Автор: Панфилова Инна Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: р.п. Бердяуш, Саткинский район, Челябинская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Мотивация обучающихся к учебной деятельности в условиях поселковой школы искусств"
Раздел: дополнительное образование
Панфилова И.И.,
ДШИ п. Бердяуш
«Мотивация обучающихся к учебной деятельности
в условиях поселковой школы искусств»
«Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
В.А. Сухомлинский
Формирование
мотивации
учения
в
школьном
возрасте
без
преувеличения
можно
назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её
актуальность
обусловлена
обновлением содержания
обучения,
постановкой
задач
формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, формирование
у них активной жизненной позиции. Сегодня ослаблена роль семьи в воспитании детей,
изменились ценностные ориентации у взрослых и детей, а СМИ стремятся внушить массовому
обывателю, что жить для своего удовольствия и наслаждения – высшая задача индивида. А
ведь не секрет, что любая учеба может не только доставлять удовольствие, но и быть рутинной,
тяжелой,
скучной.
Кроме
того,
большинство
обучающихся
не
склонно
посвящать
себя
непрерывному
процессу
обучения,
поэтому
необходимо
выявить
истоки
инициативы
обучающихся, обратившихся к дополнительному обучению.
Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для
формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.
Основным фактором, определяющим качество и темп обучения, является мотивация.
Под мотивацией следует понимать генетическое стремление человека к самореализации в
соответствии
с
его
врожденными
способностями
к
определенным
видам
деятельности.
Мотивация
выполняет
важные
функции
в
обучении,
побуждает
поведение,
направляет
и
организует
его,
придаёт
ему
личностный
смысл
и
значимость. Организация
учебной
деятельности помогает формированию таких качеств личности, как пытливость, активность,
творчество,
что
обеспечивает
развитие
личности.
Она создаёт широкие возможности для
самореализации
учащихся
с
различным
уровнем
интеллектуальных
и
творческих
способностей.
Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с
энтузиазмом
учится
и
с
удовольствием
и
без
особых
трудностей
достигает
успехов,
он
настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, творческих
успехов.
Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома
практически каждому учителю.
Большинство детей, приходящих в ДШИ не представляют себе объема требований
предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики сразу сталкиваются с большой нагрузкой
по основным дисциплинам.
Часто первые шаги в освоении того или иного вида искусства достаточно трудны и
требуют ежедневной практики, к которой дети еще не приучены. Обучающиеся и их родители
не понимают и не видят конечных результатов. Важно помочь обучающимся выявить меру
своего
таланта
и
сделать
выбор.
Ведь
далеко
не
всегда
масштабы
талантливости
обнаруживаются в первые годы обучения.
Кроме того занятия ученика в школе искусств, как правило, имеют профессиональную
направленность.
Однако
известно,
что
не
все
выпускники
школ
искусств
становятся
профессиональными музыкантами, художниками или танцорами.
Другая распространенная причина - несоответствие желаний ребенка с программой
ДШИ.
Добровольно
возникшее
желание
играть
на
инструменте
перерастает
в
обременительную обязанность. Образцы классической музыки, на основе которых и должно
происходить овладение навыками игры на музыкальном инструменте, кажутся детям, и что
особенно
немаловажно,
и
родителям,
слишком
серьезными
или
даже
скучными.
И
как
следствие, интерес к овладению музыкальным инструментом постепенно пропадает.
Также необходимо учитывать большую загруженность детей в общеобразовательных
школах. По этим причинам начинается снижение интереса к обучению.
Что же делать, если ребенок не хочет учиться?
Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что
кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?
Несомненно, всему коллективу школы нужно повышать уровень учебной мотивации
учащихся — это процесс длительный, кропотливый, целенаправленный и в разные периоды
обучения педагогу необходимо учитывать специфику мотивации, определяемую возрастными
потребностями.
В начальных классах ДШИ желательно использовать новые интересные авторские
методики
(наряду
с
классическими,
апробированными
временем),
наглядные
пособия,
компьютерные
технологии,
расширение
репертуара
за
счёт
введения
импровизационных
музыкальных и внемузыкальных компонентов, насыщенная внеклассная жизнь и. т.д. В эти
годы
значительно
возрастает
чувство
долга,
что
значительно
превышает
познавательную
мотивацию. Поэтому здесь необходимо в разумных пределах включить дисциплинарные меры
и воспитывать чувство ответственности.
Средние
классы
является переломным периодом. К 3-4 классу резко возрастает
престижная мотивация – желание получить высокую отметку. В этот период ученики либо
бросают обучение в школе искусств, либо у них происходит резкий качественный скачок в
профессиональном развитии. Причины: физиологические и психологические. Если к этому
периоду
ученик
не
добился
определённых
успехов,
а
занятия
музыкой
или
рисованием
приобретают все более стрессовый характер, срабатывает психологическая защита и ученик
уходит из школы.
В работе у преподавателя в этот период должны присутствовать задачи
разной
степени
сложности,
дающие
возможность
пережить
чувство
успеха
как
можно
большему числу учащихся.
Старшие
классы.
Период
интересный,
но
по-своему
сложный.
Здесь
происходят
процессы активной персонификации личности и стремление образовать своё, недоступное для
взрослых, пространство. Девочки требуют щадящего критического отношения. С мальчиками
можно
быть
жестче.
Здесь
в
мотивации
учеников
заметно
усиливаются
прагматические
тенденции.
Как в условиях работы поселковой школы, когда приходится обучать детей,
обладающих разным уровнем творческих способностей, заинтересовать, мотивировать всех?
Ведь
в
конкурсах
и
фестивалях
даже
районного
уровня,
не
говоря
об
областных,
всероссийских и международных, могут участвовать,
и тем более побеждать, лишь единицы –
наиболее одарённые и трудолюбивые.
За время работы в ДШИ посёлка Бердяуш сложилась целая система внеклассной и
внешкольной деятельности, позволяющая проявить креативные качества каждому ученику.
Остановимся подробнее на некоторых её составляющих
.
В
течение
учебного
года
все
ученики,
обладающие
разными
способностями
и
трудолюбием, выступают на концертах, ставших традиционными. Концерты ко Дню знаний,
Дню пожилого человека, ко Дню матери, Новогодние театрализованные концерты, Татьянин
день, к 8 марта, Отчётные концерты отделений – это богатый, ничем не заменимый, опыт
публичных выступлений, это путь к повышению самооценки детей. Учащиеся пробуют свои
силы и в сольном инструментальном или вокальном исполнительстве, и как ведущие концерта,
играют и поют в ансамбле, читают стихи. А зрительская аудитория – воспитанники детских
садов,
сверстники,
родители
и
близкие
родственники
–
это
очень
доброжелательная
и
благодарная публика, для которой не важны профессиональные тонкости, для которых их дети
всегда самые лучшие.
Участие в конкурсах, олимпиадах – одна из приоритетных форм организации работы
учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация развития учащегося, требующая не только
настоящего
самостоятельного
творчества,
но
и
большой
дополнительной
работы
преподавателей.
На протяжении многих лет, наши учащиеся участвуют в конкурсах различных уровней
от
городских, районных, зональных до областных, всероссийских и международных, где
становятся победителями и призерами.
В нашей школе ежегодно проходят общешкольные конкурсы учащихся фортепианного,
художественного,
декоративно-прикладного
отделений,
в
которых
участвуют
все,
без
исключения учащиеся названных отделений. На фортепианном отделении: конкурс на лучшее
исполнение пьесы, конкурс этюдов, на художественном отделении: по станковой композиции,
н а
д е ко р ат и в н о - п р и к л а д н ом
от д е л е н и и :
ко н ку р с - в ы с т а в ка
п о
в ы ш и в к е .
Участие и победы в конкурсах оставляют незабываемые впечатления, дают стимул для
дальнейшего совершенствования. Детям очень нравится, когда они видят результаты своей
работы и считают свой труд, свои успехи очень значимыми для себя.
Для
успешного
решения
проблемы
мотивации
учащихся,
преподавателю
хорошо
применять весь спектр известных и адекватных мер, следует любым способом заинтересовать
каждого учащегося в отдельности. Например, на музыкальных отделениях - выбор репертуара
с учетом желаний учащегося играет в этом вопросе немаловажную роль. Детям нравится
подбирать на слух любимые песни, петь их и аккомпанировать самим себе. Таким образом,
весьма важным видится совместное стремление преподавателя и ученика выйти за рамки
традиционной
программы
обучения
и
расширить
репертуар
ученика
песнями,
которые
интересны ребёнку, а также его друзьям и знакомым.
В нашей школе преподаватели постоянно взаимодействуют с родителями, используя
при этом различные формы работы: родительские собрания, групповые и индивидуальные
беседы, привлечение родителей к работе объединений. Практическую помощь в работе с
родителями
приносит
участие
детей
в
концертных
программах
школы,
конкурсах
и
фестивалях. Совместная работа педагога и родителей, творческая атмосфера в коллективе
позволяют непроизвольно привлечь детей к музыкальному исполнительству.
Кроме того, преподаватели постоянно проводят работу с родителями своих учеников в
области пропаганды классической музыки: предлагают им посещать концерты, выставки и
мастер-классы профессиональных исполнителей, концерты и выставки организованные ДШИ,
а
также
знакомиться
с
видео-
и
аудио
-
записями
выдающихся
исполнителей.
Такая
«воспитательная» работа помогает преподавателю заинтересовать искусством не только детей,
но и их родителей, сформировать верное представление о выбранном отделении. Это очень
важно, потому что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их занятия и творческие
достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким людям.
Также целесообразно использовать возможности современных технологий: аудио и видео
техники, компьютерных программ, интернета и т.п. Современные технологии используются не
только на уроках, но и на общешкольных мероприятиях, таких как концерты-лекции, классные
часы, тематические концерты, в общешкольных и районных проектах.
Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение
исследований
и
др.
В
её
основу
положена
идея
развития
познавательных
навыков
обучающихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать
проблемы,
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
умения
прогнозировать
и
оценивать
результаты
собственной
деятельности.
В
процессе
выполнения
проекта
формируются
исследовательские
(поисковые),
коммуникативные,
организационно-
управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде. Так в апреле 2017 г. в
нашей школе проходило НОУ учащихся в рамках школьного проекта по патриотическому
воспитанию: конкурс
реферативно-исследовательских
работ
«Дорогами
войны»
.
В
НОУ
приняли
участие
учащиеся
младших
классов,
которые
выступали
с
докладами
и
презентациями.
Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и признанным!
Грамоты,
дипломы,
благодарности,
сувениры
–
это
всё
знаки
отличия
от
других,
знаки
выделения из толпы, знаки уважения и признания. Не надо скупиться на награды учащимся и
их родителям.
Сегодня перед коллективом учреждения дополнительного образования и особенно –
перед
преподавателями,
стоит
ответственная
задача
–
не
ограничиваясь
узко-
профессиональными
приемами,
проявлять
живой
интерес
к
личности
учащегося,
поддерживать тесный контакт с родителями, развивать сознательную дисциплину учащегося,
любым способом увлечь каждого учащегося индивидуально, вселять в него уверенность в
правильности избранной специализации.
Мотивация обучающихся к учебной деятельности в школе искусств посёлка Бердяуш
стоит на первом месте, что является залогом успешной образовательной деятельности.
Список литературы:
1.
Андреева Е. Научная статья: «Мотивация к обучению и потребности ребенка».
2.
Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
3.
Цыпин Г. «Психология музыкальной деятельности». Москва: издательский центр
«Академия». 2003.