Автор: Дзисюк Виктория Фаритовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ЦППМиСП№9
Населённый пункт: г Красноярск
Наименование материала: Нарушение письма
Тема: Профилактика дисграфии у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Раздел: дополнительное образование
Профилактика дисграфии у детей
дошкольного и младшего школьного возраста.
С момента, когда ребёнок идёт в первый класс, у его родителей
прибавляется забот и хлопот. Но, кроме этого, они всё больше узнают своего
карапуза,
теперь
уже
со
стороны
его
способности
воспринимать
и
анализировать полученную новую информацию. Вот тут-то иногда мам и пап
ждёт
неприятное
открытие:
выясняется,
что
их
малыш
путает
буквы,
дописывает
ненужные
элементы
и
обладает
некрасивым
почерком.
Это
первые
признаки
дисграфии.
Что
она
собой
представляет
и
каковы
упражнения для коррекции у младших школьников, рассмотрим ниже.
Дисграфия – это особенность мозга ребёнка, определяющая расстройство
письма при нормальном развитии интеллекта. К сожалению, до настоящего
момента учёными достоверно не установлены причины этого заболевания.
Большинство из них склоняются к мнению, что это результат наследственных
заболеваний, которые определяют недоразвитость некоторых групп клеток
головного мозга малыша.
Кроме этого, возможными предпосылками дисграфии могут быть:
соматические болезни матери;
резус-конфликт;
гормональный
сбой
в
организме
матери
в
первом
и
третьем
триместрах;
ядерная желтуха;
задержка психического развития;
недоношенность;
недостаточное общение с ребёнком;
многоязычие в семье (особенно если мама и папа говорят на разных
языках);
патологии во время беременности;
запущенные проблемы с речью ребёнка, например, при алалии, когда
малыш слышит, но не разговаривает, или дизартрии — расстройстве
произношения.
Признаки
К
счастью,
определить
дисграфию,
а,
значит,
подобрать
программу
коррекции, совсем несложно. Как правило, малыши с таким диагнозом:
не дописывают элементы букв;
пишут в зеркальном отображении;
заменяют буквы, сходные по звучанию;
пишут с большим количеством ошибок;
игнорируют заглавные буквы;
обладают корявым почерком;
непонятно говорят;
не любят уроки письма.
Виды
В
зависимости
от
признаков
заболевания
выделяются
следующие
виды
дисграфии:
o
артикуляционно-акустическая
(малыш
пишет
не
буквы,
а
звуки,
которые произносит совершенно неправильно, поэтому для коррекции
следует вначале избавиться от дефекта речи);
o
акустическая (ребёнок заменяет похожие по произнесению звуки и,
соответственно, на письме меняет глухие на звонкие, шипящие на
свистящие);
o
связанная с нарушением аналитической функции (малыш пропускает
или
меняет
местами
слоги,
приписывает
дополнительные
буквы
к
словам);
o
аграмматическая (сложности с изменением слов по родам и падежам,
например, «настольнЫЙ лампа»).
Диагностика у младших школьников.
Довольно часто родители первоклассников слышат упрёк от учителя или
логопеда в том, что они своевременно не начали обращать внимание на
дефекты письма у их чада. Между тем, диагностировать дисграфию можно
только после того, как малыш освоил навыки письма. А это, как правило,
происходит в 1-2 классах. В любом случае подобный диагноз может быть
поставлен
только
тогда,
когда
невролог,
офтальмолог
и
отоларинголог
исключили патологии каждый в своей области. Диагностику дисграфии и
определение её вида может сделать только квалифицированный логопед,
который:
-
предлагает
ребёнку
списать
текст
(затем
специалист
анализирует
ошибки и оценивает ряд внешних факторов);
-
оценивает
способность
дисграфика
воспринимать
устную
речь
с
помощью диктанта;
-
проводит оценку словарного запаса;
-
анализирует, насколько ребёнок внимателен.
Упражнения и советы для устранения проблем с письмом.
Чтобы помочь малышу справится с проблемой дисграфии, а также
предотвратить
трудности
общения
со
сверстниками
(так
как
дисграфики
очень
часто
становятся
объектами
насмешек
одноклассников),
следует
уделить внимание коррекционным упражнениям:
Магнитная азбука. Малыш складывает слоги, слова, произносит их и
запоминает графические образы.
Диктанты, позволяющие отработать речевое восприятие.
Разделение текстов на смысловые блоки. Это упражнение особенно
актуально, если нужно много писать в тетради.
Работа над почерком. Для выработки у малыша понятного почерка
необходимо
писать
в
тетради
в
клеточку.
Предложите
ребёнку
выписывать буквы слов так, чтобы они по размеру вписывались в
клеточки. Только не берите большие тексты, иначе и малыш заскучает,
и ваше терпение подвергнется серьёзному испытанию.
Правильные ручки.
Дисграфикам рекомендуется писать ручками с ребристой поверхностью –
подушечки пальцев, таким образом, получают массаж, а это, в свою очередь,
улучшает работу мозга. Также лучше пользоваться гелевыми ручками, чтобы
в процессе написания ребёнок чувствовал нажим.
Игра в писателя. Предложите ребёнку написать что-то пером и чернилами –
так вы сформируете правильное положение ручки к бумаге.
«Корректурная
правка».
Берём
толстую
книжку
с
крупным
шрифтом,
желательно
нудного
содержания,
чтобы
малыша
ничего
не
отвлекало.
И
формулируем задание: «В выделенном абзаце подчеркни букву, например, О,
обведи в кружочек букву Р, зачеркни букву К» и т.д. Начинать нужно с работы
над одной буквой, с которой больше всего проблем. Постепенно добавляйте
по букве. Но только не стоит сильно увлекаться: в одном упражнении не
должно быть больше 3-4 букв.
«Комментированное письмо». Проговариваем звуки записанных букв. Важно,
чтобы малыш проговаривал именно фонемы, а не звуки, так как в русском
языке у одной буквы в разном положении в слове звуки могут быть разными.
Например, мО-лО-кО, хотя произносим мы «малако».
«Пропущенные буквы». Дайте ребёнку текст, в котором пропущены буквы.
Вместе с заданием предложите этот же отрывок, но со всеми буквами. Задача
карапуза переписать нужные буквы в пропуски. Этим упражнением вы также
будете тренировать внимание.
Игры в лабиринты. Эта забава не только учит малыша сосредотачиваться на
задании, но и развивает крупную моторику (движения руки и предплечья).
Необходимо
подготовить
листы
с
нарисованными
лабиринтами
или
запутанными схемами и предложить ребёнку из них выпутаться с помощью
начертания неразрывной линии. Следите за тем, чтобы дисграфик изменял
положение руки, а не листа с заданием.
Заучивать словарные слова. Старайтесь ежедневно повторять и учить по 3-4
новых словарных слова.
Учить
стихотворения
наизусть.
Так
ребёнок
тренирует
свою
память
и
развивает речь, а это, в свою очередь, положительно сказывается на письме.
При работе с дисграфиком важно не заставлять его исправлять ошибки, а
учить
эти
ошибки
не
делать.
Поэтому
проверку
упражнений
всегда
оставляйте за собой. Достоверно диагностировать дисграфию можно только в
школьном возрасте, но внимательно относиться к речевому развитию своего
малыша нужно ещё в дошкольном.
В частности:
больше общаться с ребёнком, чтобы он слышал правильную речь;
исправлять речевые ошибки, которые допускает малыш;
обзавестись плакатом с буквами алфавита и регулярно обращаться к
нему, например, произнося звук и показав букву, просить карапуза
повторить ваши действия.
И самое важное – если ваш ребёнок после 4 лет не поизносит все звуки чётко,
обратитесь к логопеду.
Чтобы
преодолеть
проблему
дисграфии
у
ребёнка,
нужно
обратиться
к
специалисту для выбора подходящей коррекционной программы, а также
методично
выполнять
все
рекомендованные
упражнения.
Максимум
терпения, предельная усидчивость со стороны родителей довольно быстро
дадут свои результаты. И вскоре малыш начнёт радовать вас правильной
речью, грамотным письмом и красивым почерком.