблемой дисграфии, а также

предотвратить

трудности

общения

со

сверстниками

(так

как

дисграфики

очень

часто

становятся

объектами

насмешек

одноклассников),

следует

уделить внимание коррекционным упражнениям:

Магнитная азбука. Малыш складывает слоги, слова, произносит их и

запоминает графические образы.

Диктанты, позволяющие отработать речевое восприятие.

Разделение текстов на смысловые блоки. Это упражнение особенно

актуально, если нужно много писать в тетради.

Работа над почерком. Для выработки у малыша понятного почерка

необходимо

писать

в

тетради

в

клеточку.

Предложите

ребёнку

выписывать буквы слов так, чтобы они по размеру вписывались в

клеточки. Только не берите большие тексты, иначе и малыш заскучает,

и ваше терпение подвергнется серьёзному испытанию.

Правильные ручки.

Дисграфикам рекомендуется писать ручками с ребристой поверхностью –

подушечки пальцев, таким образом, получают массаж, а это, в свою очередь,

улучшает работу мозга. Также лучше пользоваться гелевыми ручками, чтобы

в процессе написания ребёнок чувствовал нажим.

Игра в писателя. Предложите ребёнку написать что-то пером и чернилами –

так вы сформируете правильное положение ручки к бумаге.

«Корректурная

правка».

Берём

толстую

книжку

с

крупным

шрифтом,

желательно

нудного

содержания,

чтобы

малыша

ничего

не

отвлекало.

И

формулируем задание: «В выделенном абзаце подчеркни букву, например, О,

обведи в кружочек букву Р, зачеркни букву К» и т.д. Начинать нужно с работы

над одной буквой, с которой больше всего проблем. Постепенно добавляйте

по букве. Но только не стоит сильно увлекаться: в одном упражнении не

должно быть больше 3-4 букв.

«Комментированное письмо». Проговариваем звуки записанных букв. Важно,

чтобы малыш проговаривал именно фонемы, а не звуки, так как в русском

языке у одной буквы в разном положении в слове звуки могут быть разными.

Например, мО-лО-кО, хотя произносим мы «малако».

«Пропущенные буквы». Дайте ребёнку текст, в котором пропущены буквы.

Вместе с заданием предложите этот же отрывок, но со всеми буквами. Задача

карапуза переписать нужные буквы в пропуски. Этим упражнением вы также

будете тренировать внимание.

Игры в лабиринты. Эта забава не только учит малыша сосредотачиваться на

задании, но и развивает крупную моторику (движения руки и предплечья).

Необходимо

подготовить

листы

с

нарисованными

лабиринтами

или

запутанными схемами и предложить ребёнку из них выпутаться с помощью

начертания неразрывной линии. Следите за тем, чтобы дисграфик изменял

положение руки, а не листа с заданием.

Заучивать словарные слова. Старайтесь ежедневно повторять и учить по 3-4

новых словарных слова.

Учить

стихотворения

наизусть.

Так

ребёнок

тренирует

свою

память

и

развивает речь, а это, в свою очередь, положительно сказывается на письме.

При работе с дисграфиком важно не заставлять его исправлять ошибки, а

учить

эти

ошибки

не

делать.

Поэтому

проверку

упражнений

всегда

оставляйте за собой. Достоверно диагностировать дисграфию можно только в

школьном возрасте, но внимательно относиться к речевому развитию своего

малыша нужно ещё в дошкольном.

В частности:

больше общаться с ребёнком, чтобы он слышал правильную речь;

исправлять речевые ошибки, которые допускает малыш;

обзавестись плакатом с буквами алфавита и регулярно обращаться к

нему, например, произнося звук и показав букву, просить карапуза

повторить ваши действия.

И самое важное – если ваш ребёнок после 4 лет не поизносит все звуки чётко,

обратитесь к логопеду.

Чтобы

преодолеть

проблему

дисграфии

у

ребёнка,

нужно

обратиться

к

специалисту для выбора подходящей коррекционной программы, а также

методично

выполнять

все

рекомендованные

упражнения.

Максимум

терпения, предельная усидчивость со стороны родителей довольно быстро

дадут свои результаты. И вскоре малыш начнёт радовать вас правильной

речью, грамотным письмом и красивым почерком.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!