Напоминание

"Мотивация обучающихся к учебной деятельности в условиях поселковой школы искусств"


Автор: Панфилова Инна Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: р.п. Бердяуш, Саткинский район, Челябинская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Мотивация обучающихся к учебной деятельности в условиях поселковой школы искусств"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Панфилова И.И.,

ДШИ п. Бердяуш

«Мотивация обучающихся к учебной деятельности

в условиях поселковой школы искусств»

«Интерес к учению появляется только тогда,

когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Формирование

мотивации

учения

в

школьном

возрасте

без

преувеличения

можно

назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её

актуальность

обусловлена

обновлением содержания

обучения,

постановкой

задач

формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, формирование

у них активной жизненной позиции. Сегодня ослаблена роль семьи в воспитании детей,

изменились ценностные ориентации у взрослых и детей, а СМИ стремятся внушить массовому

обывателю, что жить для своего удовольствия и наслаждения – высшая задача индивида. А

ведь не секрет, что любая учеба может не только доставлять удовольствие, но и быть рутинной,

тяжелой,

скучной.

Кроме

того,

большинство

обучающихся

не

склонно

посвящать

себя

непрерывному

процессу

обучения,

поэтому

необходимо

выявить

истоки

инициативы

обучающихся, обратившихся к дополнительному обучению.

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для

формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.

Основным фактором, определяющим качество и темп обучения, является мотивация.

Под мотивацией следует понимать генетическое стремление человека к самореализации в

соответствии

с

его

врожденными

способностями

к

определенным

видам

деятельности.

Мотивация

выполняет

важные

функции

в

обучении,

побуждает

поведение,

направляет

и

организует

его,

придаёт

ему

личностный

смысл

и

значимость. Организация

учебной

деятельности помогает формированию таких качеств личности, как пытливость, активность,

творчество,

что

обеспечивает

развитие

личности.

Она создаёт широкие возможности для

самореализации

учащихся

с

различным

уровнем

интеллектуальных

и

творческих

способностей.

Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с

энтузиазмом

учится

и

с

удовольствием

и

без

особых

трудностей

достигает

успехов,

он

настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, творческих

успехов.

Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома

практически каждому учителю.

Большинство детей, приходящих в ДШИ не представляют себе объема требований

предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики сразу сталкиваются с большой нагрузкой

по основным дисциплинам.

Часто первые шаги в освоении того или иного вида искусства достаточно трудны и

требуют ежедневной практики, к которой дети еще не приучены. Обучающиеся и их родители

не понимают и не видят конечных результатов. Важно помочь обучающимся выявить меру

своего

таланта

и

сделать

выбор.

Ведь

далеко

не

всегда

масштабы

талантливости

обнаруживаются в первые годы обучения.

Кроме того занятия ученика в школе искусств, как правило, имеют профессиональную

направленность.

Однако

известно,

что

не

все

выпускники

школ

искусств

становятся

профессиональными музыкантами, художниками или танцорами.

Другая распространенная причина - несоответствие желаний ребенка с программой

ДШИ.

Добровольно

возникшее

желание

играть

на

инструменте

перерастает

в

обременительную обязанность. Образцы классической музыки, на основе которых и должно

происходить овладение навыками игры на музыкальном инструменте, кажутся детям, и что

особенно

немаловажно,

и

родителям,

слишком

серьезными

или

даже

скучными.

И

как

следствие, интерес к овладению музыкальным инструментом постепенно пропадает.

Также необходимо учитывать большую загруженность детей в общеобразовательных

школах. По этим причинам начинается снижение интереса к обучению.

Что же делать, если ребенок не хочет учиться?

Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что

кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?

Несомненно, всему коллективу школы нужно повышать уровень учебной мотивации

учащихся — это процесс длительный, кропотливый, целенаправленный и в разные периоды

обучения педагогу необходимо учитывать специфику мотивации, определяемую возрастными

потребностями.

В начальных классах ДШИ желательно использовать новые интересные авторские

методики

(наряду

с

классическими,

апробированными

временем),

наглядные

пособия,

компьютерные

технологии,

расширение

репертуара

за

счёт

введения

импровизационных

музыкальных и внемузыкальных компонентов, насыщенная внеклассная жизнь и. т.д. В эти

годы

значительно

возрастает

чувство

долга,

что

значительно

превышает

познавательную

мотивацию. Поэтому здесь необходимо в разумных пределах включить дисциплинарные меры

и воспитывать чувство ответственности.

Средние

классы

является переломным периодом. К 3-4 классу резко возрастает

престижная мотивация – желание получить высокую отметку. В этот период ученики либо

бросают обучение в школе искусств, либо у них происходит резкий качественный скачок в

профессиональном развитии. Причины: физиологические и психологические. Если к этому

периоду

ученик

не

добился

определённых

успехов,

а

занятия

музыкой

или

рисованием

приобретают все более стрессовый характер, срабатывает психологическая защита и ученик

уходит из школы.

В работе у преподавателя в этот период должны присутствовать задачи

разной

степени

сложности,

дающие

возможность

пережить

чувство

успеха

как

можно

большему числу учащихся.

Старшие

классы.

Период

интересный,

но

по-своему

сложный.

Здесь

происходят

процессы активной персонификации личности и стремление образовать своё, недоступное для

взрослых, пространство. Девочки требуют щадящего критического отношения. С мальчиками

можно

быть

жестче.

Здесь

в

мотивации

учеников

заметно

усиливаются

прагматические

тенденции.

Как в условиях работы поселковой школы, когда приходится обучать детей,

обладающих разным уровнем творческих способностей, заинтересовать, мотивировать всех?

Ведь

в

конкурсах

и

фестивалях

даже

районного

уровня,

не

говоря

об

областных,

всероссийских и международных, могут участвовать,

и тем более побеждать, лишь единицы –

наиболее одарённые и трудолюбивые.

За время работы в ДШИ посёлка Бердяуш сложилась целая система внеклассной и

внешкольной деятельности, позволяющая проявить креативные качества каждому ученику.

Остановимся подробнее на некоторых её составляющих

.

В

течение

учебного

года

все

ученики,

обладающие

разными

способностями

и

трудолюбием, выступают на концертах, ставших традиционными. Концерты ко Дню знаний,

Дню пожилого человека, ко Дню матери, Новогодние театрализованные концерты, Татьянин

день, к 8 марта, Отчётные концерты отделений – это богатый, ничем не заменимый, опыт

публичных выступлений, это путь к повышению самооценки детей. Учащиеся пробуют свои

силы и в сольном инструментальном или вокальном исполнительстве, и как ведущие концерта,

играют и поют в ансамбле, читают стихи. А зрительская аудитория – воспитанники детских

садов,

сверстники,

родители

и

близкие

родственники

это

очень

доброжелательная

и

благодарная публика, для которой не важны профессиональные тонкости, для которых их дети

всегда самые лучшие.

Участие в конкурсах, олимпиадах – одна из приоритетных форм организации работы

учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация развития учащегося, требующая не только

настоящего

самостоятельного

творчества,

но

и

большой

дополнительной

работы

преподавателей.

На протяжении многих лет, наши учащиеся участвуют в конкурсах различных уровней

от

городских, районных, зональных до областных, всероссийских и международных, где

становятся победителями и призерами.

В нашей школе ежегодно проходят общешкольные конкурсы учащихся фортепианного,

художественного,

декоративно-прикладного

отделений,

в

которых

участвуют

все,

без

исключения учащиеся названных отделений. На фортепианном отделении: конкурс на лучшее

исполнение пьесы, конкурс этюдов, на художественном отделении: по станковой композиции,

н а

д е ко р ат и в н о - п р и к л а д н ом

от д е л е н и и :

ко н ку р с - в ы с т а в ка

п о

в ы ш и в к е .

Участие и победы в конкурсах оставляют незабываемые впечатления, дают стимул для

дальнейшего совершенствования. Детям очень нравится, когда они видят результаты своей

работы и считают свой труд, свои успехи очень значимыми для себя.

Для

успешного

решения

проблемы

мотивации

учащихся,

преподавателю

хорошо

применять весь спектр известных и адекватных мер, следует любым способом заинтересовать

каждого учащегося в отдельности. Например, на музыкальных отделениях - выбор репертуара

с учетом желаний учащегося играет в этом вопросе немаловажную роль. Детям нравится

подбирать на слух любимые песни, петь их и аккомпанировать самим себе. Таким образом,

весьма важным видится совместное стремление преподавателя и ученика выйти за рамки

традиционной

программы

обучения

и

расширить

репертуар

ученика

песнями,

которые

интересны ребёнку, а также его друзьям и знакомым.

В нашей школе преподаватели постоянно взаимодействуют с родителями, используя

при этом различные формы работы: родительские собрания, групповые и индивидуальные

беседы, привлечение родителей к работе объединений. Практическую помощь в работе с

родителями

приносит

участие

детей

в

концертных

программах

школы,

конкурсах

и

фестивалях. Совместная работа педагога и родителей, творческая атмосфера в коллективе

позволяют непроизвольно привлечь детей к музыкальному исполнительству.

Кроме того, преподаватели постоянно проводят работу с родителями своих учеников в

области пропаганды классической музыки: предлагают им посещать концерты, выставки и

мастер-классы профессиональных исполнителей, концерты и выставки организованные ДШИ,

а

также

знакомиться

с

видео-

и

аудио

-

записями

выдающихся

исполнителей.

Такая

«воспитательная» работа помогает преподавателю заинтересовать искусством не только детей,

но и их родителей, сформировать верное представление о выбранном отделении. Это очень

важно, потому что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их занятия и творческие

достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким людям.

Также целесообразно использовать возможности современных технологий: аудио и видео

техники, компьютерных программ, интернета и т.п. Современные технологии используются не

только на уроках, но и на общешкольных мероприятиях, таких как концерты-лекции, классные

часы, тематические концерты, в общешкольных и районных проектах.

Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение

исследований

и

др.

В

её

основу

положена

идея

развития

познавательных

навыков

обучающихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать

проблемы,

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

умения

прогнозировать

и

оценивать

результаты

собственной

деятельности.

В

процессе

выполнения

проекта

формируются

исследовательские

(поисковые),

коммуникативные,

организационно-

управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде. Так в апреле 2017 г. в

нашей школе проходило НОУ учащихся в рамках школьного проекта по патриотическому

воспитанию: конкурс

реферативно-исследовательских

работ

«Дорогами

войны»

.

В

НОУ

приняли

участие

учащиеся

младших

классов,

которые

выступали

с

докладами

и

презентациями.

Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и признанным!

Грамоты,

дипломы,

благодарности,

сувениры

это

всё

знаки

отличия

от

других,

знаки

выделения из толпы, знаки уважения и признания. Не надо скупиться на награды учащимся и

их родителям.

Сегодня перед коллективом учреждения дополнительного образования и особенно –

перед

преподавателями,

стоит

ответственная

задача

не

ограничиваясь

узко-

профессиональными

приемами,

проявлять

живой

интерес

к

личности

учащегося,

поддерживать тесный контакт с родителями, развивать сознательную дисциплину учащегося,

любым способом увлечь каждого учащегося индивидуально, вселять в него уверенность в

правильности избранной специализации.

Мотивация обучающихся к учебной деятельности в школе искусств посёлка Бердяуш

стоит на первом месте, что является залогом успешной образовательной деятельности.

Список литературы:

1.

Андреева Е. Научная статья: «Мотивация к обучению и потребности ребенка».

2.

Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

3.

Цыпин Г. «Психология музыкальной деятельности». Москва: издательский центр

«Академия». 2003.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!